litceysel.ru
добавить свой файл
1
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В МАКРОМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ


DIRECTOR 8



А.Н. Бондаренко


Сибирский государственный университет путей сообщения

e-mail: bond@stu.ru

В настоящий период развития информационных технологий в образовании [1], в частности дистанционном образовании [2], является актуальным разработка программных средств и приложений, реализующих те или иные методологические идеи, связанные с полуавтоматическим или автоматическим доступом к учебной информации, работой с известными математическими пакетами, проверкой правильности полученных результатов, оценкой начальной и текущей подготовки и пр. В своем большинстве эти идеи воплощаются в виде интерактивных программ и, так называемых, электронных учебников [3].

В простейшем случае такие учебники представляют собой гипертекстовые файлы, подготавливаемые в редакторе Word, загружаемые с сервера при помощи стандартного браузера сети Интернет или локальной сети. Иллюстрации подготавливаются в одном из графических редакторов и вставляются в текст непосредственно. Гипертекстовые ссылки используются в основном для организации навигации по главам (оглавление) и для предъявления контекстной подсказки (термины, комментарии). Достоинство такой методологии разработки электронного учебника состоит в том, что минимизируются усилия по погружению методического материала в стандартную работоспособную электронную форму. Недостатком является отсутствие обратной связи (контроль качества подготовки или усвоения), статичность иллюстраций, пассивность учащегося. Подобные электронные учебники представляют собой электронные копии обычных учебников и не реализуют другие, более высокие, уровни действия учащегося.

Нами предпринята попытка разработки электронного учебного пособия на основе макромедийной среды Director 8 [4]. Эта среда позволяет создавать интерактивные приложения для бизнес-презентаций и обучения.

В отличие от обычных электронных учебников в рассматриваемом электронном пособии реализуется методологическая идея повышения уровня деятельности учащихся с помощью организации их работы в другой инструментальной среде математический процессор MathCAD [5]. Последний вызывается по требованию непосредственно из электронного пособия. Использование MathCAD позволяет в интерактивном режиме выполнить необходимые вычисления для типовых расчетов по общетехническим и специальным дисциплинам [6], в частности по курсу теоретической механики [7]. Примеры, рассматриваемые в основном тексте электронного пособия, имеют свои аналоги в виде готовых макет-документов. Эти макет-документы могут быть отредактированы учащимся в соответствии со своей расчетной схемой и своими исходными данными. Более того, на основе таких макетов могут быть разработаны собственные варианты решения поставленной задачи с элементами исследования влияния отдельных геометрических и других параметров.


Хотя в основу этого электронного пособия положен бумажный вариант нашего обычного учебного пособия "Типовые расчеты по теоретической механике на основе математического процессора MathCAD (Часть 1. Статика)", текст и структура материала были соответственно переработаны с учетом новых возможностей, предоставляемых средой Director 8.

Титульный лист электронного пособия предоставляет стандартный набор электронных кнопок, обеспечивающих начало работы, получение краткой информации (аннотации) о данной программе и выход из программы (рис.1).

Для организации навигации были использованы средства как в виде электронных кнопок (встроенных стандартных объектов среды и собственных нестандартных управляющих элементов на основе "спрайтов"), так и в виде гиперссылок.

Стандартные кнопки, хотя и имеют непрезентабельный вид, но обладают всеми необходимыми свойствами, в том числе изменение цвета при щелчке мышью по кнопке. Нестандартные кнопки собственного изготовления были применены для перелистывания страниц. Постраничная организация текста вместо его скроллинга, на наш взгляд, способствует более быстрой ориентации учащегося в тексте, быстрому поиску необходимых фрагментов (определений, формул, рисунков), находящихся на своих постоянных местах. Среда Director позволяет кнопки "дальней навигации" (кнопки <Оглавление>, <К началу темы>, рис. 2) размещать в "партитуре" так, что они остаются доступными при смене "кадра".

Использование гиперссылок в качестве средства навигации очень удобно в случае достаточно обширного оглавления главы, что и было реализовано нами для Приложения, содержащего сведения о работе с математическим процессором MathCAD и примеры выполнения основных операций.

Аппарат гиперссылок был успешно применен нами для смены деталей изображений, иллюстрирующих порядок и ход расчета. На рис. 2 подчеркнутые слова связаны ссылками на соответствующие фрагменты изображения (рисунка, чертежа, формулы), появляющиеся в необходимом порядке. При щелчке на отмеченных словах подготовленные "спрайты" перемещались из невидимой зоны на установленное место в рисунке, имитируя постепенное изменение рисунка в целом.


