litceysel.ru
добавить свой файл
1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГАЭС)




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной,

учебно-методической работе

и качеству образования

_____________________ Туктарова И.О.

"____" __________________ 2008 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ

В МЕНЕДЖМЕНТЕ»


по направлению подготовки 080500.68 Менеджмент

по магистерской программе

«Организация предпринимательской деятельности»

форма обучения: очная, 2 года


Уфа – 2008

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению 080500.68 Менеджмент по магистерской программе «Организация предпринимательской деятельности» с учетом дополнительных требований регионального (вузовского) компонента.


Рабочую программу составил доцент кафедры «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», к.т.н., доцент Абросимова М.А.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

Протокол № 2 от 29 октября 2008 г.


Заведующий кафедрой «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»

к.ф.-м.н., доцент ________________ Бикмухаметов И.Х.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании учебно-методического совета направления 080500.68 Менеджмент


Протокол № 3 от 11 ноября 2008г.


Председатель УМС

д.э.н., проф. _______________________ Р.И. Маликов

Начальник методического отдела_____________________ С.Д. Галиуллина

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


Цель преподавания дисциплины. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки магистра по направлению 080500.68 Менеджмент, утвержденного 10.05.2000 г., магистр менеджмента «подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различной формы собственности и в функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими отношениями, маркетинг, логистика и др.»

В соответствии с требованиями к профессиональной подготовленности магистра менеджмента дисциплина «Информационные ресурсы и технологии в менеджменте» имеет целью ознакомить студентов с основами технологий формирования информационных ресурсов в обществе и бизнесе, информационными технологиями современных экономических и управленческих систем и технологиями, используемыми в функциональных областях менеджмента.

Задачи изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен

1. быть знакомым с:

  • классификацией поставщиков и способами поставки информационных ресурсов;

  • структурой, классификацией и областью применения информационных систем;

2. знать:

  • классификацию информационных ресурсов, в т.ч. деловых, научно-технических и потребительских;

  • информационные технологии современных экономических и управленческих систем;

  • основные средства доступа к информационным ресурсам в базах данных и в Интернет;

  • информационные технологии, используемые в функциональных областях менеджмента;

3. уметь:

  • использовать современное программное обеспечение для доступа к информационным ресурсам;
  • работать со справочными правовыми системами;


  • применять программные средства анализа проектов;

4. иметь навык:

  • поиска информации и формирования информационной базы данных по результатам поиска;

  • использования программных средств статистического анализа данных и прогнозирования;

  • использования Web-технологий для продвижения проектов в Интернет;

5. иметь опыт:

  • выбора программных средств решения задач менеджмента.

Перечень необходимых дисциплин. Дисциплина базируется на дисциплинах «Информатика», «Информационные ресурсы в менеджменте», «Основы менеджмента», «Статистика», освоенных по программе подготовки бакалавра.

2. Объем часов дисциплины по видам учебной работы и формам обучения


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость курса

88

Аудиторные занятия

54

Лекции (ЛК), час

28

Лабораторные занятия (ЛР), час

26

Самостоятельная работа студентов (СРС), час

34

Вид итогового контроля: зачет/экзамен сем. А

1/0

Тематическое распределение аудиторных занятий


Наименование дидактической единицы



Название темы задания



Всего

Лекции

Лабораторныезанятия

Самостоятельная работа

1 семестр

  1. Информационные ресурсы




    1. Информационные ресурсы: основные понятия

    2. Деловые, научно-технические и потребительские информационные ресурсы

    3. Поставщики информационных ресурсов.

    4. Доступ к информационным ресурсам




10

6

10

  1. Информационные технологии экономических и управленческих информационных систем

2.1. Базовые информационные технологии.

