litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
предисловие


2010 год прошел под знаком УЧИТЕЛЯ. В Год учителя было проведено немало различных мероприятий, раскрывающих роль учителя в обществе, особенности и трудности этой удивительной профессии. Для учителей музыки нашей Республики самым значимым событием стал республиканский методический фестиваль «Современный урок музыки».

Фестиваль проходил на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары. В нем приняли активное участие – проводили уроки – 22 учителя музыки Республики, которые представляли города Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Шумерля, Мариинский Посад и районы – Чебоксарский, Аликовский, Марпосадский, Вурнарский. Наблюдали уроки учителя, студенты и преподаватели вузов.

Фестиваль выявил творческих учителей, показал большое разнообразие подходов к подготовке и проведению урока, к осмыслению его роли в образовательном процессе современной школы.

Участникам и гостям фестиваля предоставилась возможность творческого общения, знакомства с деятельностью коллег, обмена опытом, приобретения ценного учебно-методического материала.

Нельзя не отметить, что все уроки были проведены на высоком методическом уровне с применением информационно-коммуникационных технологий.

Проведение фестиваля убедительно доказало, что такие мероприятия являются эффективной формой повышения квалификации учителей музыки общеобразовательных учреждений. Их организация и проведение для учителей Республики должно стать традиционным, а в перспективе − приглашение коллег из соседних регионов.

Материалы конференции – разработки уроков участников фестиваля – предлагаются в данном сборнике. Они представляют ценный методический материал, могут стать отправной точкой для педагогического творчества молодых учителей и студентов. Мультимедийное сопровождение уроков представлено на диске.


Начало положено

Как многообразен наш мир! Как интересно и разнообразно отражены его явления в произведениях искусства! Как много способов приобщения детей к искусству, путей познания мира! Как изобретательны и талантливы наши учителя! Как они самоотверженны и преданы делу!.. Эти и многие другие мысли возникали при проведении республиканского методического фестиваля «Современный урок музыки», который состоялся 20-22 апреля 2010 года на базе МОУ «СОШ № 54 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары». 22 учителя Республики откликнулись на предложение поделиться своим мастерством, показать свои находки, поучиться у коллег.


Идея фестиваля появилась в апреле 2009 года, когда на базе все той же 54-й школы прошел III Всероссийский студенческий конкурс «Учитель музыки». Главным условием конкурса было проведение урока с одним из классов, до этого конкурсанту не знакомым. «А почему бы и учителям не попробовать себя в подобной роли?» Видя азарт участников и неподдельный интерес школьников, внимание маститых коллег, «море» методических приемов и находок, творческий подъем студентов и их наставников, члены жюри – учителя Чувашской Республики высказали пожелание провести подобное мероприятие для учителей. Многим из них есть чем поделиться с коллегами, всегда хочется узнать что-то новое, обогатить свою творческую лабораторию, убедиться, что ты на верном пути, не отстал от жизни.

Был создан оргкомитет фестиваля в следующем составе: председатель оргкомитета − В. Л. Галкина, доцент кафедры истории ГОУ «ЧРИО», Ю. Б. Лебедев − заведующий кафедрой истории ГОУ «ЧРИО», С. М Степанова – учитель музыки «СОШ № 54 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары, Р. А. Волкова – методист кафедры истории ГОУ «ЧРИО». Было разработано положение о фестивале. Решили провести не конкурс, а фестиваль, где нет победителей и побежденных, а будет презентация своего опыта, своего понимания урока музыки как урока искусства, своего творческого поиска. Цели фестиваля были определены, как:


  • повышение научно-методического уровня преподавания музыки в общеобразовательной школе;

  • распространение передового педагогического опыта и новых педагогических технологий в музыкальном образовании, пропаганда передовых идей, поиск новых эффективных форм и приемов работы;

  • обмен опытом среди учителей;

  • активизация познавательных и творческих способностей учащихся, повышение интереса к изучению музыки.

Программа фестиваля включала проведение открытых уроков, круглый стол по проблеме «Урок музыки: традиции и инновации».

В рамках студенческого конкурса урок проводится всегда на незнакомых учениках. Учителям было решено предоставить выбор: провести урок с учащимися 54-й школы или со своими учениками. Не стали определять и художественно-педагогическую идею, что на студенческом конкурсе тоже уже традиция. Так художественно-педагогическими идеями предыдущих студенческих конкурсов были «О подвигах, о доблести, о славе…», «Мир полон чудес». Учителей не ограничили ничем, предоставив полную свободу творчества (конечно, в рамках школьных программ по музыке, методических основ создания урока музыки).

