litceysel.ru
добавить свой файл
1
Эссе



«Моя формула успеха»


Учитель начальных классов

Сергеева Гульназ Сунгатулловна

МОУ «Гимназия №2»

имени Баки Урманче


Нижнекамск


По дороге в школу, когда в школе всё утихает, по дороге и в свободные минуты я размышляю о смысле жизни, своей работе. Этот процесс идет чаще в форме диалога с самим собой…И вдруг обнаруживаю, что вопросов намного больше, чем ответов на них. Ответы на волнующие меня вопросы часто нахожу в высказываниях великих педагогов, мыслителей, классиков. Нельзя не согласиться с высказываниями Михаила Ивановича Калинина, что «Педагог – инженер человеческих душ», Льва Николаевича Толстого что «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книжки, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Современный учитель, каков он?

- Интеллигентен? Обязательно, ведь именно к данной категории людей относится наша профессия.

- Коммуникативен? Естественно, одно из важнейших качеств педагога – это возможность непосредственного общения, контроль над состоянием процесса.

-Оптимист? Да, как жить в нашу современную эпоху без веры в лучшее. Мои размышления о современном учителе привели к выводу, что эти качества во все времена были и остаются отличительной чертой педагога.

- Также меня волнует вопрос: в чем смысл удивительной профессии – учитель?

- Помочь ребенку открыть мир, а значит открыть себя. Детское самопознание предполагает работу с огромным потоком информации. Дети всегда разные, неповторимые. В результате общения с ними, я получаю огромный заряд энергии, оптимизма, новых идеи, и понимаю, что востребован не только как учитель, но и как личность.


Уже в школе в старших классах на вопрос «Кем быть», я, не задумываясь, отвечала «Учителем».

Я не знала тогда, что учитель – это, прежде всего воспитатель, а уже потом преподаватель математики, русского языка. Адольф Дистервег (немецкий педагог) говорил: «Воспитателем и педагогом надо родиться; ими руководит прирожденный такт». И действительно так. Человек становится учителем не после окончания пединститута, а в результате многолетнего общения с учениками. Меня всегда волнует вопрос: откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью. Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске? Ответом на этот вопрос я нахожу в любви к своей работе, профессии, детям. Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть таким, чтобы ребенок хотел идти за ним, идти вместе с ним. Щедрость – первая черта учителя. Он без оглядки отдает ученикам свои способности, умения, все свое время, свою душу. Я твердо убеждена, что в основе учительской работы должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество. Не перевоспитание, а принятие его личности такой, какова она в 6-7 лет, когда ребенок приходит в 1 класс. Стремление развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытам. Необходимо создать условия для творческого развития ребенка.

Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка, семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть,- своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?


Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться– буду владеть сердцами своих учеников. Работая в школе я вывела для себя формулу учительского успеха.

Методическое мастерство

Творчество х Любовь к детям = УСПЕХ

Увлеченность

Нравственная культура

Именно методическое мастерство является важнейшей составляющей успеха. Именно творчество позволяет любое дело делать так, словно это твоя «лебединая песня»: не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ.

Именно увлеченность учителя ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования, своей увлеченностью учитель «заражает» детей.

Именно нравственная культура педагога является примером для подражания в поступках, делах.

Все эти составляющие не могут привести к профессиональному успеху учителя, если нет любви к детям («Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В.О.Ключевский

Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза. Глаза моих учеников.