litceysel.ru
добавить свой файл
1
Воткинская моош






«Роль родного языка в развитии и воспитании личности школьника»


учителя русского языка и литературы Дмитренко Л. Н.


2005 год.


Содержание.


  1. Язык и его богатейший воспитательный потенциал.

  2. Воспитание словом и воспитание любви к слову.

  3. От слова - к нравственному смыслу всего произведения.

4.
Творчество - самый мощный импульс для развития ученика.


5. Художественное слово писателей - классиков

на уроке - неиссякаемый источник для воспитания нравственности, для развития ума и для формирования правильной речи школьника.


Язык и его богатейший воспитательный потенциал.

Начать свой реферат мне хотелось бы с замечательных слов Н. В. Гоголя:

«Перед вами громада-русский язык, наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Хочется подчеркнуть особо в этих словах великого писателя четыре слова – наслаждение, погрузиться, чудные законы. Только научившись «погружаться» в язык, ученики придут к пониманию законов, правил, системы его.

Главное в уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе пишут, говорят, тогда придёт и желание «изловить» законы языка, то есть

через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной речи.

Я согласна с некоторыми методистами в том, что ошибки, допускаемые учениками, к примеру, в фонетическом разборе, не идут ни в какое сравнение с тем, что ученик совсем не любит «русский язык». Конечно, урокам русского языка трудно соперничать с уроками истории (мифы древней Греции!), географии (путешествия, открытия!), биологии (строение и жизнь растений!).


Поэтому учитель русского языка обязан найти что-то более интересное и постоянное – способность получать радость ежедневного удивления красотой языка, его силой и благозвучностью, способность умственно и нравственно развиваться через язык, речь.

Художественное слово писателей - классиков

на уроке - неиссякаемый источник для воспитания нравственности, для развития ума и для формирования правильной речи школьника.

Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития учащихся является язык произведений нашей классики. Ничто из классики, выученное или просто знакомое учащимся, не должно лежать мёртвым грузом, язык писателей должен поражать и вызывать желание подражать.

Я считаю, что дети должны чаще заучивать обороты речи,

которые принадлежат великим мастерам слова.

Главным на уроке русского языка, по-моему, должна быть

работа с текстами писателей-классиков. Исследование языкового материала, частичный или всесторонний анализ образцового предложения, текста должно присутствовать на каждом уроке.

В пятом классе, когда уже многие из произведений больших художников слова изучены в школе первой ступени, можно проводить работу по составлению словарных диктантов. Я даю слова, а они должны с ними составить словосочетания, обязательно используя примеры из стихов и прозы известных писателей. Например: прилёг, принакрыться, гореть, сонный, медвяный, серебряный, стелется и т.д. Сами эти слова должны вызвать в памяти учащихся стихотворные строки: «Прилег вздремнуть я у лафета» – Лермонтов; «принакрылась снегом, точно серебром,» - Есенин; «бежит, струится маленький серебряный ручей» – Есенин и т.д. Такая работа активизирует детей, каждый из них становится участником общего дела и может принять посильное участие в маленьких «исследованиях».

При изучении лексики в пятом классе начинается систематическая работа с разного рода словарями, которая способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Для языковых исследований очень много возможностей.


На одном из уроков предлагаю учащимся записать известный им текст А.С. Пушкина:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив…

После этого спрашиваю детей:

- О чём этот текст?

- Что вы видите и слышите, читая эти строки А.С.Пушкина?

-Чем же достигается такая «живопись», что хоть бери кисть в руки и рисуй эту картину начавшейся русской зимы?

А далее вопросы следуют такие:

-Почему сразу крестьянин?

-Почему торжествуя?

- Почему лошадка, а не лошадь?

- Почему плетётся, а кибитка летит?

- Почему пушистые бразды? И т.д.

Затем идет интересная работа над словами, обозначающими

средства передвижения.

-Почему в этом маленьком отрывке автор употребляет слова: и дровни, и кибитка, и салазки?

-Что они значат? Чем дровни отличаются от кибитки?