Успех фестиваля во многом зависел от выбора школы, и здесь не было сомнений – школа № 54. Выбор объяснялся наличием в данном образовательном учреждении подразделения школы искусств, многолетним и очень плодотворным сотрудничеством музыкально-педагогического факультета педуниверситета им. И. Я. Яковлева и Чувашского республиканского института образования с учителем музыки Светланой Михайловной Степановой, прекрасной материально-технической базой школы.

Откровенно говоря, никак невозможно было предположить такого количества участников фестиваля. Апрель – время для учителей музыки очень напряженное: в это время проводятся различного уровня смотры, конкурсы исполнительского мастерства, на которые надо готовить школьников. Кроме того, в каждой школе проводились мероприятия, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в их организации также принимали участие педагоги-музыканты. Предполагалось, что если будет 10-12 участников – уже хорошо. Но двадцать два! А именно столько заявок было за неделю до открытия нашего форума. Нелегко пришлось Светлане Михайловне Степановой: необходимо было подготовить классы, в которых будут проводить уроки участники фестиваля, вместе с администрацией продумать все организационные моменты. Светлана Михайловна и сама готовилась к участию в фестивале − ей предстояло его открывать, первой провести урок.

Итак, 20 апреля 2010 года в 8.30 был «дан старт» республиканскому методическому фестивалю «Современный урок музыки». В этот день было показано 7 уроков музыки.


«Рождение музыки» − это тема урока во 2 А классе, учитель − Светлана Михайловна Степанова (МОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары»). Символично, что фестиваль начался с такой темы. Второклассники сразу же задали настрой всему фестивалю: любознательные, пытливые, очень музыкальные. Ребята попробовали себя в роли композиторов, попытались ответить на вопрос «Что надо, чтобы родилась музыка?», узнали новое о композиторе М. И. Глинке и его «Арагонской хоте», приняли участие в ее исполнении с настоящими кастаньетами из Испании. Очень выразительно прозвучали песни марийского композитора В. Захарова «Ромашки-сестрички» и «Родной уголок».

В этом же 2 А классе провела урок учитель музыки МОУ «СОШ № 5» г. Канаш Наталия Евгеньевна Дёмина. Урок по теме «Музыка – чудесная страна» был построен в форме игры. Немало выдумки, изобретательности проявил педагог, чтобы создать такой урок. На уроке нашлось место движению, шутке, занимательным, творческим заданиям. Энергичная, задорная, артистичная, Наталия Евгеньевна очень много интересного приготовила второклассникам.

Инна Владимировна Альбатрос (МОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары) показала урок со «своими» учениками, это был 5 класс, а тема урока «Волшебная история одной книги». Всех присутствующих учитель погрузил в атмосферу Франции времен Людовика XVI, старинной музыки и сказки.

«Удивительный мир Чайковского» − тема урока, проведенного Светланой Валериановной Турбиной с пятиклассниками МОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары. Урок был необычным: учитель продемонстрировал, как может быть осуществлена проектная деятельность на уроке музыки. Ребята были активными и раскрепощенными, особенно удивили всех тем, что весь класс играл на блок-флейтах (Светлана Валериановна в течение уже многих лет очень успешно ведет уроки по системе Л. Виноградова).

Урок в 5 А классе проводила Марина Александровна Исакова (МОУ «Гимназия № 6» г. Новочебоксарска), тема урока «Героические образы в искусстве». Тема патриотизма, героизма как высшей нравственной категории актуальна и, надо признать, близка детям этого возраста. Все песни, предложенные учителем, ребята пели увлеченно, с энтузиазмом.


Вместе с Еленой Ивановной
Кузьминой (МОУ «Карачуринская ООШ» Чебоксарского района) пятиклассники выясняли «Как музыка передает содержание поэзии». Подкупает манера ведения урока учителем – спокойная, доброжелательная. Ребята отметили красивый голос учителя.

«Музыка военных лет» звучала на уроке в 6 А классе. Проводила его Людмила Васильевна
Дорожкина (МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары). Песни войны… Как много в них заложено. «Священная война», «В землянке», «Катюша», «Вечер на рейде»… Историю создания этих и других песен военного времени узнали ребята, пели песни вместе с учителем и гостями. Не только песни нужны были в военное время. Создавались оперы, балеты, симфонии – произведения крупных жанров. Об этом тоже узнали школьники. Наряду с известной «Ленинградской» симфонией Д. Д. Шостаковича (на уроке слушали эпизод нашествия) прозвучал фрагмент «Симфонии с колоколом» А. И. Хачатуряна. Этот серьезный урок завершился звучанием песни «День Победы» Д. Тухманова.

