litceysel.ru
добавить свой файл
1
Урок по истории Древнего мира (5класс) учителя истории И.Н. Колязиной.



Тема урока : Восстание рабов под предводительством Спартака.

74-71 год до н. э.


Цель урока : Знакомство учеников с одним из самых великих восстаний в истории Древнего Рима, формирование умений самостоятельно размышлять, работать с раздаточным материалом, свободно высказывать свое мнение, работать в группах.


Характер задания: Класс по добровольному согласию делится на три группы:

1-ая группа – Аналитическая служба (аналитики)

2-ая группа – Служба спасения (спасатели)

3-тья группа - Экспертная служба (эксперты)

Каждому ученику раздается папка, в которой находятся документы, необходимые для работы (раздаточный материал):

- «Личное дело Спартака» (раздается всем ученикам )

- вопросы специально для аналитиков

-………………………для спасателей

-………………………для экспертов

каждая группа должна ответить на 3 вопроса

- иллюстрации к теме.


Ход урока:
1 –ая часть - Повторение

Прежде чем приступить к работе, учитель предлагает ответить на вопросы по пройденному материалу, которые непосредственно касаются новой темы.

1) В результате каких событий в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов?

2) На какие группы мы можем разделить всех рабов Древнего Рима?

3) Рабам какой группы жилось тяжелее и почему? Постановка этого вопроса является отправной точкой для начала работы над новой темой.

Учитель объявляет тему и цели урока.


2-ая часть. Знакомство с личным делом Спартака.

Учитель сообщает тему урока, объясняет в какой форме будет проходить урок, знакомит с раздаточным материалом и ставит цель расследования.

На столах исследователей разложены карточки, для каждой группы свой цвет. Учитель объясняет, что эти карточки предназначены для активно работающих детей и правильно отвечающих на вопрос. От количества карточек зависит оценка ученика.


Цель: Провести расследование обстоятельств восстания рабов под предводительством Спартака и найти причины, по которым восстание было проиграно.

Учитель предлагает вскрыть документы, находящиеся в файле, зачитывает «личное дело раба Спартака».


Уроженец Фракии, в результате боевых действий был взят в плен римлянами, стал рабом. Поднял восстание в городе Капуя. Вместе с ним решились на побег и борьбу только 70 человек. Лагерь разбил на горе Везувий. Совершил дерзкий спуск, поставив римских легионеров в недоумение и ужас. Население разных слоев, разных национальностей, говоривших на разных языках, поддержало Спартака. Он сумел превратить отряд в хорошо выученную армию.

Неуверенный в своих силах, несмотря на первые победы, отправился на север к Альпам. Выиграл несколько битв. Спустя время изменил свой план продвижения и резко повернул на юг к острову Сицилия. Вступил в контакт с пиратами, был ими обманут. Пробивался с боями через заградительные легионы Помпея и Лукулла.

Был ранен, бился с остатками своей армии против римлян, пока не погиб. Треть рабов смогла освободиться. Еще 2 года остатки армии Спартак держали весь Рим в страхе

В ходе своего выступления допустил ряд ошибок, столкнулся с рядом проблем, которые решили исход восстания. Храбро боролся, погиб как герой.


3-тья часть. Расследование (задается первая группа вопросов всем службам).

Учитель задает вопрос аналитикам: - «Как вы думаете, рабы какой группы решились на побег и на восстание и почему именно они? (ответ- это гладиаторы)

Почему решились на побег только 70 человек?

Почему возглавил побег именно Спартак, какими качествами он должен отличаться от других?» (ответ)

Вопрос спасателям: - Как спастись отряду восставших, которые находились на вершине горы Везувий, если склон горы был окружен отрядами легионеров, а другая сторона горы представляла неприступную, поросшую диким виноградом, отвесную стену? (ответ)



Вопрос экспертам: - Почему отряд восставших превратился в многотысячную обученную армию, представляющую опасность для Рима. Как Спартак смог этого добиться? (ответ)


Расследование продолжается на основе «личного дела Спартака».


Вторая группа вопросов.


Аналитикам: - Не желая продолжать сражение с Римской армией, Спартак пошел на север Апеннинского полуострова к Альпам. На что он надеялся и чего хотел? (ответ)


Вопрос спасателям: - При продвижении к Альпам путь рабам преградила армия Рима, другой отряд легионеров догонял Спартака сзади. Какой тактический маневр можно предложить Спартаку, чтобы он смог не только спасти свою армию, но и выиграть сражение? (Сражение было выиграно.) (ответ)


Вопрос экспертам: - Прервав свой путь к Альпам, Спартак повернул на юг, к острову Сицилия. Как вы думаете, что повлияло на изменение его планов, зачем он пошел на Сицилию. Какие мысли не давали покоя Спартаку, какие цели он преследовал? (ответ)


Третья группа вопросов:


Еще раз просматриваем «Личное дело Спартака».


Вопрос аналитикам: - Какую ошибку допустил Спартак при сделке с пиратами, которые должны были за золото предоставить восставшим лодки для переправы на остров через пролив, в котором постоянно бурлили волны и дул шквальный ветер? (ответ)


Вопрос спасателям: - Что нужно было сделать Спартаку, чтобы в очередной раз спасти свою уже поредевшую армию? Будет ли удачной эта попытка? (ответ)


Вопрос экспертам : - В битве с римскими полководцами Крассом и Помпеем Спартак погиб вместе с большим числом своих соратников, только треть его армии смогла вырваться из ловушки. Почему в последнем своем сражении Спартак проиграл? (ответ)

В конце урока, когда на все вопросы даны ответы. Учитель предлагает подвести итог и ответить, достигнута ли цель урока.

Вывод: Восстание было жестоко подавлено из-за ряда причин , которые в ходе расследования выявили дети . Долгое время (более двух лет) беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.