litceysel.ru
добавить свой файл
1


Тема 5 «Профессионально-прикладная физическая подготовка и производственная физическая культура будущих специалистов»



Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)— это направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.


Физическая подготовка к какому либо виду деятельности использовалась человеком с древности. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физической подготовки к предстоящей деятельности.

Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632—1704), Иоганн Песталоцци (1746—1827.), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования в определенном производстве. На рубеже XIX—XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.


В нашей стране в 20—30-х гг. XX в. была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления —профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Цели и задачи ППФП


Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии ветеринара, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему экономиста
— другая. Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

  • формировать необходимые прикладные знания;

  • осваивать прикладные умения и навыки;

  • воспитывать прикладные психофизические качества;

  • воспитывать прикладные специальные качества.



Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:


    • формы (виды) труда специалистов данного профиля;

    • условия труда

    • характер труда;

    • режим труда и отдыха;

    • динамика работоспособности;

    • специфика профессионального утомления и заболеваемости.





Виды труда. Основные виды труда — физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

УТ классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006—05 "Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденном руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачем РФ Г. Г. Онищенко 29 июля 2005 г. (введено в действие с 1 ноября 2005 г.).

УТ подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Характер труда - характеристика труда с точки зрения его напряженности, соотношения управленческих и исполнительских функций, однообразия и монотонности операций, закрепленности персонала за определенным видом труда.


Для того чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д. Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций. В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха - соотношение и содержание периодов работы и отдыха. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим при котором высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного периода.

При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др. «Кривая работоспособности» определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.



Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП


К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности — устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена.

Средства ППФП

  • Гимнастика – комплексы утренней гигиенической гимнастики, упражнения производственной гимнастики;

  • Легкая атлетика - ходьба, бег;

  • Лыжный спорт;


  • Плавание;

  • Спортивные игры;

  • Прикладные виды спорта.





Производственная физическая культура, ее цель и задачи

Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений.

Производственная физическая культура (ПФК)это система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.


Цель и задача производственной физической культуры.

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Задачи ПФК:

  • подготовка организма человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;

  • Поддержание оптимального уровня работоспособности во время работы;
  • Послерабочее восстановление;


  • Профилактика влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда.



Методические основы производственной физической культуры


Основа производственной физической культуры теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов предположил, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

Пример, подтверждающий биологическую сущность активного отдыха,— это поведение детей. Первое, что можно отме­тить,— их неуемность. Часами, без устали и передышки мо­гут они бегать, прыгать через скакалку, играть с мячом. Дети утомляются, в отличие от взрослых, не так быстро. Их поведенческая деятельность, в основе которой лежит игровая активность, связана с постоянным переключением с одного двигательного акта на другой, что создает условия активного отдыха работавшим мышечным группам и позволяет значительный объем нагрузки.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.


Производственная физическая культура (ПФК)

в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

Производственная гимнастика

СЛАЙД:


Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, для повышения общей и профессиональной работоспособности, профилактики проф. заболеваний и восстановления.


Виды производственной гимнастики:

  • вводная гимнастика вначале работы;

  • физкультурная пауза (7-8 упр.,5-10 мин.);

  • физкультурная минутка (2-3 уп., 1-2 мин.);

  • микропауза активного отдыха (20-30с.).




Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7—8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2—2,5 ч после начала работы и за 1—1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

СЛАЙД:

Место физкультурной паузы в течение рабочего дня


Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.


Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2—3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1--2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного Отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент. Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20—30 с.

Цель микропауз — ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

СЛАЙД:


Правила выполнения упражнений в течение рабочего дня

  1. Растягивать и расслаблять мышцы, испытывающие статическую нагрузку.

  2. Нагружать не работающие мышцы.

Проводить в хорошо проветренном помещении.





При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).








Специальные упражнения для глаз









Виды спорта рекомендуемые для занятий в послерабочее время


Выбор вида спорта, системы физических упражнений

  1. Противопоказания по состоянию здоровья в том числе наследственность.

  2. Отрицательные факторы профессиональной деятельности (анализ профессиональных заболеваний).

  3. Личные предпочтения.






Оздоровительная ходьба.

  • Ходьба - отличный подготовительный этап для физических упражнений любого характера. Особенно она подходит для студентов, имеющих лишний вес, хронические заболевания и низкий уровень тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

  • Противопоказания: травмы в различных отделах позвоночника или заболевания суставов ног.






Скандинавская ходьба



Важно соблюдать правильную осанку

СЛАЙД:

Программа постепенного повышения нагрузки при оздоровительной ходьбе

Недели тренировки

Темп шагов

в мин.

Продолжительность

ходьбы по времени,

мин

Дистанция,

км

1-я

60-70


30

2,0

2-я

75-80

45

2,7

3-я

80-90

45

3,3

4-я

90

50

3,5

5-я

90-95

55

3,7

6-я

95

55

3,8

7-я

95-100

55

4,0

8-я

100

55

4,3

9-я

100

60

4,5

10-я

100-120

60


4,5



Оздоровительный бег

Польза: Укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшается иммунитет, снижается уровень холестерина.

