litceysel.ru
добавить свой файл
1




Д.Ю. Дорофеев.

Актуальные проблемы современной философии

(АПСФ)

Планы лекционных и семинарских занятий

Для студентов гуманитарного факультета


Тема 1: Субъективность философии Нового Времени 17 в.

  1. Дилемма новоевропейского философского сознания: рационализм и эмпиризм.

  2. Проблема Бога и человека в философии Декарта, Спинозы и Паскаля.

  3. Взаимодействие опыта и знания, человека и природы, непосредственности и знаковости у Ф. Бэкона и Д. Локка.


Темы докладов.

  1. Герметическая мистика Я. Беме и католическая мистика Н. Кузанского.

  2. Человеческий фактор и сущность протестантизма в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

  3. Значение активности человеческого сознания в принципах credo, ut intelligam(верую, чтобы понимать) Августина и Ансельма и cogito ergo sum(мыслю, следовательно существую) Декарта.

  4. Новая картина мира в трудах Ньютона—ее отличие от античной и средневековой картин мира.


Литература

1.Бэкон Ф. Великое восстановление наук \\ Соч. в 2-х тт., М., 1977, т.1.

2. Бэкон Ф. Новый органон \\ Соч. в 2-х тт., М., 1978, т.2.

  1. Декарт Р. Рассуждение о методе \\ Соч. в 2-х тт., М., 1989, т.1.

  2. Декарт Р. Размышления о первой философии \\ Соч. в 2-х тт., т.2.

  3. Спиноза Б. Этика, Спб, 1993.

  4. Паскаль Б. Мысли, М., 1994.

  5. Вебер М. Избранные произведения, М., 1990.

  6. Локк Д. Опыт о человеческом разуме \\ Избранные произведения в 2-х тт., М., 1960, т.1.

  7. Беме Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении, М., 1990.

  8. Кузанский Н. Об ученом незнании \\ Соч. в 2-х тт., М., 1979, т.1.
  9. Кузанский Н. О видении бога \\ Соч. в 2-х тт., М., 1980, т.2.


  10. Киссель М.А., Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии 20 века., М., 1974.

  11. Гайденко П.П., Эволюция понятия науки (17-18 вв.): формирование научных программ Нового Времени., М., 1975.

  12. Мамардашвили М., Картезианские размышления, М., 1993.

  13. Ахутин А., Новация Коперника и коперниканская революция \\Тяжба и бытии, М., 1997, 181-244.

  14. Хесле В., Гении философии нового времени, М., 1992.


Тема 2: Философия Лейбница.

  1. Учение о монадах.

  2. «Теодицея» и предустановленная гармония мира.

  3. Логический примат возможности над действительным и начало разработок в области теории вероятностей и теории игр.

  4. Взаимосоотнесенность логики и метафизики у Лейбница.


Темы докладов.

  1. Предустановленная гармония и свобода воли: традиция и решение Лейбница.

  2. Учение о сознании как монаде в классической феноменологии Гуссерля.

  3. Замкнутость и сообщество монад: проблема открытости миру, выражения и диалога одной монады с другой.


Литература.

  1. Лейбниц Г. Монадология \\ Соч. в 4-х тт., М., 1982, т.1.

  2. Лейбниц Г. Теодицея.\\ Соч. в 4-х тт., М., 1982, т. 2.

  3. Лейбниц Г. Рассуждение о метафизике \\ Соч. в 4-х тт., т.1.

  4. Слинин Я.А., Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование., Спб, 2001, 424-454

  5. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Лейбница, М., 1973.


Тема 3: Просвещение 18 в.

  1. Культура и природа: их значение для человека в понимании Ж. Ж. Руссо.

  2. Поэтическое мышление Гете.

  3. Деизм и материализм как ориентиры Просвещения.

  4. Культурно-историческое значение «Энциклопедии» Вольтера, Дидро, Гельвеция, Монтескье, Гольбаха и др.

  5. Афористическое морализирующее мышление Ларошфуко и Лабрюйера.



Темы докладов.

