litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

23. Драматургия Метерлинка («театр смерти», «драма молчания»). Морис Метерлинк – крупн-ий теор-ик и драм-г симв-ма, создатель "театра смерти». Философск основу худож-ных взглядов М. составил идеализм (в мистическом варианте). М. на место Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром. Оно часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Своему театру Метерлинк дал название «театр статический», или «театр молчания». Истинная сущность трагического, по Метерлинку, заключается в «трагизме повседневности». Задача драматурга — изображать не исключительные события, где все решает случай, а душевную жизнь человека. М. не признает действия в драме. Подлинный трагизм жизни, по его мнению, проявляется не «в поступке и не в крике», а в «тишине и молчании». «Трагизм повседневной жизни» — это и есть реальный и подлинный трагизм человеческого существования. М. изображая «кусок действительности», он стремится вызвать не иллюзию правдоподобия, а впечатление внутренней правды жизни, ощущение той высшей духовной сущности, которая скрывается за внешними событиями. В силу своей материальности слово не может быть носителем чистой духовности. В идеале подлинное общение душ могло бы обходиться без слов, происходить в молчании. По мнению Метерлинка, людям следует овладеть этим искусством молчания. Этот принцип «второго диалога» в «театре молчания» .Классич образцом символическ драмы М. являются пьесы "Непрошеная", "Слепые", «Там внутри», в которых воспроизводится "траг-я каждого дня" – вторжение Неизвестного в обыденную жизнь. Мотив пассивного, «слепого» ожидания, где «слепота» истолкована как символ самосознания человечества, звучит в пьесе «Слепые». В ней, как и в «Непрошенной», выражен пессимистический взгляд на человечество, блуждающее в поисках высшей цели, словно в ночном лесу толпа слепых мужчин и женщин, и не находящее ничего, кроме Смерти, которая подстерегает всех и каждого. В драме «Там, внутри» главным действующим лицом является Смерть, совершающая свое дело еще до начала пьесы. Только ребенок не знает страха Смерти. Все остальные живут, обманывая себя, будто и не подозревают о том, что их жизнью распоряжается слепая судьба. В «Смерти Тентажиля» Смерть предстает в образе старой уродливой королевы, решившей погубить своего внука. Душа Игрены полна отчаянной и самоотверженной любви к брату. В борьбе за него она терпит поражение, но при этом проявляет такую жизненную активность, на которую пассивно ожидавшие своей участи герои прежних пьес Метерлинка способны не были.


24. Проблематика и поэтика пьесы Метерлинка «Синяя птица» (1905). Лучшее и самое известное произведение (философск сказка о смысле человеческой жизни). Ее герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они поп-ют в Страну Воспоминаний, Царство Буд-го, Сады Блаженств, переживают необыкновенные прик-ия, преод-ют всевоз-ые преп-ия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. М. хотел сказать, что человечество всегда д. строится вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед". Но домашний синий дрозд конце улетает от них, потому что они и люди вообще не научились быть достаточно добрыми и любить, чтобы быть счастливыми. Значит, счастье в любви и доброте. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символического театра обуславливали художественно своеобразие "СП". Ярчайшим образом в ней проявилась идея двоемирия. Шапочка с волшебным алмазом помогает детям видеть скрытую сущность, душу всех явлений, предметов и существ. Они видят ожившие души собаки, кошки, хлеба, воды, света и т.д. Все вместе путешествуют по иным мирам. 1) Сначала они попадают в Страну воспоминаний, где обитают их умершие дедушка и бабушка. Оказывается, умершие всего лишь спят, но просыпаются и радуются, как только живущие о них вспоминают. Почаще вспоминайте о тех, кто умер. 2) Кладбище. Там произошло нечто неожиданное. Тильтиль повернул волшебный алмаз и ждал, что из могил выйдут души мертвецов, но из раскрытых могил поднялись букеты цветов. Оказывается, в могилах никого нет. Мёртвых нет, ибо люди, их души бессмертны. 3) Сады блаженств. Блаженства – живые существа, их два вида. Плохие, толстые, грубые – Блаженство быть богатым, пьяным, ничего не знать и т.д. Есть Блаженство, о котором детям знать ещё рано. Хорошие блаженства - Радость быть добрым, справедливым и т.д. Главная радость – Радость материнской любви, появляется в виде мамы Тильтиль и Митиль, но только она наряднее, красивее, моложе. Они хотят, чтобы она была всегда такой и на земле. А она им говорит, что она всегда такая, но только внутри, в душе: надо научиться видеть сквозь обыденную внешность внутреннюю красоту. И это важнейшая идея пьесы. 4) Царство будущего – там живут дети ожидающие своего рождения на земле.



