litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4 ... 31 32
Тема исследования: роль психологической службы в гуманизации и демократизации школьной жизни в целях развития личности. Задачи исследования:


  1. Анализ психолого-педагогических причин, препятствую­
    щих личностному росту педагогов и учащихся.

  2. Разработка модели психолого-педагогической помощи пе­
    дагогам и учащимся в гуманизации отношений и демократиза­
    ции школы в целях развития личности.

1 Представлен личный опыт работы автора в качестве практического психоло­га. Директор школы — Л.В.Теплякова.

27


Этапы и методы исследования:

I этап — диагностический

Диагностика школьного коллектива и педагогического про­цесса.

Методы: наблюдение, анкетирование, социометрия, психо­диагностические тесты и личностные опросники.

II этап — формирующий

Создание авторской модели школьной психолого-педагоги­ческой службы.

Методы: психолого-педагогический анализ и моделирование. Основные блоки разрабатываемой модели:

Блок № 1. Пакет документов, регламентирующих деятель­ность школы, системы управления, способствующих гуманиза­ции и демократизации школьной жизни.

Блок № 2. Программа модульной психолого-педагогической подготовки и профилактики педколлектива.

Блок № 3. Программа диагностики, психопрофилактики и психокоррекции учащихся группы риска.

Блок № 4. Школьная программа «Одаренность».

Блок № 5. Программа факультативного курса для старше­классников по основам психологии.

Блок Ns 6. Программа школы для родителей.

III этап — апробация результатов На этом этапе реализуются разработанные программы и ре­комендации, делается анализ их эффективности.

Школа как социальный организм не может нормально функционировать, не имея нормативно-правовой основы. От­мена всяких жестких требований и правил во многих случаях привела либо к прямому использованию примерных Уста­вов, положений, программ, рекомендованных в качестве ос­новы, либо к полному игнорированию всякой регламента­ции. В этих условиях разработка пакета школьных докумен­тов, начиная с Устава и кончая кодексом ученика, учителя и родителей, определяющих стиль управления, деятельности и отношений, мы также считаем прерогативой школьного пси­холога. Эти документы разрабатываются коллективно. За­дачей психолога является контроль за воплощением в этих документах стратегических задач гуманизации школы. По­пытаемся проследить это на примере одного из таких доку­ментов.


28

Кодекс ученика

Ученик имеет право:

Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы; выра­жать свое личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в школе.

Излагать классному наставнику, директору школы, другим учителям свои проблемы и получать от них помощь, объясне­ния, ответы.

Требовать уважения своего достоинства.

Проявлять инициативу в общественных организациях.

Участвовать во внеклассных и внешкольных занятиях.

Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностя­ми и умениями.

Отдыхать в перерывах между уроками; на период каникул домашние задания не задаются.

Требовать открытой и немедленной оценки своих знаний и умений, получения оценки по каждому предмету исключитель­но в соответствии со своими знаниями и умениями.

Поведение в школе и за ее пределами оценивается отдельно.

Быть заблаговременно уведомленным о сроках и объеме пись­менных контрольных работ. В течение дня может быть прове­дена только одна контрольная работа, в течение недели — не более трех.

Получать дополнительную помощь учителя в приобретении знаний, повторную оценку знаний и умений, помощь со сторо­ны товарищей.

Выбирать лично, через родителей или лиц, их заменяющих, профили обучения, существующие в данной школе, формы обу­чения, определять темпы, сроки освоения обязательного и пре­вышающего его уровня образования, избирать индивидуальную программу обучения.

Иметь дополнительный свободный день в неделю при от­личных успехах в учебе.

Избирать и быть избранным в совет школы и органы школь­ного самоуправления. Ученик обязан:

Вести себя в любой ситуации таким образом, который соот­ветствует достоинству человека.

29

Полностью использовать время, предназначенное для обу­чения, прилежно работать над обогащением своих знаний, си­стематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в вы­бранных им внеклассных и дополнительных занятиях.

Действовать на благо школьного коллектива.

