litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Стили семейного воспитания»


Выступление на родительском собрании 22 октября 2009 года.


« Посейте поступок — пожнете привычку,

посей­те привычку - пожнете характер,

посейте харак­тер — пожнете судьбу.»

У. Теккерей


В подростковом возрасте обостряются конфликты между родителями и детьми – это во многом объясняется « чувством взрослости», подростковым негативизмом, но часто непонимание, возникающее между родителями и детьми, объясняется и стилем семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, ко­торые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция , жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства.

Короче говоря – как получится.

А как же получается?

С помощью тестов, попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.

Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный и отметьте в таблице.


Тест 1


1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

A) преимущественно воспитанием.

Б) сочетанием врожденных задатков и условий среды.

B) главным образом врожденными задатками. Г)ни тем ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

A) это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б) абсолютно с этим согласен.

B) готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.


Г) затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

A) « Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться». (Эдгар Хоу) Б) « Цель воспитания- научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)

B) «Детям нужны не поучения, а примеры». (Жозеф Жубер)

Г) « Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному». (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

A) меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б) считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

B) когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом. А в школьном возрасте главное -позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г) конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать деньги ребенку на карманные расходы?

A) если попросит , можно дать.

Б) лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

B) целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г) когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-нибудь сумму.

6. как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

A) огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б) отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

B) дети сами разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г) посоветую ребенку, как лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы относитесь к сквернословию ребенка?

A) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.


Б) сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

B) подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г) ребенок вправе выражать свои чувства, даже таким способом, который нам не по душе.

8. Дочь - подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустите вы ее?

A) ни в коем случае! Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором родителей.

Б) возможно, если я знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

B) она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г) не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

A) постараюсь вывести его начистую воду и пристыдить.

Б) если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

B) расстроюсь.

Г) попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

A) безусловно. Б) стараюсь.

B) надеюсь. Г) не знаю.

1

2

3

4

5

6

7

8


9

10

































Сравните свои результаты с таблицей


Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А


А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г



Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.


Отношения в семье можно представить в виде формулы:

Система семейных отношений = (родители+родители) + (родители+дети) + (дети+дети).

Отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания.

От стиля семейного воспитания в значимой мере зависит психологическое и в целом – общее развитие ребенка.

Проведем следующий тест:

Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребенком. Дайте свой вариант ответа на каждую ситуацию и подсчитайте очки.

Тест2


1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно- то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной...

-вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс -3 очка.

- оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончится - О очков.

- вы делаете вид, что ничего не случилось, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся - 5 очков.

2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...

- вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей - 2 очка.

- вы приглашаете этих детей в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков.

- вы объясняете ребенку , что эти друзья ему не пара - 0 очков

3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удается, он пытается бунтовать...

- вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу - 0 очков. -вы стараетесь ему объяснить, в чем истина причина поражения - 3 очка.

- вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения -5 очков.

4. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать... -вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон - 3 очка.

- вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время -5 очков.

- вы всегда укладываете ребенка в одно и тоже время, не принимая никаких возражений с его стороны - О очков.

5. Ваш ребенок обожает телевизор...

- вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он все ,равно будет смотреть его -0 очков.

- вы говорите ребенку, что можно смотреть и что нельзя - 2 очка.


- вы сами определяете круг передач, которые ребенок может смотреть - 5 очков.

6. Ваш ребенок с самого детства в карман за словом не лезет...

- вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.

- вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом - 0 очков. -вы поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3 балла.

7.Ваш ребенок, который еще мал, уже интересуется противоположным полом...

- вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков.

- вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой - 3 очка.

- вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов - 5 очков 8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников...

- вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам - 5 очков.

- выпроводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.

- вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - О очков.

9.Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего...

- вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки - 0 очков.

-вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего - 5 очков.

- вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим ребенком - 3 очка.

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным...

- вы тоже ведете по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет - 0 очков.

- вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.

Вы ищите причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т.д. - 2 очка.

Подсчитайте сумму получившихся очков.


Анализ результатов



0
—18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственно­го ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен по­вторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, незави­симость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.


19 — 35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы ста­раетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое Постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Од­нако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: до­веряя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недо­умение вашего ребенка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

36 50 очков. Вы осознаете, что ребенок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаете все возможные условия для того, что­бы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений. Вы не отстра­няетесь от воспитания своего ребенка, а идете рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одно­классниками, педагогами. Вы учите своего ребенка не только осоз­навать свои ошибки, принимать их на свой счет, но и создаете условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить само­стоятельно и ответственно.



Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш.А. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка - это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность раз­вивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничес­тве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».


Вывод: если каждый родитель осознает свою ответственность за судьбу маленького человека, то сможет правильно выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.


Используемая литература:


  1. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» Москва «ВАКО» 2007 год.

  2. библиотечка «Первого сентября»

Умеете ли вы любить своего ребенка. Сценарии родительских собраний.

Москва Чистые пруды 2009.