  1. «Исповедь» Руссо в сравнении с «Исповедью» Августина и «Исповедью» Л. Толстого.

  2. Франция как центр светской мировой культуры 18 в.

  3. Социальные проекты эпохи Просвещения и утопическое мышление.

  4. Возвышение живой божественной природы над механистическим естествознанием в философских трудах Гете.

  5. Афористичность как форма свободного мышления: Франция 18 в. и понятие «фрагментарного письма» второй половины 20 в.

  6. Проблема воспитания и образования в « Эмиле» Руссо и «Кандиде» Вольтера.

  7. Творчество маркиза де Сада и 20 век.

  8. Историко-культурное, социальное и философское понятие просвещения.


Литература.

  1. Вольтер. Орлеанская девственница, Магомет, Философские повести, М., 1971.

  2. Руссо Ж. Ж. «Исповедь» \\Избранные произведения в 3-х тт., М., 1961, т.3.

  3. Руссо Ж.Ж. «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» \\ Избранные произведения в 3-х тт., М., 1961, т.1.

  4. Руссо Ж. Ж. «Эмиль, или о воспитании» \\ Избранные произведения в 3-х тт., М., 1961, т.2.

  5. Утопия и утопическое мышление, М., 1991.

  6. Макс Хоркхаймер, Теодор В. Адорно. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб, 1997.

  7. Маркиз де Сад и 20 век., М., 1992.

  8. Маркиз де Сад., Философия в будуаре. Тереза-философ., Минск, 1992.

  9. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1972.

  10. Кант И. «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»\\Соч. в 6-и тт., М., 1966, т.6.


Тема 4: Субъективные основания философии опыта(18 в.).

  1. Теология и онтология в принципе Беркли esse est percipi (быть—значит быть воспринимаемым).
  2. Скептицизм как следствие абсолютизации опыта: вариант Д. Юма.


  3. Активность субъекта и проблема ноумена в кантовском понимании опыта.

  4. «Естественная религия» Юма и категорический императив Канта.


Темы докладов.

1. Античный, новоевропейский и современный скептицизм

2. Гносеологическое понятие опыта Юма и жизненное понятие опыта Монтеня: две версии скептицизма.

  1. Кант и механизмы формирования опыта.

  2. Проблема интуиции в познании и жизни.

  3. Абсолютный и единственный субъект Беркли.


Литература.

  1. Беркли Д., Трактат о принципах человеческого знания \\ Соч., М., 1978.

  2. Кант И., Критика чистого разума, М., 1994.

  3. Кант И., Критика практического разума, Спб, 1994.

  4. Юм. Д., Исследование о человеческом разумении, М., 1995.

  5. Юм. Д., «Диалоги о естественной религии» \\ Малые произведения, М., 1996.

  6. Хайдеггер М., Кант и проблема метафизики, М., 1997.

  7. Мамардашвили М., Кантианские вариации, М., 1997.

  8. Асмус В.Ф., Проблема интуиции в философии и математике., М., 1965.

  9. Бунге М., Интуиция и наука, М., 1967.

  10. Нарский И.С., Давид Юм, М., 1973.


Тема 5: Немецкий классический идеализм.

  1. Трансцендентальное сознание абсолютного «Я» Фихте.

  2. О сущности человеческой свободы у Шеллинга.

  3. Мифологическое сознание в «Философии откровения» Шеллинга.

  4. Историко-логическое становление опыта сознания в «Феноменологии духа» Гегеля: логика Духа как логика истории.

  5. Ранний Гегель и немецкий романтизм.

  6. Истоки немецкого классического идеализма.


Темы докладов.

  1. Мистика и философские основания немецкого романтизма.
  2. Понятие становления и особенности немецкого спекулятивного мышления.


  3. Экзистенциальное открытие Гегеля в работе А. Кожева «Идея смерти в философии Гегеля».

  4. Исторические формы мифологического сознания.

  5. Роль Канта в формировании немецкого классического идеализма.

  6. Значение свободы в системах Фихте, Шеллинга и Гегеля.