Этот урок завершил первый день фестиваля. По мнению участников и гостей фестиваля, он «прошел активно, программа была насыщенной. Уроки учителей интересны своим разнообразием, манерой ведения урока, подбором музыкального материала. Очень понравились ученики 54 школы, которые музыкальны и общительны, воспитаны и разносторонне развиты».

А впереди второй день фестиваля. Открыл его урок «Маэстро» в 4 Б классе. О своем любимом композиторе Раймонде Паулсе рассказывала школьникам Ирина Филипповна
Андрианова (МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары). Ребята слушали его музыку, сами с удовольствием пели песни.

Этот же 4 Б класс был на уроке Ирины Ивановны Ильиной (МОУ «Шоршелская СОШ» Марпосадского района) «Мечтают мальчишки о небе, а космонавт о земле». Ребята узнали много нового о нашем земляке, космонавте А. Г. Николаеве, его любимых песнях. Замечательно исполнила Ирина Ивановна чувашскую народную песню «Вĕç, вĕç куккук», которую так любил космонавт. А ребята разучили и исполнили песню А. Н. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Орлята учатся летать». Особенно впечатлила всех присутствующих мультимедийная презентация, посвященная «звездному пути» А. Г. Николаева на музыку Г. Свиридова «Время, вперед!». На уроке нашлось место и шуточной песне, которую с удовольствием выучили и исполнили четвероклассники и все гости.


Учащихся четвертого класса сменили совсем взрослые ребята 8 Г класса. Поразмышлять «Что такое любовь?» предложила им Ольга Михайловна Михайлова (МОУ «Таутовская СОШ» Аликовского района). Сложно, но интересно, всех волнует этот вопрос. Здесь не было и не могло быть леса рук. Но были заинтересованные глаза, с интересом школьники и гости смотрели на экран и слушали музыку. Ольге Михайловне удалось создать особую доверительную атмосферу урока.

Следующими были первоклассники. Их привезла из Канаша (МОУ «СОШ № 7» г. Канаш) Талия Габбасовна Дмитриева. Нарядные, трогательные, ребята не растерялись в незнакомой обстановке. Тема урока «Музыка утра» − Талия Габбасовна осваивает программу Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. Урок получился интересным, ярким, светлым.

Этот же настрой продолжил урок в 5 Б классе «Народное музыкальное творчество». Провела его молодая учительница Ольга Николаевна Николаева (МОУ «Хирпосинская ООШ» Вурнарского района). Ребятам очень понравился урок, на котором они узнали много нового о народных музыкальных инструментах, услышали много песен, сами принимали участие в их исполнении, играли на музыкальных инструментах, танцевали. «И учительница была такая веселая, задорная, светлая» (по отзывам учеников). Действительно, урок получился ярким, легким, с улыбкой и шутками. В то же время он был достаточно информационно насыщен, включал и игровые моменты, которые в занимательной форме позволили проверить, насколько усвоен материал урока.

5 Б вновь на уроке. Принцип контраста, так часто применяемый в искусстве, и урок, совершенно иной по форме и по содержанию − «О подвигах, о доблести, о славе». Светлана Владимировна Кощеренкова (МОУ «Гимназия № 8» г. Шумерля) вела урок увлеченно и страстно. Вновь тема войны, подвига, жизни и смерти. Сам материал никого не мог оставить равнодушным: песня «Мы помним» в исполнении Стаса Пьехи, гравюры С. Красаускаса, которые очень впечатлили ребят, рассказ «Струна» К. Г. Паустовского в эмоциональном и выразительном исполнении ученицы, − все это заставило пятиклассников растрогаться, задуматься.


«Счастье, ты где?» Этот вопрос стал главным на уроке Алевтины Ивановны Борисенок в 7 Б классе (МОУ «СОШ № 42» г. Чебоксары). Вопросы, которые задавала Алевтина Ивановна, не были сложными, каждый мог ответить на них, но они очень важны для каждого: что нужно для счастья? Что для вас «счастье»? Устойчиво ли, нерушимо ли счастье? Ребята беседовали с учителем, пели песни о школе, дружбе, маме, создавая лирические образы. Контрастом к этому состоянию, лирическим образам стал образ драматический – эпизод нашествия из первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостаковича. Дополнила образ жестокой силы, разрушения «Герника» П. Пикассо. Ребята пытались ответить на вопрос: «Зачем нужны такие художественные произведения – где рассказывается о страхе, ужасах войны?» Завершился урок песней Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

В «Мир музыкального театра» пригласила учащихся 7 Б Ольга Александровна Нуждова (МОУ «СОШ № 6» г. Чебоксары). Урок был посвящен самому, пожалуй, популярному в настоящее время музыкальному жанру – мюзиклу. Это не случайно: Ольга Александровна − постановщик мюзикла «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви», ставшим значительным событием в культурной жизни нашей Республики. Семиклассники с удовольствием встретились с героями мюзикла «Красавица и чудовище», посмотрев фрагмент мультфильма, а затем ту же сцену в исполнении московских артистов. Ребятам было интересно «побывать за кулисами», узнать об основных особенностях этого самого современного музыкального жанра, самим принять участие в исполнении музыки. В заключение урока прозвучали популярные фрагменты мюзиклов. Таким праздничным, ярким стало завершение второго дня фестиваля.

