litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 16 17 18 19

6.3 Стратегические шаги: меры социальной защиты

  1. В большинстве стран панъевропейского региона именно Государство (т.е. налогоплательщики), а не поставщики услуг (т.е. потребители услуг водоснабжения и санитарии), субсидирует потребление данных услуг малообеспеченными домашними хозяйствами. Хотя этого можно достигнуть путем использования социальных тарифов, в большинстве случае данная проблема решается посредством так называемых «мер социальной защиты». Под мерами социальной защиты понимаются меры нетарифного регулирования, призванные помочь домашним хозяйствам с оплатой услуг водоснабжения и санитарии. Данные меры считаются нетарифными в том смысле, что они не базируются на схемах тарифообразования или тарифных ставках. К данной категории относятся как «профилактические», так и «оздоровительные» меры.


  2. Профилактические меры – это меры, призванные помочь домашним хозяйствам своевременно оплачивать услуги водоснабжения и санитарии (не допустить, чтобы у них образовалась «задолженности по оплате воды». Данный вид поддержки может предоставляться по трем различным каналам:

  • Финансовый трансферт непосредственному потребителю, который обязан потратить полученные средства на оплату услуг организации, занимающейся водоснабжением и санитарией. В Блоке 6.3 приводится пример Украины, где условием предоставление финансовой помощи является отсутствие «задолженности» перед поставщиком соответствующих услуг.

  • Финансовый трансферт поставщику услуг, который обязан снизить стоимость предоставления услуг водоснабжения и санитарии соразмерно сумме выделенной ему финансовой помощи. В Блоке 6.4 приводится пример Франции, где финансовая помощь, оказанная государством, дополняется за счет других источников финансирования. В Блоке 6.5 описываются дополнительные меры, принятые администрацией г. Парижа.
  • Виртуальный финансовый трансферт непосредственному потребителю. За пределами панъевропейского региона, в Чили, создана система, согласно которой домашние хозяйства, имеющие право на государственную субсидию, получают специальный ваучер с указанием суммы, которая может быть потрачена только на оплату услуг водоснабжения и санитарии.


  1. Оздоровительные меры. Оздоровительные меры – это меры, призванные помочь домашним хозяйствам погасить их «задолженность по оплате воды». Во многих странах, если домашнее хозяйство прекращает оплачивать счета за пользование услугами водоснабжения и санитарии, поставщик услуг может отключить должника от системы водоснабжения. Это позволило обеспечить стабильно высокие показатели по оплате коммунальных услуг в странах Западной Европы – суммы, указанные в счетах-фактурах, выставленных поставщиками услуг, практически полностью соответствуют фактически уплаченным суммам. Тем не менее, существует риск, что некоторые домашние хозяйства, которые действительно не могут позволить себе оплачивать услуги водоснабжения и санитарии, останутся без воды. Примером оздоровительных мер является действующий в Германии и Франции механизм «гарантий платежа» – недостаток данного механизма заключается в том, что ввиду сложности связанных с ним административных процедур операционные издержки зачастую оказываются большими, чем сумма финансовой помощи, полученной нуждающимся домашним хозяйством (Верджес, 2011 г.).

  2. Кроме этого существует еще ряд мер нетарифного регулирования, призванных обеспечить, чтобы финансовые ограничения не лишали домашние хозяйства доступа к услугам водоснабжения и санитарии (напр., субсидии на оплату разового сбора за подключение) или не приводили к потере такого доступа (напр., запреты на отключение).
  • Запреты на отключение. В некоторых странах поставщикам услуг законодательно запрещено отключать потребителей от систем водоснабжения и санитарии в случае непогашения «задолженности по оплате воды» – в качестве примера можно привести Австрию, Латвию, Швейцарию и Великобританию. Для того чтобы не провоцировать уклонение от оплаты услуг со стороны платежеспособных домашних хозяйств, поставщикам услуг часто разрешается сокращать водоснабжение до предельно допустимого минимума или включать воду только в определенное время суток. В Швейцарии отключение от системы водоснабжения разрешено законом в случае недобросовестного поведения потребителя услуг, но для этого требуется официальное согласие муниципалитета.




  • Субсидии на подключение. В некоторых странах проблема заключается не столько в недоступности стоимости услуг водоснабжения и санитарии, сколько в слишком высокой плате за подключение. В предыдущем разделе мы рассмотрели, как затраты на подключение можно распределить между другими потребителями посредством перекрестного субсидирования и варьирования ставки тарифов (Пример Португалии приводится в Блоке 6.2). Другим возможным вариантом является государственное субсидирование стоимости подключения, как это делается, к примеру, в Латвии.