Вместе с детьми по толковому словарю находим значение слова

кибитка и становится ясно, почему она летит. Ямские (от слова ямщик) лошади возили почту, грузы, пассажиров: чем больше

перевезет ямщик, тем больше получит денег, так что ему

плестись нельзя. После этого прошу найти в этом тексте глаголы движения-

синонимы: плестись, лететь, бегать.

Обращаемся к переносному значению этих слов: так же можно

сказать о тучах, облаках (Мчатся тучи, вьются тучи), о потоке

воды, ручье, реке (С горы бежит поток проворный).

Далее выясняем, что значит слово дворовый, к какому двору


имеет отношение мальчик. Работаем с учащимися над словообразовательным словарём:

двор1- двор-ик двор2 –двор-ов-ый

двор-ишко при-двор-н-ый

двор-ник

двор-ов-ый

за-двор-к-и

Затем даю детям этимологическую справку о слове сани.

Сани - в старославянском и древнерусском языках «сань» означало «змея». Два полоза зимней повозки, скользящей по снегу, напоминали нашим предкам дружно ползущих змей.

Полоз – это и « ходовая часть саней, род лыж», и «порода неядовитых змей».

Казалось бы, ничего общего, а между тем их этимология совпадает: и то, и другое связано с глаголом ползать. Вот так

тесно переплелись друг с другом «сани», «змеи», «полозы» и «полозья».


Пушкинские строки – неиссякаемый источник и для воспитания нравственности, и для развития ума, и для формирования правильной, точной и выразительной речи. А.М.Горький писал: «Читая творения А.С.Пушкина можно превосходным образом воспитать в себе настоящего человека.

В любом классе можно использовать разные тексты поэта на уроках, можно обращаться к одному тексту неоднократно, но с разными задачами, а можно записать всего лишь одно предложение (в любом классе), например:

«Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости».

И это предложение даст возможность поговорить и о

содержании, о смысле ( наверное, холодно, раз кот на печке

сидит), и о звукописи ( мурлыча, лапкой рыльце мыл ), и

о значении слов жеманный, рыльце, и об орфограммах и

пунктограммах - но о них после того, как дети почувствовали наслаждение от языка и его возможностей.

Для умственного, речевого и этического развития детей

способствует работа по комплексному изучению языка.

Например, в 6 классе при изучении темы: «Роль прилагательных в речи» в тетрадях учащиеся записывают


слова С.Я.Маршака:

«Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.»

Прошу найти здесь прилагательные и определить по

Толковому словарю лексическое значение слова сердце.

Затем спрашиваю:

- А что может сказать о сердце врач ? (Больное, здоровое,

увеличенное и т.д.).

- А как мы говорим о сердце человека с добрыми глазами,

о сердце человека, который живёт интересами других людей ?

-Попробуйте записать 10 таких прилагательных: беспокойное, великодушное, благородное, золотое, огромное, кроткое, жалостливое, доброе, мягкое, орлиное.

Работаем с детьми с фразеологическим словарём (большое

сердце, сердце разрывается, с открытым сердцем, с чистым

сердцем, сердце не на месте и т. д.).

- Что можно сказать о людях с добрым сердцем?

Говорим о лексическом значении слова милосердие (милость сердца), милосердный - это человек, который любит людей, чувствует боль других людей.

- А что вы знаете о добрых, отзывчивых людях?


  • Далее прошу прочитать стихотворение Н. Матвеевой «Солнечный зайчик», в тетрадях учащиеся записывают строчки которые они определили как главные:

  • Я не беру, не отнимаю,

  • Я отдаю, я отдаю.

  • Я всех люблю! Всех понимаю!

  • Для всех танцую! Всем пою!

Затем говорю о том, что ведь не все люди такие.

  • Подумайте, как называют людей, которые имеют другое отношение к окружающим?

Работаем над антонимами: прошу записать прилагательные с противоположным значением к словам: доброе, беспокойное. Дети записывают: бездушное, глухое, железное, злое, каменное, ледяное и т.д.

- Чем же страшно ледяное сердце?
  • Назовите героев имевших «ледяное» сердце («Три толстяка», «Снежная королева»).