Достойно, культурно вести себя в школе и за ее предела­ми, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитета.

Проявлять уважение к учителям и другим работникам шко­лы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора шко­лы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления, споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.

Придерживаться правил общественного общежития, особенно:


  • проявлять уважение к взрослым и сверстникам,

  • оказывать сопротивление грубости и вульгарности,

  • уважать взгляды и убеждения других людей,

  • уважать свободу и достоинство другого человека.
    Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и

жизни своих товарищей: учащийся не курит, не употребляет алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих средств, он всегда чист и опрятен.

Заботиться о чести школы, ее эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.

Учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) в соответст­вии с законодательством несут имущественную ответственность за порчу школьных зданий и сооружений, учебного оборудова­ния, инвентаря и другого школьного имущества.

В случае нарушения норм и правил коллективной жизни, порчи имущества и оборудования школы к учащимся могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Уставом шко­лы, вплоть до исключения из школы.

Кодекс родителей

Права родителей:

Избирать и быть избранными в совет школы. Вносить предложения на рассмотрение совета школы. Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителями и администрацией.


Принимать участие в оценке деятельности педколлектива.

30

>

Обращаться с предложениями по улучшению педагогическо­го процесса в школе.

Защищать права своего ребенка и честь семьи.

Обращаться к психологу, администрации или в конфликт­ную комиссию по спорным вопросам, в проблемной ситуации.

Выбирать профиль обучения ребенка.

Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и уча­щихся.

Обязанности родителей:

Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.

Быть семейным психологом, педагогом и врачом. А для это­го посещать занятия в школе и читать литературу. Главное в семье — это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.

Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.

Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспита­ние — это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.

Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.

Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бы­вают для себя маленькими, они всегда уже большие. Воспиты­вать в детях самостоятельность.

Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убежде-

|ний. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ре­бенка.

Кодекс учителя

Учитель имеет право:

Проявлять себя как личность.

Иметь свою творческую лабораторию, вести эксперимент.

Выбирать ведущие направления своей педагогической дея­тельности.

Творчески планировать и организовывать педагогический про­цесс, внедрять авторские идеи и методики, если они дают по­ложительные результаты.

Быть творческим лидером.

Требовать уважения своей личности и поощрения своей де­ятельности.


31

Учитель обязан:

Быть образцом Нового Человека, нести высокую убежден­ность, нравственность, знания. Быть счастливым человеком.

Быть старшим другом, надеждой и опорой ученика.

Постоянно бороться за доброе отношение к ребенку со сторо­ны окружающих, научиться понимать, уважать его самоценность.

Оставаться оптимистом в самых сложных обстоятельствах, проявлять великое терпение и сочувствие детям. Уметь общать­ся и сотрудничать с ними.

Проявлять нетерпимость к косности и рутине, быть масте­ром своего дела, творческим и растущим специалистом.

Школьный психолог всячески содействовал переводу декла­рированных в кодексе постулатов в программы практических действий. Примерами могут служить школьные программы: «Комплексная профилактика педагогической запущенности уча­щихся», «Одаренность», «Школа трех «С» для старшеклассни­ков», «Школа для родителей», «Учитель», которые мы приво­дим в нашем пособии.

Программа «Школа трех «С» для старшеклассников»

Раздел I. Самопознание


  1. Знакомая незнакомка (о науке самопознания — психологии).

  2. Методы психологии — методы самопознания.

  3. Эволюция психики: закономерности и парадоксы.

  4. Рождение личности, открытие «я».

  5. О таланте, способностях, труде и творчестве.

  6. Характер и темперамент.

  7. Самопознание и самопрограммирование личности.
    Раздел II. Самовоспитание




  1. Зачем это нужно? (Об организации самовоспитания.)

  2. Общая культура личности.

  3. Поведение. Выработка хороших привычек.

  4. Работа над плохими привычками.

  5. Развитие способностей и психических процессов.

  6. Культура общения.

  7. Эмоциональный мир личности. Саморегуляция состояний.
    Раздел III. Самообразование




  1. У источника знаний. Библиотечно-библиографическая
    культура.

