litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Анализ научно-методической работы за 2009-2010 учебный год

Научно-методическая работа школы строится на основе годового плана. Создавая здоровьесберегающее пространство для сохранения и укрепления  здоровья учащихся, работая над целью обеспечения  положительной динамики показателей качества образования в процессе формирования ключевых компетенций, педагогический коллектив школы продолжил работу над следующей методической темой «Овладение здоровьсберегающими технологиями в учебно- воспитательном процессе».
Определены приоритетные задачи, спланирована деятельность администрации школы по созданию условий для всех участников образовательного процесса, сделан анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся, выявлены причинно-следственные связи отдельных педагогических явлений и проведена соответствующая коррекция деятельности – определены причины, способствующие частичному выполнению поставленных задач. Имеются нерешенные проблемы (причины, помешавшие их реализации, будут рассмотрены в процессе анализа основных направлений деятельности научно-методической работы).

I. Информационно-методическое обеспечение УВП

В начале учебного года проводилась диагностика деятельности педагога по следующим направлениям: тема самообразования, участие в методической работе, методическая литература, учебно-методический комплекс, планы в области профессиональных затруднений, необходимая помощь, предложения по организации учебного процесса. По выявленным проблемам проводилась работа в течение всего учебного года.

В целях создания банка данных о педагогах обновлены карточки повышения квалификации. В конце учебного года проводилась повторная диагностика учителей.  Все педагоги школы оформили и сдали в конце года отчет о проделанной методической работе. В конце учебного года проводилась повторная диагностика учителей, результаты данной диагностики будут учтены в планировании работы на 2010-2011 учебный год.


Рисунок 1


Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Оформление методического кабинета еще далеко до завершения. Не всегда данная работа проводилась целенаправленно. Около 45 % учителей не приступили еще к оформлению портфолио.

II. Работа с педагогическими кадрами

1. Статистические данные о педагогических кадрах на конец 2009-2010 учебного года

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Большое количество педагогов в возрасте от 50 лет и старше. Данная возрастная категория учителей не всегда заинтересована в проявлении своих профессиональных качеств в рамках как школьных, так и районных мероприятий.

2. Аттестация  кадров

Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом. Так как это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.
В 2009-2010 учебном году подали документы на повышение квалификационной категории  4 педагога школы, , заместитель директора по АХР (вновь назначенный также проходили аттестацию по представлению). Практически все аттестованные педагоги прошли аттестацию на более высокую квалификационную категорию.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Учителя школы аттестуются активно, однако к аттестации на высшую категорию подходят с опаской. Поэтому в школе недостаточное количество учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, хотя, есть педагоги, которые, по мнению администрации, заслуживают ее. Необходимо проводить целенаправленную подготовку учителей к аттестации на высшую квалификационную категорию.



Учебный год

Кол-во педработников


Имеют квалификационную

категорию

Высшая

Первая

Вторая


2008-2009

36

33

20

5

5


2009-2010


37


28


16


5


7



3. Повышение квалификации педагогов

На основании самоанализа педагогической деятельности и заявленной темы самообразования педагогических работников школы определяется необходимость в курсовой переподготовке педагогов МОУ СОШ № 8.
Составлен перспективный план повышения квалификации до 2013 года. В школе создается система повышения квалификации, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство. Имеются статистические данные о курсовой подготовке педагогических кадров за последние три года. Отслеживается эффективность курсовой подготовки. Эффективность подтверждается разработкой программ элективных курсов, методических рекомендаций, а также публикациями учителей школы.

Проводится курсовая подготовка педагогов по их адаптации в современном информационном пространстве и использованию информационных технологий в учебном процессе. На данный момент из 34 педагогов школы обучено по ИКТ 26 педагогов. Необходимость в прохождении курсов по ИКТ на данный момент составляет 8 человек.  В диаграмме, приведенной ниже, отображена необходимость в переподготовке по ИКТ  (необходимость в повышении квалификации дается в сравнении с количеством педагогов в предметном методическом объединении).


В текущем году прошли повышение квалификации 5 педагогов школы.
Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Не все педагоги представляют в методический кабинет материалы прослушанных курсов и не знакомят с ними своих коллег на методическом объединении.

4. Поощрения учителей

В этом учебном году в рамках наградной кампании, в целях морального поощрения и стимулирования работников образования, в марте 2010 года 1 педагог (Абакумова Ю.В.) подал документы на участие в конкурсе на премию Президента РФ за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

В течение года за результативное участие в предметных олимпиадах и конкурсах все учителя поощрялись и стимулировались.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Необходимо более активное участие педагогов в профессиональных конкурсах и системная подготовка к ним.