- А железное сердце?

В конце урока дети пишут сочинение - миниатюру на тему: «Памятник Доброму человеку».

На таких уроках происходит одновременно работа и по речевому, и по нравственному развитию детей.


Воспитание словом и воспитание любви к слову.

Сама жизнь диктует усиление нравственной направленности изучения литературы.

Юрий Нагибин писал: «От литературы получаем мы и наслаждение и научение. В юные годы человеку нужно прежде всего помогать стать человеком».

Свою задачу как учителя литературы я вижу в том, чтобы каждому ребёнку помочь научиться не просто прочитывать художественные произведения, а находить бы в них пищу для своих размышлений, для глубоких переживаний, то есть личностный смысл.

Я стараюсь учить детей понимать художественное слово и на этой основе воспитывать у них понимание жизни, своё отношение к ней, помогаю воспитывать нравственные качества личности.

«Умная, вдохновенная книга решает судьбу человека,» - утверждал В.А. Сухомлинский.

Для уроков внеклассного чтения ищу те художественные произведения, которые бы соответствовали и возрасту ребят, и их желаниям; были бы понятны, доступны и интересны, вошли бы не только в память, но и в душу.

Расскажу об одном из таких уроков. Я назвала его уроком – раздумьем, а посвящён он был

рассказу Юрия Яковлева «Баваклава».

Начался урок – раздумье со вступительного слова о писателе, о задачах урока. Затем были прочитаны слова писателя: «Для чего я пишу книги, рассказываю ребятам интересные истории, знакомлю их с разными людьми? Чтобы развлечь их? Нет. У моих книг другая задача – помочь ребятам жить».

Провожу беседу с классом по вопросам:

-Почему прочитанный нами рассказ называется «Баваклава»? (Ответ был дан сразу: так Леня Шаров называл свою бабушку. Это был пока поверхностный ответ, а глубокий смысл названия предстояло ещё понять в ходе беседы).


  • Что вы скажите о Лене Шарове?

  • Как он жил? Какие черты характера проявляется в его поступках?

(Дети говорили, что Леня жил беззаботно, т.к. рядом была бабушка, которая освобождала его от забот: она и ботинки убирала, и брюки гладила, и задачи решала).

  • Когда Лёня вспоминал о бабушке? (Только тогда, когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь и защита).

  • А когда и чему радовался Леня? (Только тогда, когда брал и получал). Особое внимание.

-Как Лёня относился к своей «незаменимой» бабушке?

Предлагаю ребятам отыскать в тексте рассказа слова автора об этом: «Ему никогда в голову не приходило, что можно жить без неё. Она была чем-то насущным и вечным, как воздух, вода, хлеб. Она была тем вечным двигателем, который приводил в движение жизнь дома».

-Какая была у Лёни бабушка? Что мы можем сказать о ней?

(На этот вопрос хотели отвечать всё: бабушка умела ценить дружбу, любила людям делать приятное и радовалась, когда ей приходилось отдавать что-то).

Помогаю детям понять, что означают слова: «человек счастлив, когда отдаёт».

-Почему Лёня не ценил свою бабушку? (Он был лишён чувства благодарности).

Работаю над лексическим значением слова благодарность (благодарить – дарить благо).

Затем возвращаемся с учащимися к началу рассказа.

- В дом пришло горе. Умерла бабушка. Что сделал Лёня, как повёл себя?

(Странно. В доме горе, а он включил телевизор, пошел в бассейн).

  • А почему он так себя ведёт?

  • Прошу найти ответ в тексте и зачитать его:

«Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней, как о живой. Горе запаздывало .., в сознании юного Шарова бабушка продолжала жить».

  • Что начинает понимать Леня с трудом потом?

(Значение смерти и то, что Баваклава не только будила, кормила, обстирывала его, но делала ещё незаметную, но важную работу: она учила его жить, делать добро людям).


Читаю сама слова Юрия Яковлева из рассказа: «Он запоздало выполнял свой маленький долг перед Баваклавой».

