litceysel.ru   1 2 3

   Сходно было участие в нашей серии ИНРИ (Исследования Новейшей Русской Истории) - М. Бернштама, затем и Ю. Фельштинского и Д. Штурман.

   В борьбе с коммунистической ложью - отличились многообразной, свежей по мысли, глубокой по проникновению публицистикой, и в достойно взвешенном тоне, М. Агурский, Д. Штурман, А. Некрич, М. Геллер, А. Серебренников.
   И где, как не здесь, вспомнить подвиг американского профессора Юлиуса Эпштейна, его заслугу перед Россией. В самонадменной Америке, всегда уверенной в своей правоте и легковесно не ощущающей своих преступлений, - он, одинокими усилиями, вскрыл тайну "операции килевания": послевоенной выдачи американцами уже со своего материка сталинским агентам на уничтожение - сотен и тысяч русских и казаков, наивно полагавших, что уже достигли "свободной" страны и теперь спасены50.
   Всеми этими примерами как не утвердиться в открытости всем нам искреннего русско-еврейского благопонимания - если не будем с обеих сторон загораживать его нетерпимостью и злобой.
   Увы, даже мягчайшие движения к опоминанию, раскаянию, справедливости вызывают жёсткие окрики от блюстителей крайнего национализма - и русского, и еврейского. "Не успел Солженицын призвать к национальному покаянию", - то есть русских, и этого автор не осуждает, - "как на тебе! - наши тут как тут, в первых рядах". Не называет по имени, но, видимо, первого имеет в виду М. Хейфеца. "Это, оказывается, мы больше всех виноваты, мы помогали... установить... да нет, не помогали, а прямо сами установили советскую власть... непропорционально присутствовали в разных органах"51.
   На тех, кто заговорил голосом раскаяния, тотчас накинулись неистово. "Предпочитают из своего ура-патриотического нутра выделить полный рот слюны" - а стиль-то! а благородство выражения! - "и тщательно оплевать всё тех же "предков", проклиная Троцкого и Багрицкого, Когана и Дунаевского"; "М. Хейфец призывает нас "очищать себя на огне национального покаяния"(?!)"52.

   И как же досталось Ф. Светову за автобиографического героя его романа: "Книга о переходе в христианство... будет способствовать отнюдь не абстрактным поискам пути к раскаянию, а вполне конкретному антисемитизму и жидоморству... книга эта - антисемитская". Да и в чём раскаиваться? - возмущается неугомонный Давид Маркиш. - Герой Светова видит "предательство" в том, что "мы бросаем эту страну в плачевном состоянии, в котором мы сами исключительно и виновны: ведь это мы, оказывается, устроили там кровавую революцию, расстреляли царя-батюшку, опоганили и изнасиловали православную церковь и вдобавок основали Архипелаг ГУЛаг" - так, что ли? Так, во-первых, вот эти "товарищи", Троцкий, Свердлов, Берман и Френкель, - не имеют никакого отношения к еврейству. А во-вторых - неверна сама постановка вопроса о чьей-либо коллективной вине53. (Другое дело - русские, этих принято обвинять всех скопом, и начиная от старца Филофея.)

   А брат его Ш. Маркиш присуждает так: "Что же касается последней волны выходцев из России... будь то в Израиле, будь то в США, русофобии - настоящей, а не "фантазматической"... в них не приметно, зато самоненавистничество, перерастающее в прямой антисемитизм, слишком часто так и бьёт в глаза"54.
   Итак, если евреи раскаиваются - это уже антисемитизм. (Ещё новая разновидность феномена.)
   Вот русским - следует осознать свою национальную вину: "Идеи национального покаяния не могут быть реализованы без отчётливого осознания национальной вины... Вина огромна, и не на кого её перекладывать. Эта вина касается не только прошлого, но и современности, в которой Россия делает достаточно гадостей, а в будущем может их наделать и ещё больше", - пишет в начале 70-х Шрагин55.
   Что ж, и мы не устаём призывать русских: без раскаяния не будет у нас будущего. А то ведь: осознали коммунистические злодейства те, кого они прямо затронули, да близкие к ним. А те, кого не затронули, - старались не заметить, а теперь - забыли, простили, и непонятно им: а в чём раскаиваться? (Уж тем более - кто те злодейства совершал.)
   Каждый день мы пылаем стыдом за наш неукладный народ.
   И - любим. И не ищем других от него путей.
   И ещё почему-то не всю потеряли веру в него.
   Но разве в нашей огромной вине, в нашей неудавшейся истории - совсем, нисколько нет вашей доли?
   Вот Шимон Маркиш перелагает Жаботинского: в статьях 20-х годов "Жаботинский несколько раз (по разным поводам) замечал: Россия - чужая страна, наш интерес к ней - отстранённый, прохладный, хотя и сочувственный, её тревоги, огорчения и радости - не наши, так же как наши - не её". Маркиш добавляет: "Именно так отношусь к русским... тревогам и я". И приглашает: наконец "назвать вещи своими именами. Впрочем, и свободные, западные русские в этом деликатном пункте храбростью не блещут… Я предпочитаю иметь дело с врагами"56.