25. Особенности конфликта и образная система драмы Гауптмана «перед восходом солнца» Герхарт Гаупман – немецкий драм-г. В драматургии сказал Г. основное слово. В отличие от многих писателей, Несмотря на приверженность к натурализму, Г. не сводил к нему свой художественный метод. Более того, элементы натурализма нередко уходят на 2-ой план, а вместо них неоромантические тенд-ии ("драматург-поэт ставит себе целью отражать не реальные противостояния мира... а свои собственные драматические импульсы..."). Эта эстетическая установка не исключала, интереса писателя к действительности со всеми ее противоречиями (глубоко реальное мировидение, масштабность проблем, современность его пьес). Его 1-ая пьеса "Перед восходом солнца" (1889) – свидетельствовала о его стремлении соединить натур-ий и реал-ий худ-ые методы, а соц-ые проблемы - с теорией наслед-ти. Ключевой персонаж пьесы - Елена Краузе, чел-ек глубоко нравственный, думающий, цельный, трагически одинокий в кругу своей семьи. Всеми силами пытается она сохранить себя, защититься от тех пороков, которые погубили ее отца и сестру, убили в них все чел-ое. Др. персонаж убежд-ый позитивист Лот в вопросах любви, как и во всех др., "трезв и логичен": он считает "самым важным произвести на свет физически и духовно здоровое поколение", а потому его избранница д. иметь абсолютно здоровую наслед-ть. Поэтому он и бежит Елены, обрекая ее на гибель. Впечатление жуткой безысходности оставляет финал драмы: под вопли пьяного отца, возвращающегося из трактира, Елена кончает жизнь самоубийством. И все же свести содержание пьесы к теории наслед-ти нельзя. Сам Г. определил жанр как "социальная драма". Соц-ые вопросы здесь занимают очень важное место, а на примере отношений в семействе Краузе показана картина общественной жизни. Первая драма Г. сказала читателям о трагедии несостоявшейся жизни, кот-ая оборвалась, так и не начавшись ("перед восходом солнца").

26. Социально-психологическая драма Гауптмана «Перед заходом солнца»


Герхарт Гаупман – немецкий драм-г. «Перед заходом солнца» - самое значит-ое произв-е Гауп-на в 20 в. Гауп-ну принадл-ит 2 открытия: 1)ввел в европейск театр понятие «среды» и нашел ей противника – интеллег-та, 2) сама среда начала наступление на личность, желая светсти ее на нет. «Перед заходом» - это соц-псих драма, где ист-ком траг-ии явл соц-ное зло, несовместим-ть чел-ского и основ буржузн морали. Зд. конфликт 2х поколений интелл-ции: бюргреск и фашистск. Старый Клаузен принадлеж к людям прежн германск к-ры. Глава издат-кой фирмы, он образован анчитан, честен и порядочен. Его дети – сухой делец Фольфганг, к-рый думает больше всего о св крьере, глупая Оттилия, к-рая замужем за грубым и эгоистич Клармотом (это настоящ фашист недалек будущего), слезливая и неискренняя Беттина, добродушный, но глуповатый Эгерт – все они, кажд по-своему, представ-ют собой различн типы новой интеллег-ции) Зд много аллюзий на жизнь и героев Гете (имена героев, сам Гете в 75 сват-ся к 18летней дев-ке). Клаузен чув-ет себя одиноким не только в св семье, но и в св среде. После того, как я объявляют сумасш-им, он приним яд со словами: «никому не дано воскресить мертвую душу» - речь о гибели чел-ва овобще. Пьеса была бы оч пессимисти, если бы не образы простых честных людей, к-рые сочув-ют клаузену и помог ему. Это садовник Эбиш, слуга Клаузена Винтер, но больше всего – это Инкен. Ее образ отражает веру Гауп-на в лучшие св-ва немецк народа (она ничего не боится и готвоа защищать св любовь.