Обращаю внимание ребят на глубокий смысл слова никогда и прошу их задуматься над ним. (Это жесткое, ледяное слово. Вместе с Лёней дети приходят к мысли:

«Он должен жить чтобы нести людям то, чему его незаметно научила Баваклава. Жить для людей».

-О чём вы подумали, когда прочитали рассказ? (В каждом из нас должно жить чувство благодарности. Добро, которое делают люди, бабушка и дедушка, мама и папа, должно на всю жизнь оставаться в памяти).

Чему же учит этот рассказ? (Любить не только себя).

Заканчиваем беседу чтением стихотворения О. Высоцкой:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

Это стихотворение дети записывают в тетради. Задание на дом получают такое: написать сочинение на тему: «Над чем меня заставил задуматься рассказ «Баваклава?»

Такие произведения, как рассказ Ю.Яковлева «Баваклава», я уверена оставляют в душе ребёнка след надолго, может быть, на всю жизнь.


  • Сочинения детей были этому подтверждением. Вот отрывок одного из них: «Урок по рассказу «Баваклава» заставил меня о многом задуматься: о поведении в школе и дома, об отношении к своей бабушке и маме. Я не хочу быть похожей на Лёню Шарова и буду стараться быть доброй со всеми и благодарной».

Из сочинения другой девочки: «Мы часто огорчаем близких людей, даже не замечая этого. Об этом я могу судить по себе. У меня бывают случаи, когда я не слушаюсь бабушку или напрасно злюсь на неё. Но я постараюсь теперь не делать этого, ведь бабушку надо беречь».

Или ещё: «…читая рассказ, я плакала. Мне было обидно за бабушку Лёни, за то, что у неё такой неблагодарный внук».



От слова - к нравственному смыслу всего произведения.

Художественная литература была и остаётся искусством слова, высшей формой национальной языковой культуры. Поэтому, чтобы усилить нравственное воздействие литературы на читателя, учителю-словеснику необходимо учить детей любить и понимать слово.

В слове начало всего, начало самой жизни. «В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог», - читаем мы в Библии.

А. Грин сказал о такой истине: «… есть чудеса: улыбка, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».

Только одно слово нужно было произнести герою Н.Н. из повести Ивана Сергеевича

Тургенева «Ася», чтобы судьба его счастливо состоялась. Но не было того, вовремя сказанного слова. А лишь одни запоздалые раскаяния: «О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, .. но я не сказал это ей…»

Душа Н.Н. ещё по-настоящему не развилась.

Слово может заклинать и благославлять, приказывать и молить, «душевным жаром обдавать и равнодушием дышать».

В пятых – седьмых классах у учащихся формируются умения анализировать отдельные эпизоды изучаемых произведений, особенности стиля, жанра, выделять ключевые слова.

Так в пятом классе, продолжая развивать интерес и любовь ребят к слову, воспитываю внимание к слову, учу чувствовать его, чтобы от слова подойти к нравственному смыслу всего произведения.

Покажу на примере повести «Кладовая солнца» Пришвина, как эта работа проводится.

Ключевой сценой, вводящей читателя в мир размышлений автора, является разговор Антипыча с детьми о правде. С него и начинаем анализ повести.

Перечитываем этот разговор в повести ещё раз, затем обращаюсь к классу с вопросами:

- Какой вопрос волнует детей?

- Что они хотят знать?

Правда - это ключевое слово не только одного эпизода, но и всей повести.

В конце повести мы читаем: «Очень может быть, что Антипыч… перешепнул своему другу – собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем, это правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь.


  • Как проявляется в повести борьба? (Дети отвечают, что вся жизнь Насти и Митраши проходит в суровой борьбе. Дети борются с житейскими трудностями, с силами природы и т.д.).

  • А не приходится ли порой бороться с самим собой, что-то преодолевать в себе?

После рассуждений ребят продолжаю:

  • Чем привлекательна Настя в самом начале повести? (Добротой, любовью к брату, трудолюбием).

  • А всегда ли Настя так привлекательна? (Оказывается, нет. На палестинке, во время сбора ягоды, Настя выглядит другой).

