litceysel.ru
добавить свой файл
1 2



Пути и _ _методы сохранения_ современной биосферы


10.4.3. Оценка воздействия (ОВОС)


Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) процедура учёта экологических требований законодательства при подго­товке и принятии решений о социально-экономическом разви­тии общества. Она дополняет технические, экономические, социаль­но-политические оценки предполагаемых решений.

В процессе проведения ОВОС компетентные власти и обществен­ность рассматривают и изучают все возможные для ОПС последст­вия крупных решений, предлагаемых к реализации. Оценка заканчи­ва­ется тем или иным решением властей о лицензировании такой деятельности. Инициатором процедуры ОВОС может быть любая общественная, частная и государственная организация.




ОВОС – главное правовое средство обеспечения учёта и выполнения экологических требований

на стадии подготовки некоего хозяйственного решения.




Впервые оценка воздействия на окружающую среду была приме­нена в практике природоохранной деятельности США, затем, преи­му­щественно в 70-е гг. ХХ в., она распространилась на все эконо­ически развитые страны мира. В России ОВОС стала проводиться в начале 90-х гг.

Проектные и (или) иные решения, содержащиеся в доку­мен­та­ции, обосновывающей некую намечаемую деятельность, должны быть раз­ра­ботаны с учётом различного рода возможных последствий её реализации в рамках инфраструктуры региона. Проводится поиск но­вых областей применения отходов будущего предприятия в качест­ве сырья для какого-либо другого экономически выгодного производства.





Оценку возможных решений следует давать на наиболее ранних этапах разработки проектного замысла.




ОВОС рассматривает влияние предлагаемых к принятию реше­ний на:


  1. качество воздушной, водной и почвенной среды;

  2. радиационную безопасность;

  3. здоровье людей;

  4. экосистемы и отдельные виды растений и животных;

  5. здания, памятники и прочие объекты, являющиеся частью культурного наследия;

  6. и т.д.

Важно в первую очередь определить наличие особой чувстви­тель­но­сти территории к внешнему воздействию. Так, в городах это состояние воздушной среды, в зоне вечной мёрзлоты – температур­ный режим, в оползневых районах – гидродинамическая напряжён­ность склонов и т.п.

Смысл проведения ОВОС заключается во всестороннем учёте экологических интересов общества при принятии решений по конк­рет­ным проектам как на новую деятельность, так и на измене­ние уже осуществляющейся. Безусловно, общество заинтере­совано в предуп­реждении экологического вреда любого масштаба и ОВОС необ­ходима при планировании всякой деятельности. Однако прак­тика показала, что полноценная оценка, предусмотренная Поло­жением об ОВОС, есть трудоёмкая и дорогостоящая процедура.

Обеспечить проверку экологической рациональности ряда мало­опас­­ных для ОПС предложений можно и более простыми методами. Поэтому ОВОС организуется и проводится при подготов­ке таких масштабных видов обосновывающей документации, как:

  1. Концепции, программы и планы отраслевого и территори­аль­ного социально-экономического развития;
  2. Схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;


  3. Градостроительная документация;

  4. Документы по созданию новой техники, технологии, материа­лов и веществ;

  5. Предпроектные обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования (ТЭО) и (или) проекты строи­тель­ства, реконструкции, расширения и технического перевоору­жения действующих объектов и комплексов.

В первую очередь ОВОС проводится для таких крупных и потен­ци­аль­но опасных объектов, как:

  1. добывающие, нефтеперерабатывающие, металлургичес­кие и химические (всех видов) предприятия;

  2. крупные энергетические объекты, плотины;

  3. АЭС, объекты, широко использующие источники радиации, ядерные технологии, а также перерабатывающие и утилизирующие радиоактивные отходыв;

  4. военные объекты;

  5. космодромы, аэродромы, аэропорты, порты, судоверфи;

  6. транспортные объекты, включая дороги, автострады, трассы магистральных железных дорог, нефте- и газопроводы, метрополитены;

  7. перерабатывающие предприятия и полигоны для отходов производства, потребления и быта;

  8. хозяйственные объекты на особо охраняемых территориях, не связанные с обслуживанием этих территорий.

Положением об ОВОС предусмотрено, что при проведении этой процедуры заказчик обязан рассмотреть все разумные и реальные альтернативы достижения целей намечаемой деятельности, включая даже "нулевой" вариант – т.е. отказ от намечаемой деятельности. Действительно, всегда ли оправдано строительство нового объекта? Возможно, цель будет достигнута путём повышения эффективности производства на существующих предприятиях.

Одним из ключевых вопросов является обеспечение экологичес­кой безопасности, в том числе решение задач локализации и ликви­да­ции последствий возможных аварий и катастроф. Для особоопас­ных про­из­водств должны быть проведены специальные оценки риска аварий раз­лич­ного масштаба. В любом случае оценивается воз­мож­ное воздействия на сопредельные территории (государств, территорий, регионов).