  7. Гегелевский историзм и понимание в марксизме отношений между историей, обществом и человеком.


Литература.

  1. Гегель Г.В.Ф. «Феноменология духа», Спб, 1992.

  2. Фихте И.Г. Наукоучение 1801 года., М., 2000.

  3. Шеллинг Ф.В. Й., «Философские исследование о сущности человеческой свободы» \\ Соч. в 2-х тт., М., 1989, т.2.

  4. Шеллинг Ф. В. Й. «Философия откровения», Спб, 2001, т.1.

  5. Кожев А., «Идея смерти в философии Гегеля», М., 1998.

  6. Гейне Г., «К истории религии и философии в Германии», М., 1994.

  7. Торубарова Т.В.,»О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме», Спб, 1999.

  8. Сергеев К.А., Слинин Я.А., Перов Ю. В., «Очерки по истории немецкого классического идеализма», Спб, 2001.

  9. Лукач Д., «Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества», М., 1987.

  10. Жирмунский В.М., «Немецкий романтизм и современная мистика», Спб, 1996.


Тема 6: Философия жизни: истоки, основные понятия и представители.

  1. «Воля к жизни» и критика Канта у Шопенгауэра.

  2. Переживание жизни и герменевтика жизни, история и человек, понимание и непосредственный внутренний опыт: философия Дильтея.

  3. «Воля к власти», проблема свободы и максимально продуктивного существования сверхчеловека у Ницше: отношение к Другому, обществу, истории и своему будущему.

  4. «Воля к вере» и основные положения прагматизма У. Джеймса.
  5. Elan vital («жизненный порыв») и проблема творческой эволюции у Бергсона: пересечение биологии и философии.


  6. Метафизика жизни Г. Зиммеля.

  7. Рейнская мистика и немецкий романтизм как фундамент философии жизни.

  8. Понятия переживания и становления: новое понимание положения человека в жизни.


Темы докладов.

  1. Понимание Шопенгауэром «житейской мудрости».

  2. Философия Шопенгауэра и буддизм.

  3. Взаимосвязь миро-воззрения и антропологии в исследованиях Дильтея.

  4. Науки о духе и науки о природе: разграничение Дильтея.

  5. Проблема воли и переживания в опыте повседневной жизни.

  6. Мистика в религии и жизни: «динамическая религия» Бергсона и мистический опыт в работе Джеймса «Многообразие религиозного опыта».

  7. Антропология и эстетика смеха Бергсона.

  8. Ницше и Достоевский: проблема Бога и сверхчеловека.

  9. Отношения Ницше и Вагнера.

  10. Зиммель о Канте, Гете и Ницше.


Литература.

  1. Шопенгауэр А., Мир как воля и представление \\ Соч., в 5-и тт., М., 1992, т.1.

  2. Шопенгауэр А., Афоризмы и максимы, Ленинград, 1991.

  3. Фишер К., Шопенгауэр, Спб, 2001.

  4. Дильтей В., Введение в науки о духе \\ Соч. в 6-и тт., М., 2000, т.1.

  5. Дильтей В., Описательная психология. Спб, 1996.

  6. Дильтей В., Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации, М., 2000.

  7. Хайдеггер М., Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение \\ Вильгельм Дильтей, 2 текста о, М., 1993.

  8. Ницше Ф., Соч. в 2-х т., М., 1990.

  9. Делез Ж., Ницше, Спб, 1997.

  10. Бергсон А., Опыт о непосредственных данных сознания \\ Соч. в 4-х тт., М., 1992, т.1.

  11. Бергсон А., Смех, М., 1992.

  12. Бергсон А., Два источника морали и религии, М., 1994.
  13. Джеймс У., Многообразие религиозного опыта., М., 1993.


  14. Джеймс У., Воля к вере, М., 1997.

  15. Зиммель Г., Философия культуры \\Избранное в 2-х тт., М., 1996, т.1.


Тема 7: Психоанализ.

  1. Основные понятия психоанализа: бессознательное, комплекс, либидо, вытеснение, цензура, сублимация, символичность.