В других случаях гиперссылки использовались в традиционном смысле, как средство вывода контекстной справочной информации. При этом нами были опробованы два способа вывода: а) перемещение соответствующего текстового "спрайта" в необходимое место "сцены" из невидимой области; б) запуск "дочернего фильма". Второй способ обладает большими возможностями, но требует большей работы с кодами "скриптами". Поскольку при втором способе информация выводится в стандартном windows-окне, то это окно может интерактивно изменять свои размеры, перемещаться и закрываться. Как в "дочернем фильме", в окне могут размещены другие управляющие и диалоговые элементы (в данной реализации пособия нами не использовалось). При компилировании приложения в исполняемый файл ("проектор"), следует корректно разместить в списке фильмов "главный фильм", он должен быть первым в списке.

Одной из возможностей среды Director является создание специальных "кадров" в основном или дополнительных "фильмах", в которых может быть реализован диалог контрольного опроса с помощью специального языка Lingo. Вместо этого, на первой стадии разработки электронного пособия мы пошли по пути встраивания в пособие разработанных нами ранее контролирующей программы и электронного задачника [8]. Здесь выявились определенные проблемы с установкой текущих рабочих каталогов для этих приложений, каждое из которых работает с большим числом текстовых и графических файлов. Нами не обнаружено в среде Director операторов установки текущего каталога. Попытка вызова другого приложения с указанием нового каталога не увенчалась успехом. По умолчанию текущим каталогом считается каталог запуска исполняемого файла Director или приложения этой среды "проектора". В связи с этим при работе в среде Director необходимо поместить ярлык Director в требуемый каталог вместе с выполняемыми файлами приложений, а сами приложения, использующие систему своих рабочих файлов данных, должны иметь средства установки своего рабочего каталога. В данной реализации электронного пособия, учитывая его практическую направленность, мы ограничились вставкой нашего электронного задачника (рис. 3). При работе с ним пользователю необходимо самому установить в нем рабочую директорию. Это, разумеется, не самый хороший вариант, но лучшего нам пока не удалось сделать.


Аналогичная проблема с установкой рабочего каталога возникла при вызове пакета MathCAD. Эта проблема решается сравнительно легко размещением ярлыка MathCAD в рабочей директории "проектора" электронного пособия. Вызываемые макет-документы (их не так уж много) размещаются непосредственно в этой рабочей директории. Пакет MathCAD в настоящее время имеет различные версии (6.0 PLUS, 7, 2000) и при использовании той или иной версии следует иметь в виду, что рабочие файлы, сохраненные в более поздней версии, не могут быть прочитаны более ранней.

Готовые "проекторы" без сжатия (Shockwave) были опробованы на двух машинах различной мощности, в результате было обнаружена очень медленная работа приложения на машине с тактовой частотой 75 Мг. Впрочем, такие машины ушли в прошлое, но автор работает именно на такой машине. Для нормальной работы необходима тактовая частота не менее 150 Мг. Наличие большого экрана монитора и установка большего разрешения существенно не улучшает восприятие текста, рисунков и страниц в целом, поскольку приложение было рассчитано на обычный экран и обычное разрешение (800х600).

Литература


  1. Юрин В.Н. Информационные технологии и развитие инженерного образования. "Развитие образовательного пространства с использованием информационных технологий", сб. докл. Всероссийской школы-семинара "Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства" (ч.1), Москва 2001, С.39-46.

  2. Захарова И.Г. Реализация принципов развивающегося обучения в дистанционном образовании. "Информационные технологии и телекоммуникации в обеспечении творческой профессиональной подготовки студентов и учащихся", сб. докл. Всероссийской школы-семинара "Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства" (ч.3), Москва 2001, С.31-34.
  3. Середа Ю.А. Образовательные технологии компании "Кирилл и Мефодий" как основа совершенствования качества подготовки студентов и школьников, "Информационные технологии и телекоммуникации в обеспечении творческой профессиональной подготовки студентов и учащихся", сб. докл. Всероссийской школы-семинара "Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства" (ч.3), Москва 2001, С.34-36.


  4. Armstrong J., Herbert B., Gowin S. Macromedia DIRECTOR 8/ Using Director. 2000 Macromedia, Inc., 2000, P.480.

  5. MATHCAD 6.0 PLUS. Финансовые, инженерные и научные расчеты в среде Windows 95. М.: Филинъ, 1997, С.712.

  6. Бондаренко А.Н. Компьютерные технологии в учебном процессе. Ч.2. Автоматизация вычислений, моделирование и проектирование. Новосибирск: СГУПС, 1998, С.56

  7. Бондаренко А.Н. Информационные технологии в учебном процессе: контролирующие и генерирующие программы, типовые расчеты. "Информационные технологии поддержки преподавательской деятельности и управления учебным процессом", сб. докл. Всероссийской школы-семинара "Информационные технологии в управлении качеством образования и развития образовательного пространства" (ч.4), Москва 2001, С.28-31.

  8. Бондаренко А.Н. Компьютерные технологии в учебном процессе. Ч.1. Контролирующие и генерирующие программы. Новосибирск: СГУПС, 1998, С.35.