Прошу найти об этом в тексте повести. Дети читают: «Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню.

Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая курочка».

-Почему Настя неприятна в этот момент? (Она забыла о брате, здесь Настя уже не по хожа на человека).

-Если Настя стала такой, значит, правда побеждена? Значит, зло сильнее добра?

(Нет, Настя опомнилась).

  • А как писатель передаёт состояние Насти и своё отношение к ней в этот момент? Дети говорят словами повести: «Настя пронзительно закричала, рыдая, упала возле корзины».

-Почему пронзительно, а не просто громко?

(Крик исходил из глубины её души, как бы пронизывал её).

Обращая внимание на ключевые слова, помогаю детям убедиться в том, как точно отбирает писатель слова, чтобы достигнуть точности, ясности и выразительности повествования, чтобы раскрыть душевное состояние девочки).

- Как сам автор относится к Насте? (Он глубоко сочувствует ей, называет её бедной).
  • А как люди в селе отнеслись к Насте? (Никто не упрекает её, все относятся к ней с пониманием).


Далее зачитываем слова М. М. Пришвина: «…она мучилась сама за свою жадность».

Вот в этих словах и утверждается победа любви, победа правды в борьбе Насти с собой.

Вся повесть, как и жизнь, пронизана мыслью о вековечной борьбе добра и зла. Эта борьба идёт и в природе. Прошу перечитать описание Блудова болота.

Это описание построено на противопоставлении сил добра и зла, великого щедрого солнца и злого ветра.

  • Какие слова, обороты речи нам помогают ощутить силу ветра? (Злой ветер устроил деревьям «несчастную» жизнь, мы слышим стон и вой сосны и ели: «Когда ветер рванул ещё раз, ель зарычала».)

Когда художник слова рисует победу восходящего солнца резко меняется лексика и интонация: «Могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы», солнце такое горячее и чистое». Делаем вывод: писатель поёт гимн победившему солнцу. Оно несёт радость, счастье, жизнь.

«Кладовая солнца» - это кладовая добра, олицетворение жизни.

Так постепенно живое слово писателя помогло понять детям самое важное: в повести писатель славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, о том, что он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло. Человек должен быть мудрым хозяином природы.

Хочу остановиться ещё на одном уроке, который объединил вместе учащихся первых – шестых классов.

Урок разновозрастного сотрудничества был посвящён творчеству И. А. Крылова. Назывался он – «Басни Крылова – книга мудрости самого народа».

Проведению этого урока предшествовала большая подготовительная работа: дети учили басни наизусть, отрабатывали их выразительное звучание, готовили костюмы для инсценирования басен, делали поделки и рисунки на басенные сюжеты.

Для постановки маленьких спектаклей: дети выбрали такие басни: «Демьянова уха», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Любопытный», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».

В конкурсе на выразительное исполнение басен прозвучали: «Мышь и Крыса», «Две бочки», «Квартет», «Кукушка и Петух», «Петух и Жемчужное зерно», «Свинья под дубом», «Кот и Щука», «Волк и Журавль», «Лебедь, Рак и Щука» и другие. Урок прошел живо и интересно, в глазах ребят светился огонёк от сознания, что они могут так живо читать басенное слово И. А. Крылова. На уроке присутствовали родители, учителя русского языка школ района, поэтому дети старались особенно.

«Мораль» басен И. А. Крылова – искусство жить достойно.

Баснописец ценил в людях трудолюбие, скромность, честность («Кто про дела свои кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку»). Много басен посвящено обличению человеческих пороков. Беспощадно высмеивал И.А. Крылов лень, жадность, лживость, тупость, глупость, лицемерие. Многие басни и ныне звучат современно, потому что не все человеческие пороки изжиты. Чувствовалось, что дети понимают содержание басен, любят язык их, меткий и мудрый.

В конце урока прошла викторина по творчеству великого баснописца, были обыграны поделки и рисунки басенными строками. А потом лучшим знатокам басен были вручены памятные подарки (медали, книги). Такие уроки оставляют след в душе учащихся надолго, может быть, на всю жизнь, а роль их в нравственном воспитании несравненно велика.