  1. В отдельных странах созданы специализированные учреждения, занимающиеся вопросами социальной защиты в сфере водоснабжения и санитарии. Обычно они называются фондами социального водоснабжения. Деятельность таких фондов может регулироваться на различных административных уровнях: национальном (напр., Венгрия), региональном (напр., бельгийский Валлон) или местном (напр., Андорра). Когда фонд функционирует на региональном уровне или на уровне водораздела, его деятельность часто финансируется из налогов на услуги водоснабжения. На местном уровне фонды финансируются из местных налогов через бюджет муниципалитетов. Некоторые социальные фонды находятся в ведении компаний, занимающихся водоснабжением, но при этом в большинстве своем такие компании принадлежат государству (как во Фландрии). Во Франции Солидарный фонд жилищного обеспечения, функционирующий на «департаментном» уровне (между муниципальным и региональным уровнями), частично финансируется государственной службой водоснабжения (см. Блок 6.4). В Блоке 6.6 приводится пример бельгийского Валлона. Большинство фондов социального водоснабжения создаются специально, чтобы погашать задолженность по оплате соответствующих услуг.
  2. Помощь в оплате услуг водоснабжения и санитарии может оказываться в рамках общей программы содействия. Есть несколько случаев, когда поддержка предоставляется не только для покрытия расходов на оплату услуг водоснабжения и санитарии, но и в качестве комплексной помощи по оплате коммунальных услуг. Например, в Украине (см. Блок 6.3) есть только один счет для оплаты нескольких коммунальных услуг (отопления, газа, электроэнергии и воды), в связи с чем социальная поддержка направлена на покрытие целого ряда затрат, связанных с уплатой коммунальных платежей.


  3. Меры социальной защиты имеют ряд преимуществ по сравнению с социальными тарифами. Применение льготных тарифных ставок (социальных тарифов) лишает потребителей стимула к экономии водных ресурсов, в то время как при использовании финансовых трансфертов (мера социальной защиты) стимулирующая функция цены сохраняется. Как меры социальной защиты, так и социальные тарифы требуют наличия «административной инфраструктуры социальной защиты», которая занималась выявлением домашних хозяйств, нуждающихся в социальной помощи и последующим распределением финансовых ресурсов.

frame34


Рисунок 6.1 По состоянию на декабрь 2009 г. порядка 73 департаментов Франции состояли в Солидарном фонде жилищного обеспечения (“Fonds Solidarité Logement”)




frame35

frame36




frame37


Таблица 6.1 Меры по улучшению доступа к питьевой воде для населения

 


Значит. субсидии

(a)

Льготн. ставка НДС

(b)

Льготн. тарифы на очист. сточн. вод

(c)

Прогрессивн. тарификация

(d)

Соц. тарифы

(e)

Целевая помощь

(f)

Запрет на отключение

(g)

Песплатн. предоставл. миним. необходим. объема услуг ЖКХ

(h)

Отсутствие счетчиков индивид. учета услуг

(i)

Отсутствие фиксир. ежемес. платежа

(j)

Вылата денежн. пособий

(k)




Австралия










ДА*

ДА










ДА




ДА




Австрия













ДА




ДА







ДА

ДА


Бельгия





ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА







ДА




Канада

ДА






















ДА




ДА




Чехия

ДА

ДА






















ДА

ДА




Дания



















ДА




ДА


ДА




Финляндия
















ДА













ДА




Франция




ДА




ДА /НЕТl




ДА

ДА










ДА




Германия




ДА













ДА










ДА




Греция

ДА







ДА

ДА
















ДА




Венгрия

ДА










ДА

ДА










ДА

ДА




Исландия



















ДА




ДА




ДА




Ирландия

ДА
















ДА

ДА

ДА

ДА

ДА




Италия

ДА

ДА





ДА

ДА
















ДА




Япония




ДА

ДА

ДА



















ДА




Республика Корея










ДА







ДА







ДА/НЕТ

ДА




Люксембург










ДА

ДА

ДА

ДА










ДА




Мексика

ДА







ДА

ДА

ДА

ДА




ДА




ДА




Нидерланды




ДА

ДА






















ДА




Новая Зеландия

























ДА




ДА




Норвегия



















ДА




ДА




ДА




Польша

ДА

























ДА

ДА




Португалия

ДА

ДА




ДА

ДА
















ДА




Словакия

ДА




























ДА




Испания

ДА

ДА


ДА


ДА
















ДА




Швеция



















ДА










ДА




Швейцария

ДА

ДА













ДА










ДА




Турция

ДА







ДА



















ДА


Великобритания





ДА







ДА

ДА

ДА




ДА




ДА




США










ДА/НЕТ

ДА

ДА













ДА







Примечания

a- Субсидии на оплату услуг водоснабжения и/или канализации в размере, превышающем 30% реальной стоимости данных услуг (с учетом инвестиций)




