litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


МОУ «Сугановская средняя общеобразовательная школа»


Модель ученического самоуправления


«Лидер»


Организатор ВВВР

Сарапулова Е.В.


2008-2009 гг.


Актуальность

История МОУ «Сугановская средняя общеобразовательная школа» складывалась на протяжении 110 лет. Она богата своими традициями, учительскими династиями, плеядой выпускников-медалистов и конечно развитием ученического самоуправления. Изменялась история страны – менялось вместе с ней и ученическое самоуправление. На смену октябрятам пришли жители Солнечного городка, на смену пионерской организации пришла организация «Дружные», на смену комсомольской организации – организация «Алый парус».

На сегодняшний день основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворение потребностей учащихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов. Работа в ученическом самоуправлении способствует формированию чёткой, осознанной гражданской позиции, ценностного отношения к себе и к другим. Ученическое самоуправление развивает социальные кооперативные, коммуникативные и проблемные компетенции.

В школе разработана Институциональная модель гражданского образования, которая охватывает весь учебно-воспитательный процесс: урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, связи с социумом. Ученическое самоуправление проходит красной нитью через все её разделы, являясь её основной составляющей.


Цели детского движения:


  • обеспечение вхождения, адаптацию и интеграцию ребенка в социальную среду;

  • реализация прав и самореализация личности в свободное время в социально-значимой деятельности;

  • защита ребёнка от отрицательных явлений внешней и социальной среды.


Функции детского движения:
  • включение личности в систему общественных отношений;


  • организация жизнедеятельности, соответствующей нравственным нормам и возрастным особенностям;

  • защита прав и свобод (от негативных влияний среды);

  • корректировка личности;

  • ориентирование в сфере социальных ценностей.


Исходя из целей и функций детского движения, мы можем выделить следующие принципы:

  • гармонизация общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

  • самореализация детей;

  • включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;

  • взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления;

  • добровольность – только на этой основе возможно объединение детей, подростков и взрослого или взрослых;

  • равноправие – все члены объединения имеют равные права, независимо от возраста, статуса, положения, должности;

  • самоуправление – деятельностью руководят выборные органы;

  • законность – соответствие деятельности нравственным ориентирам, законодательству;

  • гласность (открытость) – публичность деятельности при учете предложений всех, кто в объединении; все решения и деятельность органа самоуправления должны быть озвучены и доведены до сведения всех первичных коллективов;

  • принцип выборности (снизу доверху) - выборы в органы самоуправления должны проводиться снизу, т.е. в первичных коллек­тивах. Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня (совет класса, школы);

  • принцип отчетности исполнительных органов перед собранием или конференцией (сверху донизу) - избранные коллективом учащиеся должны по-делово­му систематически отчитываться перед избравшими их за свою работу.

Ценностные ориентиры ученического самоуправления созвучны с ценностями программы развития школы «Школа взаимопонимания», с воспитательной системой школы «Школа - социокультурный центр села».





Цель модели ученического самоуправления:

Создание условий для самореализации, самосовершенствования, самоопределения учащихся, активизации процесса социализации личности, способной адаптироваться в современном социуме.


Задачи:


  • Развитие школьного ученического самоуправления.

  • Формирование духовно - нравственных качеств личности.

  • Воспитание патриотов России - граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности.

  • Обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности.

  • Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей.

  • Изучение и внедрение в учебно-воспитательный процесс новых передовых технологий (проектной деятельности).

  • Обеспечение формирования трудолюбия, готовности школьников к профессиональному самоопределению.

  • Совершенствование системы формирования информационно-коммуникативной и социальной компетентности учащихся.

  • Формирование физической культуры, навыков здорового образа жизни.
    Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям- нормам коллективной жизни, законам государства.

  • Формирование гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество.

  • Организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых.

  • Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.


Схема модели ученического самоуправления

Модель ученического самоуправления является многоуровневой и разветвлённой.

Общешкольная конференция






Совет школы



Детские организации

Педагогический совет

Общешкольное родительское собрание





На индивидуальном уровне у каждого ученика есть возможность участвовать в самоуправлении, т.е. в управлении самим собой:


  • выполнять устав школы;

  • соблюдать правила поведения учащихся;

  • заниматься самообразованием;

  • посещать кружки дополнительного образования, спортивные секции;

  • участвовать в конкурсах, олимпиадах;

  • вести здоровый образ жизни;

  • уважать старших и заботиться о младших;

  • быть патриотом своей школы, села, страны;

  • участвовать в общественной жизни школы;

  • беречь школьное имущество;

  • работать в органах ученического самоуправления;

  • создавать клубы по интересам.



На уровне первичного коллектива возможности учащегося расширяются. В каждом звене работают органы ученического самоуправления:

  • в 1 – 4 классах Солнечный городок;

  • в 5 – 7 классах Совет дружных;

  • в 8 – 11классах - Алый парус.