  2. Влияние бессознательного на повседневную и сознательную жизнь человека.

  3. Сны и явь, Разум и Бессознательное, Я и Другой: трактовка Фрейда.

  4. Кризис рациональности: психоаналитическое открытие нового порядка.

  5. Новые прорывы в психоанализе: Юнг, Адлер, Фромм.


Темы докладов.

  1. «Толкование сновидений» Фрейда.

  2. Психоанализ и религия в трактовке Э. Фромма.

  3. Присутствие Эроса и Танатоса в мировой культуре и истории.

  4. «Искусство любви» Э. Фромма.

  5. Психоанализ и социальный конфликт.

  6. Архетипы и коллективное бессознательное К. Юнга.

  7. Память и присутствие детства в взрослой жизни человека.

  8. Язык как окно бессознательного.


Литература.

  1. Фрейд З., Толкование сновидений., Ереван., 1991.

  2. Фрейд З., Введение в психоанализ., М., 1989.

  3. Фромм Э., Психоанализ и религия \\Сумерки Богов, М., 1989.

  4. Фромм Э., Искусство любить \\ Иметь или быть ?, Киев, 1998.

  5. Лоренцер А., Археология психоанализа, М., 1996.

  6. Маркузе Г., Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда., Киев., 1995.

  7. Башляр Г., Психоанализ огня., М., 1993.


Тема 8: Неопозитивизм и аналитическая философия.

  1. Позитивизм 19 в.: Конт, Спенсер, Милль.

  2. Математика, логика и язык в решении проблемы истины на рубеже 19-20вв.: Фреге, Рассел, Витгенштейн.
  3. Логика и язык как форма и граница восприятия мира в «Логико-философском трактате» Витгенштейна.


  4. Реформы метафизической философии представителями «Венского кружка» и лингвистической философии.


Темы докладов.

  1. Скептицизм, эмпиризм и феноменализм как истоки неопозитивизма.

  2. Манифест логического позитивизма в статьях М. Шлика.

  3. Неопозитивистическая этика Дж Мура.

  4. Наука и современный мир в интерпретации А. Уайтхеда.

  5. Смысл и значение: различение Г. Фреге.

  6. Теория «языковых игр» и проблема повседневного языка в у позднего Витгенштейна.

  7. «Деконструкция» теории познания в работе Р. Рорти «Философия и зеркало природы».


Литература.

  1. Витгенштейн Л., Логико-философский трактат \\ Философские работы, М., 1994, часть 1.

  2. Витгенштейн Л., Философские исследования \\ Философские работы, М., 1994, часть1.

  3. Рассел Б., Человеческое познание. Его сфера и границы., М., 1957.

  4. Фреге Г., Смысл и значение \\ Избранные работы., М., 1997.

  5. Шлик М., Поворот в философии; О фундаменте познании \\ Аналитическая философия. Избранные тексты., М., 1993.

  6. Айер А.Д., Язык, истина и логика. \\ Аналитическая философия. Избранные тексты., М., 1993.

  7. Мур Дж., Принципы этики., М., 1984.

  8. Уайтхед А.Н., Наука и современный мир \\Избранные работы по философии, М., 1990.

  9. Рорти Р., Философия и зеркало природы, Новосибирск, 1997.

  10. Малкольм Н., Состояние сна., М., 1993.


Тема 9: Русская религиозная философия 19-20 вв.


  1. Восточно-христианские истоки русской философии.

  2. «Философические письма» Чаадаева.

  3. Спор западников и славянофилов.

  4. Философские проблемы Бога, человека и свободы в творчестве Достоевского и Л. Толстого.
  5. Философия всеединства и богочеловечества В. Соловьева.


  6. Экзистенциальная философия одиночества Н. Бердяева.

  7. Мистический персонализм Л. Карсавина и С. Франка.

  8. Православие и философия у П. Флоренского и С.Булгакова.


Темы докладов.

  1. «Пути русского богословия» прот. Г. Флоровского.

  2. Значение православной церкви в русской культуре.