2.2. Современные информационные технологии:

  • электронного документооборота

  • электронной почты и телеконференций

  • машинного перевода текстов

  • интеллектуального анализа данных

  • искусственного интеллекта

  • ситуационных центров

  • геоинформационные технологии
  • офисные технологии





10

10

10

  1. Информационные технологии в функциональных областях менеджмента




3.1.Информационные системы, их структура и классификация.

3.2. Информационные технологии:

  • стратегического менеджмента

  • финансового менеджмента

  • логистики

  • маркетинга

  • производственного менеджмента

  • управления персоналом

  • управления фирмой.

3.3. Корпоративные информационные системы.




8

10

14




ИТОГО

88

28

26

34

3. Содержание дисциплины

3.1 Тематика лекций

Тема 1. Информационные ресурсы менеджмента


Основные понятия и классификация информационных ресурсов. Информационные ресурсы и ресурсы знаний. Пользователи информационных ресурсов.

Деловые информационные ресурсы. Биржевая и финансовая информация, представление, способы поставки, производители, РосБизнесКонсалтинг, Рейтер, Телерейт, брокерские торговые системы, печатные издания. Статистические ресурсы, международные и национальные ресурсы, основные публикации, информационные статистические системы, Росстат, официальные и неофициальные ресурсы, доступ к информации. Коммерческая информация. Информации о производителях товаров и услуг. Доступ к информации, Бизнес-Карта, "ИнформСистема" и др.


Научно-технические информационные ресурсы. Ресурсы знаний, библиотечная сеть, электронные библиотеки. Система научно-технической информации, базы данных и электронные издания, фонды предприятий. Система патентной информации, Роспатент.

Потребительские информационные ресурсы. Ресурсы справочной правовой информации справочные правовые информационные системы, принципы построения, государственные и негосударственные правовые информационные ресурсы, "Консультант", "Гарант". Информационные образовательные ресурсы. Электронные словари, справочные системы, учебники, библиотеки, базы данных. Образовательные интернет-порталы. Обучающие программы, дистанционное обучение.

Информационные ресурсы предприятий и организаций. Информационные потребности, организация информационного обслуживания, внешние и внутренние источники, управление информационными ресурсами.

Государственные информационные ресурсы, государственные информационные системы России, кадастры, реестры. Формирование и доступ к ресурсам, государственная тайна, конфиденциальная информация, авторские права. Негосударственные информационные ресурсы.

Поставщики информации, создатели первичных документов, генераторы баз данных, хранители информационных ресурсов, центры аналитической обработки информационных ресурсов. Способы и режимы поставки.

Доступ к информационным ресурсам. Выбор ресурсов, метаинформация, "Информрегистр", "Международное бюро информации и телекоммуникаций". Поиск в Интернет, этапы поиска, поисковые машины, Rambler, Yandex, Google, Yahoo, каталоги, Lycos, InfoSeek, Galaxy. Эффективность поиска.

Тема 2. Информационные технологии экономических и управленческих информационных систем

Базовые информационные технологии экономических и управленческих информационных систем. Технологии баз данных, фактографические и документальные базы данных, СУБД и информационно-поисковые системы, архитектура баз данных. Технологии текстового поиска, представление документов, индексы и индексирование документов, Дублинское ядро, поисковые образы документов, модели поиска, методы поиска. Web-технологии, основные элементы технологий, Web-документы, Web-сайты, Web-порталы, публикация и накопление документов на корпоративных сайтах и интранет-сети, Netscape Communicator, MS Front Page, использование Web-технологий для продвижения проектов в Интернет. Поиск информации в базах данных, фактографический, документальный, библиографический поиск.


Современные информационные технологии экономических и управленческих информационных систем. Технологии электронного документооборота, базовые операции, электронный архив, EDMS-системы, функции и архитектура, системы workflow management, workgroup management, groupware, ДЕЛО, Золушка-WIN, LanDocs, Эффект Офис.

