litceysel.ru
добавить свой файл
1
Элективный курс



Основы педиатрии (9 класс)


Составитель: О. Е. Аверчинкова

Учитель: Н. В. Волкова


Пояснительная записка


Педиатрия (от греч. pais, paidos – ребенок, iatreia – лечение) – учение о детских заболеваниях. Данный элективный курс раскрывает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их диагностики, лечения и предупреждения. Особое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, гигиены детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Элек­тивный курс « Основы педиатрии» составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии). Он зна­комит учащихся со спецификой медицинской специальности, способ­ствует осознанному выбору биолого-химического профиля обучения и ориентирует на поступление в медицинские вузы. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворе­нию познавательных интересов, повышению информационной и ком­муникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов.

Программа данного курса рассчитана на 17 ч, из них 7 ч – семинары и 10 ч отведено на выполнение лабораторного практикума.


Цели курса:


  1. Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора медицинского профиля обучения

  2. Познакомить девятиклассников со спецификой работы врача – педиатра.


Задачи курса:

1.Знакомство с особенностями детского организма во временном диапазоне от плода до 18- летнего возраста.

2. Пропедевтика детских заболеваний.


Методы работы: лекции, беседы, практические и лабораторные занятия, ролевые игры, семинары.


.

Ожидаемые результаты:

1. Умение применять знания об особенностях детей раннего, дошкольного, и школьного возраста на практике в жизни.


2. Иметь представления о здоровье и физическом развитие детей.

3. Выявлять причины заболеваний и травматизма ребенка.

4.Знать приемы первой помощи при несчастных случаях и травмах.


Содержание курса


Тема 1. Репродуктивная система человека (2 ч)

Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущ­ность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. К. М. Бэр — основатель совре­менной эмбриологии.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и стар­ческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования)

Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Внутренние половые органы мужчины и женщины», «Нормальная и внематочная беременность»; микроскоп и набор микропрепаратов; демонстрационная мо­дель-аппликация «Наследование резус-фактора»; модель-ап­пликация «Генетика групп крови»; слайд-альбом «Человек и его здоровье»; фотографии учащихся, людей разного возраста (свои и членов семьи, известных людей); дидактические материалы риалы (книги, статьи СМИ о клонировании и старении); ис­пользование информационных ресурсов Интернета.

Тема 2. Мониторинг физического развития учащихся (1ч).

Особенности развития юношей и девушек. П. Ф. Лесгафт. Бодибилдинг — это вид спорта или дань моде?

Практическая работа

Мониторинг физического развития учащегося.

Материалы и оборудование: таблицы из серии «Здоровый образ жизни» — «Периоды развития женского организма», «Здоровье»; фотографии бодибилдеров; использование инфор­мационных ресурсов Интернета.

Тема 3. Особенности ВНД человека (3 ч)


Рефлекторный характер ВНД. Классификация темпера­мента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля — способность человека к преодолению трудностей.

« Золотые сны », от которых не просыпаются. Наркомания — это болезнь. Действие наркотиков на организм. Механизмы формирования наркотической зависимости. Наркомания и закон. Ролевая игра-диалог журналистов и врача-нарколога.

Познавательные процессы. Речь — средство общения. Па­мять, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Воображение, восприятие и мыш­ление. И.М. Сеченов.

Практические работы


  1. Определение типа темперамента.

  2. Определение объема памяти.

Средства обучения: фотографии известных людей; таблицы из серий «Здоровый образ жизни» и «Действие наркотиков на ЦНС»; видеофильм «Опасно! Наркомания»; секундомер.


Тема 4. Опорно-двигательный аппарат человека (2 ч)

Особенности скелета человека, связанные с прямохождени-ем и трудовой деятельностью. Изучение рентгеновских сним­ков различных частей тела. Связь строения и формы костей с выполняемыми функциями. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-ортопеда.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опо­ры и движения. Значение физических упражнений для его формирования. Гиподинамия и здоровье человека, способы борьбы с гиподинамией. Проблема использования допинга в спорте.

Практическая работа

Определение гибкости позвоночника и выявление на­рушений осанки.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; остеоло­гические модели «Скелет человека», «Череп человека»; раз­даточный материал «Позвонки»; рентгеновские снимки с нарушениями опорно-двигательного аппарата; фотографии спортсменов; использование информационных ресурсов Ин­тернета.

Тема 5. Иммунитет (2 ч)

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. Межпредметный проект «Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее». История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Рас­пространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупрежде­ния, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Материалы и оборудование: портреты ученых; географи­ческая карта; публикации СМИ; использование информа ционных ресурсов Интернета; таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таблицы «Синдром приобретенного иммуно­дефицита, ВИЧ. Течение заболевания, размножение ВИЧ в организме. Эпидемия ВИЧ и наркоэпидемия»; серия таблиц «Профилактика СПИДа и венерических заболеваний».

Тема 6. Дыхание (2 ч)

Строение органов дыхательной системы. Дыхательные дви­жения и их регуляция. ЖЕЛ. Значение дыхания для обмен­ных процессов. Хороший голос — правильно поставленное дыхание. Диафрагмальное дыхание.

Ролевая игра «Суд над сигаретой». Действующие лица: секретарь, судья, адвокат, прокурор, биолог, историк, химик, фармаколог, криминалист, статистик, валеолог, сигарета, легкие, сердце, мозг.