  2. Культура чтения.

32


  1. Художественная культура.

  2. Политическая культура молодежи.

  3. Культура и техника речи.

  4. Молодежная субкультура.

  5. Экономическая и экологическая культура.

  6. Правовая культура.

  7. Творчество как высший уровень самореализации человека.

Школьная программа «Одаренность»

Раздел I. Учителя

1. Побуждение к творчеству:

а) оценка и самооценка творческого потенциала учителя;

б) организащюнно-деятелъностная игра «Программа твор­
ческого роста учителя».

2. Организация коллективной творческой деятельности:

а) проблемный семинар «Творческая одаренность»;

б) спецкурс «Психология педагогического творчества»;

в) «эвриканские» уроки и внеклассные занятия.

3. Непрерывное обновление педагога вместе с детьми и ро­
дителями:

а) конкурсы, смотры, праздники: «Писаховец», «Северная
Скоморошина», «Умелые руки», «Праздник урожая»;

б) творческие мастерские «Сотвори себя!»;

в) школьный банк творческих идей и находок.

4. Внутренняя творческая работа педагога над собой:

а) индивидуальный стиль деятельности педагога;

б) авторская методика и школа передового опыта учителя;

в) творческая лаборатория учителя.
Раздел II. Учащиеся

  1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся шко­
    лы «Штрихи к портрету выпускника».

  2. Диагностика, анализ результатов, создание школьного банка
    данных о способных, талантливых, одаренных учащихся.




  1. Реализация профильной системы обучения, факультати­

    вов и программы «Творчество».


  1. Корректировка системы дифференцированного обучения.

  1. Конкурсы: «Могу отличить», «Необычное в обычном», «Знак
    вопроса».

  2. Система стимулирования учащихся (стипендии, дипломы,
    путевки и т. д.).

33

К В. Овчарова

Раздел III. Родители

  1. Психолого-педагогическая пропаганда «Становление и раз­
    витие творческой личности».

  2. Родительская трибуна семейных талантов и хобби «Из уст
    в уста».

  3. Участие в специальных конкурсах вместе с детьми и педа­
    гогами.

Программа школы для родителей на учебный год

Сентябрь. Современная семья: трудности и надежды.

Октябрь. Слагаемые семейного счастья.

Ноябрь. Роль семьи в формировании личности.

Декабрь. Воспитательный потенциал семьи. Типы нарушений

семейного воспитания.

Январь. Трудный ребенок в семье и школе.

Февраль. Что надо знать о своем ребенке?

Март. Как любить ребенка?

Апрель. Наше общение в семье.

Май. Искусство быть родителем.

Июнь. Домашний эксперимент «Какая у нас семья?».

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДКОЛЛЕКТИВА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Открытие курсов.

Коллективное обсуждение проблемы «Роль школьной пси­хологической службы в деле гуманизации и демократизации школьной жизни в развитии личности».

Консультация «Пакет школьных правовых документов».

2. Лекция «Перестройка учебно-воспитательного процесса в
современных условиях».

Дискуссия «Перестройка и мы» (с видеозаписью хода дис­куссии).

3. Лекция «Психологические концепции развития личности».
Консультация «Новые формы обобщения передового педа­

гогического опыта в коллективе».


  1. Лекция «Методы изучения личности учащегося и классно­
    го коллектива».

  2. Консультация «Итоги диагностирования учащихся группы
    риска».

34


  1. Лекция «Психология педагогического общения».

  2. Консультация «Конфликты в классном коллективе».

  3. Практикум «Диагностика школьной зрелости воспитанни­
    ков детского сада и первоклассников».

  4. Педконсилиум «Взаимодействие детского сада, семьи и
    школы в подготовке детей к обучению, профилактика педаго­
    гической запущенности детей».

10. Лекция «Комплексная профилактика педагогической за­
пущенности учащихся».

И. Консультация «Проблемная семья. Новые формы работы с родителями».

  1. Лекция «Дидактические теории и новые педагогические
    технологии». Взаимоанализ учебного процесса и его результатов.