Третий день начался с уроков в 7 Б классе, в котором накануне уже прошли два урока. Первый урок «Музыкальный образ. Карнавал» провела Марина Витальевна Котлеева (МОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары). Урок был посвящен «Карнавалу» Шумана, точнее его героям Пьеро и Арлекину, а также образу самого Роберта Шумана, «спрятанному» в пьесах «Флорестан» и «Эвсебий». Урок тонкий и глубокий, очень камерный. Ребятам нужно было размышлять, внимательно слушать очень необычную для них музыку.


Линию романтизма продолжил урок Розы Вениаминовны Глякиной (МОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары) «Музыкальный образ. Странички дневника Шопена». Мазурки стали страничками дневника великого польского композитора. Роза Вениаминовна предложила семиклассникам «прочитать», разгадать, о чем хотел сказать композитор, какие музыкальные образы − жизненные события или состояния души в них сосредоточены. Перед участниками урока предстал образ самого композитора − поэта фортепиано, великого романтика, чему способствовала и мультимедийная презентация. «Письмо Шопену» в исполнении Анны Герман произвело неизгладимое впечатление на всех присутствующих. Было жаль, что урок закончился.

А учащихся 4 Б пригласила в «Музыкальное путешествие по Франции» Светлана Владимировна Герасименко (МОУ «СОШ № 8» г. Новочебоксарска). Информационно насыщенный, в хорошем темпе, урок прошел на одном дыхании. «Под небом Парижа» оказались, благодаря музыке Хуберта Жиро, с удовольствием исполнили канон «Дядя Яков», танцевали «В Авиньоне на мосту», с большим интересом познакомились с некоторыми персонажами «Карнавала животных» К. Сен-Санса. А самое главное – сделали вывод о том, что музыка − язык, на котором люди общаются друг с другом, выражают свои мысли и чувства. Музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода.

«Бессмертная музыка Баха» звучала на уроке в 8 Г классе, вела его Надежда Константиновна Сандалова (МОУ «Гимназия № 1» г. Мариинский Посад). Главный вывод, который сделали восьмиклассники вместе с учителем: музыка Баха востребована в наши дни. Она звучит по радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах. Люди разных эпох и национальностей находят в ней простые чувства, живые мысли. В ней мудрость и вера, сердечность и человечность. Не случайно очень многие произведения Баха звучат в современной интерпретации. Надежда Константиновна убедительно доказала, как современна музыка Баха, какой толчок к творчеству музыкантов дает она. Большой интерес вызвал у всех присутствующих фрагмент лейпцигского концерта, посвященного Баху, где в исполнении музыкантов самых разных направлений звучала музыка великого композитора. Познакомились ученики и с проектом Д. Тухманова и Ю. Энтина «Игра в классики» по произведениям композиторов-классиков в современных обработках, выучив и исполнив песню «Живая музыка», в основе которой до-мажорная прелюдия из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха.


«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». В этом убедились ученики 3 В класса, в котором проводила урок Светлана Иосифовна Федорова (МОУ «Большевыльская СОШ» Аликовского района). Ученики Большевыльской школы, приехавшие со своим учителем, пели чувашские песни, а танцевали чувашскую плясовую все – и даже некоторые взрослые.

Уже говорилось о том, какое разнообразие тем, методических приемов было представлено на фестивале. Здоровьесберегающие технологии − заветная тема Галины Николаевны Черниговой (МОУ «СОШ № 19» г. Новочебоксарска). Не случайно и урок в 6 А классе «Целебная сила музыки» был посвящен возможности музыки влиять на самочувствие людей. Ребята с интересом узнали, как на организм человека воздействует звучание тех или иных музыкальных инструментов, какие звуки могут вылечить сердце или легкие, как полезно пение.

Серьезные и глубокие вопросы задала учащимся 6 А класса Надежда Георгиевна Иванова (МОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары). «Я не мыслю себя без России» − урок-размышление, урок патриотического, гражданского звучания, причем, без пафоса, искренний, он никого не оставил равнодушным. В заключительной части урока в исполнении всех присутствующих прозвучал Гимн России – певуче, протяжно, как самая сокровенная, задушевная песня.

