litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Тема: «Управление стратегическими преобразованиями» (4 часа)

  1. Стратегический процесс и ресурсное обеспечение реализации стратегии. Анализ, развитие и контроль ресурсов.


  2. Культура и стратегия: школа культуры в стратегическом менеджменте. Культура как стимул к изменениям и как источник стратегической инертности. Система «7-С».

  3. Структура организации и реализация стратегии. Совместимость стратегии и структуры. Выбор структуры, делегирование, ответственность и полномочия по реализации стратегии.

  4. Развитие как «стратегические реакции» на давление окружения и школа «внешней среды». Отраслевой и конкурентный анализ, цепочка: отрасль – стратегия – структура – культура.

  5. Менеджмент изменений в реализации стратегии. Тактика и политика, процедуры и правила, бюджеты и контроль исполнения. Управление по целям и управление по результатам.

  6. Модели и методы реализации стратегических изменений. Основные подходы к управлению прерывистыми изменениями. Сопротивление изменениям и способы его преодоления. Метод «аккордеона».



Основная литература


  1. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. «Дело» АНХ, 2008

  2. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008

  3. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. – СПб.: Питер, 2008

  4. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. /Пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб: Питер, 2004

  5. Смирнова И.К., Фомина А.В. Реализация стратегий компаний: от простого к сложному. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008

  6. Траут Дж. Траут о стратегии. Рынок ошибок не прощает. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007


Дополнительная литература
  1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний / Пер. с англ. М.Штернгарца. – М.: ООО Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 253 с..


  2. Боумен К. Стратегия на практике / К.Боумен. – СПб.: «Питер», 2003 (Серия «Теория и практика менеджмента»).

  3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 веке.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007

  4. Зук Крис, Ален Джеймс. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007

  5. Семь ключевых принципов управления стратегическими клиентами. /Салли Шерман, Джозеф Сперри, Самюэль Рид. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005

  6. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006


Семинар № 6

Тема: «Бизнес-стратегии и стратегии функциональных подсистем»

(4 часа)


  1. Стратегические хозяйственные единицы и бизнес-стратегии. Основные элементы бизнес-стратегии. Стержневые компетенции как основа конкурентных преимуществ.

  2. Разработка стратегии для бизнес единицы. Проектирование системы «цепочки ценности». Основные виды конкурентных стратегий для бизнес-единиц.

  3. Стратегии функциональных подсистем корпорации. Стратегия НИОКР. Производственная стратегия. Маркетинговые стратегии. Стратегия обслуживания клиентов. Финансовая стратегия. Кадровая стратегия.

  4. Операционные стратегии. Стратегия закупок сырья. Стратегия продаж. Рекламная стратегия. Стратегия управления запасами. Транспортная стратегия.

  5. Стратегии для малого бизнеса. Школа предпринимательства в стратегическом менеджменте. Особенности предпринимательской организации. Руководство как «видение».


Основная литература

    1. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, А.П.Панкрухин. – 3-е изд, стер. – М.: Омега-Л, 2008
    2. Джанетто К., Уиллер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления


  1. знаниями. / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. – М.: Добрая книга, 2005.

  2. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс курс. 3-е изд. / Пер. с англ. под науч. ред. С.Г.Жильцова. – СПб.: Питер. 2008

  3. Семь ключевых принципов управления стратегическими клиентами. / Салли Шерман, Джозеф Сперри, Самюэль Рид. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005

  4. Фаэй Л., Рэнделл Р. (ред.). Курс МВА по стратегическому менеджменту. /Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2005


Дополнительная литература

    1. Берман Б., Эванс Дж.Р. Розничная торговля: стратегический подход. 8-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003

    2. Ван К.Тарп, Д.В.Бартон-мл.. С.Сьюггерруд. Биржевые стратегии игры без риска, / Пер. с англ. под ред. В.Ильина. – СПб.: Питер, 2008

    3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Г. Стратегический менеджмент: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2008

    4. Лапин А.И. Стратегическое управление современной организацией. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004

    5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008

    6. Хэнди Ч. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса. / Чарльз Хэнди. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004


Семинар № 7.


Тема: «Политические стратегии в организации» (4 часа)


  1. Школа власти в стратегическом менеджменте. «Политические» организации и политические методы принятия стратегий.

  2. Частный и логический «инкрементализм» в формировании стратегий. Политические роли и игры в организациях.
  3. Анализ политики и картографирование заинтересованных групп. как инструменты формирования стратегии. Достоинства и недостатки политических методов в стратегическом управлении.


  4. Макрополитика организации и управление внешней средой. Корпоративная политическая стратегия. Стратегическое конкурентное маневрирование.

