litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 5 6 7 8

232 Никейский символ веры: в узком смысле, принятая на I Никейском соборе (325) формула вероисповедания, в которой провозглашалась божественность Сына, названного "единосущным Отцу", а после краткого третьего члена формулы ("Веруем в Духа Святого") следовало анафематствование арианства.




233 II Вселенский Собор окончательно сформулировал и утвердил Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью: “Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына исходящего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего через пророков. И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую Церковь. Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.”

234 Ведь евреи сколачивали состояния не за счет войн и разграбления чужих состояний, что обогащает быстро, а торговлей и финансовыми операциями, которые приносят доход, исчисляемый максимум в двух-трех десятках процентов годовых, т.е. если начать с небольших сумм, которыми располагали прадеды миллионеров VI века то для получения миллионов, которые были у их правнуков требуются десятки лет.

235 Как пишет в “Краткой истории евреев” С.Дубнов (http://jhistory.nfurman.com/code/dubnov23.htm), император Феодосий I иногда защищал евреев, когда возбужденная проповедью своего духовенства, христианская чернь нападала на синагоги и разрушала их. Правда, конкретных примеров подобных действий Феодосия он не приводит.


236 Тосефта - сборник таннаических учений, дошедших до наших дней, который содержит развернутые пояснения и дополнения к Мишне. Помимо Тосефты существовало еще несколько таннаических антологий, также называемых Тосефта или Тосефет (на иврите), однако ни одна из них не сохранилась как самостоятельное произведение.

237 Западная Римская империя включала в себя Италию, Африку, Галлию, Испанию, Британию, а также придунайские провинции Норик, Паннонию и Далмацию (Гиббон). Столица империи – Рим. Государственный строй – империя. Государственная религия – католицизм, во главе церкви – папа.

238 В состав Восточ­ной Римской империи были включены Балканский полуостров с островами Эгейского моря, Крит, Кипр, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика (историческая область в Ливии), в Северном Причерноморье — Херсонес. Столицей империи стал Константинополь. Де-факто Византия была империей, т.е. многонациональным государством с государственный строем Византии - православная монархия. Вся полнота власти здесь де-юре принадлежала императору. Но де-факто не меньшую власть имел и патриарх, глава христианской Церкви.

239 Оба сына Феодосия Великого к моменту его смерти были еще малы (2 года и 12 лет).

240 Колоны – первоначально это свободный человек, который сам обрабатывает свое небольшое поле; впоследствии к этой группе людей добавились свободные арендаторы. В III веке свободных людей, обрабатывающих свое поле не осталось, а свободные арендаторы превратились в экономически и социально зависимых земледельцев. В IV веке это положение было юридически зафиксировано. По существу это означало начало крепостного права


241 Августин Блаженный – крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви", епископ Иппанийский (Сев. Африка). По некоторым данным (Л.8) Августин написал это несколько позже, уже при Феодосии II.


242 Сами евреи с давних времен, задолго до Августина, все свои беды объясняли божьим наказанием за собственные грехи, которые бог осуществлял через агрессии других народов. На этом построены все объяснения ветхозаветной истории, которые в древности предлагали пророки (падение Самарии, разрушение I храма, вавилонский плен и т.п.). И данном случае евреи, тоже считали, что их изгнание из Страны Израиля - это божественное наказание; в этом взгляды христиан и евреев сходятся. Только объяснение этого наказания у евреев совсем другое. Они считали, что потеря храма и их изгнание из Иерусалима во время I–й Иудейской войны – это божье наказание не за непризнание Христа, а за нарушение Торы, за то, что свои личные интересы они поставили выше общеиудейских и во время антииудейской войны занимались в Иерусалиме внутренними разборками. А изгнание евреев из Иудеи после II Иудейской войны – это тоже божье наказание, но теперь за свое последующее поведение, когда они вместо того, чтобы в точности соблюдать Тору и жить в соответствии с торскими законами, тогда Бог сам помог бы им убедить Адриана в необходимости восстановления храма и Иерусалима, начали войну с римлянами. Чем и обрекли себя на новое наказание. Так что теория Августина явилась христианским вариантом теории древних пророков к конкретной ситуации с евреям. Причем, без ссылки на авторов. Однако христиане еврейскую историю и литературу не знали и не хотели знать. Они считали и считают Августина автором этой теории, и, если не ошибаюсь, по сей день ждут от евреев покаяния за столь необдуманный поступок их дальних предков и искреннее осуждение этих предков.