Все уроки позади, по крупному счету, все состоялось, получилось. После такого обилия самой разнообразной информации хотелось поделиться впечатлениями, обменяться мнениями. Что дал фестиваль участникам? Гостям? Организаторам? Что такое современный урок музыки? Круглый стол, завершающий фестиваль, позволил каждому желающему высказать свое мнение и о фестивале и по поводу урока музыки.

В. Л. Галкина,
председатель оргкомитета фестиваля


Участники и гости о фестивале

Дорожкина Людмила Васильевна,
МОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары

Такие фестивали нужны и в следующие годы. Здесь мы учимся у своих коллег, обмениваемся информацией, ОБЩАЕМСЯ. Общение – прежде всего, только так мы будем знать учителей музыки. Очень рада была видеть знакомые лица, а больше – познакомиться с новыми интересными людьми.


Уроки были самые разнообразные, интересные. Сколько у нас талантливых учителей! Оказывается надо учиться новому, ведь урок – это жизнь, это сила!

Понравилось давать уроки на чужих детях, не зная их реакции, ответов.

Сандалова Надежда Константиновна,
МОУ «Гимназия № 1» г. Мариинский Посад


Очень рада, что участвую в республиканском фестивале «Современный урок музыки». Ведь в каждой разработке педагог музыки может увидеть и принять полезное, нужное для своей деятельности.

Я работаю в школе недавно, и это замечательное мероприятие помогает мне в моем становлении как педагога, в приобретении опыта.

Исакова Марина Александровна,
МОУ «Гимназия № 6» г. Новочебоксарска


Я первый раз побывала на таком грандиозном мероприятии, на котором можно было увидеть столько разных и интересных уроков, после которых хочется работать, работать и работать! Столько интересного, нового, на что-то взглянула с другой стороны, есть к чему стремиться, когда видишь прекрасные уроки Ивановой Н.Г., Борисенок А.И., Степановой С.М. …

Герасименко Светлана Владимировна,
МОУ «СОШ № 8» г. Новочебоксарска


Хочется выразить огромную признательность всем организаторам фестиваля за прекрасную идею собрать учителей, готовых поделиться своим опытом, мастерством, педагогическими идеями.

Уроки и учителя были очень разнообразными. Мы сами учились на этих уроках, сопереживали своим коллегам, поддерживали их. Очень богатый песенный репертуар, музыкальный материал, интересные презентации.

Потрясли манерой общения, глубиной, доверительностью уроки Борисенок А.И., Ивановой Н.Г., Глякиной Р.В., Степановой С.М., Михайловой О.М., Котлеевой М.В.

На высоком эмоциональном подъеме прошли уроки Деминой Н.Е., Исаковой М.А., Дмитриевой Т.Г., Николаевой О.Н., Федоровой С.И.

Сказочным получился урок Альбатрос И.В.

Сандалова Надежда Константиновна,

МОУ «Гимназия № 1» г. Мариинский Посад

Ильина Ирина Ивановна,
МОУ «Шоршелская СОШ» Марпосадского р-на


22 урока музыки – это здорово, сколько впечатлений, эмоций – невозможно описать и выразить! Три фестивальных дня – это огромный кусок нашей прожитой жизни вместе с детьми 54-й школы.

Сколько потрясений, открытий совершили за эти дни! Видимо сгусток всего опыта, собранного за годы работы, показали за эти дни. Вершиной фестиваля стал урок, посвященный России, мы все стоя пели Гимн, и слезы навертывались на глаза. Мы уезжаем домой, окрыленные новыми идеями, полные желания дарить детям радость.

Турбина Светлана Валериановна,
МОУ «СОШ № 20» г. Чебоксары


Самое приятное, хочется отметить, доброжелательное отношение коллег друг к другу, активное участие, вместе с детьми, в уроке. Не было зрителей. Были только участники. Каждый зритель прожил урок и пропустил его через себя.

Духовно-нравственная линия воспитания наших детей уроком музыки еще раз доказала необходимость этого урока.

Дёмина Наталия Евгеньевна,
МОУ «СОШ № 5» г. Канаш


Мне очень понравилась организация и проведение фестиваля, доброжелательная обстановка среди коллег и учащихся школы № 54 г. Чебоксары. Я думаю, что проведение таких фестивалей способствует творческому росту учителя музыки, дает ему возможность показать свой опыт работы, свои наработки, интересные новые идеи; изучить опыт работы других учителей; отметить для себя недочеты в своей работе, приобрести новые методы и приемы обучения и воспитания учащихся.

