litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
21. Перекрестная эластичность спроса. Практический смысл показателя.


Перекрестная эластичность спроса. Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар X при изменении цены на товар Y. Если с повышением цены на товар Y растет спрос на товар X, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Если повышение цен на товар Y ведет к уменьшению спроса на товар X, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами.

1) Есть шок. батончики твикс и сникерс. Допустим они примерно одинаковые по вкусу, а так как стоят они примерно одинаково, то мы будем сомневаться, какой из них купить. Но если цену на твикс повысят, то разумеется мы будем покупать сникерс,так как он дешевле и тем самым увеличим спрос на сникерс. Это взаимозаменяющие товары.

2) Посудомоечная машина и таблетки для посудомоечной машины. Если увеличат цену на посудомоечные машины, то их будут реже покупать, а таблетки будут покупать реже, потому что они не кому не нужны без машины. Это взаимодополняющие товары.


18. рыночное равновесие

Л. Вальрас и А. Маршалл.
Проследим вначале за аргументацией Вальраса.
Каким образом система достигает положения равновесия? Допустим, первоначальное значение цены - P1 (рис. 17). По этой цене производители готовы продать Q1 единиц товара, а потребители хотят купить Q2 > Q1 единиц товара. Возникает избыточный спрос ВС = Q2 - Q1.

Рис. 17. Устойчивость равновесия по Вальрасу.
Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром, и вследствие этого цена повышается. Процесс (который Вальрас называл процессом "нащупывания" равновесной цены) идет непрерывно до тех пор, пока избыточный спрос не становится равным нулю в точке -Е. Аналогично, если первоначальное значение цены - Р2, возникает избыточное предложение AL;конкуренция среди продавцов понижает цену, пока избыточное предложение не становится равно нулю в точке Е.

Таким образом, в точке Е на рынке устанавливается равновесие, так как здесь нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения и нет стимулов к изменению цены.

По-иному объяснял механизм установления равновесия Маршалл (рис. 18).

Рис. 18. Устойчивость равновесия по Маршаллу.
Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса меньше цены предложения, предложение будет, наоборот, сокращаться, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.
Таким образом, в случае, когда кривая спроса имеет отрицательный, а кривая предложения - положительный наклон, модели Вальраса и Маршалла приводят к одному и тому же устойчивому положению равновесия. Однако всегда ли кривые спроса и предложения имеют такой вид? Вспомним рис. 6,а из лекции 1, раздел 2, где изображена так называемая загибающаяся кривая предложения труда. В верхней своей части эта кривая имеет отрицательный наклон. Отрицательным наклоном могут характеризоваться также кривые предложения на валютном рынке. Рассмотрим теперь рынок с отрицательно наклоненной кривой предложения, чтобы посмотреть, к одинаковым ли выводам относительно условий устойчивости равновесия приведут нас модели Вальраса и Маршалла в этом случае.
Рассмотрим сначала случай, когда кривая предложения направлена вниз и угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса. Воспользуемся сначала аргументацией Вальраса (рис. 19, а). Пусть первоначальная цена Р0. При этой цене образуется избыточный спрос Q1Q2 и цена повышается до точки Е. Равновесие устойчиво.
Применим теперь подход Маршалла (рис. 19, б). Пусть первоначальное предложение равна Q0. Цена спроса превышает цену предложения (P2 > P1), предложение увеличивается, и цена спроса ещё более превышает цену предложения. Движение происходит в направлении, противоположном положению равновесия. Равновесие неустойчиво.

Рис. 19. Равновесие, устойчивое по Вальрасу (а), но неустойчивое по Маршаллу (б).
Пусть теперь кривая предложения снова направлена вниз, но угол ее наклона к оси Р менее крут, чем угол наклона кривой спроса (рис. 20). Читатель без труда убедится, что равновесие устойчиво по Маршаллу и неустойчиво по Вальрасу.