Противопоказания: Болезни сердца, гипертония, диабет, плохое зрение.


Техника бега



Примерная программа тренировок

В качестве узловой структурной единицы тренировочного процесса можно предложить использование двухнедельного микроцикла с оптимальным соотношением работы применительно к лицам различной физической подготовленности:

СЛАЙД:

Распределение беговых нагрузок в двухнедельном микроцикле в зависимости от стажа занятий (в мин.) по Е.Г. Мильнеру

Стаж занятий

Дни 1-й недели

Дни 2-й недели

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3


4

5

6

7

До 6 месяцев





20



20



20





20



20



20

6 — 12 месяцев





20



20



30





20



20



30

2 — 3 года





30



20



60





30



20



40

5 — 6 лет



20

40



20



120



10

40



20



90

СЛАЙД:

Лыжный спорт

Польза: Укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшает координацию движений, выносливость, способствует закаливанию.

Показания: Сколиоз, плоскостопие, остеохондроз, заболевания обмена веществ.
Противопоказания: Заболевания легких, близорукость высокой степени.


Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спортом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая приложимость различных видов лыжного спорта — гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов. Лыжный спорт находит непосредственную приложимость в ряде профессий.

СЛАЙД:

Классический стиль






Коньковый стиль:


Выбирая лыжный спорт важно правильно подобрать и подготовить лыжный инвентарь. Длину и жесткость лыж и высоту палок, правильно нанести мазь на «держание» и скольжение.




Плавание

Польза: Укрепляет нервную, костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение, развивает выносливость, способствуют закаливанию.

Показания: Нарушения осанки, близорукость, сахарный диабет, гастрит, ожирение.

Противопоказания: Открытые раны, кожные заболевания , заболевания глаз и ЛОР-органов, инфекционные заболевания, язвенная болезнь, аллергические реакции.



Кроль на груди:




Брасс:




Баттерфляй (дельфин)




Как важно уметь плавать — известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде, на воде и у воды: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса и геологи, строители мостов и паромов, исследователи морских глубин и нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели на водах, и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.



Спортивные игры

Польза: Улучшается работа опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитываются волевые качества, совершенствуется работа зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов, улучшается координация движений, развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка.



Противопоказания: нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, язвенная болезнь, астма.



Важно тщательно проводит разминку чтобы избежать травм.

В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители — световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования именно к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику.

Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транспортных средств и других профессий, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решения.

Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.

Аэробика, шейпинг

Польза: Укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему, развивают гибкость, пластику и координацию движений.


Показания: Нарушения осанки, гипотрофия мышц, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие.


Противопоказания: Осложненная близорукость, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы.



Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнениями воспитываются такие физические качества, как мышечная сила, ловкость, гибкость и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитываются морально-волевые качества — смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Эти качества и свойства профессионально необходимы строителям, пожарникам, водителям наземного транспорта, сборщикам точных механизмов, и представителям многих других профессий.


Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики, уметь грамотно их выполнять и научить этому своих учеников, уметь провести физкультурную паузу в классе и снять у учащихся накопившееся утомление.

Медицинским работникам эти упражнения надо знать для того, чтобы провести при необходимости сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих больных правильно применять движения для своего лечения.

Операторам ЭВМ гимнастические упражнения помогут избежать негативных явлений, связанных с малоподвижным характером работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней гимнастики, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллективах и т. д.


Специально-прикладные виды спорта

Кроме перечисленных физических упражнений для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта.

Эти виды спорта используются в вооруженных силах, МЧС, у пожарных в профессиях, где большое значение имеют специальные физические умения и навыки.

Профессионально-прикладные виды спорта внесены в Единую всесоюзную спортивную классификацию (ЕВСК).

Заключение:

Важно помнить: «Движение – это жизнь». Ваш возраст наилучший для закладывания фундамента здоровья на долгие годы вперед. Какой бы вид спорта или систему физических упражнений вы не выбрали стремитесь к тому чтобы занятия приносили пользу и удовольствие в равной степени. И что наибольшую пользу организму человека приносят аэробные упражнения и виды спорта: ходьба, бег, плавание, лыжи и т.п.


Литература


  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. - М.: Гардарики, 2007.- 366 с

  2. Сальников А.Н. Физическая культура Конспект лекций. - М.: Приор-издат., 2005.
  3. Яковлев С., Клюкина Н., Михалева Т., Сарапульцева К. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура» - Пермь: ПГСХА, 2007.


  4. Интернет-ресурс: www.skirun.ru .

  5. Интернет-ресурс: www.real-body.ru.

Вопросы к лекции

  1. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), ее цели и задачи.

  2. Основные и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП.

  3. Средства ППФП.

  4. Производственная физическая культура (ПФК), ее основа, цели и задачи.

  5. Средства ПФК.

  6. Виды производственной гимнастики, правила выполнения упражнений.

  7. , Выбор упражнений и средств для повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам труда.

  8. Виды спорта, системы физических упражнений рекомендованные для занятий в послерабочее время (оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, лыжный спорт, плавание, аэробика, шейпинг, спортивные игры) краткая их характеристика, показания и противопоказания к занятиям.