litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4

31. Эволюция героя в романе Д. Лондона «Мартин Иден». Лондон продолжил критику буржуазн общ-ва в р-не «мартин Иден» (1909). В лице гл героя Лондон показал трагедию худ-ка в капиталистич Америке. Примером разв-я хар-ра может служить мартин Иден. На наших глазах он из простого, необразованного матроса благодаря огромной духовной работе превращ-ся в чел-ка больших знаний, пис-ля. На протяжении всего романа мен-ся его язык. Когда мы знак-ся с ним, язык изобилует неправильными грубоватыми оборотами и выражениями. Но по мере того, как он занима-ся самообр-ем, меняется и его речь. Он чув-ет в себе талант и призвание, стримится стать пис-лем. Он отлич-ся большой настояячив-ю, он верит в себя, в грядущ успех. Иден пытается бороться, но его силы постеп-но иссякают. Лондон показ-ет, что бурж-ное общ-во глухо к голосу таланта, не в состоянии оценить настоящ произв-я иск-ва. Богатсво и слава в конце приходят к Идену, но это не закономерн рез-т его талантлив-ти и упорства. Успех приходит к нему случайно и при этом слишком поздно. Бурж-ное общ-во уже сломило его: у него пропал инетрес к жизни, к борьбе. Единств-ный выход для себя он видит в самоуб-ве.

32. Проблематика «Северных рассказов» Д. Лондона. Можно бы назвать с десяток северных рассказов Джека Лондона, каждый из которых сам по себе является шедевром, созданным рукой подлинного мастера. При воем общем, что роднит их, они очень непохожи, но каждый читается с неослабевающим интересом и раскрывает новые грани дарования автора. В своих рассказах Лондон рассказывает о смертельных опасностях, подстерегающих исследователя Севера. Победа над природой дается нелегко. Горои Джека Лондона — золотоискатели, индейцы Севера — и обстановка, в которой они действуют, были необычайны, новы. Черты неоромантизма можно увидеть и в сев-ых рас-ах Лондона. Действие в них разворачивается на дальнем Севере, в пределах Аляски и Канады. Множество лиц, людей разных нац-ей, вероис-ия и обр-ия, разл-ых хар-ов, мужчин и женщин пок-но в них. Это золотоискатели, охотники, погонщики собак, авант-ы, бродяги. Одна из ведущих тем северных рас-ов – это романтическое противостояние природы и бурж-ой цив-ии. Капиталистич. общ-ву с его собственной моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но и своб-ее. Лондон развивает тему разлагающего влияния золота, кот-ое превращает людей в фанатиков. Многие персонажи осужд-ся писателем за свою тягу к золоту и наживе, из за кот-ой они утр-ют чел-ть. Изобр-ие нравов золотоиск-ей явл-ся одной из знач-ых тем СР. Индивидуалистам, хищникам Лондон прот-ет бескор-ых людей, искр-юю любовь и верную дружбу. Ром-ий герой севых расс-ов – образ собирательный. Он склад-ся из особ-ей, свой-ых многим перс-ам. Так, у Хичкока в «Там, где расх-ся дороги», преобл-ют бескор-ие и храб-ть. Он готов ради спас-ия девушки-индианки рискнуть жизнью. Т.о. осн-ми кач-ми ром-го героя СР Лондона явл-ся: сила, смелость, бесстрашие перед труд-ми и опас-ми, воля, упорс-во, чел-ть, гумм-ть и т.д. Ром-ка борьбы с природой часто явл-ся вед-ей темой у пис-ля. Сочетание реал-го с ром-ким, наиб-ее полно выяв-сь в СР. Пис-ль расск-ет о соб-ях необ-ых. В центре его вним-ия нах-ся искл-ые лич-ти. Они бегут от цив-ии и в усл-ях Севера ведут своб-ую, незав-ую, полную опас-ей и прикл-ий жизнь.