Нуждова Ольга Александровна,
МОУ «СОШ № 6» г.  Чебоксары


Нельзя не отметить насыщенную программу фестиваля. Уроки учителей интересны своим разнообразием, манерой ведения урока, подбором музыкального материала.

Кузьмина Елена Ивановна,
МОУ «Карачуринская ООШ» Чебоксарского района

«Современный урок музыки» − замечательный фестиваль, объединивший самые различные идеи педагогов-музыкантов. Огромное разнообразие тем, репертуара, творческих возможностей учителей Республики, слившись в одно единое целое, вновь показали, как велика сила музыки, как важны уроки музыки в формировании наших детей. Каждый учитель показал индивидуальный стиль педагога, музыканта, воплотил в уроке личное, самое сокровенное отношение к музыке и к профессии.


Котлеева Марина Витальевна,
МОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары


Спасибо за возможность творческого общения педагогов всей Республики, учителей совершенно разных творческих устремлений, разного возраста, но объединенных единой целью – совершенствование педагогического мастерства.

Михайлова Ольга Михайловна,
МОУ «Таутовская СОШ» Аликовского района


Мы получили возможность познакомиться с новыми лицами, учителями других районов, что обычно бывает только на курсах (раз в 5 лет). Я получила огромное эмоциональное удовлетворение от уроков моих коллег, которые никого бы не оставили равнодушными.

Альбатрос Инна Владимировна

Три дня республиканского методического фестиваля пролетели незаметно. Каждый урок был по-своему уникален, интересен и неповторим. Многих учителей увидели впервые, что радует, потому что надо объединяться. Был представлен широкий спектр тематизма.

Радует, что не поленились приехать учителя из районов Чувашии.

Каждый учитель идет в ногу со временем: использование ИКТ, здоровьесберегающие технологии, владение инструментом и прекрасными голосовыми данными. В начальной школе учителя используют игровые приемы, что немаловажно для развития детей. В среднем звене воспитывают чувство патриотизма, любви к Родине, затрагивая вечные темы человечества.

Глякина Роза Вениаминовна,
МОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары


Поразило разнообразие уроков – традиционных, классических, инновационных, интегрированных. Такие разные учителя, но все работают творчески, с энтузиазмом, мастерски владеют ИКТ, показали хорошее владение инструментом, вокальными данными. В первый день фестиваля особенно удивили уроки Степановой С.М. и Альбатрос И. В. Несомненно, лучшие – Борисенок А. И., Ивановой Н. Г.

Не в пользу учителей удивило

1) многообразие видеоматериалов, на некоторых уроках – засилье видеоматериалов. На мой взгляд, не хватает чувства меры – это самое трудное;


2) методика разучивания песни хромает, вокально-хоровая работа;

3) учителя мало общаются с детьми, не выводят детей на ответы.

Желательно проводить фестиваль ежегодно!

Борисенок Алевтина Ивановна,
МОУ «СОШ № 42» г. Чебоксары


Идея фестиваля – супер! Столько уроков просмотреть просто невозможно! Но ведь справились!!!

Поняла с сожалением, что:

1) урок музыки потерял свое музыкальное наполнение;

2) если вдруг не будет техники, вряд ли урок состоится;

3) урок ради кого? Себя?..

4) петь не любим и не хотим;

5) после зрительного ряда вопрос – о чем музыка? А зачем спрашивать?

6) преобладает рациональное в ущерб эмоциональному;

7) нет меры в содержании, наполняемости уроков.

Отдельное спасибо Светлане Михайловне, ее детям. Дети очень чуткие, музыкальные.

Шайманова Лидия Ильинична,
МОУ «Сятра-Хочехматская СОШ» Чебоксарского района


Спасибо хочу сказать организаторам методического фестиваля «Современный урок музыки» за то, что имела возможность побывать в атмосфере тепла, взаимопонимания и тяги к знаниям, к новым творческим свершениям.

Смирнова Татьяна Валерьевна,
МОУ «Озерская СОШ» Княгининского района Нижегородской обл., учитель музыки


Я очень рада, что побывала на этом фестивале. Грандиозное мероприятие! Хорошо, что проводятся такие праздники для учителей. Приобрела колоссальный опыт от общения с учителями, узнала много новых интересных граней уже знакомого. Удалось почувствовать разнообразие стилей в ведении уроков. Большое спасибо! Очень здорово!