  3. Пушкин в русской философской критике.

  4. Философия любви в русской религиозной философии.

  5. Философия сердца П. Юркевича.

  6. Философия русского религиозного искусства.

  7. Критика рационализма у Л. Шестова и В. Розанова.


Литература.

  1. Зеньковский В. В., История русской философии, Ленинград, 1991, в 2-х тт.

  2. Лосский Н.О., История русской философии, М., 1991.

  3. Соловьев В., Сочинения в 2-х тт., М., 1990.

  4. Пушкин в русской философской критике, М., 1990.

  5. Философия русского религиозного искусства. Антология., М., 1993.

  6. Прот. Г.Флоровский, Пути русского богословия., Вильнюс., 1991.

  7. Карташев А.В., Очерки по истории русской церкви в 2-х тт., М., 1991.

  8. Юркевич П. Д., Сердце и его значение в духовной жизни человека \\ Философские произведения, М., 1990.

  9. Шестов Л., Достоевский и Ницше; Апофеоз беспочвенности \\Избранные произведения., М., 1993.

  10. Бердяев Н.А., Философия свободного духа, М., 1994.

  11. Булгаков С.Н., Свет невечерний, М., 1994.

  12. Русский Эрос, или философия любви в России, М., 1991.

  13. Евлампиев И. И, История русской метафизики в 19-20 веках., в 2-х тт., Спб, 2000.


Тема 10: Феноменология Эдмунда Гуссерля.



  1. Идея феноменологии как «строгой науки»: феноменология и логика.
  2. Феноменологическая критика скептицизма, релятивизма и психологизма.


  3. Интенциональность как основание феноменологического метода достижения аподиктического знания.

  4. Созерцание, переживание и трансцендентальная редукция.

  5. Временность как форма внутреннего опыта сознания.

  6. Гуссерль и : Декарт, Лейбниц, Кант, Фихте и Брентано.

  7. Проблема «жизненного мира» и Другого у позднего Гуссерля.


Темы докладов.

  1. Метод Декарта и метод Гуссерля: сходство и различие.

  2. Феноменологическая проблема воображения.

  3. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Гуссерля.

  4. Интенциональные отношения между человеком и миром в повседневной жизни.

  5. Феноменология как прорыв европейской философии: судьба в 20 в. и перспективы в 21 в.


Литература.

1.Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология \\ Философия как строгая наука, Новочеркасск, 1994.

2. Гуссерль Э., Идея феноменологии \\Фауст и Заратустра, Спб, 2001.

  1. Гуссерль Э., Картезианские размышления., Спб, 1998.

  1. Гуссерль Э., Феноменология внутреннего сознания времени, Собрание сочинений, т.1., М., 1994.

  2. Слинин Я. А., Трансцендентальный субъект, Спб, 2001.

  3. Очерки феноменологической философии, Спб, 1997.

  4. Феноменология искусства, М., 1996.

  5. Мотрошилова Н.В., Принципы и противоречия феноменологической философии, М., 1968.


Тема 11: Экзистенциальная философия.



  1. С. Кьеркегор как родоначальник экзистенциальных подходов в философии.

  2. Классическая феноменология Гуссерля, экзистенциальная феноменология Хайдеггера, Сартра и Мерло-Понти и религиозный экзистенциализм Марселя и Ясперса.
  3. Экзистенциальные основания жизненного мира повседневности: временность, историчность, конечность, «пограничные ситуации», «заброшенность», открытость, свобода и неаутентичность\ аутентичность жизненного опыта.


  4. Проблема личности, сущности и существования человека.

  5. Понимание трансценденции в экзистенциализме как Бытия, Ничто и Абсолютной личности.


Темы докладов:

  1. Экзистенциальные перспективы в художественном творчестве Сартра и Камю(романы «Тошнота» и «Чума», повести «Слова» и «Посторонний»).

  2. Проблема взаимосвязи онтологического, исторического, общественного и личного кризиса как исток абсурдности существования в работе Камю «Миф о Сизифе. Эссе о абсурде».

