litceysel.ru
добавить свой файл
1
В помощь сдающему ЕГЭ по русскому языку



Памятка для написания части С

1.ВСТУПЛЕНИЕ

1. И.Ф. – известный русский писатель (публицист) … века. Он сын своего времени, поэтому живо откликается на насущные, актуальные проблемы и вопросы века. В данном тексте Ф.И. выступает как умелый публицист. Он пишет о …

Наиболее значимой, важной проблемой автор считает … (что? кого? – в винит. падеже )

2. «Вникнем во все хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием». Эта мысль невольно приходит на ум, когда читаешь текст ... . Он представляет собой рассуждение повествователя о (чем?), и особая интонация и чувственность сразу выдают авторское отношение к данной проблеме.

3. «Умей наслаждаться красотой, береги ее…» Эти слова В.Сухомлинского невольно вспоминаешь, когда читаешь текст Ф.И. В данном произведении автор размышляет о … , приглашая нас, читателей, к диалогу, к беседе об актуальных проблемах нашего мира, нашего времени.

Красота – это одухотворяющее начало нашей жизни. Красота рождает радость. Поэтому автора данного текста особенно волнует… .

4. И.Ф. Много ли мы знаем об этом человеке? Да, им написаны прекрасные … (что?), удивляющие нас, читателей, оригинальностью мысли, глубиной, правдивостью. Но писатель (Ф.И. автора) открыл мне (кого? – о ком текст) с такой стороны, о которой я не знал (-а): он (цитаты из статьи). Этот текст помог мне лучше понять личность незаурядного человека.

5. «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе», - говорил В.Розанов. Именно такая музыка звучит между строк текста Ф.И. автора. Читая данный текст, понимаешь, что он написан настоящим художником слова, мастером, которого волнуют проблемы современности, мира вокруг него.

Одной из наиболее важный проблем своего текста автор считает … , именно над ее разрешением он задумывается в данном тексте, приглашая читателей к диалогу.

6. «Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью», - утверждал Фрэнсис Бэкон. Данное высказывание можно отнести и к тексту (чьему?). Автор уверен (в чем?), но в то же время сомневается (в чем?), так как проблема, затронутая им, не может оставить равнодушным никого.


7. «Мало быть правым. Надо быть правым вовремя», - когда-то произнес кто-то из философов. Этот афоризм как нельзя точно подходит к тексту (чьему?). Автор поднимет очень важную, актуальную проблему (какую?), и его взгляд на нее – взгляд правого человека, которого волнуют насущные вопросы современности.

8. «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно», - утверждал французский писатель. Этот афоризм подтверждает текст (чей?), в котором автор в ненавязчивой, доступной форме пишет о важных, насущных, актуальных проблемах. Одна из главных – (какая?).

9. Как-то я прочитал (-а) интересную фразу: «Держать речь можно даже перед глухими, говорить – только с кем-то». Прочитав текст (чей?), я вспомнил (-а) эти слова. Автор, поднимая важную тему (какую?), словно беседует, разговаривает с нами, читателями, ищет поддержки, отклика в наших сердцах.

10. «Современные открытия дают богатый материал для творчества», - утверждал Г.Х.Андерсен. С этим нельзя не согласиться, читая текст Ф.И., где автор поднимает актуальные вопросы современности, размышляет, приглашает к разговору – словом, творит.


2. ПОЗИЦИЯ АВТОРА



  1. Данный текст относится к публицистическому стилю. Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому автор не может безразлично писать о вопросах (-е) (каких? каком?), волнующих (-ем) общество. Он исследует и анализирует …(общие проблемы, проблему…), информируя о них (ней) читателя. В то же время автор формирует общественное мнение, воздействуя силой убеждений на нас, читателей.
  2. Данный текст относится к художественному стилю. А художественная литература, как известно, создает правдоподобный, но вымышленный мир. Поэтому автор исследует и анализирует общие тему (-ы) и проблему (-ы) на конкретных, индивидуальных примерах. Ф.И. словами рисует образы, картины, мысли, поступки для того, чтобы дать возможность читателю представить описываемые события, передать свои эмоции, вызвать ответные чувства и переживания. На мой взгляд, автор в этом тексте не дает прямой оценки событию (герою, его действиям): он предлагает читателям самим это сделать.


  3. Яркая образность этого текста, написанного в … стиле, помогает нам, читателям, пережить те же мысли и чувства, которые пережил сам автор, а его рассуждения помогают переосмыслить действительность, по-иному взглянуть на обычные вещи.



3.АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ



  1. «Один хороший аргумент лучше множества других», - когда-то произнесла Сара Бернар, французская актриса, поэтому, не распыляясь на мелочи, остановлюсь на главном. Позиция автора текста мне ясна и близка. Я считаю, что…





  1. Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» пишет о цели, достойной человека. Он…





  1. А.И. Солженицын, великий русский писатель, публицист, XX и XXI века в своих произведениях и статьях обращается к проблемам нашего времени…





  1. В.М.Шукшин, В.П.Астафьев, Д.Гранин неоднократно на страницах своих произведений поднимали важные вопросы современности.





  1. (К ТЕМЕ ПРИРОДЫ, ЭКОЛОГИИ)

1) Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.

2)

Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц и земли без воды…

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Р.Рождественский

Всего четыре строки, но в них суть серьезных изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующего поколений? Об этом размышляет в своем тексте (Ф.И.автора), и мы вместе с нним задумываемся о будущем нашей планеты.




  1. (К ТЕМЕ НРАВСТВЕННОСТИ )

Древняя мудрость гласит: «Две вещи поражают нас больше всего – звезды над головой и совесть внутри нас…» О ней, о совести рассуждает автор данного текста, приглашая нас к откровенному разговору, диалогу на равных.


4.ФРАЗЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ



  1. Конечно же, именно искусство (литература, природа) формирует прекрасные качества в человеке: доброту, любовь, искренность, - и только эти качества способны убить жестокость, победить зло и коварство. Следуя идеалам добра, человек «не будет слепо подчиняться судьбе, и послужит великому делу любовной связи людей между собой». (искусство)

  2. Когда я держу в руках Красную книгу, то понимаю, что во многом мы уже опоздали. Очень не хочется, чтобы это издание стало многотомным. Поэтому проблема, поднятая в статье Ф.И., еще долго не утратит своей актуальности. (о природе)

  3. Мне показались очень интересными мысли автора. Его текст – призыв к нам, читателям: будьте добрее, внимательнее к … (чему). (общее)

  4. Текст … заставил меня задуматься над многими вопросами, понять, в чем действительно нуждается (мое поколение, народ, молодежь и т.п.), которая (-ый) осознанно или нет ищет свой берег добра и зла на реке жизни. (нравственность)

  5. Когда-то драматург Вампилов сказал друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…» Я думаю, эта фраза может относиться и к тексту (Ф.И. автора). (нравственность)

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ по проблеме


РОДИНА

  1. «Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, уходящие глубоко в земля. Давайте будем помнить об этих корнях!»

Д.С.Лихачев

2. Любовь к отечеству может быть физическая, нравственная и политическая.

Н.М.Карамзин


3. …Чтоб оно – Царство Русское

Рдело – зорилось

Жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мученых.

М.Волошин

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА



  1. Сегодня челове