   Только надо бы вашу сентенцию разделить на две части: почему "называть вещи своими именами", говорить прямо - это значит быть врагом? А по нашей пословице: не люби потаковщика, люби спорщика.

   Вот от этого перекоса, что если говорить прямо - означает враждебничать, - я призываю всех, и евреев, отказаться. Исторически отказаться! Навсегда отказаться!
   Вот я в этой книге как раз и "называю вещи своими именами". И - ни минуты не ощущаю, чтоб это было враждебно к евреям. И - сочувственнее пишу, чем, встречно, многие евреи пишут о русских.
   Цель этой моей книги, отражённая и в её заголовке, как раз и есть: надо нам понять друг друга, надо нам войти в положение и самочувствие друг друга. Этой книгой я хочу протянуть рукопожатие взаимопонимания - на всё наше будущее.
   Но надо же - взаимно!
   Соотношение еврейской и русской судеб, переплетшихся с XVIII века, и так взрывно проявившееся в XX, - имеет какой-то глубокий исторический ключ, который мы не должны потерять и на будущее. Тут, может быть, заложен сокровенный Замысел - и тем более мы должны стремиться к его разгадке и исполнению.
   И кажется очевидным, что правда о нашем общем прошлом - и евреям, как и русским, нравственно нужна.
   
   К ГЛАВЕ 26
   НАЧАЛО ИСХОДА
   
   1 Б. Шрагин. Противостояние духа (далее - Б. Шрагин). London: Overseas Publications, 1977, с. 160, 188-189.
   2 Ник. Шульгин. Новое русское самосознание // Век XX и мир, М., 1990, №3, с. 27.
   3 М. Меерсон-Аксёнов. Рождение новой интеллигенции // Самосознание: Сб. статей. Нью-Йорк: Хроника, 1976, с. 102.
   4 Б. Шрагин, с. 246, 249.
   5 О. Алтаев. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура // Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. Париж-Нью-Йорк, 1970, № 97, с. 11.
   6 М. Меерсон-Аксёнов. Рождение новой интеллигенции // Самосознание, с. 102.
   7 Бени Пелед. Мы не можем ждать ещё две тысячи лет! [Интервью] // "22": Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1981, № 17, с. 114.

   8 Н. Прат. Эмигрантские комплексы в историческом аспекте // Время и мы (далее - ВМ): Международный журнал литературы и общественных проблем. Нью-Йорк, 1980, № 56, с. 191.