243 Свое название Византия получила уже после падения империи по названию римской колонии, на месте которой был построен Константинополь. Сами же византийцы называли себя римлянами.


244 Правда, христианские идеологи почему-то не объясняли своим прихожанам, что Бог, который по христианским понятиям бессмертен в принципе и умеет не только прогнозировать, но и планировать будущее, сознательно принял человеческий облик для того, чтобы испытать земные страдания и впоследствии быть распятым на кресте не потому, что так захотели евреи, а добровольно и исключительно из собственных соображений. А отсюда логически вытекает, что это была его жертва ради спасения человечества. Другими словами, он сознательно пошел на эту жертву, и потому евреи, которых христиане обвиняют в том, что согласно Евангелия, они потребовали от Пилата его смерти, на самом деле к его распятию на кресте абсолютно не причастны. Он сам так захотел и так подстроил. А евреев избрал для исполнения своей воли.

245 Не знаю, насколько это верно, но в некоторых христианских книгах пишут, что при Феодосии II у евреев появился обычай в праздник казни Амана (Пурим) сжигать христианский крест.

246 Согласно легенды, когда умер Феодосий II, его сестра Пульхерия, пока никто не знал о смерти императора, послала за Маркианом и, когда он явился к ней. сказала: "Так как император скончался, то я избираю тебя из всего сената, как достойнейшего прочих. Дай мне слово, что ты уважишь девство мое, которое обещала я Богу, и я провозглашу тебя императором". Маркиан обещал, и Пульхерия, призвав патриарха и сенат, объявила его римским императором. С Пульхерией он вступил в брак, но не познал ее как женщину.

247 Имеется ввиду война Византии (император Анастасий I) с Ираном 502-506гг.

248 Все царствование Юстиниана Великого прошло в ожесточенных внешних и внутренних войнах. С самого начала авторитет своей власти ему пришлось укреплять железом и кровью, поскольку начало его правления было отмечено мощным восстанием в столице, известным как восстание "Ника". И он едва удержался на троне во время этого восстания. Однако неслыханная жестокость, с которой была подавлена "Ника", надолго устрашила римлян. Дальше, почти до самой смерти, Юстиниан правил спокойно. После установления мира столица предстала перед глазами жителей обезображенной пожарами и разрушениями. Однако не прошло и сорока дней, как рабочие по велению императора приступили к восстановительным работам. Первым был построен знаменитый храм св.Софии. Возрождение Софии положило начало невиданной по своим размерам строительной деятельности Юстиниана. Им было построено огромное количество храмов, мостов, госпиталей, водопроводов и различных сооружений не только в Константинополе, но и по всей империи.


Все царствование Юстиниана прошло в ожесточенных войнах с варварами и соседями. Он мечтал расширить пределы своей державы до границ прежней Римской империи. И хотя его планы осуществились далеко не полностью, масштабы сделанных при нем завоеваний были огромны. Он сумел присоединить к своей державе Балканские страны, Италию, включая Рим, Неаполь и прочие города, Сицилию, Испантю, Южную Галилею, Африканские владения Рима и т.п. Конечно, ему приходилось испытывать и поражения. Одно время гунны подошли к самому Константинополю. Однако несмотря на, казалось бы, непреодолимые препятствия, несмотря на поражения, мятежи, набеги варваров, разорение государства и обнищание народа, при нем Восточная Римская империя все-таки возродилась. Однако заплаченная за это цена была огромна, и уже современники Юстиниана ясно сознавали, что она неоправданно велика.