5. Передовой педагогический опыт (публикации, выступления)

Учителя нашей школы (5 человек) представили свой педагогический опыт в ЦРО муниципального образования Новокубанский район. Так, обобщая свой опыт Абакумова Ю.В. , активно участвуюет в межрегиональных и Всероссийских конференциях: 5-6 ноября 2009 года - выступала с докладом на межрегиональной научно- практической конференции «Актуальные вопросы управления качеством образования в процессе подготовки к итоговой аттестации учащихся по дисциплинам естественно- научного цикла» г.Краснодар ; 4 декабря 2009 года- выступала с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Информационно- образовательная среда школы: от идеи до реализации» г.Армавир; 24 марта 2010 год – выступала с докладом на Всероссийской научно-практической конференции по проблеме: «Технологии продуктивного образования как основа профессионально-личностного самоопределения учащихся» г.Тихорецк; 31 марта 2010 года – выступала с докладом на четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в образовательном процессе в высшей и средней школе», г.Армавир; 21 апреля 2010 годапровела презентацию инновационных методик, технологий, идей, инновационных программ на секции физико-математических дисциплин в рамках районного «Фестиваля педагогических идей - 2010», г.Новокубанск. Опыт получил высокую оценку на межрегиональном уровне, применяется в ряде школ Краснодарского края;


Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: В школе еще не сформирована система работы по обобщению передового педагогического мастерства.  В следующем учебном году необходимо целенаправленно осуществлять работу в данном направлении.

III. Предметные методические объединения

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные методические объединения.
В школе функционировали семь цикловых и предметных методических объединений:
МО
учителей русского языка и литературы – руководитель Гришина Т.А., учитель высшей квалификационной категории;
МО учителей математики, физики и информатики - руководитель Абакумова Ю.В. учитель первой квалификационной категории;
МО учителей истории, обществознания ,ОПК и кубановедения - руководитель Предина Л.В., учитель высшей квалификационной категории;
МО учителей химии, биологии, географии – руководитель Чургулия Н.А., учитель первой квалификационной категории;
МО учителей английского языка - руководитель Горбенко Э.В., учитель второй квалификационной категории;
МО учителей технологии и физической культуры - руководитель Мартюшенко О.М., учитель высшей квалификационной категории;
МО учителей начальных классов - руководитель Шаповалова Р.И., учитель высшей квалификационной категории.
Руководителям МО была делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля (контроль, анализ, качество знаний по определенным предметам). Каждый из руководителей выполняет свои обязанности, и этот фактор способствует возможности на хорошем уровне решать в школе систему учебно-методических задач.

Каждое МО работало над своей темой, тесно связанной с темой школы. В рамках МО проводились заседания, открытые уроки, работа по самообразованию, работа с одаренными и неуспевающими детьми. Основное назначение МО нашей школы (на данном этапе) непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей.

Подведены итоги проведенных мероприятий на заседаниях МО, председателями МО проведен всесторонний анализ. Тематика мероприятий была разнообразной: линейки, олимпиады, предметные недели, конкурсы, КВН, уроки-путешествия, конкурсы чтецов, конкурсы газет, занимательные 20-минутки, брейн-ринг и др.
Руководители МО в конце мая представили подробный анализ своей работы за истекший период.
Руководителем МО математики и физики (Абакумова Ю.В.), иностранных языков (Горбенко Э.В. ) , начальных классов (Шаповалова Р.И.) проведено исследование учащихся на предмет удовлетворения преподаванием предмета и  сделан подробный отчет о деятельности каждого учителя-предметника в сравнении за три года.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Предметные недели проводились по всем предметам, но не всегда целенаправленно. Мало проводится мероприятий в рамках обобщения опыта педагогов, учителя-предметники в силу каких-либо причин не посещают занятия коллег. Уроки анализируются редко. Предметная неделя учителей русского языка и литературы была проведена не на должном уровне, педагоги ограничились проведением единичных внеклассных мероприятий. Недостаточно освещаются мероприятия недели (не все знают о месте и времени). Причины: закрытость педагогов, нежелание делиться опытом.

IV. Работа над темой самообразования

Каждый педагог школы работает над темой самообразования.  В соответствии с темами составлен перспективный план повышения квалификации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Выбор темы самообразования основывается на оценке деятельности, видением каждым своих личностных и профессиональных проблем, умение корректно формулировать цели и последовательно их решать, умение проектировать и контролировать свою деятельность. В начале года каждый учитель определяет свою методическую тему и согласовывает ее с заместителем директора, который корректирует ее. В течение года педагог собирает в копилку теоретическую информацию, представляет на заседаниях МО доклад по теме , который приводится в форме «круглого стола», на котором каждый педагог получил рекомендации для дальнейшей работы по своей теме. В мае все работы будут сданы на рецензирование руководителю методического объединения. В сентябре все педагоги сдадут доработанный материал по теме самообразования методисту. В октябре на практической конференции будут заслушиваться лучшие сообщения. Они рекомендуются для выступления на семинарах, методических совещаниях, составят основу при аттестации учителя.


Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Темы самообразования носят либо глобальную, либо неконкретную формулировку. У учителей отсутствуют планы работы над темами самообразования. Это связано, скорее всего, с небольшой заинтересованностью учителей в проявлении своих профессиональных качеств, а также с недостаточной работой методического совета школы в данном направлении. Педагогам были предложены памятки по составлению плана и отчета по теме самообразования.

V. Предметные недели, семинары, мастер-классы, олимпиады, круглые столы

В соответствии с Положением о предметной неделе, сроках о ее проведении утверждены были мероприятия, которые охватывали все возрастные группы учащихся. По проведенным мероприятиям каждой предметной «Недели..» сделан подробный анализ.

Районный постоянно действующий семинар среди учителей русского языка и литературы, работающих в 11 классах по подготовке к ЕГЭ прошел в школе на высоком методическом, научном и профессиональном уровне. Зам. директора по НМР Данилова Е.Н. провела серьезную подготовку к районному семинару с использованием современных технологий, мультимедиа. Проведены уроки русского языка в 11-х классах по обучению написания сочинения-рассуждения части «С» с отработкой навыков написания сочинения, отвечающего требованиям части «С» ЕГЭ (учителя-Данилова Н.А., Пельгуева Г.М.). Применение на уроках текста художественной литературы, словарной работы - обращение к лексическому толкованию слов, обращение к композиционным приемам автора, грамотный подбор аргументов, умелое использование цитирования классиков – все это помогло учащимся понять и проблему, и позицию автора, способствовало развитию творческого мышления, формированию навыков и умений, необходимых для написания сочинения-рассуждения, соответствующего требованиям ЕГЭ. Озвученные на уроках отдельными учащимися сочинения - рассуждения продемонстрировали не только умения, но и навыки его написания.

На семинаре прозвучала информация Пельгуевой Г.М., эксперта по проверке экзаменационных работ части «С» ЕГЭ.; сообщение с краевых курсов Дмитриева Г.А., районного тьютора по подготовке и сдаче экзамена по предмету в форме и по материалам ЕГЭ (учителя русского языка и литературы ОУ №9 ст. Советской); анализ выполнения краевой тренировочно- диагностической работы по русскому языку №2 учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Не на достаточном уровне учителя школы используют новые педтехнологии и передовой педагогический опыт. Возможно, не все методические мероприятия, проходят на достаточно высоком уровне, или их организация недостаточно продумана. Нужно искать и пробовать новые формы методической работы.

VI. Работа с учебными кабинетами. Материальное обеспечение методической работы

Работа с учебным кабинетом в этом году не ограничивалась только проверкой их санитарного состояния. Продолжилась работа по созданию и оформлению паспорта кабинета. Учителя провели большую работу по систематизации методических пособий и дидактических материалов.
В период проведения смотра кабинетов, основными недостатками в создании и оформлении паспорта являлось отсутствие функционального назначения кабинета и имеющегося в нем оборудования, расписания занятости кабинета в течение дня и учебной недели, а также отмечалось отсутствие перспективного плана работы. Текущие планы в большинстве случаев не отражали системности работы кабинета.
Руководители методических объединений получили  инструкции по организации работы учебного кабинета, требования к кабинету, требования к составлению годового плана и плана на перспективу.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: 1. Не все паспорта учебных кабинетов оформлены в полном соответствии. 2. Использование компьютерных классов пока недостаточное. Учителям необходимо продолжить работу по внедрению в практику информационных технологий, для этого нужно составить расписание работы учителей в компьютерных классах, расписание работы с Интернетом.


VII. Организация и проведение внутришкольного контроля

Для контроля за состоянием преподавания учебных предметов, а также предметов по выбору, индивидуальных и групповых занятий был составлен план посещения уроков и занятий. Особое внимание при анализе урока уделялось совершенствованию форм и методов организации урока.
Все рекомендации по устранению и коррекции недостатков предоставляются на малых педсоветах, методических совещаниях, совещаниях методических объединений, совещаниях при директоре. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправить выявленные недостатки.
Посещенные уроки показали, что в целом меняется отношение педагогов к предметным ЗУН и общепредметным умениям и навыкам. Учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке, стараются реализовать их средствами учебного предмета.
В соответствии с годовым планированием проведен контроль за преподаванием индивидуальных, групповых, занятий и элективных курсов.

Нерешенные проблемы. Причины, помешавшие их реализации: Определенные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса отмечаются у вновь прибывших учителей. Поэтому в будущем учебном году администрации школы необходимо продолжить целенаправленную работу с данной категорией учителей. Причины трудностей учителей данной категории – преобладание на уроках объяснительно-иллюстративного типа обучения, а также в силу недостаточной компетентности нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей учащихся.



следующая страница >>