litceysel.ru
добавить свой файл
1

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_Фуникова И.В.__________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________200___г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 3 »

____________/______________/

ФИО

«___»____________200___г.


«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ №3 »

____________/__Мальцева Л.Д.____________/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________200___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Полежаевой Ирины Александровны, учителя высшей категории


элективный курс по биологии: " ЖИЗНЬ ПО ЗАКАЗУ: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ".

10 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «___»_______200__ г.


2010 – 2011 учебный год


Учебно-тематическое планирование

( элективный курс по биологии)

Классы 10а

Учитель Полежаева И.А

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ч.;

Административных контрольных уроков час.

Планирование составлено на основе Программы элективных курсов по биологии: " ЖИЗНЬ ПО ЗАКАЗУ: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ". Авторы: Петрова Е. В., учитель биологии, МОУ «СОШ № 49 г. Саратова», Швецова О. И., учитель биологии, МОУ «СОШ № 49 г. Саратова», 2002 год, Саратов.

Учебник Общая биология, 10 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, М: «Вентана-Граф», 2002



Пояснительная записка.

Программа данного элективного курса является общеобразовательной и направлена на развитие содержания курса общей биологии 10-го класса муниципальных общеобразовательных учреждений.

Основная концептуальная идея курса - личная ответственность каждого человека за свою жизнь, будущее человечества и биосферы в целом.

Реализация данной идеи очень актуальна в связи с переходом от антропоцентрического принци­па построения биологических программ к биоцентрическому. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой жизненной формы и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в при­роде и жизни человека. Деятельность человека должна учитывать интересы природы, в противовес ее безжалостной эксплуатации.

В связи с изменением структуры школьного образования и выделением базовой 9-летней обяза­тельной общей ступени произошла перестройка школьного курса биологии. С основами общей биологии учащиеся знакомятся уже в 9-м классе. Большой объем, сложность учебного материала, небольшое ко­личество отведенного времени (2 часа в неделю) не способствуют глубокому рассмотрению таких важ­ных понятий как размножение, развитие, старение, отмирание, качество наследственного материала и условий среды с точки зрения личной ответственности, а также социального заказа человеческой форма­ции данного исторического периода развития.

Основная цель данного элективного курса - расширить и углубить знания по одному из важ­ных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов». Учебный материал курса, лабора­торные работы, конференции, семинарские занятия, лекции, деловые игры позволят реализовать сле­дующие учебные задачи:

  • осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях орга­низации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственно­сти и среды в процессе формирования признаков;


  • развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее своего вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропо­генного влияния на природу, формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество и количество новых поколений;

  • воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни.

В результате успешного освоения учебной программы учащиеся должны:

  • характеризовать формы и виды размножения, знать их биологическое значение, роль наследст­венности в онтогенезе и филогенезе организмов, причины нарушения наследственной информации и последствия для организмов и видов в природе, влияние окружающей среды и образа жизни на организм;

  • сравнивать, распознавать, определять строение спор, гамет, стадий развития организмов, мо- дификационную и генотипическую изменчивость, роль среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии, наследственные заболевания и болезни образа жизни;

  • обосновывать осознанный выбор здорового образа жизни, вредное влияние на наследствен­ность организмов загрязнения природной среды, алкоголя, никотина, наркотиков, неумеренного упот­ребления лекарственных препаратов, токсических веществ;

  • уметь пользоваться дополнительной учебной литературой, информацией на электронных носи­телях; составлять развернутые планы, опорные конспекты, тезисы, сообщения, набирать информацию для проектной папки.

Основной принцип обучения: «Узнавай, думай, осознавай, меняйся сам и изменяй в лучшую сторону свою жизнь, жизнь других и окружающую среду».

Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, использование элементов проектной технологии.

Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые игры, семинар.


Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связи с химией, эколо­гией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся 9- го класса. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление об определяющей роли среды обитания, протекающих в природе эволюционных процессов, формирующих «биологический заказ» на появление, развитие или вымирание тех или иных организмов в биосфере. В человеческом обществе, в зависимости от социальных, экономических условий жизни, существующих

религиозных традиций тоже существует «социальный заказ» на рождаемость: качество и количество но­вых поколений, соотношение рождаемости и смертности внутри отдельных государств и планеты в це­лом.

После первого занятия учащиеся выбирают темы проектов, которые они подготовят к последне­му занятию курса, на котором состоятся слушание и защита проектов. Материал для проектной папки собирается учениками самостоятельно, но под руководством учителя. В подготовке одного проекта мо­жет принимать участие как один ученик, так и группа учащихся.