Однако звание Великого Юстиниан получил не только за свои завоевания. Его всемирная известность покоится еще больше на громадном законодательном деле, составившем основу правового существования всех новых культурных народов. Ю. решительнее всех предшественников формулировал свою власть как абсолютную, данную от Бога. В 534г. группой ученых-юристов под его руководством был составлен “Кодекс Юстиниана”, текст которого был объявлен обязательным для всей империи и отменяющим предшествовавшие своды. Объявляя свое собрание обязательным законом для всех, Юстиниан запретил всякую научную критику и даже дальнейшую разработку частными людьми выработанных принципов и предписаний права. Он считал себя завершителем дела великого народа — создания закона, воплощающего на земле высший разум и совершенную справедливость. Этот текст дошел до нас и сегодня является основой при изучении Римского права.

249 Самаритяне – религиозно-этническая группа, которая консолидировались в качестве таковой в начале эпохи Второго храма на территории Самарии. Согласно традиции самаритян, они — часть народа Израиля, хранящая верность его подлинному наследию. Гонения самаритян христианами были аналогичны гонениям евреев и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 г. После его подавления на горе Гризим была сооружена церковь; на горе и в Неаполисе (Шхеме) были поставлены гарнизоны. В правление императора Анастасия (491–518) началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами, а в 529 г. самаритяне вновь подняли восстание, которое поддержали евреи.


250 Справедливости ради надо сказать, что когда евреев называют народом Книги, то многие имеют ввиду Танах, т.е. Ветхий завет, а не Талмуд и даже не Тору.

251 Каждый раздел Мишны посвящен определенной области законов. Первый раздел, Зераим (Семена), определяет земельные отношения. Его предваряет большой вступительный трактат Берахот (Благословения), содержащий правила молитвы и благословений. Второй раздел, Моэд (Праздник), устанавливает законы субботы и праздников. Третий — Нашим (Женщины) — определяет порядок брака и развода, а также родственные отношения. Четвертый — Незикин (Ущербы) — рассматривает вопросы, связанные с гражданским и уголовным правом. Дополнением к четвертому разделу является трактат Пирке Авот (Изречения отцов) — собрание этических норм и нравственных поучений таннаев. Пятый раздел, Кодашим (Святыни), содержит абстрактные рассуждения о храмовом ритуале и трактует главным образом пищевые запреты. Шестой раздел, Техарот (Чистота), рассматривает предписания о ритуальной чистоте.

252 И что характерно, так это то, что возникший снизу минхаг часто обязывал еврея сильнее, даже чем торский закон (если только мудрецы не сказали, что это дурацкий обычай и он неосуществим). Например, в Торе запрещено что-либо делать в субботу. Однако согласно мингаху, если на еврея напал враг, то он имеет право в субботу воевать, работать и принимать все необходимые меры для самозащиты.

253 Поэтому если отдельные инородческие группы и сохранялись в чужих странах, то они состояли сплошь из забитого, униженного простонародья. Интеллигенция плененного народа рано покидала его и старалась ассимилировать в народ-победитель; на первых порах это встречалось с недоверием со стороны коренных жителей, но уже через короткое время ее успехи на жизненном поприще заставляли окружающих забыть об их происхождении и в следующем поколении она уже ассимилировалась бесследно.


254 Правда сейчас существуют теории, согласно которым бухарские и кавказские евреи, хазары, караимы и даже индийские и китайские евреи являются потомками этих 10-ти колен израилевых. Не знаю. Но и это не противоречит теории о том, что монотеизм, находясь в окружении язычников, сохраняется гораздо дольше и способствует выделению своих адептов из общей массы язычников. А это уже может либо приводить к антагонизму между ними, либо не приводить.



<< предыдущая страница