  3. Экзистенциальные подходы в европейском нигилизме(Ницше, Хайдеггер, Сартр)

  4. Трактовки смерти в религиозном экзистенциализме, атеистическом экзистенциализме и в экзистенциально настроенном искусстве.

  5. Проблема Я и Другого и ее экзистенциальные следствия в диалогической философии М. Бубера, М. Бахтина и др..

  6. Экзистенциальная «философия свободы» Н. Бердяева.

  7. Ясперс о Хайдеггере.


Литература:

  1. Серен Кьеркегор, «Страх и Трепет», М., 1993.

  2. М. Хайдеггер, «Бытие и Время», М., 1997.

  3. М. Хайдеггер, «Время и Бытие: статьи и выступления», М., 1993.

  4. Ж. П. Сартр, «Бытие и Ничто. Опыт феноменологической онтологии», М., 2000.

  5. Ж. П. Сартр, «Экзистенциализм—это гуманизм»// «Сумерки богов», М., 1989.

  6. Ж.П. Сартр, «Стена. Избранные произведения», М., 1992.

  7. А. Камю, «Человек бунтующий», М., 1990.

  8. А. Камю, «Избранные произведения», М., 1993.

  9. Отто. Ф. Больнов, «Философия экзистенциализма», Спб, 1999.

  10. Карл Ясперс, «Смысл и назначение истории», М., 1994.

  11. «От Я к Другому», Минск, 1997.

  12. Н. Бердяев, «Философия свободного духа», М., 1994.

  13. Карл Ясперс, «Хайдеггер» // «Фауст и Заратустра», Спб, 2001, 142-160.
  14. Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, переписка 1920-1963, М., 2001.




Тема 12: Философская антропология и персонализм.

  1. История и механизмы формирования идеи человека в европейской культуре.

  2. Христианские истоки философской антропологии.

  3. Место философской антропологии в контексте философии: дискуссия между персонализмом Шелера и онтологизмом Хайдеггера в вопросе понимания человека.

  4. Философская антропология как личностная феноменология жизненного опыта.

  5. Трансцендентное, культурно-историческое, общественное и органическое в человеке.

  6. Персонализм Мунье: между философской антропологией и экзистенциализмом.


Темы докладов:

  1. Особенность «Антропологии с прагматической точки зрения» Канта.

  2. Отношения Бога и человека в догматическом и мистическом христианстве.

  3. Философия человеческой культуры Э. Кассирера.

  4. Анализ основных определений человека(«человек существо разумное»; «человек существо общественное»; «человек образ и подобие Бога»; «человек существо свободное» и т.д.).

  5. Любовный персонализм Шелера, жизненный персонализм Мунье и витализм Плеснера.

  6. Взаимоотношения философской антропологии, феноменологии и экзистенциализма.

  7. Философско-антропологические, персоналистические, социо-культурно-исторические аспекты одиночества человека в мире.


Литература:

  1. И. Кант, Сочинения в шести томах// «Антропология с прагматической точки зрения», т. 6, М., 1966.

  2. М. Шелер, «Избранные произведения», М., 1994.

  3. «Проблема человека в западной философии», М., 1988.

  4. Э. Мунье, «Персонализм», М., 1992.

  5. «Это человек. Антология», М., 1995.

  6. «Феномен человека. Антология.», М., 1993.

  7. П. С. Гуревич, «Философская антропология», М., 2000.
  8. Карлос Вальверде, «Философская антропология», М., 2000.


  9. Б. В. Марков, «Философская антропология», Спб, 1997.

  10. «Лабиринты одиночества», М., 1989.

  11. Л. И. Филиппов, «Философская антропология Жан-Поля Сартра», М., 1977.

  12. «Человек. Антология до 19 в.», М., 1991.

  13. «Человек. Антология, век 19», М., 1995.

  14. «Антропологический синтез: религия, философия, образование», Спб, 2001.


Тема 13: Философская герменевтика.

  1. Интерпретация Священного писания и формирование герменевтических принципов.

  2. Значение юридической герменевтики.