Рис. 20. Равновесие, неустойчивое по Вальрасу (а), но устойчивое по Маршаллу (б).
Таким образом, модели Вальраса и Маршалла приводят, хотя бы с теоретической точки зрения, к различным условиям устойчивости равновесия. Причиной этих различий являются различные исходные представления о функционировании рыночного механизма, лежащие в основе рассматриваемых нами моделей. Можно ли сказать, что модель Вальраса правильно описывает действие рыночного механизма, а модель Маршалла - неправильно (или наоборот)? Наверное, нет. В самом деле, процесс установления равновесия в коротком периоде лучше описывается с помощью модели Вальраса, когда, например, избыточный спрос ведет к повышению цены до равновесного значения.

В то же время для анализа достижения равновесия в длительном периоде удобнее пользоваться моделью Маршалла, в которой объем предложения возрастает, если цена спроса превышает цену предложения.

Отметим, что модели Вальраса и Маршалла имеют одно общее свойство, которое отличает их от рассмотренной в разделе 1 настоящей лекции паутинообразной модели. Вспомним, как вводился фактор времени в паутинообразную модель. Время было разбито на интервалы одинаковой продолжительности, причем в течение каждого интервала переменные модели оставались постоянными. Цена в паутинообразной модели изменялась скачками от предыдущего периода к последующему. По-другому обстоит дело в моделях Вальраса и Маршалла.

Здесь время является непрерывно изменяющейся переменной, непрерывно изменяется и цена. В паутинообразной модели объем предложения в данном периоде обусловливается ценой продукции в предыдущем периоде. Это обстоятельство вызывает в свою очередь теоретическую возможность неустойчивости равновесия даже при "нормальном" виде кривых спроса и предложения (кривая предложения имеет положительный, а кривая спроса - отрицательный наклон). В моделях Вальраса и Маршалла такая возможность исключена.


Наш вывод состоит в том, что для анализа устойчивости рыночного равновесия могут применяться различные динамические модели (в зависимости от особенностей конкретного рынка и целей исследования), причем эти модели приводят к различным условиям устойчивости.


Вот зачем, по мнению Е.Ю. Прохиной, необходимо будущему журналисту изучать экономику:

1. Часть образования. (ну, мы же должны быть энциклопедически образованными и знать буквально все на свете…)
2. Пригодится для ведения бизнеса (газетку свою или канал захотим открыть, мало ли)
3. Лучше понимать, что происходит в обществе, так как вопросы общественной жизни в экономике отражаются
4. Использование и развитие своих способностей (фиг знает, каких способностей)
5. Профподготовка (мне так и не удалось понять, что это такое… может, вам удастся)


А вот зачем нужно знать экономику любому человеку (я так понимаю мы к этим людям тоже относимся =)):
1. Прожить на что? (очень глубокомысленный вопрос)
2. Получать и разумно использовать свой доход
3. Лучше понимать процессы, происходящие в стране.

Кроме того, на разных уровнях рассмотрения экономических вопросов цели и задачи могут быть разными.


Уровень 1. Индивидуальный. (проблемы отдельного субъекта, человека.) Вот зачем отдельному субъекту нужна экономическая теория: его мучают вопросы 1)Откуда взять деньги? Какую работу выполнять, как она будет оплачиваться? 2) Как распорядиться доходом? Потратить, вложить? 3) Как увеличить доход? Карьерный рост, дополнительное образование… - ну чего мне делать, чтоб побольше зарабатывать? =) Вот все эти вопросы решаются с помощью экономической теории) Это и есть ее цели, как я понимаю)

Уровень 2. Домохозяйство. Решаются все те же вопросы, но целой семьей.

Уровень 3. Фирма, организация, предприятие. Их волнуют следующие вопросы:

1) Источник первоначального капитала (где взять денег чтоб фирму открыть)


2) Какие ресурсы необходимы и где их брать?

3) С помощью какие технологий производить?

4) Сбыт, реализация продукции (кому сбагрить)? (В общем, вы все это помните: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?)

5) Куда вложить полученный доход?

Уровень 4. Экономика в целом, внутри страны. Волнует:

1) Вопрос инфляции (угу, мы так и поверили, что он кого-то волнует…)

2) Кредитно-денежная политика

3) Вопросы госбюджета.