Каждый учащийся школы может:

- избирать и быть избранным в органы самоуправления класса и школы;

- проявлять свою инициативу в планировании внеклассной работы и её реализации;

- оказывать влияние на своих одноклассников, помогая им в учёбе и в выполнении устава школы;

- реализовывать свой творческий потенциал, организаторские и ораторские способности.



На уровне образовательного учреждения в школе постоянно действуют:


  1. Управляющий совет школы. В состав Управляющего совета школы входят 3 учащихся 8-11 классов.

  2. Совет Старшеклассников. В состав совета старшеклассников входят по 4 представителя от 8-11 классов.


Каждый учащийся школы, начиная с 5 класса может быть избран в органы самоуправления, доказав свою работоспособность, ответственность, принципиальность, инициативность, исполнительность, ответственность, организаторские способности на предыдущем уровне – уровне классного коллектива.

В органах самоуправления происходит максимальное развитие личности ученика, его самореализация, подготовка к социализации в обществе. Пройдя все этапы ученического самоуправления, он приобретает необходимые качества члена демократического общества:

  • Веру в свои силы;

  • Настойчивость в достижении цели;

  • Аргументированность в спорах;

  • Адаптированность к социуму.

У учащихся формируются коммуникативные, кооперативные, проблемные и социальные компетентности.

Корректируют и координируют работу ученического самоуправления заместитель директора по воспитательной работе через классных руководителей и организатора по внеклассной работе, через активистов классов и школы.


Периодичность работы органов ученического самоуправления:

  • Один раз в год проходит общешкольная конференция старшеклассников.

  • Два раза в год собирается на учёбу актива Совет малышей 1-4 классы.

  • Каждую четверть проводится учёба актива «Алые паруса» и совета «Дружных»

  • Один раз в месяц работает Совет Старшеклассников

  • Ежемесячно представители ученического коллектива принимают участие в работе Управляющего совета школы.

  • Один раз в 2 года представители учащихся собираются на общешкольную конференцию учителей, родителей, учащихся.



Деятельность ученического самоуправления осуществляется через различные формы и методы.

Формы:

  • К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

  • К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор.

  • К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и прочее. Становление и развитие воспитательной системы происходит в несколько этапов.


Методы:

  1. Методы контроля и самоконтроля: опрос, диагностика, анкетирование.

  2. Методы организации деятельности и опыта проведения мероприятий: поручение, КТД, мозговой штурм, игра, праздник, сборы и т. д.

  3. Методы самовоспитания: самоанализ, самонаблюдение, самопоощрение, самоприказ, самоотчёт, самоосуждение.

  4. Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение, наказание.

  5. Методы формирования сознания: дискуссия, диспут, конференция, пример, рассказ.

  6. Методы обучения: учёба актива, интеллектуальные игры, поисковая деятельность.


Направлений деятельности органов ученического самоуправления:
  • представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления


  • разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (см. описание работы школьных служб примирения во второй главе)

  • информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета

  • шефское направление – организация шефства старших над младшими

  • внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом

  • организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников

  • правозащитное направление – защита прав учеников в школе


Ученический совет имеет право:

  • представлять интересы учеников при решении вопросов жизни школы

  • направлять в администрацию школы запросы и получать на них официальные ответы

  • при рассмотрении администрацией школы вопросов о наказании учащихся, направлять своих представителей для заслушивания мнения Ученического совета о целесообразности или нецелесообразности применения мер наказания

  • выносить протесты на решения администрации школы, принятые в нарушение законодательства, устава школы или без учета мнения Ученического совета

  • выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребенка в школе, направлять своих представителей в комиссию, которая проводит такое расследование

  • вносить в администрацию школы предложения по всем вопросам жизни школы

  • создавать собственные печатные издания, публиковать мнение Ученического совета в школьной прессе и СМИ
  • проводить на территории школы собрания, заседания, в том числе и закрытые


  • открывать общественные приемные Ученического совета, том числе по вопросам защиты прав человека в школе

  • проводить встречу с директором и другими представителями администрации школы не реже 1 раза в месяц.


Вся деятельность ученического самоуправления обеспечена нормативно-правовой базой:

        • Закон об образовании

        • Конвенция прав ребёнка

        • Устав школы

        • Положение об организации «Солнечный городок»

        • Положение об организации «Алый парус»

        • Положение об организации «Дружные»

        • Положение о выборах председателя «Совета Старшеклассников»

        • Положение о временном Совете дела

        • Положение о «Совете Старшеклассников»

        • Положение общешкольного конкурса «Ученик года»

        • Положение общешкольного конкурса « Лучший класс года»



Ожидаемые результаты:
- будет повышен уровень воспитанности учащихся;
- будут внедрены в образовательный процесс новые технологии, позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, что позволит повысить уровень социализации учащихся
- будет повышен уровень готовности учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- будет усовершенствованы формы ученического самоуправления;
- будет усовершенствована материально-техническая база для развития ученического самоуправления;
- повысится в целом информационно-коммуникационная и социальная компетентность учащихся;
- будут внедрены новые методики, формы и приёмы работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе;
- произойдёт снижение роста негативных явлений в детской среде.