  3. Герменевтика и историзм: условия понимания и проблема истины.

  4. Хайдеггеровская онтология понимания и Гадамер как основатель философской герменевтики.

  5. Язык как сфера осуществления герменевтического процесса.


Темы докладов:

  1. Протестантизм и герменевтика Шлейрмахера.

  2. Труд Аристотеля «Об истолковании».

  3. Герменевтика жизни графа Йорка и Дильтея.

  4. Феноменология «жизненного мира» и философская герменевтика.

  5. Диалог как основной герменевтический метод.

  6. Поль Рикер о связи герменевтики с феноменологией, экзистенциализмом и психоанализом.


Литература:

  1. В. Дильтей, Собрание Сочинений, М., 2001// Герменевтика Шлейрмахера.

  2. М. Хайдеггер, «Время и бытие. Статьи и выступления», М. 1993 // Путь к языку, Из диалога о языке, Слово, Искусство и пространство, 259-316.

  3. М. Хайдеггер, Работы и размышления разных лет, М., 1993// Исток художественного творения, 3-120.

  4. М. Хайдеггер, «Бытие и время», М., 1997, параграфы 31-38.

  5. Х-Г. Гадамер, Истина и метод, М., 1988.

  6. Г-Г. Гадамер, Актуальность прекрасного, М., 1991.
  7. Поль Рикер, «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике», М., 1995.


  8. «Герменевтика и деконструкция», Спб, 1999.

  9. М. Фуко, Герменевтика субъекта // Социо-логос, выпуск 1, М., 1991, 284-315.


Тема 14: Структурализм и постмодернизм.

  1. Структурализм как метод инвариантного конструирования социальных и иных отношений.

  2. Структуралистское понимание культуры как совокупности знаковых систем.

  3. Мифология повседневного сознания Р. Барта.

  4. Структурализм и этнография в творчестве Леви-Стросса.

  5. Тезис о «смерти человека» и археология гуманитарных наук М. Фуко.

  6. Постмодернизм и философия второй половины 20 века: оценки и перспективы.


Темы докладов:

  1. Литература, структурализм и семиотика у Ролана Барта.

  2. Структурализм и семиотика Ю. Лотмана: история и знаковость.

  3. Исследования по логике смысла Делеза.

  4. М. Фуко и проблема власти, смерти и медицины в европейской культуре.

  5. Грамматология и деконструкция метафизики Дерриды.

  6. Трактовка Лиотаром постмодернизма.

  7. Телесность как фактор современного сознания и культуры.


Литература:

  1. Р. Барт, «Избранные работы. Семиотика. Поэтика», М., 1994.

  2. М. Фуко, «Слово и Вещи. К археологии гуманитарных наук», Спб, 1994.

  3. М. Фуко, «Археология знания», Киев, 1996.

  4. М. Фуко, «Рождение клиники», М., 1998.

  5. Ж. Дилез, «Логика смысла», М., 1993.

  6. Ad Marginen” 93 Ежегодник, М., 1994// Жан-Франсуа Лиотар, «Ответ на вопрос: что такое постмодернизм».

  7. В. Подорога, «Феноменология тела», М., 1995.

  8. Ю. М. Лотман, «Семиосфера», Спб, 2000.

  9. Ж. Деррида, «Голос и феномен», Спб, 1999.


Тема 15: Трактат Мартина Хайдеггера «Бытие и Время».

Основные вопросы.



  1. Феноменология Гуссерля и феноменология Хайдеггера.

  2. Хайдеггеровский вопрос о бытии в контексте традиций европейской онтологии.

  3. Основные проблемы трактата и структура их раскрытия.

  4. Dasein и личность: спор фундаментальной онтологии Хайдеггера и философской антропологии Шелера.

  5. Экзистенция, бытие-в- мире и жизненный мир повседневности.

  6. Оценка «Бытие и времени» европейской философией.

  7. Значение Канта в решении Хайдеггером «проблемы метафизики».

  8. Анализ «мира» у Декарта и Хайдеггера: сходства и различия.