Уровень 5. Международный уровень. Вопросы о

1) Взаимодействии государств

2) Экспорте товаров

3) Иностранных инвестициях

4) Совместном производстве

В общем, чем дальше, тем скучнее и непонятнее…

Уровень 6. Глобальный. Решение таких глобальных вопросов как

1) Экологические вопросы

2) Вопросы войны и мира невозможно без финансирования!

Итак, к какому выводу мы пришли? Экономика нужна всем, везде, всегда! Но откуда же берутся все эти вопросы? Чего нам не живется спокойно и мы всегда думаем, откуда взять деньги и как их правильно распределить? Проблема в том, что всякие нужные нам ресурсы (за исключением таких как воздух и солнечный свет , да и то тут можно спорить) существуют в мире в ограниченном количестве. А дальше я цитирую свой учебник: «Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограниченны, они так же имеют множество вариантов использования. Металл может применяться для изготовления космических ракет… и детских игрушек (бедные дети – игрушки из металла это жестко…), тракторов и танков. Время можно использовать для изучения экономической теории или бездумного лежания на диване» (Вот, сразу видно, что учебник написан для нас, студентов! Это завуалированный укор нам всем! ;D). Так вот ( это уже мое свободное изложение написанного в учебнике), экономическая теория как раз и нужна для того, чтобы мы, глупые люди, могли правильно распределять имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы. И с помощью них решать свои проблемы, о которых рассказано выше.

А вообще я у кого-то в блоге прочла умную мысль по этому поводу: на вопрос о целях и задачах экономической теории современные экономисты ответят: «разумное распределение ограниченных ресурсов» или «ответ на вопросы «Что, как , для кого производить?», но на самом деле все гораздно проще: «Главная и подлинная цель и задача экономики – максимизация человеческого счастья.» Ну на самом деле, зачем нам нужно все это – деньги, там, всякие блага, товары, ресурсы? Ведь для счастья же. «Цель - счастье. Всё остальное - лишь средство.» - сказал некий умный автор в своем жж.


Вопрос5. Методы экономической теории.
В любой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на:
• всеобщие (философские)
• общенаучные (исторический, логический, математический и т.д.)
• специфические (характерные только для экономич. теории)
Философские методы:
В экономической теории применяются два противоположных философских метода - метафизика и диалектика.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход в экономике допустим в тех случаях, когда приходится тщательно рассматривать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет какие-либо их изменения. (при классификации типов собственности, видов рынков, функций денег, причин безработицы, а также при анализе денежного обращения, рыночного спроса и предложения и т.д.)

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Гегель (если кто не в курсе - так он эту самую диалектику создал!!!) отводил центральное место в этой теории противоречию, которое он рассматривал как внутренний импульс всякого развития. Диалектический метод отражает не только противоречия, но также неотрывность и единство противоположностей. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

Общенаучные методы:
Исторический - позволяет исследовать хозяйственные системы в присущей им последовательности исторического развития. Метод особенно характерен для марксистской политэкономии, после кейнсианской революции второй половины XXв. стали применять где можно и где нельзя. В силу обилия описательного материала возможны ошибки в выявлении типических черт экономических систем.
Логический - позволяет правильно применить общезначимые формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и средства мышления (определения, законы мыслительной деятельности и т.д.) Изучение экономической теории предполагает овладение определенной системой понятий, каждое из которых обобщает и отражает существенные признаки каких-то хозяйственных явлений.
И политэкономия, и экономическая теория должны исходить из всей совокупности фактов и явлений и анализировать их через природу предмета. Учитывая специфику предмета экономической теории, такой анализ повышает роль количественных методов анализа, методов моделирования изменения экономических процессов.
Вопрос 3. Основные этапы развития экономической мысли
I. Экономия. Имя дал Аристотель. В Греции господствовало натуральное хозяйство. Э. содержала сведения о том, как надо вести хозяйство. Экономия была антагонистом хрематистики - искусства делать деньги с помощью ростовщичества.
II. Политическая экономия
В 1615 году Антуан де Монтретьен написал "Трактат политической экономии. Советы королю и королеве, как управлять государством", в котором дал название политической экономии.