28. Жанр романа семейной хроники в творчестве Т. Манна. В 1901 г – р-м «Будденброки», принадлежащ к ж-ру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию. В этом романе ТМ затронул проблемы: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества. Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760 х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, пис-ль создал эпическ хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке. Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника (Ганно), хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому. «Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Он понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых типов предприним-лей (сем-во Хагенштремов) отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, – ни ее искусства, ни ее идеологии. Ей Манн противопоставил, как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки – ТМ это подчеркивает – не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры».


29. Характеристика четырех поколений Будденброков. Томас и Тони Будденброки. Томас Манн – пис-гуман-т, один из самых знач-ых прозаиков 20в. В нем-ой лит-ре онстал осн-ем реал-ой интел-ой прозы, мастером филос-го романа, созд-ые им хар-ры отл-ся совер-вом псих-их хар-ик. Его пр-ия отл-ся глубиной и многообр-ем пол-ой, соц-ой, этич-ой и фил-эстет-кой пробл-ки. Эпоха имп-ма для пис-ля — время глуб-го кризиса западноевр-ой кул-ры. Он пишет о вырожд-ии патриар-бурж-ых трад-ий. Буд-ки – история гибели одного сем-ва. Томас Манн интерес-ся немецк бюргерск к-рой эпохи Возрожд-я. Для ТМ это городская к-ра, связан с разв-ем городов. Для него бюрг-кое и бурж-ное – не одно и то же. Он говор об огранич-ти буржуазн сознания и об интеллег-ти бюрг-го. Высший бюргер для него – Гёте. Такой взгляд ТМ оч субъект-ный. Но бюргеры Буд-ки – буржуа «особого типа», для ТМ велика разница м/ду стар и нов буржуа. Буд-ки – буржуа стар покол-я, на к-рых наступает империалисти-ое покол-е буржуа (потеря чув-ва бюрг-ва). Гибель семьи – конец патриарх-го бюрг-ва, его цен-тей. Первонач замысел – новелла о генне Буд-ке – гениальн худ-ке («маленький больной гений»), несостоявш-ся композиторе. Конец бюрг-ва ведет к иск-ву (Философия Шопенгауэра). Конец буд-ков – исчерпана биологич сила, но растет духовн сила. Ганно и отец – залудивш-ся бюргеры, ушедш от бурж—зии, но не дошедш до сик-ва. Зд много реалий из жизни самого ТМ (Тони Буд-к – биаограф тетки ТМ). 4 покол-я буд-ков. Но в центре – 3 покол-е (по Дарвину): Тома, Тони, Христиан, Клара. Историч события намечены пунктиров. Честность в семье стан-ся манией (не арстет сост-е). Духовное богат-во семьи растет. Томас – созерцатель жизни, инетерс-ся филос-ей Шопенгауэра, увлек-ся музыкой, брак с женой оснвоан на духовн родстве. Ганно – гениальн комп-р. Тони Буд-к – «женск вар-т Томаса», один и тот же человеч тип. Тони единствен идет против воли сердца. Хотя Томас тоже отказ-ся от лавочницы, к-прая ему нрав-сь. Христиан – заблудивш-ся бюргер,, м/ду богемой и обычн жизнью. На смену буд-кам приходят буржуа, к-рый покупает дом буд-ков (Хагентрем). Дом как символ достатка. Сиволич образ «роковой трещины» в сознании Буд-ков – смерть жены Иоганна-старш, изоляция из семьи стар сына – Гортхольда.