Методики изучения эффективности школьного самоуправления:


  • методика изучения удовлетворенности детей жизнью коллектива;

  • социометрическое исследование уровня развития коллектива;

  • методика определения уровня развития самоуправления в первичном коллективе;

  • методика изучения мотивов участия детей в деятельности;

  • методика изучения ценностной ориентации детей;

  • методика изучения социальной направленности поведения детей;

  • методика соотнесения само - и взаимооценки;

  • метод типологической фиксации;

  • уровень воспитанности обучающихся.



ПОЛОЖЕНИЕ

об организации «Солнечный городок»

(1-4 классы)

Девиз:

В городочке Солнечном, жителей полно.

Каждый знает роль свою, и уже давно.

С поручениями все, занятость у нас везде –

Это право каждому дано!


Цель: Развитие ученического самоуправления.


Задачи:

  • Воспитывать у детей чувства товарищества, честности, смелости, настойчивости в достижении цели;

  • Получение первоначального опыта коммуникации с детьми разных возрастов;

  • Получения навыков первоначального сотрудничества и ролевого взаимодействия со сверстниками;

  • Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения;

  • Приобретение навыков самообслуживания в школе.


Структура организации:

Организация «Солнечный город» включает в себя 1 – 4 классы. Каждый класс имеет право иметь своё название и девиз. Раз в год проходят выборы активов классов.


Законы организации:

  1. Успешно овладевать знаниями, беречь книги, быть активными участниками трудовых и спортивных дел.
  2. Быть верным и смелым товарищем, всегда стоять за правду.


  3. Быть чистым, аккуратным. Содержать в порядке школьные принадлежности.

  4. Поддерживать связь времён, заботиться о младших, уважать старших.

  5. Активно участвовать в жизни организации, выполнять её законы.


Органы управления:

    • Организация управляется «Советом малышей», куда входят представители от каждого класса.

    • Раз в четверть проводится учёба актива.

Заседание «Совет малышей» проводится по необходимости.




ПОЛОЖЕНИЕ

об организации «Дружные»

(5 - 7 классы)


Девиз:

Дружба на свете дороже всего –

Один за все и все за одного.

Цель: Развитие ученического самоуправления.


Задачи:

  • Создавать условия для реализации творческого потенциала каждой личности;

  • Способствовать самовыражению членов республики через участие в общешкольных и классных делах;

  • Формирование навыков сотрудничества и ролевого взаимодействия со сверстниками;

  • Усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения;

  • Демократизация учебно-воспитательного процесса;

  • Выражение интересов учащихся через создание и работу органов самоуправления.


Структура организации:

Организация включает в себя 5 – 7 классы.

Каждый класс оставляет за собой право выбирать своё название,

эмблему и девиз своего отряда. Раз в год проходят выборы активов классов.


Законы организации:

  1. Добросовестно учиться.

  2. Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании её традиций и авторитета.
  3. Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровья своих товарищей.


  4. Способствовать укреплению дружеских отношений между членами республики.

  5. Уважительно относиться к старшим и заботиться о младших.


Органы управления:

    • Организация управляется «Советом Дружных», в который входят представители от каждого класса.

    • Не реже 1 раза в четверть проходит заседание Совета Дружных, на котором обсуждается и принимается план работы на четверть.

    • Раз в четверть проводится учёба актива.




ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации «Алый парус»

(8 - 11 классы)

Девиз:

Пока мы живём на всеете,

Пока не закрыты глаза,

Пусть развевает ветер

Алые паруса!

Цель: Развитие ученического самоуправления.

Задачи:

  • Создавать условия для реализации творческого потенциала каждой личности;

  • Способствовать самовыражению членов республики через участие в общешкольных и классных делах;

  • Формирование навыков сотрудничества и ролевого взаимодействия со сверстниками;

  • Усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения;

  • Демократизация учебно-воспитательного процесса;

  • Выражение интересов учащихся через создание и работу органов самоуправления.


Структура организации:

Организация включает в себя 8 – 11 классы. Каждый класс оставляет за собой право выбирать своё название, эмблему и девиз своего отряда. Ежегодно проходят выборы кабинета актива.


Законы организации:

  1. Выбирай здоровый образ жизни.

  2. Успешно овладевай знаниями, будь активным участником трудовых и спортивных дел.
  3. Будь верным и смелым товарищем. Всегда стой за правду.


  4. Будь патриотом своей республики, готовься к тому, чтобы стать достойным гражданином своей страны.

  5. Соблюдай интересы школы, отстаивай интересы республики за её пределами.

  6. Поддерживай связь времён, не забывай заботиться о младших, уважительно относиться к старшим.

Органы управления:

    • Организация управляется Советом Старшеклассников школы, в который входят представители от каждого класса.

    • Не реже 1 раза в месяц проходит заседание Совета старшеклассников, на котором обсуждается и принимается план работы, успеваемость, текущие дела, подготовка к общешкольным мероприятиям.

    • Раз в четверть проводится учёба актива.




следующая страница >>