Для успешного освоения данного элективного курса необходимо следующее учебное оборудо­вание:


  • микроскопы и микропрепараты: «Митоз в корешках лука; спорангий папоротника; пыльца со­сны; яйцеклетка гидры»;

  • коллекции насекомых, влажные препараты позвоночных животных со стадиями развития, объ­емные таблицы со стадиями эмбриогенеза хордовых;

  • схемы деления клетки, этапов сперматогенеза и овогенеза, фотографии аномальных наборов хромосом, потомства с наследственными заболеваниями;

  • учебники и дополнительные учебные пособия по общей биологии;

  • учебные фильмы, компьютерные диски с учебным материалом по биологии (Биология. 1 С: ре­петитор, репетитор по биологии Кирилла и Мефодия)



Содержание программы.

(10 класс, 34часа, 1 час в неделю)


  1. Размножение в органическом мире (3 часа).

Формы и виды размножения в природе. Бесполое размножение, биологическое значение, прак­тическое значение для человека. Половое размножение, виды. Половое размножение растений, живот­ных. Эволюционное значение полового размножения. Биологическая роль полового размножения.

Лабораторная работа.

Рассмотрение микропрепаратов спор и гамет.

  1. Гаметогенез (5 часов).

Образование половых клеток. Отличительные черты гамет. Наследственная информация жен­ских и мужских половых клеток. Особенности деления половых клеток. Сперматогенез, стадии, значение для организмов. Овогенез, стадии, отличительные черты. Влияние образа жизни, условий среды обита­ния на качество наследственной информации гамет.

Лабораторная работа.

Сравнение мужских и женских половых клеток. Разнообразие гамет.

  1. Оплодотворение в органическом мире (4 часа).

Оплодотворение. Значение зиготы. Двойное оплодотворение у растений, его биологическое зна­чение, роль в эволюции природы. Оплодотворение у животных. Определение и переопределение пола в зависимости от условий среды. Аномалии наследственной информации зиготы, последствия для орга­низмов и биосферы в целом.

Лабораторная работа.

Сравнение аномальных и нормальных наборов хромосом генотипа человека, прогнозирование последствий для организма.

  1. Эмбриональное развитие организмов (8 часов).

Начальные этапы эмбриогенеза. Влияние условий среды и образа жизни на органогенез. Методы исследования генетики человека. Современная диагностика эмбрионального развития человека. Наслед­ственные заболевания человека, причины, последствия для биологического вида. Разложение генома. Болезни образа жизни. Личная ответственность родителей за качество здоровья детей, ответственность человека за будущее цивилизации, биосферы планеты.


Лабораторные работы.

Решение генетических задач на наследственные аномалии (соматические или сцепленные с по­лом) генотипа человека. Составление родословных.


  1. Постэмбриональное развитие организмов (4 часа).

Развитие после рождения: виды, этапы. Прямое развитие организмов, значение в природе. Раз­витие с превращением, роль метаморфоза для организмов. Неотения, значение в природе. Антропогенное влияние на постэмбриональное развитие организмов.

Лабораторная работа.

Сравнение видов и стадий постэмбрионального развития беспозвоночных.

Экскурсия.

Антропогенное влияние на постэмбриональное развитие насекомых-вредителей сельского хо­зяйства, последствия для экосистем, биосферы.

  1. Онтогенез и филогенез организмов (3 часа).

Онтогенез и филогенез организмов. Проблемы старения и отмирания в природе. Продолжитель­ность жизни и биологические возможности человеческого организма.

  1. Организм - единое целое (3 часа).

Организм - единое целое. Биоритмы организма и планеты. Биологические часы. Саморегуляция работы организма.

  1. Заключение (5 часов).

Защита проектов: «Жизнь до рождения», «Отцы и дети», «Жизнь - начало или конец?», «Жизнь: социальный и биологический заказ». Обобщение материала.


Календарно-тематическое планирование.



Календарные сроки

Наименование разделов и тем


Наглядные пособия и технические средства

Вид занятия

Задания для учащихся

Размножение в органическом мире (3 часа).

1.




Размножение организмов, формы, значение в природе.


Таблицы,

Урок изучения нового мате­риала, комбинированный урок.




2.




Бесполое размножение организмов.




Урок формирования знаний, комбинированный

урок.





3.




Половое размножение организмов. Лабораторная работа:«Рассмотрение микропрепаратов спор и гамет расти­тельных и животных объектов».


Таблицы, лабораторное оборудование

Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок, лабораторный практикум.




Гаметогенез (5 часов).


4.



Образование половых клеток.



Таблицы

Урок формирования и систематизации знаний, комби­нированный урок




5.




Наследственная информация гамет.

Таблицы

Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок




6.




Сперматогенез, стадии и значение в природе.

Таблицы

Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок.




7.




Овогенез, отличительные особенности, значение для организмов.

Таблицы

Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок.





8.




Влияние образа жизни, условий среды обитания на качество наследственной инфор­мации гамет.


Таблицы

Урок обобщения, систематизации и совершенствования знаний. Урок-конференция.




Оплодотворение в органическом мире (4 часа).



9.




Оплодотворение, значение зиготы.