30. Специфика конфликта и художественное своеобразие романа Г. Манна «Верноподанный» («учитель Унрат»). Генрих Манн стал созд-ем нем-го соц-го сатир-го романа о совр-ти. Наиб-ее знач-ми реал-ми пр-ми стали романы «Учитель Унрат» и «Верноподданный» (1914). Роман пок-ет как жалкий, веками придавл-ый филистер превр-ся в зверя и экспл-ра. Он пок-л, как филистер выходит на пол-кую арену, угрожает миру и прогрессу. М. разобл-ил людей, подготав-их победу фашизма. Центр-ый перс-ж романа – фабрикант Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив и падает духом при любой неудаче, но горд, когда чув-ет за собой силу (грубость на суде, когда есть увер-ть в распол-ии властей и кайзера). М. пок-ет героя в разв-ии, наз-ет силы, форм-ие этого негодяя: филист-ая семья, гимназия, где поощряется наушн-во и подхал-во (пресмык-во гимназистов перед уч-ми), затем унив-ет. М. опис-ет возн-е шовинист-их орг-ий. Затем – военная служба, брак по расчету, ряд самых гнусных интриг, пол-ие сделки. И Дидерих уже столп имп-ии, глава промыш-го концерна. Идейный багаж Д. невелик, его основа — нац-м, шовинизм. Его идеал — «великол-ый кайзер» Вильгельм. Сатир-ки опис-ет М. две встречи Д. с импер-ом. Совсем не смешное совпадение: Д. и кайзер соч-ют одинак-е поздр-ые телеграммы, поздр-ют чел-ка, убив-го рабочего. Разоблачая Д., М. разобл-ет и кайзера. Имп-ор – такой же ничт-ый, но страшный, опасный филистер, как и фабрикант. М. анал-ет пол-кую борьбу. Это очень важная ист-ая картина: он пок-ет, как милит-ты пробив-сь к власти, оцен-ет слабость демокр-их сил страны: рабочее движ-ие ослаб-ся. Старый либерал Бук — сломл-ная сила, он не м. бороться с Д. Лишь в минуту смерти Бук словно понимает опасность: «Смотрите — это дьявол». Во время одного из пол-их споров Д. с Буком публика в театре поддер-ет «вернопод-го», нац-та, хотя у Бука безупречны и логика, и инт-кт, и демокр-ие направ-ия его рассуж-ий. Он говорит: «Власть нельзя вечно насаживать на штык, как колбасу. Единств-ая реал-ая власть в наше время – это мир! Разыгрывайте комедию сами! Бахвальтесь перед вообр-ми врагами, внеш-ми и внутр-ми! Для дела у вас, к счастью, руки коротки!» Словам Бука Д. м. против-ть лишь почти нечленоразд-ые выкрики. Роман соч-ет две худ-ные тенд-ии: резкость, гипербол-ть и многогранность, пластическая и псих-ая полнота объект-го живопис-ия. Образ Д. далеко не однозначен. Несмотря на то, что пис-лю удается вызвать у чит-ля пост-ое «чув-ое отвращение» к нему, он лишь обык-ый немец, надел-ый и нек-ми чертами нац-го хар-ра. М. пок-ет, что нац-зм деформирует и неплохие в целом задатки. Не малое место в романе зан-ет и проблема иск-ва. М. пок-ет всю глубину профанации тв-ва в усл-ях великодерж-го нац-ма. Развернутая пародия пис-ля – эпизоды предст-ия пьесы фрау фон Вулков «Тайная графиня». В пьесе нелепа смесь сентим-ти, мелодрамы с идеями неделим-ти фамильных земель.



<< предыдущая страница   следующая страница >>