   9 Б. Шрагин, с. 304.
   10 Там же, с. 305.
   11 М. Дейч. Записки постороннего // "22", 1982, № 26, с. 156.
   12 Б. Хазанов. Новая Россия // ВМ, Тель-Авив, 1976, № 8, с. 143.
   13 Там же, с. 141, 142, 144.
   14 А. Белинков. Страна рабов, страна господ... // Новый колокол: Литературно-публицистический сборник. Лондон, 1972, с. 323, 339, 346, 350.
   15 Там же, с. 325-328, 337, 347, 355.
   16 Н. Шапиро. Слово рядового советского еврея // Русский антисемитизм и евреи: Сборник. Лондон, 1968, с. 50-51.
   17 Новый американец, Нью-Йорк, 1982, 23-29 марта, № 110, с. 11,
   18 Яков Якир. Я пишу Виктору Красину // Наша страна, Тель-Авив, 1973, 12 дек. - Цит. по: Новый журнал, 1974, № 117, с. 190.
   19 Амрам. Реакция отторжения // "22", 1979, № 5, с. 201.
   20 Новое русское слово, Нью-Йорк, 1975, 30 ноября, с. 3.
   21 М. Ортов. Православное государство и Церковь // Православный альманах Путь. Нью-Йорк, 1984, Май-Июнь, № 3, с. 12, 15.
   22 Ф. Горенштейн. Шестой конец красной звезды // ВМ, Нью-Йорк, 1982, № 65, с. 125.
   23 Г. Померанц. Человек ниоткуда // Г. Померанц. Неопубликованное. Frankfurt/Main: Посев, 1972, с. 143, 145, 161-162.
   24 Г. Померанц. Сны земли // "22", 1980, № 12, с. 129.
   25 Он же. Человек ниоткуда // Г. Померанц. Неопубликованное, с. 157.
   26 Он же. Сон о справедливом возмездии // Синтаксис: Публицистика, критика, полемика. Париж, 1980, № 6, с. 21.
   27 Л. Франк. Ещё раз о "русском вопросе" // Русская мысль, 1989, 19 мая, с. 13.
   28 Амрож. Советский антисемитизм - причины и прогнозы: [Семинар] // "22", 1978, № 3, с. 153.
   29 В. Гусман. Перестройка: мифы и реальность // "22", 1990, № 70, с. 139, 142.
   30 В. Шрагин, с. 99.
   31 М. Амусин. Петербургские страсти // "22", 1995, № 96, с. 191.
   32 И. Серман. [Рецензия] // "22". 1982, № 26, с. 210-212.
   33 Б. Шрагин, с. 158.

   34 М. Меерсон-Аксёнов. Рождение новой интеллигенции // Самосознание, с. 102.

   35 Б. Казанов. Письма без штемпеля // ВМ, Нью-Йорк, 1982, № 69, с. 156, 158, 163.
   36 Он же. Новая Россия // ВМ, Тель-Авив, 1976, № 8, с. 142.
   37 М. Вайскопф. Собственный Платон // "22", 1981, № 22, с. 168.
   38 Б. Хазанов. По ком звонит потонувший колокол // Страна и мир: Обществ.-политический, экономический и культурно-философский журнал. Мюнхен, 1986, № 12, с. 93-94.
   39 Е. Жирнов. "Процедура казни носила омерзительный характер" // Комсомольская правда, 1990, 28 октября, с. 2.
   40 М. Моргулис. Еврейский вопрос в его основаниях и частностях // Восход, СПб., 1881, Январь, Кн. 1, с. 18.
   41 Р. Рутман. Уходящему - поклон, остающемуся - братство // Новый журнал, Нью-Йорк, 1973, № 112, с. 284-297.
   42 Р. Рутман. Кольцо обид // Новый журнал, 1974, № 117, с. 178-189; тогда же no-англ.: Soviet Jewish Affairs, London, 1974, Vol. 4, No. 2, p. 3-11;
   43 М. Хейфец. Русский патриот Владимир Осипов // Континент: Литературный, обществ.-политический и религиозный журнал. Париж, 1981, № 27, с. 209.
   44 Он же. Наши общие уроки // "22", 1980, № 14, с. 162-163.
   45 Он же. Место и время (еврейские заметки). Париж: Третья волна, 1978, с. 42, 45.
   46 Феликс Светов. Отверзи ми двери. Париж: Editeurs Reunls, 1978.
   47 Ю. Штейн. Письмо в редакцию // Страна и мир, 1987, № 2, с. 112.
   48 М. Шнеерсон. Разрешённая правда // Континент, 1981, № 28; Она же. Художественный мир писателя и писатель в миру // Континент, 1990, № 62.
   49 Б. Комаров. Уничтожение природы. Франкфурт: Посев, 1978; Разрушенные и осквернённые храмы: Москва и Средняя Россия / Послесловие: Пределы вандализма. Франкфурт: Посев, 1980.
   50 Julius Epstein. Operation Keelhaul: The Story of Forced Repatriation from 1944 to the Present. Old Greenwich, Connecticut: Devin-Adair, 1973.
   51 Вл. Зеев. Демонстрация объективности // Новый американец, 1982, 1-7 июня, № 120, с. 37.

   52 В. Богуславский. В защиту Куняева // "22", 1980, № 16, с. 166-167, 170.
   53 Д. Маркиш. Выкрест // "22", 1981, № 18, с. 210.
   54 Ш. Маркиш. О еврейской ненависти к России // "22", 1984, № 38, с. 218.
   55 Б. Шрагин, с. 159.
   56 Ш. Маркиш. Ещё раз о ненависти к самому себе // "22", 1980, № 16, с. 178-179, 180.


<< предыдущая страница