Технологии электронной почты и телеконференций. Электронная почта, Томлинссон, Энгельбарт. Структура сети, почтовые компьютеры и программы-серверы, программы-клиенты: MS Outlook, Outlook Express, The Bat!, Eudora, Lotus Mail, Netscape Messenger, протоколы РОРЗ, IMAP, SMTP. WEB-почта. Телеконференции, mailing list, newsgroup, протокол NNTP, тематика и структура Usenet, электронные доски объявлений BBS.

Технологии машинного перевода текстов, А.А. Ляпунов, Ю.Д. Апресян, О.С. Кулагина. Технологии, Transfer, Translation Memory, системы машинного перевода, Promt XT, Сократ.

Технологии интеллектуального анализа данных, роль в принятии управленческих решений, стадии, методы. Разведочный анализ данных. Нейронные сети, структура нейросети, Ф. Розенблатт, М.Минский, Дж. Хопфилд. Программное обеспечение, Neural Connection, NeuroOffice, NeuroShell, SPSS. Анализ данных в сфере бизнеса, деревья классификации, Statsoft Statistika, MS Excel, Эвриста, Оракул, Статистик-Консультант, ОЛИМП:СтатЭксперт.

Технологии искусственного интеллекта. Саймон, Ньюэлл, Бонгард, Ганнт, Поспелов. Экспертная система, методы, структура, этапы разработки, прототипная модель, средства построения. Знания, база знаний и ее структура, система управления базами знаний, модели представления знаний. Системы поддержки принятия решений, структура и функции систем, программные системы Project Expert, Альт-Инвест.

Технологии ситуационных центров. Анализ ситуаций, по­гружение в проблему, структура ситуационного центра. Техническое и информационное обеспечение ситуационных центров, Классификация ситуационных центров. Геоинформационные технологии. Геоданные и их роль в принятии решений, картографическая информация, ГИС, функции ГИС общего назначения, ввод данных, манипулирование данными, управление данными, запрос и анализ, визуализация данных. Геокодирование.


Офисные технологии. Шаблоны документов и их использование, подготовка серийных документов, персональный менеджер, управление проектами, электронные таблицы, вычисления, сравнение, прогнозирование, анализ структуры и взаимосвязей данных, графические средства анализа данных. Распределенная обработка информации, работа в сети, сетевая база данных, регламентация доступа. MS Office.

Тема 3. Информационные технологии в функциональных областях менеджмента


Структура автоматизированных информационных систем, функциональные подсистемы и информационные технологии, подсистема управления АИС.

Информационные технологии и системы в функциональных областях менеджмента. ИТ стратегического менеджмента. Стратегия, прогноз деятельности, расчет показателей деятельности предприятия, бизнес-план. Компьютерные системы ­экономического и финансового моделирования. Система поддержки принятия решений Project Expert, Alt-Invest, COMFAR, PROPSPIN.

ИТ логистики. Плановые, диспетчерские, оперативные системы логистики. База данных о товарах, кодирование товаров, фиксирование грузовых единиц, сканеры штрих-кодов, связь между ЭВМ получателя товара и поставщика. Программные системы Platinum, Аккорд, БООС, 1С:Предприятие, Галактика, Конкорд, Эталон.

ИТ финансового менеджмента. Финансовые ресурсы и финансовые отношения. Объемы информации, математические модели, временны ограничения, финансовые и биржевые рынки как источники информации. Программные системы БААН, R3, Platinum, SCALA, MAN/MANX, Champion, Альт-Эксперт, Альт-Финансы, ОЛИМП, БОСС, Галактика, БЭСТ-Ф, Project Expert, Audit Expert, 1С:Финансовое планирование.

ИТ маркетинга. Анализ информации о клиентах, конкурентах и рынке, прогнозирование вариантов поведения клиентов, анализ финансовых рисков. Программные системы SPSS, MarketingExpert, Маркетинг, БЭСТ-Маркетинг, Касатка.