  2. Дискуссия «От развития личности учителя к развитию
    личности ученика».

  1. Консультация «Активное слушание и его способы».

  2. Тренинг общения.

  1. «Эвриканский» педсовет «Педагогика сотрудничества и
    развития».

Составляя программу «Учитель», психолог руководствуется положением о том, что психолого-педагогическое знание учи­теля имеет некоторую особенность. Оно выстроено в логике самих наук, освоенных им в институте. В ряде случаев имею­щееся у педагога научное знание не играет роль научного мето­да в его работе. Мертвое, схоластическое знание оживляется в практической деятельности, если оно востребуется в конкрет­ных педагогических ситуациях и в конечном счете становится методом учителя, его авторской системой педагогических воз­действий. Вот почему построенная на диагностической основе система модульной психолого-педагогической подготовки пед­коллектива является его насущной потребностью.

ИЗ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ


ПРОБЛЕМАМ

I. Гуманизация педагогического процесса


  1. Новое педагогическое мышление и перестройка психоло­
    го-педагогической науки.

  2. Гуманистическая парадигма обучения и воспитания.

35



3. Проблемы оптимизации учебного процесса в современной

школе.

  1. Педагогика сотрудничества и развития.

  2. Учителя и учащиеся: противостояние или сотрудничество?
    //. Учитель в системе межличностных отношений




  1. Психология учителя.

  2. Психология общения. Особенности общения в школьном
    коллективе, его психогигиена.

  3. Правила педагогического общения.

  4. Детский коллектив и личность школьника: методы изуче­
    ния и коррекции межличностных отношений.

5. Микроклимат коллектива: диагностика и пути управления.
///. Социально-психологические проблемы молодежи

  1. Современная молодежь: трудности и надежды.

  2. Психология ранней юности: до 16 и старше.

  1. Руководство самовоспитанием и самообразованием стар­
    шеклассников.

  1. Воспитать личность, сохранить индивидуальность.

IV. Профилактика педагогической запущенности и правонару­шений учащихся

  1. Возрастные и индивидуальные психологические особен­
    ности детей и подростков и педагогические задачи.

  2. Проблема трудного детства как междисциплинарное ис­
    следование.

  3. Комплексный подход к содержанию педагогической запу­
    щенности и правонарушений учащихся.

  4. Индивидуальная учебно-воспитательная работа с трудны­
    ми детьми и подростками.

V. Развитие творческого потенциала и самореализации личности


  1. Творчество учителя — залог обновления школы.

  2. Развитие интересов, склонностей, творческих способно­
    стей школьников — задача учителя.

  3. Общая культура личности как предмет педагогики. Роль
    нравственного и эстетического воспитания в становлении лич­
    ности.

  4. Психология развития личности в онтогенезе.

VI. Психолого-педагогические основы управления школой

  1. Социально-психологический аспект управления деятель­
    ностью.

  2. Диагностика психологического микроклимата педколлек­
    тива и пути его коррекции.

36



  1. Психолого-педагогический анализ учебно-воспитательно­
    го процесса с позиций гуманизации.

  2. Психологические факторы аттестации кадров.

  3. Психологическая подготовка кадров к нововведениям в
    организации педпроцесса и новаторству.

  4. Стили управления, формирование навыков ролевого по­
    ведения руководителя.

  5. Совершенствование навыков общения.

  6. Методы погашения конфликтов в коллективе.

9. Гармонизация личности учителя в условиях педколлектива.
VII. Интеграция воспитывающих сил как актуальная задача

современной науки и практики

  1. Теория и практика целостного подхода к педагогическому
    процессу.

  2. Актуальные проблемы семейного воспитания, перестрой­
    ка работы с родителями.

  3. Роль школьной психолого-педагогической службы в пси­
    холого-педагогическом обеспечении педагогического процесса.

  4. Роль школьных советов в педагогизации среды и социали­
    зации школы.

АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 1 (г.Архангельск)1



<< предыдущая страница   следующая страница >>