33. «Портрет Дориана Грея». Проблематика и особенности поэтики. Оскар Уайльд (1854–1900 гг.), глава английского эстетизма, опубликовал свой единственный роман "Портрет Дориана Грея" в 1891 году. В романе рассказывается история, перекликающаяся с фантастическим сюжетом "Шагреневой кожи" Бальзака: юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, чем у Бальзака, сведена к эстетической проблематике. Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно. Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью. Остановка героя во времени, вечная молодость, как правило, ассоциируются с мотивами сделки с дьяволом, и в роли искусителя невинного поначалу Дориана выступает светский остроумец, славящий аморальность, новый гедонизм, а на деле ведущий вполне благопристойное существование, — лорд Генри Уоттон. Лорд Генри открывает глаза юноше на его красоту, заражает его духом погони за удовольствиями, учит его ценить молодость и жить одним днем. В "Портрете Дориана Грея" моральная сторона составляет важнейшую сторону романа. Ее суть: всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе свое наказание. Предисловие представляет собой собрание афоризмов, любимого жанра Уайльда. Утверждает, что "жизнь подражает искусству"; "искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь". Оскар Уайлд был теоретиком эстетизма, доказывает, что наст-ее иск-во всегда было иск-ом лжи. Отказ от крас-ой лжи, поиски жизн-ой правды привели к упадку иск-ва. «Жизнь слишком едкая жидкость она разрушает иск-во, она, как враг, опуст-ет его». По мнению О.У., не иск-во отраж-ет жизнь, а жизнь покорно следует за иск-ом. Эта кр-ка реал-ма была в знач-ой мере вызвана упадком реал-ма, его натур-им перер-ем. По мнению У., «нет книг нрав-х или безнрав-ых — есть книги, хорошо или плохо нап-ые». Уайльд договар-ся до того, что ист-ый художник стоит выше добра и зла, что он может быть даже прест-ком.


34. Детские образы в творчестве М.Твена. Марк Твен – романист, новеллист, памф-ст, журн-т. Одно из наиболее известн и популярн произ-ий Твена явл. - «Приключения Т.С.» - представляют собой сочетание реализма с ром-змом. Реал-ки описывая малень городок, его сонную обывательск жизнь, Твен противопост-ет ему романтическ мир Тома и его друзей, их необычн приключ-я. Книга нап-на с зам-м худ-ым маст-м (детской псих-ия, много юмора, инт-на и детям и взр-м). Всевозм-ые проделках Т.С. (пр: благодаря вымен-ым у др. мал-ов билетикам объяв-ся самым примерным уч-ом воскр-ой школы, никогда не учил Библию, перевирает имена апос-ов и т.д.). Здесь Твен высм-ет застойную мещ-ую жизнь, ханжество и косность жит-ей мал-го гор-ка, это бунт мальчика против такой жизни. Начит-сь книг о Робине Гуде о пещерах и спрят-ых кладах, Т.С. создает свой особый крас-ный мир, не пох-ий на окр-ую дейс-ть (пр-пы верности и дружбы, справ-ти и муж-ва). Спасают от гибели невин-го чел-ка. Также храбро в ист-ии когда забл-ся с дамой сердца Беки в пещере. Ища клад с Геком сначала мечтают о бог-ве, но потом пон-ют, что оно им не нужно. В крас-ных тонах из-ся река Миссисипи и окр-ая природа, создающая ром-ий фон в книге. Динам-ый сюжет захватывает. В «Принце и нищем» изобр-ся Англия 1ой пол 16в. В стране царит нищета. Жестокие закона тяжел бермеенем легли на плечи народа. В таких усл-ях два мальчика-двоцника мен-ся местами. Эдуард, принц Уэльский, наслед-к англ-го престала изгон-ся из дворца, а бедняк Том Кенти оказ-я на его месте. Книга проникнут тенденциями гемм-зма и демокр-зма. Писатель заставляет принца на его собств-ном горьк опыте познать жизнь и убед-ся в суровости и несправд-ти существующ законов. Запомин-ся фигура благородн спас-ля Эдуарда – Майлса Гендона, он приклекает св бескорыстием и добротой. Демокр-зм в больш степени проявл-ся в образе Тома Кента. Выросший в бедности и став принцем, он проявляет истинно народн мудрость, правит по законам милости. Англия изображена как страна резк контрастов (Англ – страна разоренного города, и Англ – королевск двор, утопающ в роскоши).