  9. Конечность, бытие-в-мире и трансценденция Dasein.

  10. Расположение, страх, понимание, толкование, язык как элементы экзистенциальной конституции Dasein.

  11. Аутентичное и не аутентичное бытие-в-мире.

  12. Хайдеггеровская деструкция истории европейской онтологии.

  13. Непосредственная открытость человека миру и проблема das Man.

  14. Пограничные ситуации в повседневном существовании и ужас как проявление разомкнутости Dasein.

  15. Забота как способ бытия Dasein.

  16. Целостность Dasein и бытие-к-смерти.

  17. Конечность сущего и смертность человека.

  18. Трактовка смерти: изнутри и извне своего Я.

  19. Совесть как онтологическая проблема экзистенциальной феноменологии.

  20. Временность как смысл заботы и онтологическое основоположение бытия-в-мире Dasein.

  21. Временные экстазы Хайдеггера в ряду философии времени Августина, Бергсона и Сартра.

  22. Бытие времени и время бытия.

  23. Взаимосоотнесенность временности и пространственности в жизненном опыте.

  24. Идея развития в традиции немецкой философии.

  25. Экзистенциально-временные основания историчности человеческого существования.
  26. «Бытие и время» и открытие новых горизонтов европейского философствования.


  27. Мог ли быть написан второй том «Бытия и времени»: проблема раннего и позднего Хайдеггера.

  28. Значение трактата для философской эволюции Хайдеггера и его место среди других работ.

  29. Немецкий, французский и русский экзистенциализм: попытка к диалогу.

  30. Особенности русских переводов произведений Хайдеггера и основных понятий «Бытия и времени».


Вопросы к экзамену.

  1. Значение субъективности в философии Нового Времени: варианты рационализма и эмпиризма.

  2. Учение о методе и истине Р. Декарта и Ф. Бэкона.

  3. Учение о субстанции, причинности и свободе в «мистическом рационализме» Спинозы.

  4. Сенсуализм Локка.

  5. Бог, человек и мир в философии Паскаля.

  6. Монадология, теодиция и логика Лейбница.

  7. Основные положения европейского Просвещения 18 века.

  8. Отношения культуры и природы в творчестве Ж.-Ж. Руссо.

  9. Морализаторская философия Ларошфуко и материализм Вольтера.

  10. Субъективные основания философии опыта Беркли и Юма.

  11. Сущность «коперниканского переворота» Канта в учении о бытии, знании и нравственности.

  12. Общая характеристика немецкого классического идеализма.

  13. История, логика и феноменология духа Гегеля.

  14. Значение немецкого романтизма для философии 19 и 20 веков.

  15. «Воля к жизни» Шопенгауэра.

  16. Основные представители, понятия и проблемы философии жизни.

  17. Переживание жизни как творческого порыва у Дильтея, Бергсона и Зиммеля.

  18. «Воля к власти» и сверхчеловек Ницше.

  19. Проблема знания и науки в позитивизме 19 века.

  20. Математика, логика и язык в неопозитивизме 20 века(Фреге, Рассел, Витгенштейн).

  21. Основные принципы русской религиозной философии 19-20 вв.
  22. Феноменология Э. Гуссерля «как строгая наука».


  23. Метод феноменологии.

  24. Кьеркегор и экзистенциальный опыт.

  25. Феноменология и экзистенциальная философия Хайдеггера, Сартра и Мерло-Понти.

  26. Религиозный экзистенциализм Ясперса и Марселя.

  27. Экзистенциальная проблематика положения человека в повседневном мире.

  28. Метафизические, социальные и биологические основания философской антропологии.

  29. Философская антропология М. Шелера.

  30. Проблема личности в философии и жизни 20 века и персонализм Э. Мунье.

  31. История, язык, жизненный мир человека и проблема понимания в философской герменевтики.

  32. Метод философской герменевтики Г.Г. Гадамера.

  33. Французский структурализм в этнологии, литературоведении и философии(К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко).

  34. Постмодернизм Ж. Деррида.

  35. Актуальные проблемы современной философии.