b- Ставка НДС на воду ниже обычной




c- Льготные тарифы на очистку сточных вод и сопутствующие услуги для малообеспеченных слоев населения




d- Повсеместное использование прогрессивной тарифной системы




e- Социальные тарифы на воду (более низкие цены для определенных групп потребителей)




f- Целевая помощь, т.е. финансовая помощь или списание задолженности по оплате услуг водоснабжения для малоимущих




g- Запрет на отключение малообеспеченных семей с задолженностью по оплате услуг водоснабжения или иных коммунальных услуг от системы подачи воды, электроэнергии и т.д.




h- Бесплатное предоставление услуг первого блока малообеспеченным семьям или населению в целом




i- В большинстве случаев учет снабжения водой индивидуальных жилых помещений не ведется (плоская ставка тарифа для домашних хозяйств)




j- Оплата пропорционально объему потребления




k- Выплата пособий малоимущим




l- Да/Нет: используется, но не во всех случаях




m- Только в Англии и Уэльсе

Источник

Французская водная академия «Солидарность в обеспечении питьевой водой», 2006 г. (French Water Academy, "Solidarity for drinking Water", 2006)































Список использованных источников


AFD and pS-Eau (2010) Bilan et caractérisation de la coopération décentralisée dans le secteur Eau et Assainissement, Agence Française pour le Développement and Programme Solidarité Eau, Paris.

Bodik, I., E Fatulova, M E., Matuska, and R M., Zvara (2010), R.: Study of alternative solutions for waste water treatment in Richnava local municipality. AEPress, Bratislava, GWP Central and Eastern Europe. 2010. ISBN 978-80-88880-91-2

Carrasco Mantilla W (2011) Políticas públicas para la prestación de los servicios de agua potable y saneamiento en las áreas rurales, UNECLAC, Santiago de Chile.  

EEA (2007) Europe’s Environment – The Fourth Assessment, European Environment Agency, Copenhagen.

EC (2007) Joint Report on Social Protection and Social Inclusion, SEC(2007) 329, European Commission, Brussels.

Kim M (2010) Economic barriers to the realization of the basic human right to water, background document for the second session of the Meeting of the Parties of the Protocol on Water and Health, Bucharest 23-25 November 2010.

OECD (2010) Pricing Water Resources and Water and Sanitation Services, OECD, Paris.

OHCHR/ WHO (2008) The Right to Health - Fact Sheet 31. Office of the High Commissioner for Human Rights World Health Organization, Geneva.

OHCHR/ UN Habitat / WHO (2010) The Right to Water - Fact Sheet 35. Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights, Geneva.

Smets H (2009) De L'eau Potable à Un Prix Abordable: La Pratique Des Etats.

UN (1999) Protocol on Water and Health to the 1992 Convention on the Use of Transboundary Watercourses and International Lakes. MP/WAT/2000/1, EUR/ICP/EHCO 020205/8Fin


UNDP (2011) Improving Access to Water and Sanitation for Marginalised and Vulnerable Groups , background document for the Drafting Group on Equitable Access to Water and Sanitation under the Protocol on Water and Health (unpublished).

Verges J F (2011) Servicios de agua potable y alcantarillado: lecciones de las experiencias de Alemania, Francia e Inglaterra, UNECLAC, Santiago de Chile.

WHO (2010) UN-Water Global Annual Assessment of Sanitation and Drinking Water – Targeting Resources for Better Results.

WHO (forthcoming) World Disability Report

WHO-UNICEF (2010) Progress on Sanitation and Drinking Water – 2010 Update.

World Bank (2005) Growth, Poverty and Inequality: Eastern Europe and the former Soviet Union, World Bank, Washington, D.C.


1 В настоящем документе «санитарные условия» означают сбор, транспортирование, обработку и удаление или повторное использование отходов жизнедеятельности человека или бытовых сточных вод посредством систем сбора или установок, обслуживающих отдельные домашние хозяйства или предприятия.

2 Важно, чтобы при определении параметров блока учитывались минимальные человеческие потребности, и таким образом гарантированно обеспечивался минимальный объем воды, необходимый для сохранения человеческого здоровья. Согласно руководящим принципам ВОЗ минимальный объем ежедневного потребления воды на одного человека составляет 25 литров при рекомендованном объеме 50 литров на человека, что также обеспечит выполнение базовых гигиенических процедур.

Страница|



<< предыдущая страница