litceysel.ru
добавить свой файл
1
Анализ научного текста: Аронов А.М. «Об особенностях учебной деятельности младших подростков».


Первая часть текста говорит о проблеме построения целостных программ развивающего обучения для средних классов и о проблеме выхода на новые уровни учебной деятельности подростков. Вот самые главные тезисы этой части, на мой взгляд:

«…пока далеко не всем детям удается попадать в начальной школе к учителям, способным формировать полноценную учебную деятельность . Поэтому не только учителя-специалисты средней школы, не имеющие соответствующих методического и предметного материалов и не прошедшие необходимой психолого-педагогической подготовки, оказываются выключенными из содействия процессу нормального развития и проживания детьми возрастных этапов, но, как показывают наши исследования , и у подавляющей части абитуриентов так и остаются несформированными научно-предметные понятия, основы теоретического мышления, умение учиться, что существенно затрудняет получение ими высшего образования»

Во второй части автор выдвигает задачу.

«…достаточно интересной в научном отношении и имеющей практическое значение является задача создания психолого-педагогического обоснования, логико-предметных и методических материалов, которые бы позволили учителям средней школы начать в пятом классе развивающее обучение школьников, прошедших в начальных классах традиционную подготовку»

«…необходимость разработки теоретических основ педагогических техник развивающего обучения для повышения профессионального уровня учителей»

«…соответсьтвие материала математики задачам развития подростков»

В третьей части текста говорится о возможном решении проблемы , о том, что за три года 5-7 клас можно начать и в основном завершить формирование учебной деятельности подростков. При этом выделятся три этапа: пропедевтический курс – выделение и фиксация объекта теории, вводный курс – построение предмета теории (2клеточки» понятия), основной курс – теория предмета.

Но преображению этой гипотезы в жизнь мешают несколько проблем, это будет четвёртой частью текста.


«Эти этапы требуют специальных учебных задач «на переходы»

«Еще одна проблема – норма формы учебной деятельности»

«Учебная деятельность есть целостность двух процессов – образования и экспериментирования: можно ли и как с этими детьми этому педагогу (имеющему представление о принципах развивающего обучения, носителю его идеальной формы) построить совместность учебной деятельности? Это требует развития творческого мышления педагога, который строит «свою теорию» как значительную конкретизацию общей теории учебной деятельности»

« …одним из основных метапонятий содержания развития должно стать понятие задачи, что при традиционном обучении не делается… достаточно эффективное освоение этого понятия требует выделения его как одного из основных в первой четверти пятого класса и дальнейшей работы над ним в течение трех лет.»

«В пятом классе это приводит к тому, что значительная часть школьников не в состоянии осмыслить задачи в текстовой или модельной форме, начать действовать хоть как-то в предлагаемой ситуации»

Пятая часть текста – это вывод, подъитоживание всех мыслей воедино.

«…что же мешает выходу в свободное «пространство человеческих отношений», где место, способы действия, нормы и задачи должны быть построены самим человеком . Во-первых, уже сложившаяся в начальной школе система ролей и статусов в классе. Во-вторых, противоречия между уже «пройденным» предметным материалом и необходимостью вернуться к формированию понятия числа с самого начала, включая величинный период»

«…мы входим в противоречие со сложившейся практикой индивидуального тестирования и выполнения индивидуальных контрольных работ по предмету»

«Для формирования позиции учащихся необходимо введение клубных отношений как со сверсниками, так и с учителями, что означает качественное изменение всей педагогической техники»

«Обсуждение целей и ожиданий педагогов и школьников, предметного материала и форм организации необходимо для решения педагогической задачи третьего типа – изменения отношения ко всему процессу учения – обучения»


«…симбиотическая общность детей как первое условие нормального начала обучения»

«Поэтому особенно важно образование «коллективного учителя», т.е. группы учителей со своим научно-рефлексивным семинаром, о котором становиться известно классу, с постоянными взаимопосещениями»

«… нам представляется актуальной и важной проблема оформления учебной деятельности для детей, превращения детей в «носителей» учебной деятельности . Одна из основных задач такого оформления – фиксация границ учебной ситуации… Вторая основная задача такого оформления – введеие разного типа оценочных шкал»

«Другой путь повышения эффективности развивающего образования – учет пола школьников»

Логически текст построен так: сначала автор повествует о существующей проблеме, затем ставит задачи, которые необходимо решить, после этого рассказывает об уже предпринятых мерах, потом анализирует их и в конце концов выдает свой вывод, в котором он предлагает возможные пути решения проблемы.

Таким образом, я считаю, главный смысл всего этого текста, который связывает все его части, состоит в том, что традиционная система образования устарела и требует нововведений, которые позволят получать из школ выпускников, умеющих думать и полностью готовых к продуктивному обучению в высших учебных заведениях.