  5. Политический маркетинг. Анализ разногласий, анализ посредников и управление корпоративными отношениями.

  6. Анализ общей окружающей среды. Анализ сценариев. Анализ и управление эволюцией ситуаций.


Основная литература

  1. Игры экономических убийц. /Под ред. Стивена Хайата. – М.: Претекст, 2007

  2. Иоффе Д. Дзюдо стратегии. Как сделать силу конкурентов своим преимуществом. / Дейвид Иоффе, Мэри Квэк. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006

  3. Кьеза Дж. Война империй: Восток – Запад. раздел сфер влияния. /Джульетто Кьеза; [пер. с ит. Н.Мироновой]. – М.: Эксмо, 2006

  4. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. / Пер. с англ. – ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004

  5. Майстер Д. Стратегия и толстый курильщик: Как наконец сделать то, что будет для вас полезно. / Дэвид Майстер; пер. с англ. Ю.Е.Корнилович. – М.: Манн, Иванов и Фербер., 2008


Дополнительная литература

  1. Зенгер Харро фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать.– М.: Изд-во Эксмо, 2004.- Т. 1. – 512 с. Т. 2. – 1024 с.

  2. Карделл Стивен. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес курс. – Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.

  3. Карнэн Мэтью. Обновляйся или умри! Пер. с англ. – СПб.: «Крылов», 20044. Нежданов Д.В. Политический маркетинг. – СПб.: Питер, 2004

  4. Таранов П.С. Управление без тайн: новая книга руководителя. – Симферополь: Квадранал, 2003

  5. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Фляйшер К., Бенсуссан Б. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  6. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Т., О Нил Д. Стратегическая гибкость. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2005



Семинар № 8.


Тема: «Стратегическое лидерство и глобальные стратегии» (4 часа)


  1. Лидерство как условие стратегического успеха организации. Типы стратегического лидерства.

  2. Построение «обучающейся организации» как задача лидера и школа обучения в стратегическом менеджменте.

  3. Трансформирующее лидерство и стратегические преобразования. Роль лидерства на различных стадиях зрелости организации.

  4. Геоэкономическая конкуренция и мировой рынок. Анализ глобальной маркетинговой среды и выбор рынка.

  5. Стратегии проникновения на международный рынок. Реализация и оценка эффективности стратегии.

  6. Стратегия глобализации и создание стратегических альянсов. Проблемы управления и риска в совместных предприятиях.



Основная литература

  1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний / Пер. с англ. М.Штернгарца. – М.: ООО Изд-во «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005

  2. Арджирис К. Организационное научение. – М.: ИНФРА-М, 2004

  3. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в ХХ1 веке.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007

  4. Зук Крис, Ален Джеймс. Стратегии роста компании в эпоху нестабильности: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007

  5. Игры экономических убийц. / Под ред. Стивена Хайата. – М.: Претекст, 2007

  6. Конина Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний: монография. – М.: ТК Велби, 2005


Дополнительная литература

  1. Карделл Стивен. Стратегическое сотрудничество: Креативный бизнес курс. – Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.

  2. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. / Пер. с англ. – ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 400 с.: ил.

  3. Питер Л.Дж. Принцип Питера. / Л.ДЖ.Питер; Пер. с англ. Л.В.Степанова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003


  4. Карнэн Мэтью. Обновляйся или умри! Пер. с англ. – СПб.: «Крылов», 2004

  5. Кьеза Дж. Война империй: Восток – Запад. раздел сфер влияния. / Джульетто Кьеза; [пер. с ит. Н.Мироновой]. – М.: Эксмо, 2006

  6. Логинов, Евгений Леонидович. Стратегии экономической войны Конфронтация геоэкономических конкурентов с СССР и Россией: Учеб. пособие для студентов вузов. / Е.В.Логинов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

  7. Роберт Майкл. Новое стратегическое мышление. Просто о сложном. / Пер. с англ. Е.Михайловской, И.Фоминой.: М.: Поколение, 2006

  8. Сток Дж., Лайхенауэр Р., совместно с Бутманом Дж. Жёсткая игра. Пер. с англ., М.: HIPPO, 2004



Семинар № 9.


Тема: «Стратегическое развитие и стратегический контроль»

(4 часа)



  1. Школа конфигурации в стратегическом менеджменте. Модели и методы стратегического развития. Трансформации «снизу вверх» и «сверху вниз».

  2. Внутреннее развитие и производственная стратегия предприятия. Управление качеством. Модель TQM.

  3. Внешнее развитие и стратегии вертикальной интеграции. Наступательные и оборонительные стратегии. Стратегии выхода из кризиса.