Практические работы


  1. Определение жизненной емкости легких.

  2. Измерение продолжительности задержки дыхания при вдохе и выдохе.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельеф­ная модель «Строение легких человека»; модель «Бронхи человека сегментарные»; прибор для сравнения содержа­ния углекислого газа во вдыхаемом л выдыхаемом воздухе (ПУГД); таблицы из серии «Здоровый образ жизни», таб­лицы «Состав табачного дыма. Основные мишени табака и рак легких у курильщиков»; таблица «Шесть причин не ку­рить»; материалы СМИ; использование информационных ресурсов Интернета.



Тема 7. Пищеварительная система (2 ч)

Пищеварение в ротовой полости. Знакомство с особенно­стями профессиональной деятельности врача-стоматолога. Пищеварение в желудке и кишечнике. Пищеварительные железы. Пищевые продукты и питательные вещества. Рациональ­ное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностя­ми профессиональной деятельности врача-диетолога. А. А, По­кровский.

Лабораторная и практические работы


  1. Влияние никотина на слюну.

  2. Знакомство с ротовой полостью.

  3. Составление меню дневного рациона.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; таблицы: «Органы полости рта», «Схема строения зуба», «Виды прику­са», «Стадии кариеса», «Профилактика стоматологических заболеваний», «Методика чистки зубов»; модель зуба; модели рельефные «Желудок. Внутренняя и внешняя поверхность», «Пищеварительный тракт»; злектрифицированная модель «Кишечная ворсинка с сосудистым руслом»; модель «Трена­жер для чистки зубов (верхняя челюсть)»; таблица по гигиене «Основы рационального питания»; материалы СМИ.


Тема 8. Кожный покров (3 ч)

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светоле­чение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, ли­шай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нару­шение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы на­ложения повязок на условно поврежденное место.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.


Лабораторная и практические работы


  1. Определение типа кожи на разных участках лица.

  2. Правила ухода за кожей.

  3. Первая помощь при ожогах и обморожениях, тепло­вом и солнечном ударах.

Материалы и оборудование: атлас по анатомии; рельефная таблица «Кожа человека. Разрез»; барельефная модель «То­пография точек акупунктуры уха»; имитатор ранений в кар­тонной упаковке; материалы для оказания первой помощи; справочник по оказанию первой помощи; образцы одежды; косметические средства; полотенце, косынка, заколки, зерка­ло; таблица «Массажные линии лица и шеи»; электрифициро­ванная модель «Мышцы головы и шеи».


Список литературы


1. Голубев в. в. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного .

возраста. _ М.. 2000г.

2. Таточенко В. К. Педиатору на каждый день. – М.. 1997г.

3. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 1997г.

4.Мазурин А. В. Общий уход за детьми. – М..1997г.

5. Г. Ю. Лазарева Педиатрия «Феникс» Ростов – на – Дону 2008г.


Тематическое планирование



п/п


Наименование тем

Кол-во часов

Лаб.раб

Пр. раб.


1

Репродуктивная система человека.

• Почему дети похожи на родителей

• Возрастные процессы


2






2

Мониторинг физического развития учащихся.

Индекс Кетле (весоростовой показатель). Особенно­сти развития юношей и девушек. Практическая работа «Мониторинг физического развития учащегося»


1


1



3

Особенности ВНД (высшей нервной деятельно­сти) человека.

•Типы нервной системы. Практическая работа
«Определение типа темперамента»

•«Золотые сны», от которых не просыпаются, — интервью со
специалистом-наркологом

•Память и внимание. Практическая работа «Опре­деление объема памяти»





3



2



4

Опорно-двигательный аппарат человека.

• Скелет человека (осанка, походка, гибкость позво­ ночника).
Практическая работа «Определение гибко­сти позвоночника и
нарушений осанки»

• Роль двигательной активности в развитии аппа­рата опоры и
движения (ролевая игра «На приеме у врача ортопеда»




2



1


5

Иммунитет.

•Детские инфекционные заболевания и меры борьбы сними
•ВИЧ-инфекция



2





6

Дыхание.

• Дыхательные движения. Жизненная емкость лег­ ких. Практические работы:
«Определение жизнен­ной емкости легких» и «Измерение продолжительности задержки дыхания ­ при вдохе и выдохе»
• Ролевая игра «Суд над сигаретой»





2



1



7

Пищеварительная система.

•Система органов пищеварения. Лабораторная работа «Влияние никотина на слюну» или практи­ ческая работа «Знакомство с ротовой полостью»
ролевая игра «На приеме у стоматолога»)

*Рациональное питание. Режим питания. Практиче­ская работа «Составление меню дневного рациона»


(ская работа «Составление меню дневного рациона»



2



2



8

Кожный покров.

• Строение и функции кожи. Лабораторная рабо­ та «Определение типа
кожи на разных участках лица». Гигиена кожи.
• Закаливание организма. Гигиена одежды и обу­ ви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной

деятельности врача-косметолога.

Практическая работа «Правила ухода за кожей»

• Изучение приемов наложения повязок на услов­ но поврежденные места кожного покрова. Прак­тические работы «Первая помощь при ожогах,
об­морожениях, тепловом и солнечном ударах».





3



3





Всего – 17 часов.

Лабораторный практикум – 10 час. Семинары – 7 часов.