Воспитание средствами языка культуры речевого общения.

Одной из важнейших задач учителя-словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи.

Ребята не привыкли следить за тоном речи, громко разговаривают и даже кричат в общественных местах. Словом, в разговорах со взрослыми и со сверстниками у них не достаёт культуры общения.

Понимая, что воспитание истинной вежливости – это прежде всего воспитание уважительного отношения к человеку, воспитание доброты, стараюсь сама быть всегда доброй и вежливой по отношению к взрослым и детям.


А на уроках часто задаю ученикам такие вопросы: « Можно ли выразить эту мысль более вежливо?», «Почему не совсем вежливо звучит это выражение?», «Вежливо ли так говорить?» и т.п.

Некоторые средства выражения вежливости в русском языке помогает усвоить

содержание отдельных уроков. Например, при изучении темы «Восклицательные предложения» подчёркиваю, что восклицательные предложения помогают выразить разные чувства: восторг, удивление, радость, ненависть, зависть, недоброжелательность и т.д. Затем предлагаю детям прочитать отрывки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, герои которой выражают разные чувства. Вот царица (говорит грубо, сердито, зло):

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь, какая подросла!

И не диво, что бела…»

Чувство восхищения выражено в словах старшего богатыря:

«Что за диво!

Всё так чисто и красиво».

В отличие от царицы царевна обращается ко всем с благодарностью и уважением:

«Я не сержуся,

- тихо молвила она,

-И отказ мой не вина».

Помогаю учащимся после работы над этими высказываниями сделать вывод: от того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздражённого тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Очень важно следить за звучанием своей речи: чувства не обязательно выражать громко.

В конце урока выразительно читаю стихотворение А.Хайта

В какое бы общественное место

Судьба сегодня нас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела,

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет.

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.


Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат.

Попробуйте всё тихо рассказать.

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сём друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что как в лесу дремучем мы кричим.

При изучении темы «Диалог» в пятом классе обращаю внимание детей на то, что во время общения собеседники обращаются друг к другу с вопросами, советами, просьбами.

При этом очень часто раскрываются отношения между людьми. Они могут быть дружескими, добрыми или враждебными, равными или неравными. Очень часто нам приходится разговаривать с незнакомыми людьми: с продавцами в магазине, пассажирами в транспорте, с работниками библиотек, музеев и т.д.

Прелагаю ребятам разыграть речевые ситуации по теме «В транспорте».

Вам надо выйти на следующей остановке, а перед вами стоит несколько пассажиров. Как вы обратитесь к одному из них? Возможные диалоги:


  1. - Вы будите выходить на следующей остановке? (Употребление глагола сходить здесь неуместно).

  • Да.

- Спасибо. Я за Вами.

2.- Скажите, пожалуйста, Вы выходите на следующей остановке?

  • Нет.

  • Будьте добры, разрешите пройти: я выхожу.

Обращаю внимание учащихся на то, что за вежливыми словами всегда должны стоять добрые поступки. Например:

Вы сидите в автобусе. Входит пожилой человек. Как следует предложить ему место? («Садитесь, пожалуйста», «Вы можете сесть моё место. И т.д.).

На этом же уроке разыгрываем такие речевые ситуации, как: «Я в гостях», «В библиотеке», «Разговариваем по телефону».

При обсуждении диалогов подвожу учащихся к таким выводам:

1.Когда ты говоришь, старайся подбирать слова, которые не огорчали бы твоего собеседника.

2.Во время разговора терпеливо выслушивай собеседника, не перебивай его.


3.Не привлекай к своему разговору внимание посторонних.

4.Старайся чтобы тон твоего разговора был доброжелательным, уважительным.

5.Начиная разговор по телефону не забудь поздороваться.

6.Обращаясь к кому либо с просьбой, употребляй слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.

7.По окончании разговора не забудь попращаться.

