litceysel.ru
добавить свой файл
1
I. Что делают проверяющие ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УРОКА



После звонка проводят хронометраж действий учителя (время на приветствие и адаптации класса к уроку, время на проверку домашнего задания и т. д.);

После объявления темы урока и далее по его ходу обращают внимание на то,


  • как выбран тип урока: а) изучения и первичного закрепления новых знаний; б) проверки и закрепления знаний; в) комплексного применения знаний; г) обобщения и систематизации знаний; д) контроля, оценки и коррекции знаний;

  • как использованы и наполнены структурные элементы урока:

  • а) организация начала занятия (цель, задачи, основные этапы),

  • б) проверка домашнего задания (обеспечено ли при проверке домашнего задания воспроизведение основных признаков изученных понятий, позволила ли система предлагавшихся вопросов выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях?),

  • в) подготовка к основному этапу занятий (мотивирована ли необходимость изучения нового материала, его связи с предыдущим),

  • г) усвоение новых знаний (организовал ли учитель внимание учащихся и каково при этом соотношение производительного и непроизводительного внимания?),

  • д) первичная проверка понимания (давал ли учитель рекомендации учащимся по запоминанию учебного материала? активизировал ли мышление учащихся? правильно ли отобран учебный материала для урока?),

  • е) закрепление знаний (давались ли задания для анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения знаний? обеспечено ли закрепление? была ли на уроке самостоятельная работа, самоконтроль знаний?),

  • ж) подведение итогов занятия, выдача домашнего задания;
  • в чем состояла цель данного урока, формулируемая через результаты обучения (достижение знаний, понимания, применения, анализа, синтеза учебного материала);


  • можно ли считать цель урока достигнутой и чем можно обосновать это мнение (результат должен быть выражен в таких действиях учащихся, которые могут быть надежно опознаны);

  • как соотносится цель данного урока с целями, стоящими при изучении данной темы, раздела учебного материала (изучение важнейших физических явлений, понятий, законов, теорий и их использование на практике; овладение методами науки, методологией научного познания и формирования научного мировоззрения; ознакомление с применениями основных достижений физики в народном хозяйстве);

  • как использовались на уроке учебные демонстрации;

  • как запланировано использование технических средств обучения и насколько максимально использованы их образовательные возможности ( только иллюстративно, в самом ходе учебного процесса, в виде обучающих программ, насколько они оптимизировали процесс обучения);

  • какие допущены ошибки при проведении урока, что не удалось сделать, что сделать не успел (считается, что те ошибки учителя, которые он назвал при самоанализе, не надо учитывать при подведении итогов урока).


2. При необходимости может быть проверена организационная деятельности учителя:

  • наличие плана работы и организация его выполнения;

  • состояние и организация ведения документации (как часто проверяются домашние тетради, число и регулярность выставления оценок в журнал);

  • сочетание теории и практики, использование новинок науки, привлечение нового и «своего» материала;

  • отношение к учащимся (заинтересованное, нейтральное, равнодушное, безразличное), стиль поведения (авторитарный, демократический, либеральный);
  • речь учителя (темп, выразительность, эмоциональность, образность, убедительность, точность терминов), педагогическая и личная культура (корректность в обращении, подтянутость, опрятность - пример для подражания);


  • рациональность в использовании времени (опоздания, работа с одним учащимся, потерянным считается всякое время на уроке, когда большинство учащихся не было загружено какой-либо учебной работой);

  • объем домашнего задания (по времени для его качественного выполнения средним учеником).



II. Самоанализ урока

(краткая характеристика класса; краткая характеристика темы урока и степени ее сложности и вообще, и для данного класса; триединая цель урока; цель конкретного урока).


  1. Краткая характеристика класса (надо показать, что знаешь этот класс).

2. Вид урока (изучения и первичного закрепления новых знаний; проверки, оценки и коррекции знаний; комплексного применения знаний; обобщения и систематизации знаний; закрепления знаний).

3. Цели и задачи урока и сразу – в чем они состояли и насколько выполнены. Если выполнены частично, то – почему? (Если правильно и полностью проанализировал ошибки, то тем самым как бы их исправил). Какую роль данный урок играет в системе уроков – связь с тем, что было и с тем, что будет.

4. Запланированные формы и виды деятельности на уроке и их соответствие целям и задачам (5-8 классы: три-четыре вида деятельности, иначе дети в этом возрасте не высидят урок; 9-11 классы: два-три вида).

5. Выполнение триединой цели урока:

  • обучающая: формировать научную основу знаний, общеучебные умения, навыки рациональной организации умственной деятельности;

  • воспитывающая: формировать на данном учебном материале умственное, нравственное, эстетическое, общечеловеческое мировоззрение;

  • развивающая: обогащать и усложнять словарный состав, смысловые и коммутативные функции речи, развивать воображение, память, внимание).

6. Темп урока и его частей (соответствовал ли он уровню класса, не был ли завышен или занижен).


7. В чем выражалась обратная связь (как в непрерывном режиме вы про себя оценивали усвоение материала)? Если понимание и цели не достигнуты, то «гнать урок» нельзя. Составленный накануне план урока – не догма. Главное – результат, а не реализованный план.

8. Краткие итоги. Они зависят от вида урока и могут подводиться учителем явно, а могут и отсутствовать.


P.S. Как реагировать на замечания посетителей урока, если они неприемлемы? – Попытаться объяснить, что урок и ваши действия лежат в рамках ваших критериев.


III. Советы:

а) ходи на чужие уроки, чтобы узнать и понять, что педагогические технологии – ключ без права передачи. Если у учителя есть технология, то она может быть только своей, «пропущенной через себя»;

б) выдавливай из себя боязнь к присутствующим на уроке;

в) стремись к профессионализму, т.е.


  • не к набору стандартных дешевых приемов,

  • к собственному глубокому знанию предмета,

  • к способности убедить в необходимости и возможности обучения учеников, привыкших ничего не делать,

  • владению максимально широким набором педагогических приемов,

  • умению отвечать за все хорошее и за все плохое на уроке;

  • умению дать ученику возможность самореализации;

г) способности ученика определяются темпом его обучения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях;

д) чтобы стать хорошим учителем, надо:

  • любить детей,

  • быть строгим,

  • проверять тетради и контрольные непременно к следующему уроку.


Литература:

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск». 1999. – 336 с.
  2. Методический справочник учителя физики. Составители: Зинковский В.И., Демидова М.Ю. – М.: УМЛ физики МИПКРО, 2000. – 114 с.

  3. Шейман В.М. Технология работы учителя физики. Из опыта работы/ М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика». МП «Новая школа», 1992. – 120 с.