35. Интеллектуальный роман в творчестве Томаса Манна (Волшебная гора). ВГ – нов напр-е в разв-ии зап-европ лит-ры. Оно отн-ся к интеллект прозе. Работы Ницше, Шопенгауэра, самого ТМ образов нов ж-р – интеллект р-н. Термин «интеллектуальный роман» был впервые предложен Томасом Манном (стир-ся границы м/ду наукой и иск-вом). Отлич-я инт-го р-на: 1) разговор о современ действ-ти идет в иносказат плане, но не фантастич. 2)Предмет изобр-я – не хар-ры, а закономер-ти – философск смысл историич разв-я. 3)Сюжет подчин-ся логике авторск мысли, его концепции. Ввод-ся понятие типологич герой – он схематичней типического, в нем заключены вечн проблемы бытия. Хаар-ны эксримальн ситуации. Важн рль в стр-ре иент-го р-на играет миф. Использ-е традиционн образов, сюжетов – характерн черта. Исп-е мифа имеет глубок научн основу. ВГ – на 1ый взгляд – традицион р-н-воспитание. Но ТМ пишет пародию на воспит р-н. Ассоциац с произ-ем Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера». Гл герой Ганс Кастроп – молод инженер из Гамбурга, едет в Швейцар навестить св кузена в туб-ный санаторий, где остается на 7 лет. Зд история интел-ных искушений чел-ка, попавшего в интел-ную среду. В санатор – высш интеллект-ое общ-во. Чел-к на грани смерти (больные туб-зом люди) проявл лучш свои кач-ва. Им безразличн соц-ные, имуществен различия. Они подним-ся над суетой. Назв-е «ВГ» - не только назв-е санатория, оно уводит в легенду о Тенгейзере, к-рый провел 7 лет в плену у Венеры на реховной (Волшебн) горе (ВГ – грот Венеры). Зд. Интел-ное воспит-е: чтобы чел-к повзрослел, его отправ-ют в гору пройти испыт-я. Люди в санатор – носитеи опред-ных филос=ких идей и полит концепций. Они интеллект-ные искусители Ганса (Иохим Ценсе, Клавдия Шоша – в образе библ искусит-цы Лилит, д-р Краховский – воплощ-е идей Фрейда (все челов-во – мир сумасшедш), пепекорн – гедонистич идеи, кончает жизнь самоуб-вом, тк его идея сталкив-ся с природой – старость, Лодовик Сетебрини – гуманист, либерал, сторон-к прогресса. Нафта – идея диктоторства, тотал-зма. Ганс бежит к горн вершинам, видит сон и приним реш-е уйти к людям, вырв-ся из плена ВГ (начало 1ой мир в-ный, уход на фронт). Конец произв-я: «из этого миры смерти, пожарища войны родится ли когда-нибудь любовь?»