Затем ученица читает стихотворение В.Солоухина «Слово о словах»:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В конце урока привожу слова В. А.Сухомлинского:

«Вы живёте среди людей… Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Не скупитесь, ребята, на добрые слова, они делают

жизнь вокруг нас радостнее.

Такие уроки для учащихся полезны и важны. После них

дети начинают уважительнее относиться друг к другу,

более внимательно оценивать и строить свои собственные высказывания.


Творчество - самый мощный импульс для развития ученика.

Особое значение имеют и уроки развития речи, которые учат детей правильно выражать свои мысли и чувства, уместно использовать языковые средства. При написании сочинений и изложений ребёнок участвует в творческом процессе, а творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка.


Остановлюсь подробнее на сочинении.

Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, это возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с другими людьми. В нем проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, жизни и т.д. Содержание сочинения определяет тематика, поэтому очень важно находить творческие темы. Они формируют потребность в самовыражении в сопереживании, умение размышлять над явлениями. Темы должны вызывать у детей удивление, интерес к работе, создавать как бы мажорное настроение. Например: «О чём шепчутся липы?», «Самый памятный день в школе», «Памятник доброму человеку»,

«Моя любимая игрушка» и т.п.».

Интересно для детей эпистолярное сочинение, то есть воображаемое письмо другу (подруге).

На уроке обучения такому жанру сочинения даю детям эпиграф - строки из стихотворения «Послание к Юдину»:

«Ты хочешь, милый друг, узнать

Мои мечты, желанья, цели…»

Затем помогаю детям начать, то есть предлагаю экспозицию – план, который будет служить для ребят своеобразным ориентиром для дальнейшей работы над сочинением:

«Здравствуй, (имя)! Ты просишь написать о моей жизни, о том, что радует, что беспокоит, о том, возникают ли у меня проблемы во взаимоотношениях с родителями и товарищами, и, наконец, о том, какие мои планы на будущее.

После этого предлагаю продолжить письмо так, чтобы как можно полнее ответить на вопросы друга. Друг может быть воображаемым и реальным.

В сочинении – письме ученик пишет о своей жизни, о своих реальных поступках; размышляет, спорит, делится своими сомнениями и т.д.

При написании эпистолярного сочинения создаётся такая психологическая ситуация, когда мысль об учителе отступает на задний план, и школьник видит перед собой только друга, которому он адресует своё письмо.

Сочинение этого типа побуждает ребят к самодиагностике своих личных качеств, к осмыслению своих жизненных планов. Возникает сильный импульс раскрыть душу, быть предельно откровенным. О чём бы ребёнок не писал в этом сочинении, это будут его, а не чужие мысли.


Происходит общение с другим человеком, а оно всегда полезно, так как помогает не только выражать часть своего я, но и воспитывать свой характер.

Когда дети работают над сочинением, они как бы приобщаются к писательскому творчеству, вкушая и его радость, и муки. В этом творчестве происходит слияние человека с его делом, которое захватывает и увлекает. Ребёнок начинает верить в свои силы и способности. Вот в этот момент происходит воспитание его личности, лучших её качеств.

К шестидесятилетию Великой Победы нашего народа над фашистской Германией учащиеся участвовали в конкурсе, объявленном районной газетой «Родной край», и сочинение ученицы шестого класса Наумовой Ларисы было удостоено третьего призового места.

В своей работе девочка рассказала об удивительной судьбе своей прабабушки, которую фашисты дважды водили на расстрел, и лишь чудо оставило женщину в живых. Ученица о своей прабабушке узнала из рассказа своей мамы, и услышанное её очень взволновало. Она захотела сама рассказать об этом другим.

Её рассказ получился не только интересным, но и очень эмоциональным. Сочинение ученицы ещё раз подтверждает, что написание его связано не только с интеллектуальным

и речевым развитием, но с эмоциональным и духовным миром автора работы. Приведу отрывок из содержания сочинения на тему: «Вдовы войны».

Читая ученические сочинения, мне как учителю хочется верить, что и потом, в большой жизни, то, что будут говорить и делать дети, будет таким же чистым и искренним, как содержание школьных работ.