  4. Ресурсы как ключевые факторы производства. Модели и методы распределения ресурсов предприятия.

  5. Бюджетный подход к распределению ресурсов. Двойной бюджет как способ защиты стратегической деятельности организации.

  6. Современные системы управленческого контроля. Стратегическое использование информационных технологий. Контроллинг как система управления предприятием.


Основная литература
  1. Анискин, Юрий Петрович. Планирование и контроллинг; учеб. по специальности «Менеджмент орг.». / Ю.П.Анискин, А.М.Павлова. – 3-е изд. стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007


  2. Аудит и контроллинг персонала организации: Учеб пособие. / Под ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2007

  3. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. пособие для студентов, бучающихся по спец. «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит». – 4-е изд., перераб. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007

  4. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. «Дело» АНХ, 2008

  5. Дедов О.А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Учеб. пособие. / О.А.Дедов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008


Дополнительная литература

  1. Веблен Торстейн. Теория делового предприятия. / Пер. с англ. – М.: Дело, 2007

  2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005

  3. Контроллинг: учебник. / А.М.Карминский, С.Г.Фалько, А.А.Жевага, Н.Ю.Иванова; под ред. А.М.Карминского, С.Г.Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006

  4. Майстер Д. Стратегия и толстый курильщик: Как наконец сделать то, что будет для вас полезно. / Дэвид Майстер; пер. с англ. Ю.Е.Корнилович. – М.: Манн, Иванов и Фербер., 2008

  5. Нильс-Горан Олве, Карл-Йохан Петри, Шан Рой, Софии Рой. Баланс между стратегией и контролем. / Пер. с англ. Е.Колотвиной под ред. Е.Добровольского. – СПб.: Питер, 2005

  6. О Кифф Дж. Бизнес-прорыв. Восемь стратегий достижения выдающихся практических результатов. / Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо, 2005

  7. О Лири Д. ERP система. Современное планирование и управление ресурсами предприятия: Выбор, внедрение, эксплуатация. – М.: ООО «Вершина», 2004

  8. Понченко Е.Л., Ермасова Н.Б. Бизнес-контроллинг. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006
  9. Савчук В.П. Диагностика предприятия: поддержка управленческих решений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004


  10. Хан Дитгер Хунгенберг Харальд. ПиК. Стоимостно-ориентированные М.Л.Лукашевича и др. – М.: Финансы и статистика, 2005

6. Вопросы к экзамену


1. Понятие и сущность стратегического рыночного управления.

2. Стратегическое мышление и его роль в современном управлении.

3. Классификация (виды) стратегий в современном управлении

4. Классические военные стратегии и методы в современном менеджменте.

5. Школа дизайна в теории стратегического управления.

6. Школа планирования в теории стратегического управления.

7. Школа позиционирования в теории стратегического управления.

8. Школа предпринимательства в теории стратегического управления.

9. Когнитивная школа в стратегическом управлении.

10. Школа обучения в стратегическом менеджменте.

11. Школа власти в теории стратегического управления.

12. Школа культуры в стратегическом управлении.

13. Школа внешней среды в теории стратегического управления.

14. Школа конфигурации в стратегическом управлении.

15. Стратегическая разведка, её назначение, методы и средства.

16. Служба безопасности предприятия и деловая контрразведка.

17. Процесс стратегического менеджмента, его задачи и основные этапы.

18. Прогнозирование как основа стратегического планирования.

19. Стратегическое планирование, его содержание, организация и основные этапы.

20.Факторы макроокружения фирмы, модели и методы их анализа.

21. Анализ непосредственного окружения фирмы (клиенты и поставщики).

22. Конкурентные преимущества фирмы. Уровни конкурентоспособности.

Пять основных сил конкуренции по М.Портеру.

23. Позиции фирмы в конкурентной среде.

24. Матрица «Продукт-рынок» как практический инструмент классификации рынков и потребителей.


25. SWOT – анализ деятельности фирмы: сущность, значение, сфера практического применения.

26. PEST – анализ внешней среды фирмы.

27. Сущность и значение многофакторного системного анализа.

28. Стратегический маркетинг: анализ маркетинговых возможностей, разработка и реализация маркетинговых стратегий.

29. SPACE–методика: сущность, значение, сфера практического применения.

30. Эталонные (базовые) стратегии развития фирмы.

31. Стратегии концентрированного роста: содержание, условия выбора.

32. Стратегии интегрированного роста: содержание, условия выбора.

33. Стратегии диверсифицированного роста: содержание, условия выбора.

34. Стратегии сокращения: содержание, условия выбора.

35. Корпоративные политические стратегии, их типы и возможности в управлении внешней средой.