Поскольку по Положению ОВОС проводится заказчиком, т.е. явно заинтере­сованным лицом, то вполне возможен субъективный подход. Поэтому в качестве гарантии всестороннего и полноценного учёта требований экологического законодательства в процедуре ОВОС предусмотрено обяза­тель­ное участие общественности, мнение которой вполне может не совпадать с позицией инвестора.


10.4.4. Экологическая экспертиза


Экологической экспертизой называется "установление соответ­ствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности эколо­ги­чес­ким требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы" (ст. 1 Федерального закона "Об эколо­ги­чес­кой экспертизе" от 23.11.95 № 174-ФЗ).

Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий соответствующей дея­тель­ности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Экологическая экспертиза логически продолжает оценку воз­дейст­вия намечаемой хозяйственной деятельности на окружаю­щую среду (ОВОС), описанную в разд. 10.4.3., причём задача госу­дар­ст­венной экологической экспертизы гарантировать, что в процессе ОВОС действительно предусмотрены все необходимые меры по охра­­не ОПС, требуемые современным экологическим зако­но­дательством.

В определённой мере экологическая экспертиза это форма конт­ро­ля, направленного на предотвращение загрязнения ОПС, причём такое предупреждающее действие обходится в 4 ... 5 раз дешевле, нежели ликвидация последствий экологически необос­но­ван­ных решений (по данным Госкомприроды РСФСР на начало 90-х гг.).

Экологическое законодательство РФ предусматривает только два юриди­чес­ки значимых вида экологических экспертиз:


  1. госу­дарст­венную (обязательную);
  2. общественную* (инициативную и добровольную).


____________________

* Информация о иных видах экологической экспертизы (ведомственной, научной, коммерческой и т.п.) является не более, чем мнением авторов. Потребность какого-либо пред­прия­тия, ведомства или иной организации иметь объективную эколо­ги­ческую оценку материалов некоего нового объек­та до представления их на государственную экспертизу может быть полностью удов­лет­во­рена путём проведения экологического аудита в соответствии с порядком, предусмотренным ГОСТ Р ИСО 14010-98 ... 14012-98 (см. разд. 10.4.8.).


Любая (как государственная, так и общественная) экологическая экспертиза в соответствии с законом основывается на ряде прин­ци­пов. Прежде всего это принцип




презумпции потенциальной экологической опасности

любой хозяйственной и иной деятельности.




Далее это:

  1. обязательность проведения экспертизы до принятия решения о реализации соответствующего объекта;

  2. комплексность оценки воздействия на ОПС соответствующей деятельности, а также её последствий;

  3. обязательность учёта требований экологической безопасности;

  4. достоверность и полнота исходной информации;

  5. независимость экспертов;

  6. научная обоснованность, объективность и законность;

  7. гласность, участие общественных организаций;

  8. ответственность участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, а также за качество экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:
  1. любые проектные и предпроектные документы;


  2. новая техника и технология;

  3. продукция, сырьё и материалы, вещества;

  4. проекты стандартов и нормативов.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечивать конфиденциальность представленных на экспертизу сведений (п.5, ст. 16 Федерального закона об экологической экспертизе), тогда как общественная экологическая экспертиза не может проводиться по объектам, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

Заключение общественной экологической экспертизы приобре­та­ет юридическую силу после утверждения его специально уполно­мо­чен­ным государственным органом в области экологической экспер­тизы.

Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам начинается только при наличии положительного заклю­чения государственной экологической экспертизы.


10.4.5. Экологическая сертификация


В соответствии с Законом от 10.06.93 № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", сертификация продукции есть дея­тель­ность по подтверждению соответствия продукции установлен­ным требовани­ям. Поэтому экологическая сертифи­ка­ция (экосер­тификация) деятельность по подтверж­де­нию соответст­вия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему эколо­ги­­ческим требованиям, а именно требованиям законода­тель­ных и нормативно правовых актов в сфере природопользования и охраны ОПС.

Цель экосертификации – создание экономико-правового механиз­ма реализации права граждан нашей страны на благоприятную окружающую среду, гарантируемого Конституцией РФ (ст. 42).

В область экологической сертификации входят:

  1. продукция и технологические процессы;

  2. отходы производства и потребления;
  3. природные ресурсы и объекты окружающей среды;


  4. экологические услуги.

Экосертификация продукции, влияющей на состояние ОПС, выделена в отдельное направление сертификации.