36,37 билет

Основной труд всей жизни Голсуорси и его высшее творческое достижение – «Сага о Форсайтах» - создавалась в период с 1906 по 1928 г. За это время позиция писателя претерпевает заметные изменения. Начав с резкой критики мира собственников, Голсуорси под влиянием событий первой мировой войны, Октябрьской революции в России и рабочих волнений в Англии меняет свое отношение к миру Форсайтов. Сатирический элемент сменяется драматическим изображением. Драматические переживания главного героя при виде разложения прежних устоев совпадают с озабоченностью самого Голсуорси, вызванной судьбой Англии в послевоенный период. Форсайтовский цикл включает шесть романов. Первые три объединены в трилогию «Сага о Форсайтах». Сюда входят романы «Собственник» (1906), «В петле» (1920), «Сдается в наем» (1921), а также две интерлюдии – «Последнее лето Форсайта» (1918) и «Пробуждение» (1920). Вторая трилогия – «Современная комедия». Центральная тема романов форсайтовского цикла – упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда прочного уклада ее жизни. Эта тема раскрывается на истории нескольких поколений семьи Форсайтов. Семейная тема перерастает в тему кризиса буржуазного общества. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления. Для Голсуорси истинным Форсайтом является каждый, кому свойственна собственническая психология и кто живет по законам мира собственников. Основной конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности». Форсайтизм и искусство – понятия несовместимые. Среди Форсайтов есть коммерсанты, сборщики налогов, стряпчие, юристы, купцы, издатели, агенты по продаже земель, но среди них нет и не может быть творцов прекрасного. Они выступают лишь как «посредники», извлекающие из искусства выгоду. Даже молодой Джолиан, порвавший со своей семьей и совмещающий работу страхового агента с занятиями живописью, говорит о себе: «Я не сотворил ничего, что будет жить! Я был дилетантом, я только любил, но не создавал». Откровенная ирония звучит в названии романа – «Сага о Форсайтах». «Сага» - это сказание о героях, богатырях, совершающих подвиги. В самом слове «сага» заключено понятие героического, а, как отмечает сам Голсуорси, на страницах его романа героического мало.


38. Роман Т.Манна «Доктор Фаустус» как итог философских и художественных исканий. «ДФ» (1947г) – итоговое произв-е ТМ, ярчайшее произведение европейского неомифологизма, где в роли мифа выступают легенды о докторе Иоганне Фаусте, маге и чародее, якобы жившем в ХVI в. в Германии и продавшем душу дьяволу, за что обрел магические способности, например к некромантии - он мог воскрешать мертвых и даже женился на самой Елене Троянской. Кончаются легенды тем, что дьявол душит Фауста и уносит к себе в ад. История о докторе Фаусте послужила для Т. Манна художественным средством анализа важнейшей ситуации в истории Германии ХХ века — искушение злом немецкого народа (фашизм). Существенная переработка Т. Манном сюжета о докторе Фаусте явилась значительным после Гете переосмыслением фаустовской темы. Широта обобщений и новая необычная сюжетная форма романа часто квалифицируются исследователями творчества Т. Манна как создание нового жанра в литературе — «романа культуры». Для новых композиционных построений немецкий писатель обратился к музыке. Он прямо заявлял, что легенда и поэма Гете «Фауст» не связывают художественный образ ученого с музыкой, а ему надо было быть музыкальным, быть музыкантом», чтобы быть типичным выражением немецкой души. В качестве гл героя выбран композитор – неслуч-но. Для Ницше музыка играла огромн зн-е. В романе – раздумья о роли иск-ва вообще. ТМ проводит //-ли м/ду иск-вом модерн-зма и фашизмом. Иск-во модерн-зма отлич-ся отсутствием гуманизма (в р-не протиповост-е тв-ва Ливеркюна гуманистич. музыке Бетховена: «Плач д-ра Фаустуса задуман как противопост-е «9ой симфонии» Бетхов. Если гениальн творение Бетх пронизано пафосом жизнеутвержд-я и торжества свободы, то оратория Ливеркюна заканч-ся стенаниями Фаустуса, осужден-го на вченые муки). Больше модерн-кое иск-во прояв-сь в муз-ке (идеи додекафонской муз-ки). Р-н написан в ж-ре биографии: биография комп-ра, нап-ная его другом. Путь гениальн комп-ра построен любопытно: через опис-е его музык-ных произв-ий. Апофеозом его исканий станся «Плач д-ра Фаустуса». Путь к этому связан с отречением, прежд всего, отреч-ем от гуман-зма (договор с дьяволом: его произв-я буд гениальна, но «без коровьего тепла», т.е. гумм-зма). История Ливеркюна (отказ от гумм-зма) – путь, по к-рому не надо идти челов-ву.