из отзывов школьников

У нас прошел урок. Мне очень понравилось, что мы такие – успеваемые, что многие слушают учителя и нас оценили на «5». Уроки, которые провели учителя – это уроки мудрости…





Мне понравился урок музыки – там была неизвестная мне музыка. интересно было учить песни, слушать кастаньеты…




На уроке мы узнали про кастаньеты. Нам рассказали про Михаила Ивановича Глинку, он придумал танец хота. Мы смотрели его по видео, это было красиво и артистично. Танец хота глинка впервые увидел в Испании…




Мне очень понравились открытые уроки по музыке. Обстановка в классе была очень душевной и спокойной. Мы узнали на уроке, что означает слово «счастье», а от песен, которые мы пели, на душе становилось веселее.

Я много узнала из этих уроков. Мы разучили много разных песен, узнали композиторов. Особенно понравился урок, где говорили о мюзикле «Красавица и чудовище»…




Уроки прошли нормально. Понравилось то, что звучало много музыки, были интересные вопросы, фрагменты мюзиклов и т. д.

Мы говорили о красавице и чудовище, пели, как герои этого мультфильма. Мы побывали за сценой спектакля, глядя на фотографии… Мне всё понравилось.




…Мы много говорили о счастье. Учительница спросила почти каждого, что для нас счастье…

Пели на уроке 4 часа, и все после этого были счастливы.



У каждого учителя была своя тема и своя методика обучения. Учителя волновались и мы тоже… Эти уроки обогатили наши знания о музыке. На них мы узнали много нового и интересного.


На этом уроке мы узнали о двух композиторах – Камиле Сен-Сансе и Хуберте Жиро. Они писали интересную музыку. В «Карнавале животных» по музыке хорошо понятно, о каком животном идет речь… Еще нам понравилась песня про авиньонский мост и на много голосов. Мы узнали много интересного. Спасибо вам за урок!






«Путешествие по Франции»… Мне очень понравился урок, особенно картина «Под небом Парижа», песня про Авиньонский мост и зоологическая сюита Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Урок очень разнообразный, учительница хорошая.

Путешествие прошло удачно: много впечатлений, хорошей музыки. Много тем мы прошли с хорошим, общительным учителем! Мы прошли и карнавал животных и много новых слов мы услышали о музыке!..




Мне понравились уроки музыки: было интересно. Мы узнали много нового: выучили песни, послушали музыку разных композиторов. Очень понравились все учителя, онс хорошо объясняют и рассказывают. Мы узнали, что разные инструменты хорошо влияют на органы человека, какие песни пели во время войны…

Мне очень понравился урок… Мы услышали много песен, играли на разных инструментах. Учительница была такая веселая, задорная… Понравилось, что учителя сделали такие красочные презентации.




Урок начался с песни «День Победы»…, был посвящен Великой Отечественной войне, Победе. На уроке девочка прочитала нам очень выразительно и эмоционально рассказ Паустовского. Урок о Победе заставил растрогаться, расплакаться

Во время урока я узнал очень много интересного. Учитель объяснял четко, выразительно. Мне очень понравилась презентация. Презентация была настолько хорошей, яркой, что вызывала жалость, печаль. А еще больше мне понравилось произведение Паустовского, рассказанное ученицей.





Мне понравились оба урока. Тема первого была народные песни и танцы. Было очень интересно. Мы пели песни и играли на инструментах. У меня поднялось настроение. Я хотел бы, чтобы инструменты доставались всем. На втором уроке мы побольше узнали о войне. Мне очень понравилась презентация. Я увидел фото военных, солдат, которые бились за свой дом. Нам показывали картины и была хорошая музыка, и рассказывали разные истории о войне.

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ –
УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ




Андрианова Ирина Филипповна,
учитель музыки МОУ «СОШ № 59 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Чебоксары


Маэстро

Урок музыки в 4 классе

Цели:

Познакомить ребят с творчеством Раймонда Паулса.

Выявить основные приёмы для исполнения эстрадной музыки и попытаться применить их в практике исполнения.

Тип урока – углубление и расширение темы четверти.

Музыкальный материал урока:


  • Р. Паулс. Маэстро.

  • Серенада из кинофильма «Серенада солнечной долины».

  • Р. Паулс. Колыбельная песня.

  • Р. Паулс. Кашалотик.

Ход урока

1 слайд – фото.

Здравствуйте, ребята! Этот урок мне хотелось бы посвятить удивительному человеку. Этот исполнитель и композитор совсем недавно отметил свои 70 лет со дня рождения большим концертом, где выступал, как исполнитель-пианист. На этом концерте звучала музыка разных стилей: произведения композиторов-классиков, джазовые композиции и конечно, песни. Вы догадались о ком речь?


2 слайд – фото, запись песни «Маэстро».