Экологическая сертификация в России проводится как в виде обязательной, так и добровольной процедуры в предусмотренных законодательством РФ случаях. Обязательная экологическая серти­фи­кация означает, что государство берёт на себя защиту обществен­ных интересов по обеспечению экологических интересов населения и охраны ОПС, рационального использования, охраны, воспроиз­вод­ст­ва природных ресурсов, а также в иных предусмот­рен­ных законодательством случаях.

Экологическая сертификация сходна с государственной экологи­чес­кой экспертизой, однако если объекты экспертизы – это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты сертификации – готовая продукция, соответственно, объектами эколо­ги­ческой сертификации являются новая техника, материалы, вещества.




Все товары и услуги, подлежащие обязательной экологической сертификации, относятся к объектам обязательной экологической экспертизы.




Экосертификаты выдаются на срок до пяти лет. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия ("зелёный знак" сертификации).




Реклама и реализация (продажа) товаров, подлежа­щих обязатель­ной экологической сертификации, но

не имеющих "сертификата соответствия" – з а п р е щ е н ы.




В нашей стране создана уже достаточно развитая система органов экологической сертификации, включающая:

  1. органы по экологической сертификации;

  2. испытательно-аналитические лаборатории (центры).

Детальное регулирование экосертификации осуществляется ведомственными актами, одним из которых являются "Руководящие документы по природоохранной сертификации РД 001-93".

10.4.6. Лицензирование природопользования и иной экологически значимой деятельности


Лицензия (экологическая) это выдаваемое специально уполно­моченным органом разрешение, удостоверяющее право её вла­дель­ца (природопользователя) на использование (изъятия) в фик­си­рован­ный период времени* некоторого природного ресурса (земель, вод, недр, и т.п.), а также на выбросы, сбросы и размещение отходов.

По действующему экологическому законодательству в нашей стране используются различные виды документов, выполняющие одинаковые функции и объединяющиеся понятием "лицензирова­ние". Так, наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и т.д.), применяются разрешения (на выброс в атмосферу и сброс в поверхностные водоёмы загрязняющих веществ, на размеще­ние отходов на территории и др.), лесорубочный билет (ордер), лесной билет и другие.

Виды деятельности, требующие лицензии для её осуществления, определяются законами. Традиционно к ним относятся, во-первых, все виды специального природопользования, включая пользование недрами, рубку леса, промышленный забор природной воды и сброс сточных вод и т.п., а, во-вторых, деятельность, затрагивающая иные общественные экологические интересы общества и государства.

В лицензии определяются (ограничиваются) виды и объёмы хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, экологические требования, при которых допускается такое использо­вание, а также последствия (возможные санкции) при наруше­нии этих требований.


Те же вопросы права на природопользование, что и лицензия, могут быть установлены договором на природо­поль­зование. Различие заключается в том, что лицензии выдаются федеральным органом управления специально уполномо­ченным в области использования и охраны природных ресурсов, а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Лимиты на природопользование – предель­ные объёмы природ­ных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также объёмы размещения отходов производства и пот­реб­­­ле­­ния, которые устанавливаются для природопользователей на опреде­лён­ный срок. Они определены Законом "Об охране ОПС" от 19.12.91 (ст. 19) как система экологических ограничений по территориям. ­­­­

___________________­­__

* Различаются постоянные (бессрочные) и временные (срочные) лицензии, причём последние делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Так, например, устанавливаются лимиты промышленного потре­бле­ния вод, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову (отстрелу) животных, размер расчётной лесосеки.

Лицензирование, последующее заключение договора и устанав­ли­­ваемые лимиты на природопользование играют особую роль в эко­но­мическом механизме как охраны ОПС, так и регулирования приро­до­пользования. Сверхлимитное потребление природных ресур­­сов вызывает дополнительную (значительно более высокую) плату, что стимули­рует более бережное отношение к природной среде, умень­ше­ние отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, переход к ресурсосберегающим (экологически оптимальным) техно­ло­гиям.

С 1996 г. проводится также и лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. К ним относятся:


  1. проведение экологической паспортизации, сертификации, эколо­ги­ческого аудирования (см. разд. 10.4.8.);
  2. работы (услуги) природоохранного назначения;


  3. деятельность, связанная с генерирующими источниками ионизирующего излучения;

  4. промышленное рыболовство и рыбоводство;

  5. сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений;

  6. оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесён­ным в Красную книгу;

  7. и другие.

Отдельную группу составляют виды деятельности, изначально не являвшейся природоохранной, но имеющей явное отношение к охране ОПС. Эта такие виды лицензируемой деятельности, как:

  1. хранение нефти и продуктов её переработки;

  2. перевозка опасных грузов;

  3. космическая деятельность;

  4. экспорт и импорт продукции, работ и услуг военного назначения;

  5. строительная деятельность;

  6. деятельность, связанная с возбудителями инфекционных заболеваний человека;

  7. и иные.



следующая страница >>