ИТ управления персоналом. Кадровая политика организации. Описание организационной структуры предприятия, учет движения сотрудников, формированию списков и отчетных документов, расчет заработной платы, формированию данных для передачи в государственные органы. Программные системы БОСС-Кадровик, АиТ:\Управление персоналом, Automatic Staff Manager-ASM , Фараон, 1С:Кадры.


ИТ производственного менеджмента. Технико-экономическое планирование и управление. Первичная и вторичная информация и принципиальная схема организации движения информации, технические средства для сбора, регистрации и передачи информации. Программные системы Галактика, НТО, Парус, SAP AG.

ИТ управления фирмой. Планирование и учет финансово-хозяйственной деятельности. Хозяйственные операции и операционные документы. Хранение данных в СУБД. Локальные сети. Внутрифирменная система информации, защита информации от несанкционированного доступа. Развитие бизнеса и масштабируемость программных решений. Корпоративные ИС (КИС), функциональные задачи, отличительные особенности. Программные системы Галактика, Парус, БЭСТ ПРО, 1С. Классы КИС, системы производственного и интеллектуального планирования, управления взаимоотношения с клиентами, интегрированные системы, MRP II, SRM, ERP, IRP.

3.2 Тематика лаборатоных занятий

Тема №1. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»


Интерфейс системы. Разделы системы. Формирование запросов. Поиск по реквизитам. Работа с вкладкой «История». Сложный поиск. Поиск по специализированным классификаторам. Сохранение результатов. Работа с папками документов. Использование списков и текстов документов. Установка закладок. Экспорт результатов и печать.

Тема №2. Анализ временных рядов и прогнозирование в Statsoft Statistika


Интерфейс системы, диалоговые окна, статистический советник. Типы документов. Ввод и проверка данных. Графические возможности. Импорт данных. Язык Statistika Basic. Прогнозирование временных рядов. Сезонная декомпозиция. Экспонециальное сглаживание, авторегрессия, проинтегрированное скользящее среднее.

Тема №3. Инструментальная среда разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов в СППР Project Expert

Интерфейс системы. Режимы работы. Создание проекта. Ввод данных. Сохранение и восстановление данных. Календарный график. Условия финансирования проекта. Расчет ресурсов. Просмотр графиков. Анализ результатов и формирование отчетов. Бизнес-план. Визуализация результатов. Точки безубыточности. Планирование производственной деятельности. Формирование стратегии сбыта.

3.7. Вопросы для подготовки к зачету

Тема 1. Информационные ресурсы и их роль в менеджменте


  1. Информационные ресурсы: основные понятия. Классификация информационных ресурсов.

  2. Поставщики информационных ресурсов.

  3. Деловые информационные ресурсы. Финансовые и биржевые, статистические, коммерческие ресурсы, представление, производители и способы поставки.

  4. Научно-технические информационные ресурсы. Виды, представление, производители и способы поставки.

  5. Потребительские информационные ресурсы. Справочные и образовательные ресурсы, представление, производители и способы поставки.

  6. Государственные информационные ресурсы и их структура. Способы формирования, условия доступа.

  7. Информационные ресурсы предприятия. Информационные потребности. Информационное обслуживание предприятия.

  8. Доступ к информационным ресурсам. Этапы информационного поиска, понятие метаинформации. Поиск информации в Интернет. Поисковые машины и каталоги.

Тема 2. Информационные технологии экономических и управленческих информационных систем


  1. Фактографичекие базы данных: модели данных, реляционная база данных, проектирование фактографических баз данных, СУБД, структура.

  2. Файл-серверная и клиент-серверная архитектура баз данных.

  3. Документальные базы данных: понятие документа, представление документа, дескрипторы. Информационно-поисковые системы и их поколения.

  4. Технологии текстового поиска, модели поиска, методы поиска.

  5. Основные элементы Web-технологий: HTTP, URL, CGI. Программное обеспечение работы в WWW.