Этого человека зовут Раймонд Паулс. Он прекрасный пианист, дирижёр, композитор. Но наибольшую известность ему принесли песни − это «Кашалотик» и «Золотая свадьба». А есть песни, которые давно стали известны и любимы всеми. Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Алла Пугачёва и многие другие артисты с удовольствием исполняли песни Паулса на концертах, в фильмах и мюзиклах.

3 слайд – текст «Колыбельной песни», запись песни.

Мелодии Паулса ясны, напевны, с юмором и очень быстро запоминаются. Давайте проведём эксперимент. Послушайте куплет «Колыбельной песни», затем попробуйте спеть столько, сколько запомнилось.

День растает, ночь настанет

И придёт в наш дом –

Еле слышными шагами

Дрёма добрый гном.

Он вокруг раскинет полог

Тёмно-голубой,

И рассыплет пёстрый ворох

Сказок над тобой.

Сказку слушая украдкой,

Замурлычет кот.

До рассвета от кроватки

Дрёма не уйдёт.

4 слайд – фото, музыкальный фрагмент.

Конечно, знаменитым композитор стал не сразу и не вдруг. Вы прекрасно понимаете, что этому предшествовала большая работа пианиста- исполнителя. Всё началось с музыкальной школы, потом – Латвийская государственная консерватория. Он с удовольствием играл классические произведения, но, как и многие его сверстники, увлёкся джазом.

«...Всё началось с подаренной трофейным кинематографом «Серенады солнечной долины». Стал подбирать мгновенно слетевшие с экрана мелодии и ...уже не смог оторваться...», − вспоминает композитор.

Рояль − верный спутник маэстро, своего рода «начало начал» и в творчестве, и в исполнительстве. Молодому композитору интересно всё – он участвует в концертах классической и джазовой музыки, сочиняет инструментальные произведения и, конечно же, песни. При активном участии Раймонда Паулса появляется вокально-инструментальный ансамбль «Модо». Он становится своеобразной экспериментальной лабораторией, где проходят новые испытания новые песни. Лирические и философские, шуточные и танцевальные, песни-драмы, песни-пародии – всё имело неизменный успех у зрителя.


Как вы считаете, к какому типу песен относится разученная нами «Колыбельная песня» и почему?

5 слайд – фото, музыкальный фрагмент.

Мы говорили о вокально-инструментальном ансамбле. Какой у него состав? Попробуйте назвать необходимых участников такой группы.

− Певец, барабанщик, пианист, гитарист.

Паулс часто расширял состав до небольшого оркестра.

Давайте попробуем сейчас организовать группу ударных инструментов. Для этой цели хлопаем по столу, в ладоши, разучив ритмическую группу для исполнения под джазовую мелодию.

1) разучиваем; 2) под музыку исполняем.

6 слайд – фото.

Но организацией оркестра дело не ограничивается, у композитора много идей, и он незамедлительно воплощает их в жизнь: пишет музыку к спектаклям, мюзиклам и фильмам. Многие мелодии становятся хитами.

Маэстро не успокаивается и ищет новые творческие коллективы. Так появляются два, непохожих друг на друга, певческих коллектива. Каждый из них занял достойное место в концертной жизни.

Один – хор мальчиков Специальной детской музыкальной школы имени Дарзиня.

Другой, удивительный по составу, коллектив – детский вокальный ансамбль «Кукушечка». Посмотрите на иллюстрацию, сколько лет самому младшему артисту? А самому старшему не больше десяти лет. Этот ансамбль побывал на гастролях во многих странах, и везде их принимали как самых дорогих гостей. Эти ребята чисто интонируют мелодию и поют грамотно.

Это – настоящие артисты, которые свободно чувствуют себя на сцене. Нельзя петь шуточную песню и при этом стоять «смирно», ведь песня сразу потеряет свой задор и искромётный юмор.

7 слайд – слова песни, запись песни.

Ваша задача разучить и исполнить песню «Кашалотик», затем устроим мини-конкурс исполнителей. Постарайтесь спеть так, чтобы песня запомнилась зрителям, чтобы её захотелось напевать просто так, для хорошего настроения.


А теперь, когда вы сами побывали артистами, попробуйте объяснить, какими навыками должен обладать исполнитель эстрадной музыки?

Самое главное – это любить музыку и выступать на сцене с удовольствием. Какая песня вам понравилась больше и почему?

Литература

Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Автор-составитель Золина П.В., − М.: Глобус, 2008. – 176 с.

Борисенок Алевтина Ивановна,
учитель музыки МОУ «СОШ № 42» г. Чебоксары


«Счастье, ты где?»

Урок в 7 классе



следующая страница >>