litceysel.ru 1 2 ... 4 5

1.Что такое социология. Практическое значение социологии для журналистов



Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта


Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.


Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.


Функции социологии:

1. Познавательная.

2. Прогностическая.

3. Управленческая.

4. Ценностно-ориентирующая человека.

5. Мировоззренческая


2.Основные отличия социологии от других наук об обществе

3.Основные отличия социологии от естественных наук


Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.



2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.


3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.


От естественных – социология исследует не что-либо естественное, а сформированное человеком общество.

4. Социология как наука. Типы знания: мифология, идеология, здравый смысл, наука.

СМ вопрос 1 и бла-бла-бла-it yourself


5.Объект и предмет социологии


В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.



Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских Действий, не может быть определен столь же однозначно. Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюрк-гейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях. С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.


6.Понятие общества. Критерии общества.

Общество - это обособившаяся от природы часть мира. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Второе обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Культура - это всё, созданное человеком: это сотворённая человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над природой естественной. Природа влияет на общество: так, например, Ключевский говорил о влиянии рек на общественную и хозяйственную жизнь славян. С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека как благотворно, так и пагубно. Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем ввиду его качественную спецификацию, но не оторванность от природы и процессов её естественного развития. Общество в широком смысле: совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое). СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. Экономическая - отношения в процессе материального производства; социальная - взаимодействие классов, социальная - взаимодействие классов, социальных слоёв и групп; политическая - деятельность государственных организаций, политических партий; духовная - мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозный, образовательных организаций и учреждений



7.Понятие социальной структуры. Основания иерархического строения общества

9.Неравенство – основа социальной стратификации. Причины неравенства в обществе. Позитивные и негативные стороны неравенства.

10.Профиль стратификации. Средний класс и стабильность иерархической структуры общества

11.Статус как вид стратификации. Аскриптивные и достигаемые статусы. Экономическое и статусное неравенство


Социальная структура означает объективное деление общества на

отдельные слои, группы, различные по их социальному положению. Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. Выявить основные принципы иерархического строения общества призваны теории стратификации.


Незыблемость иерархической структуры общества не означает,

что внутри нее не происходят изменения. На разных этапах возможен рост

одного и сокращение другого слоя. Эти изменения невозможно объяснить

естественным приростом населения. Происходит либо подъем, либо падение

значительных групп.


Социальная стратификация – это

Социальная структура возникает по поводу общественного

разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного

распределения результатов труда, т. е. социальных благ.

Социологи едины во мнении, что основой стратификационной структуры

является естественное и социальное неравенство людей. Однако, способ

организации неравенства мог быть различным.

Так, например, К.Маркс ввел единственное основание вертикального

расслоения общества – обладание собственностью. Поэтому его

стратификационная структура фактически сводилась к двум уровням: класс


собственников(рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный

собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий

весьма ограниченные права (крестьяне). М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического – отношение к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии как

социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам

(партиям). Под престижем понималось обретение индивидом от рождения или

благодаря личным качествам такого социального статуса, который позволял ему

занять определенное место в социальной иерархии.

Роль статуса в иерархической структуре общества определяется

такой важной особенностью социальной жизни как ее нормативно-ценностное

регулирование. Благодаря последнему, на «верхние ступени» социальной

лестницы всегда поднимаются лишь те, чей статус соответствует укоренившимся

в массовом сознании представлениям о значимости его титула, профессии, а

также функционирующим в обществе нормам и законам.

Итак, общество воспроизводит, организует неравенство по

нескольким критериям: по уровню богатства и дохода, по уровню социального

престижа, по уровню обладания политической властью, а также по некоторым

другим критериям. Можно утверждать, что все эти виды иерархии значимы для

общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство социальных

связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение

значимых для общества статусов.

При выработке наиболее общего представления о

социальной иерархичности общества достаточным является выделение трех

основных уровней: высшего, среднего, низшего. Распределение населения по

этим уровням возможно по всем основаниям стратификации, причем значимость


каждого из них будет определяться господствующими в обществе ценностями и

нормами, социальными институтами и идеологическими установками. В

современном западном обществе, ценящем свободу, степень которой

определяется, увы, не только политическими и юридическими актами, но и

толщиной кошелька, обеспечивающего более широкий доступ, например, к

образованию и, следовательно, к престижной статусной группе, на первый план

выдвигаются критерии, обеспечивающие эту свободу: материальная

независимость, высокий доход и т.п.


8.Касты, страты, классы


Теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта, социальная группа, представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конструированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теории стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам:

властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. При этом предлагаются различные критерии стратификации. Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за власть.

КАСТА (португ. casta - род, поколение, происхождение) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии, связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки деления на К. имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950), К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем, определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени



КЛАСС - понятие марксистской экономической теории; большая группа участвующих в общественном производстве людей, характеризуемая такими признаками, как общность вида трудовой деятельности, форм собственности на средства производства, способа получения дохода, меры свободы выбора трудовой деятельности, степени участия в управлении. Например, рабы, помещики, капиталисты, рабочие, крестьяне.


13.Понятие социальной мобильности. Горизонтальная и вертикальная мобильность

14.Каналы социальной мобильности. Проблемы вертикальной мобильности


Социальная мобильность – это механизм социальной стратификации, который

связан с изменением положения человека в системе социальных статусов. Если

у человека статус изменен на более престижный, лучший, то можно сказать,

что имела место восходящая мобильность.

Однако человек в результате потери работы, болезни и т.д. может перейти и

в низшую статусную группу – при этом срабатывает нисходящая мобильность.

Кроме вертикальных перемещений (нисходящая и восходящая мобильность)

существуют горизонтальные перемещения, которые складываются из естественной

мобильности (переход с одной работы на другую без изменения статуса) и

территориальной мобильности (переезд из города в город).


Социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — движение вверх и вниз; 2) горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне

Допустимость путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так от и структуры общества, в котором он живет. Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.



Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя.

Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовой слой до тех пор, пока не усвоит образы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких либо усилий.

Изменение социального окружения

Брак с представителем более высокого статусного слоя


Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений.



следующая страница >>