  6. Технологии электронного документооборота, базовые операции, классификация.
  7. Технологии электронной почты и телеконференций, их использование в решении управленческих задач.


  8. Технологии интеллектуального анализа данных, их использование в решении управленческих задач.

  9. Технологии машинного перевода текстов

  10. Технологии искусственного интеллекта Экспертные системы их структура, этапы проектирования. Базы знаний, модели представления знаний.

  11. Системы поддержки принятия решений: инструментальные средства, основные функции. Программные пакеты Project Expert, Альт-Инвест.

  12. Технологии ситуационных центров, их использование в решении управленческих задач.

  13. Геоинформационные технологии, их использование в решении управленческих задач.

  14. Офисные технологии.

Тема 3. Информационные технологии в функциональных областях менеджмента


  1. Информационные системы (ИС) предприятия и их структура.

  2. Классификация ИС. Системы поддержки принятия управленческих решений.

  3. ИТ стратегического менеджмента. Функции и средства обеспечения.

  4. ИТ логистики. Функции и средства обеспечения.

  5. ИТ финансового менеджмента. Функции и средства обеспечения.

  6. ИТ маркетинга. Функции и средства обеспечения.

  7. ИТ управления персоналом. Функции и средства обеспечения.

  8. ИТ производственного менеджмента. Функции и средства обеспечения.

  9. ИТ управления фирмой. Функции и средства обеспечения.

  10. Корпоративные информационные системы, их функциональность. ERP- системы.

4. Методические рекомендации для преподавателя


Формами организации учебного процесса по дисциплине являются лекции, лабораторные занятия, курсовая работа, контрольная работа, самостоятельная работа студентов.

При чтении лекций:
  • в начале курса внимание уделяется методологическим вопросам: предмету и задачам дисциплины, ее взаимосвязи с другими дисциплинами, истории развития.


  • в дальнейшем - последовательная, систематическая подача теоретического материала: каждое новое понятие опирается на уже изученные.

  • акцент - на важнейшие категории; они особо выделяются в виде определений.

  • практическая направленность теории: подавляющее большинство студентов - будущие практики.

После изучения каждой темы необходимо дать список контрольных вопросов.

При проведении лабораторных работ необходимо:

  • проверить освоение теоретического материала через проведение устного опроса, заслушивание докладов и выполнение контрольных работ;

  • показать связь теоретических и практических аспектов изучаемой дисциплины, отметить актуальные проблемы практической реализации информационных технологий.

  • организовать обмен мнениями в академической группе.

Самостоятельная работа студентов предполагает анализ дополнительной литературы с целью более глубокого освоения изучаемой темы, подготовки рефератов и докладов на лабораторных работах, выполнения курсовых и контрольных (семестровых – для студентов заочной формы обучения и текущих - для студентов очной формы обучения) работ.

Для проверки знаний рекомендуется применять тестирование по отдельным темам, совокупности тем, а также в рамках рубежного контроля, при проведении зачетов и экзаменов.

5. Методические указания для студентов


Студентам рекомендуется при подготовке:

  • к лекционным занятиям: ознакомиться с содержанием предыдущих лекций данного тематического раздела, уяснить связь новой темы с предыдущими, составить глоссарий освоенной темы дисциплины;
  • к лабораторным занятиям: разобрать учебный материал конспектов лекций, проанализировать основную и дополнительную литературу с целью более глубокого освоения изучаемой темы, повторить изученный материал.

6. Основная и дополнительная литература и другие информационные источники

6.1. Основная литература


  1. Абросимова М.А Информационные технологи управления: учебное пособие. - Уфа: УГАЭС, 2007. – 241 с.

  2. Гагарина Л.Г., Портнов Е.М., Холод И.С. Компьютерный практикум для менеджеров: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 352 с.

  3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебное пособие / под ред. В.В. Трофимова. – М : Высшее образование, 2007. – 480 с.

6.2. Дополнительная литература


  1. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПбГУКИ. - СПб.: Профессия, 2004. - 304 с.