• меркантилизм: от итальянского "торговец, купец". М. возник в Европе в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля. Основу богатства видели не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золота и серебра). Источником такого накопления должен был стать доход, возникающий при торговом обмене. Такое богатство возрастает только при внешней торговле. Они считали, что ля создания благоприятного торгового баланса государство должно проводить политику протекционизма.

• классическая буржуазная политэкономия: она открыла реальный источник богатства общества - процесс производства, впервые стала исследовать хоз. деятельность как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. К.б.п. не ограничилась описанием экономических явлений и перешла к выявлению их сущности и законов распределения. По их мнению, богатство нации создается в производстве, производство же основывается на естественных законах, а поэтому не нуждается во вмешательстве государства.
• физиократы - французская школа политэкономии. Основатель - Франсуа Кене. Сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный "чистый продукт", за счет которого увеличивается богатство страны.
• английская школа политической экономии - родоначальники: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Петти впервые высказал мысль о труде как основном источнике богатства ("природа - мать, труд - отец богатства"). Адам Смит в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" признал основой экономики господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность. По Смиту, все экономические процессы направляются "невидимой рукой"(стихийным действием естественных законов). Английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех других отраслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящий товары. Смит и Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики.
III. Экономикс

термин введен Альфредом Маршаллом. 1890 - "Принципы экономикс". Экономикс - это наука об использовании людьми ограниченных или редких ресурсов (земля, капитал, труд, предпринимательские способности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена с целью потребления. Экономикс делит всю экономическую теорию на два раздела: микроэкономика (функционирование фирмы, корпорации, предприятия) и макроэкономика (законы функционирования национальной экономики в целом). Экономикс использует не причинно-следственный, а функциональный подход (т.е. фактически исследует горизонтальные связи между предметами)

1. Неоклассическое направление
• монетаризм: Милтон Фридмен. Решающим фактором в развитии экономики является денежная система и прежде всего - денежная масса (количество денег в обращении)
• экономика предложения: Если снизить налоги, экономика не будет уходить в тень, прекратится бегство капитала за увеличатсяграницу, люди будут стремиться заработать как можно больше поступления в бюджет
• теория общественного выбора: изучает способы и методы, которые используют люди для извлечения выгоды. работая на госучреждение
• теория рациональных ожиданий: согласно этой теории, все хозяйствующие агенты очень быстро используют всю доступную информацию для решения своих денежных интересов и быстро приспосабливаются в рынку
• институционализм: исследует кругооборот общественного продукта внутри и посредством социальных институтов
2. кейнсианское направление (Джон Кейнс (1883-1946)). Современное развитие невозможно без вмешательства государства в экономику посредством государственных заказов, налоговой и финансовой политики, создания новых рабочих мест. Кейнс впервые поделил экономику на макро и микро. Его теория была применена на практике президентом Рузвельтом.
• неокейнсианство.


Собственность. Понятия и виды

Собственность - это отношения между людьми по поводу присвоения вещественных элементов производства (средств производства и готового продукта).
Экономические отношения собственности можно представить в виде развернутой формулы: собственник (субъект) - имущество - иные субъекты (несобственники или временные владельцы имущества).
специально для Бабушки:
Историческое развитие форм собственности на средства производства отражаются следующей схемой:


Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

• присвоение факторов и результатов производства (такая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим). Присвоение невозможно без производства, поскольку любое производство материальных благ есть присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения своих потребностей. Противоположное отношение - отчуждение

• если собственник средств производства дает другим предприимчивым людям возможность употреблять свое имущество в хозяйственных целях на определенных условиях, возникают отношения хозяйственного использования имущества. В таком случае предприниматель получает реальную возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности. Пример: аренда (договор о предоставлении имущества какого-либо человека во временное пользование другому лицу за определенную плату).
• отношения экономической реализации собственности возникают, если приносит доход своему владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства (например, арендная плата).


Вопрос № 8

Чистый капитализм основан на частной собственности и преобладании личных интересов каждого товаропроизводителя. Координация принимаемых решений по поводу известных вопросов: что, как и для кого производить? - осуществляются через рыночную конкуренцию.