36. Анализ внутренней среды фирмы: сущность, значение, факторы.

37. Модель последовательных стадий жизненного цикла бизнеса: концепция и критика.

38. Графическая модель «Профиль фирмы».

39. Стратегическое оценивание активов организации.

40. Анализ товарного портфеля фирмы.

41. SNW – подход к анализу внутренних ресурсов.

42. Международные и глобальные стратегии выхода на мировой рынок.

43. Понятие бизнес единиц, их основные характеристики. Базовые стратегии бизнес единиц.

44. Модель БКГ (матрица «Рост – доля рынка»): сущность, возможности и область практического применения.

45. Матрица МакКинзи «Привлекательность отрасли – конкурентная позиция»: сущность, возможности и область практического применения.

46. Матрица «Жизненный цикл – стратегия»: сущность, возможности и область практического применения.

47. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия.

48. Разработка стратегий функциональных подсистем.


49. Продуктово-маркетинговая стратегия фирмы.

50. Производственная стратегия фирмы.

51. Финансовая стратегия фирмы.

52. Стратегия управления персоналом.

53. Рекламные стратегии фирмы.

54. Стратегии ценообразования.

55. Основные этапы реализации стратегии фирмы.

56. Сопротивление изменениям в организации. Матрица «Изменение – сопротивление».

57. Методы и стили проведения стратегических изменений.

58. Перестройка («реинжиниринг») организационной структуры и бизнес-процессов в соответствии со стратегией.

59. Корпоративная культура как ключ к эффективной реализации стратегии.

60. Стратегическое лидерство, его типы и функции при реализации стратегических перемен.

61. Бюджет как метод распределения стратегических ресурсов.

62. Система стратегического контроля в организации, его функции и этапы.

7. Примерные темы рефератов и курсовых работ


  1. Стратегическое мышление.

  2. Научные школы в стратегическом менеджменте.

  3. Руководитель как стратег.

  4. Военные методы в современном менеджменте.

  5. Стратегические управленческие информационные системы.

  6. Экономическая разведка и безопасность бизнеса.

  7. Анализ конкурентов и деловая контрразведка.

  8. Служба экономической безопасности предприятия.

  9. Стратегия для малого бизнеса.

  10. Стратегическое планирование.

  11. Стратегическая синергия.

  12. Предпринимательские организации.

  13. Политическая стратегия организаций.

  14. Формирование миссии и целей организации.

  15. Видение бизнеса (бизнес-идеология).

  16. Анализ внешней среды организации.

  17. Анализ внутренней среды организации.

  18. Анализ товарного портфеля фирмы.


  19. Анализ конкурентоспособности фирмы.

  20. Финансовый анализ в стратегическом управлении.

  21. Стратегическое позиционирование.

  22. Стратегические альтернативы и разработка корпоративной стратегии

фирмы.

  1. Стратегии бизнес единиц.

  2. Разработка стратегий функциональных подсистем.

  3. Стратегия использования человеческого потенциала.

  4. Финансовая стратегия фирмы.

  5. Стратегии ценообразования.

  6. Стратегия и техническая политика предприятия.

  7. Планирование информационной стратегии фирмы.

  8. Разработка стратегии для производственных предприятий.

  9. Стратегии вхождения в новую отрасль.

  10. Стратегии проникновения на мировой рынок.

  11. Концепция устойчивого развития (substainable development) и глобальная конкуренция.

  12. Разработка и внедрение глобальной стратегии.

  13. Стратегический маркетинг.

  14. Рекламные стратегии.

  15. Политический маркетинг.

  16. Маркетинг в государственных и некоммерческих организациях.

  17. Международный маркетинг.

  18. Реализация стратегии фирмы.

  19. Управление процессом стратегических изменений.

  20. Стратегическое лидерство.

  21. Инновационные организации.

  22. Функция лидерства в организациях государственного сектора.

  23. Стратегические риски и управление ими.

  24. Стратегии выхода из кризиса.

  25. Бизнес-модели и стратегии Internet-экономики.

  26. Социальная ответственность компаний и деловая этика.

  27. Стратегический контроль в организации.

  28. Бюджет как метод распределения стратегических ресурсов.
  29. Стратегический анализ диверсифицированной компании.


  30. Стратегическая культура как объект стратегических изменений

  31. Организационная структура как объект стратегических изменений.

  32. Продуктово-маркетинговая стратегия фирмы.

  33. Тотальное управление качеством (TQM).

  34. Философия кайдзен.

  35. Конкурентное маневрирование.

  36. Стратегические альянсы и совместные предприятия.

  37. Анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней.

  38. Системы стратегического контроля в организациях



<< предыдущая страница