Таблицы

Урок формирования знаний, комбинированный

урок.





10.




Двойное оплодотворение у растений, значение, роль в эволюции живой природы.

Таблицы

Урок систематизации и совершенствования знаний, комбинированный урок.




11.




Оплодотворение у животных. Определение пола.

Таблицы

Урок систематизации и совершен­ствования знаний, комбинированный урок.





12.




Аномалии наследственного материала зиготы. Лабораторная работа: «Сравнение аномальных и нормальных наборов хромосом зиготы человека. Прогнозирование последствий для организма, биологического вида».


Таблицы, лабораторное оборудование.

Урок совершенствования и система­тизации знаний, лабораторный практикум.



Эмбриональное развитие организмов (8 часов).



13.




Начальные этапы эмбриогенеза.



Таблицы

Урок формирования знаний, урок-лекция





14.




Влияние условий среды и образа жизни на органогенез.

Таблицы

Урок систематизации и со­вершенствования знаний.




15.




Методы исследования генетики человека. Лабораторная работа: «Составление родословных».


Таблицы, лабораторное оборудование.

Урок формирования и совершенствования знаний, комбинированный урок, лабораторный практикум.




16.




Современная диагностика эмбрионального развития человека. Планирование семьи.

Таблицы

Урок систематизации и совершенствования знаний




17-18



Наследственные заболевания человека, причины, последствия для вида.Лабораторная работа: «Решение гене­тических задач на аномалии наследственного материала человека».



Таблицы

Урок совер­шенствования и систематизации знаний, комбинированный урок,лабораторный практикум.




19.




Болезни образа жизни, их влияние на наследственную информацию организма, по­томства.

Таблицы

Урок обобщения и контроля знаний, комбинированный урок + деловая игра: «Наши вредные привычки».





20.




Личная ответственность человека за будущее цивилизации, биосферы планеты

Таблицы

Урок совершенствования, обобщения и систематизации знаний, урок-семинар.





Постэмбриональное развитие организмов (4 часа).


21.




Развитие организмов после рождения, виды в природе. Прямое развитие организ­мов.



Таблицы

Урок формирования знаний, урок-лекция.





22.



Развитие с метаморфозом, стадии, значение в природе. Неотения. Лабораторная работа: «Сравнение видов и стадий постэмбрио­нального развития беспозвоночных».



Таблицы, лабораторное оборудование.

Урок совершен­ствования и систематизации знаний,лабораторный практикум.




23.




Антропогенное влияние на постэмбриональное развитие организмов, последствия для биосферы.

Таблицы,

Урок совершенствования и систематизации знаний.




24-25




Развитие организмов и окружающая среда.


Таблицы,

Урок обобщения и контроля знаний, тестовый контроль.





Онтогенез и филогенез организмов (3 часа).


25.




Онтогенез и филогенез организмов. Биогенетический закон.


Таблицы,

Урок формирования знаний, комбинированный урок




26.




Проблемы старения и отмирания в природе.

Таблицы,

Урок совершенствования и системати­зации знаний,урок-конференция.





27.


Продолжительность жизни и биологические возможности человека.





Урок совер­шенствования знаний, урок-деловая игра: «Лет до ста прожить нам без старости...».





Организм - единое целое ( З часа).


28.




Организм - единое целое.



Таблица

Урок формирования знаний, комбинированный урок.





29.




Биоритмы организма и планеты.

Таблица

Урок формирования знаний, урок-лекция.





30.




Саморегуляция работы организма.

Таблица

Урок совершенствования и систематизации зна­ний, урок-семинар.





Заключение (5 часов).


31,32,33




Защита творческих проектов на темы: «Жизнь до рождения», «Отцы и дети», «Жизнь - начало или конец?», «Жизнь: социальный и биологический заказ».





Презентация проектов учащихся.


34-34





Обобщение материала и контроль знаний.













Литература для учащихся

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин И.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.

  2. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.

  3. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.

  4. Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.

  5. Пименова И.Н., Пименов Л.В. Лекции по общей биологии. - Сар.: Лицей. 2001.

  6. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение. 1988.

  7. Стяжкина Е.И., Петрова Е.В.. Биология. Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену 9 класс. М.: изд-во НЦ ЭНАС. 2005.

  8. Чуйкин А.Е.. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факульте­ты университетов. СПб.: Политехника. 2004.

Литература для учителя

    1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.

    2. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.

    3. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов П.Д.. Биология для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. Минск. Юнипресс. 2001.

    4. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие но биологии. Сар. ИЦ «Добродея». 1997. - ,

    5. Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар. ИЦ «Добродея». 1997.

    6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. М. Дрофа. 2001.
    7. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: «Просвещение». 1988.

    8. Чуйкин А.Е. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факульте­ты университетов. СПб. Политехника. 2004.

9. Чуйкова J1.IO. Социальная экология. Учебное пособие для 11-х классов средней школы. Астрахань. 1996.