Смешанная экономика начала формироваться в начале ХХ в. Для нее характерен синтез чистого капитализма и командно административной экономики, когда рынок дополняется государственным регулированием. Вопросы, которые рынок не в состоянии решить решаются государством. В зависимости от степени государственного регулирования различают следующие модели смешанной экономики: американская, японская, германская, шведская, латиноамериканская, гонконгская, китайская.
Американская ммодель основывается на приоритете частного интереса, механизме рыночной конкуренции и прибыльности, высоком уровне социальной дифференциации. Государство лишь утверждает правила экономической деятельности, играет важную роль в развитии образования, регулирования бизнеса.

Японская модель отличается координированием деятельности правительства и частного сектора, сохранением национальных традиций и заимствование у других стран всего, что будет полезно стране. Важную роль в Японии играет государственное экономическое планирование, которое носит рекомендовательный характер, а планы представлены в виде государственных программ, ориентирующих на достижение общенациональных целей.

Германская модель представляет собой модель социального рыночного хозяйства, которая увязывает социальную политику, проводимую государством с расширением конкурентных начал.
Для шведской модели характерны социальные гарантии, обеспечиваемые высоким уровнем налогообложения, а также относительно небольшие различия в доходах населения, значительная экспортная способность шведских компаний.
В латиноамериканской модели государство играет существенную роль в инвестиционном процессе при незначительном участии в решении социальных проблем. Эта модель основана на внешнеторговом протекционизме и импортозамещающем производстве с помощью высоких таможенных пошлин.
Гонконгская модель основывается на ринципе невмешательства государства в рыночные процессы. Это самая открытая модель в мире. Деятельность государства сводится к финансированию наиболее жгучих проблем.
Китайская модель формируется в условиях перехода от экономики "чистого социализма" к рынку. Хотя роль рынка значительно усилилась, приоритетным остается государственное регулирование в форме направляющего планирования и социальных гарантий.

Командно-административная экономика характеризуется тем, что вопросы: что, как, для кого производить? - решаются государством, в основе деятельности которого лежит идея планомерной организации производства. Специальные плановые органы разрабатывают планы, которые обязательны для исполнения и не всегда обладают полезностью для населения.


Вопрос № 11. Экономические ресурсы и потребности.

Потребности неограничены, ресурсы ограничены!
1) потребности одного человека и общества в целом безграничны
2) ресурсы общества ограничены

Ресурсы - это то, что необходимо для производства экономических благ.
Факторы производства и ресурсы - термины взаимозаменяемые.
Факторы производства - ресурсы, которые участвуют в производственном процессе.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Бывают: материальные и людские
Основные типы:
Земля - все природные (естественные) ресурсы
Капитал - все производственные средства, используемые при производстве товаров и услуг
Трудовые ресурсы (труд) - умственные и физические способности людей, которые применяются при производстве товаров и услуг.
* капитал: реальный и финансовый(денежные средства)

Потребности.

Потребности - нужда или недостаток чего-то необходимого для поддержания жизнедейтельности отдельного человека, соц. группы или общества в целом.
Второй (позитивный) подход характеризует потребность как внутренний побудитель к активности или стимул к дейтельности.

Пирамида потребностей Маслоу

социальные

духовные

материально-вещественные

биологические

Производство стимулирует потребление; производство способствует реализации определенных человеческих запросов.

Под влиянием н/т прогресса происходит изменение уклада жизни и возникают новые потребности.

Производство формирует культуру потребления, т.е. меняются способы потребления.


Экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство: потребности являются внутренней побудительной причиной для хозяйственной дейтельности

Людские запросы довольно быстро изменяются как в количественном, так и в качественном отношении.

Экономические потребности - та категория человеческих нужд, для удовлетворения которых необходим процесс производства (в широком смысле).

Классификация потребностей.
1) физиологические (еда, питье...)
2) в безопасности (защита от боли, гнева, страха)
3) в соц. связях (любви, причастности к какой-либо группе)
4) в самоуважении (в достижении цели, признании, одобрении)
5) в самореализации (реализации способностей)


22. Эластичность предложения по цене. Практический смысл показателя.

Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер
Выделяют три временных периода:
текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Различают следующие формы эластичности предложения:
эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es =