  2. Васина Е.Н., Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Информационные ресурсы и документальные базы данных. Создание, использование, анализ (учебное пособие). – М.: РГГУ, 2005. - 178с.

  3. Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем. М.: ЮНИТИ, 2002

  4. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных. Учебное пособие - М: ИНФРА-М, 2003.

  5. Григорьев Ю.А., Ревунков Г.И. Банки данных: учебник для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002

  6. Информатика: учебник для вузов / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  7. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Титоренко Г.А. - М.: ЮНИТИ, 2004.

  8. Информационные ресурсы России. - М: НТЦ "Информрегистр", 2003.

  9. Корнелл П. Анализ данных в Excel. Просто как дважды два / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2006. - 224 с. Финансы и статистика, 2006. - 192 с.

  10. Макарова Н.В. Статистика в Excel. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 368 с.
  11. Марков А.С. Базы данных. Введение в теорию и методологию: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.


  12. Таганов Д.Н. SPSS: статистический анализ в маркетинговых исследованиях. – Спб.: Питер, 2005. -192 с.

  13. Хорошилов А.В., Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы: учебное пособие для вузов. - М.: ПИТЕР, 2004. – 176 с.

  14. http://www.statsoft.ru/ - ресурсы по статистическим методам анализа данных

  15. http://www.kgau.ru/istiki/is/ - Миндалёв И.В. «Электронный учебно-методический комплекс»

  16. http://do.rksi.ru/library/courses/opais/ - электронное пособие «Основы построения автоматизированных информационных систем».

  17. http://www.rco.ru/ - ресурсы по поиску и анализу текстовой информации.

  18. http://www.citforum.ru/database/ - сервер центра информационных технологий

  19. http://www.rbc.ru/- нейросетевые ресурсы



7. Учебно-методическое и техническое оснащение дисциплины





Вид занятий

Количество часов

Наличие учебно-методических разработок по видам занятий

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Использование информационно-коммуникативных, технических средств



Наименование работы и издательство


Автор

Год издания

Тираж

Практические работы

20

Абросимова М.А., Валеева О.Р.

2005

100

100%

ПК

Методические указания по выполнению лабораторной работы "Планирование производственной деятельности в системе поддержки принятия решений Project Expert", РИО УГАЭС

Абросимова М.А., Валеева О.Р.

2005

100

100%

ПК

Методические указания по выполнению лабораторной работы «Формирование стратегии сбыта в системе поддержки принятия решений Project Expert», РИО УГАЭС

Делев В.А.

2005

100

100%

ПК

Методические указания по выполнению лабораторной работы "Основы анализа данных в StatSoftStatistika", РИО УГАЭС

Самостоятельная работа

20


Абросимова М.А.

2000

100

100%

ПК,

Методические указания по выполнению лабораторной работы «Создание Web-документов в Netscape Communicator», РИО УГАЭС

Абросимова М.А.

2002

170

100%

ПК

Методические указания по выполнению лабораторной работы «Графическое оформление Web-документов в Netscape Communicator», РИО УГАЭС

Рамбургер О.Л.

2001

100

100%

ПК

Методические указания по выполнению лабораторной работы "Создание Web-документов с использованием языка HTML"

Сидоров М.Е.







100%

ПК, ЛВС

ПП "Система тестирования знаний с элементами обучения"



8. Аттестационные педагогические измерительные материалы

для входного, рубежного и итогового контроля



Рабочая программа дисциплины обеспечена тестовыми материалами для контроля знаний студентов:




Вид контроля

Количество заданий

Количество заданий в тест-билете

Протокол и дата утверждения на заседании кафедры

Разработчик

  1. Входной контроль

70

30

№2 от 29.10.08

Абросимова М.А.

  1. Зачет (итоговый контроль), 1 семестр

85

30

№2 от 29.10.08

Абросимова М.А.