39. Образ Леверкюна, ницшеанские аллюзии и функции музыкального начала в романе «Д.Ф». В Романе «ДФ» передается трагическая история «грешного» музыканта, гениального комп-ра Адриана Ливеркюна, осознавшего антигуменность св иск-ва, оторванного от народа, опустошенного, несущего болезнь и смерть всем, кто к нему приобщится. Но писатель расширяет проблему кризиса музыки до пределов кризиса буржуазн иск-ва. проводит //-ли м/ду иск-вом модерн-зма и фашизмом. Иск-во модерн-зма отлич-ся отсутствием гуманизма (в р-не протиповост-е тв-ва Ливеркюна гуманистич. музыке Бетховена: «Плач д-ра Фаустуса задуман как противопост-е «9ой симфонии» Бетхов. Если гениальн творение Бетх пронизано пафосом жизнеутвержд-я и торжества свободы, то оратория Ливеркюна заканч-ся стенаниями Фаустуса, осужден-го на вченые муки). "Музыка, - признавался Т. Манн, - была в романе только средством показать положение искусства как такового, культуры, больше того - человека и человеческого гения в нашу глубоко критическую эпоху. Роман о музыканте? Да. Но он был задуман как роман о культуре и о целой эпохе..." Фигура главного героя романа, композитора Адриана Леверкюна связана с проблемой судьбы творческой личности в эпоху кризиса культурных оснований, ищущей истинной достоверности и возможности данный кризис преодолеть. Прообразом творческой личности Манн выбирает Фауста. В романе «Доктор Фаустус» Манн использует автобиографический материал, события жизни и творчества Ф. Ницше, Г. Вольфа, И. Стравинского, А. Шенберга, У. Шекспира, Теодора Адорно (его «Философия новой музыки» стала одной из теоретических основ музыковедческой критики Манна). С точки зрения Ницше разные эпохи рождают разные типы искусства. И вот наступает эпоха (Дионисийское искусство). Встречаются Леверкюн и Черт, они собеседуют цитатами Ницше. Томас Манн, обращаясь к традиции средневекового - осуждающего - отношения к Фаусту, хочет сказать, что он отрицает волюнтаризм таких умов, как Ницше и Вагнер, мыслями и творчеством которых злоупотребили Гитлер и его присные.


40. Жанр исторического романа в ТВ-ве Г.манна. Образ «гуманиста на коне» в романе «Юность короля Генриха 4го» Юность короля Генриха IV. Зрелость короля Генриха IV. Дилогия (1935-1938). Генрих IV - центральный герой дилогии/ Исторический Генрих - сын Антуана Бурбона, с 1562 г. король Наваррский - возглавлял во время религиозных войн партию гугенотов. Герой Генриха Манна, оставивший по себе память как справедливый, добрый король, важен для автора и как активный борец и деятель, гуманист на коне и с мечом в руке. В первой части дилогии подробно описано, как выросший на юге Франции, в близости к народу, Г. познает затем при дворе Екатерины Медичи интриги и коварство, столкновение религиозных партий. Став во главе гугенотов, он принимает участие в борьбе, кончившейся в Варфоломеевскую ночь кровавой расправой над его партией. Г. живет заложником при дворе Екатерины, женится - кровавая свадьба - на ее дочери Марго, бежит после долгих лет плена к своим друзьям - гугенотам, ведет беседы с Монтенем, мысли которого близки автору (Г. запоминает его фразу о том, что насилие сильно, но добро сильнее). После перехода Г. в католицизм Париж признал его в 1594г. королем Франции. Г. в романе не принимает те установки, которые предлагает ему окружение, начиная с главной "установки" эпохи - междоусобной войны между гугенотами и католиками. Он стремится объединить страну и не мечется от одной спасительной возможности к другой. Долгое время он не принимает даже престола Франции, уступая очередь другому. Он неколебимо стоит на своей позиции, следует своей линии поведения, ибо опирается на собственный разум. Г. в романе почти что герой из сказки. Воплощенные в нем добро и гуманность не вызывают различных суждений. Вот он скачет по стране во главе отряда, как и полагается сказочному принцу, навстречу битвам и чтобы жениться. И на протяжении всего его пути, на протяжении огромного двухтомного романа автор не может исчерпать в себе радостного восхищения героем.


<< предыдущая страница