litceysel.ru
добавить свой файл
1


ДОКЛАД

«Основные формы работы мастера производственного обучения по воспитанию дисциплины и ответственности обучающихся»


Компетентностный подход в обучении и воспитании обучающихся невозможен без воспитания сознательной дисциплины.

Воспитать и научить мастерству молодого человека – вот сложная задача, которую должен выполнить мастер в течение двух-трех лет, работая с обучающимися, он для них близкий человек, воспитатель и наставник.

Перед мастером стоит две задачи: обучить и воспитать.

В своей педагогической практике я стремлюсь, чтобы каждый обучающийся группы был хорошим специалистом и человеком, чтобы зерна воспитания, заложенные в училище, дали всходы и принесли плодотворные плоды в его жизни.

Но прежде, чем обучить и воспитать, нужно знать, кого ты будешь воспитывать.

Главным я считаю изучение индивидуальных особенностей ребят, откуда они, кто их родители и товарищи, почему он выбрал профессию сварщика. Перечитываю характеристики, изучаю аттестаты, справки о семейном положении, представляю образ и характер каждого. Данные заношу в дневник индивидуальной работы.

При практическом контакте с группой узнаешь положительные и отрицательные особенности каждого ученика, кто не приучен к труду, кто груб, кто плохо относится к окружающим, ведет себя не достойно. К таким обучающимся необходим особый подход, стараюсь выяснить причину такого поведения, вызвать на контакт, объяснить неприемлемость такой черты характера. Чаще такое поведение отмечается у воспитанников детских домов, где дети обделены родительским вниманием и заботой. Например, Дмитрий М. – воспитанник Детского дома № 5 – отрицательная характеристика, по характеру вспыльчивый, конфликтный, трудно идет на контакт. В процессе общения учебы и практики поведение изменилось, даже стал участвовать в художественной самодеятельности, ведущим концертных программ в училище, серьезно занялся спортом, а после службы в армии продолжил учебу в Архангельском индустриально-педагогическом колледже.


На новом этапе – знакомство с профессией: овладение мастерством и создание коллектива. Чтобы получить неплохие результаты в обучении, необходимо заинтересовать обучающихся будущей профессией, ее востребованностью, материальной стороной. Для этого, на первых занятиях, организую экскурсии на предприятия, где основой производственного цикла, являются электросварочные работы: это АМУ тр. СЗЭМ, Кузнечевский КСКМ, на монтажных площадках этих предприятий изготавливают крупногабаритные конструкции из металла, работают посты электросварки и выполняются газопламенные работы. Работы выполняются на современном оборудовании. Работают на предприятиях и наши выпускники. На таких экскурсиях стараюсь организовать небольшую беседу об условиях работы молодого специалиста, его функциональных обязанностях, заработке, будущих планах. Для ребят, это живой пример их будущего трудоустройства.

На производственном обучении, начиная с первого занятия, сам показываю, как работать инструментом при подготовке металла к сварке, как установить электрод в электрододержатель, как зажечь сварочную дугу, с какой скоростью перемещать электрод, какой подобрать светофильтр и многие другие сложности в работе. С отдельными обучающимися приходится работать индивидуально, и такой подход успешен. Надо, чтобы ученик поверил в свои силы, и тогда любая работа будет спориться. У сварщика особый подход к работе, он должен иметь свой почерк, правильно выполнить сварной шов, а это кропотливый труд, причем, не достаточно зная теоретическую подготовку, сложно выполнить практическое задание. На уроках производственного обучения, на вводном инструктаже применяю карточки-задания, чертежи, технологические карты, приучаю ребят к самостоятельности.

Ежегодно в училище проводится фестиваль «Город мастеров», одним из этапов которого является конкурс профмастерства. В конкурсе участвуют лучшие обучающиеся групп, поэтому, предварительно проводим конкурс на лучшего в группе. Обучающимся нравится производственное обучение, особенно, когда шов получается красивый и без дефектов, человек «светится» от радости. Многие обучающиеся, в том числе и выпускники, занимали и занимают в таких конкурсах призовые места. Например, обучающиеся Огарков Максим и Левченко Михаил заняли в 2007 году первое и второе место в конкурсе профмастерства по профессии «Сварщик» в ПУ № 23. В настоящее время Огарков Максим успешно трудится электросварщиком на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинске. Участвовал в областном конкурсе в 2008 году по профессии «Сварщик» в г. Новодвинск обучающийся Быков Виктор. В 2009 году занял второе место в конкурсе профмастерства по профессии «Сварщик» в ПУ № 23 Земцовский Николай. В 2011 году в ПУ № 1 г. Северодвинска на Областном конкурсе НПО по профессии «Сварщик» принимали участие обучающиеся Попов Дмитрий и Федоткин Владимир.


Участвуют ребята и в изготовлении поделок к выставке технического творчества, это в основном работа с металлом, изготовление макетов, инструментов и приспособлений. По итогам проводимых фестивалей группа занимает призовые места, а это всегда приносит радость и детям и взрослым.

Ребята уважают того педагога (мастера или преподавателя), который ценит их человеческое достоинство. За его работой и поведением они внимательно наблюдают. Поэтому в своей работе я стараюсь честно трудиться, выполнять порученное дело, не считаясь с личным временем и силами. Стараюсь постичь новое и передать ученикам. Слежу регулярно за технической литературой, изучаю технические разработки, стараюсь быть в курсе событий.

По окончании курса теоретического обучения, группа в 2008 году вышла на производственную практику на предприятие. Часть обучающихся, проживающих в общежитии, – это сироты, устроить их на предприятие не было возможности, поэтому вышли на заказ изготовления продукции в учебно-производственных мастерских училища от Управляющей компании «Наш дом Архангельск». Изготавливали ограждения дворовых участков из металлического профиля. Заказ был на изготовление двухсот ограждений. Была поставлена задача, изготовили приспособления, облегчающие сборку конструкций, некоторые отклонения доработали в процессе изготовления. Работали звеньями по два человека: сборка – сварка – обработка. Обучающихся так заинтересовала работа, что в отдельные дни практики норму выпуска конструкций перевыполняли. Для выполнения разделительной резки профиля использовали пресс-ножницы, для обработки швов – шлифмашинки. Задания по изготовлению заказа было выполнено в срок, обучающиеся были довольны своей работой, получив за нее материальное вознаграждение и благодарственные письма.

Важную роль в организации производственной практики на предприятиях играют дневники учета производственной практики, которые обучающиеся ведут с начала обучения и до выпуска, как в учебных мастерских, так и на производстве.


В дневниках ведется учет выполненных заданий и работ согласно программе производственного обучения и практики. Указывается время работы, оценка мастера. В период практики на предприятиях обучающиеся пользуются чертежами и схемами, изготавливаемых конструкций и фиксируют это в дневнике.

Перед выходом на практику каждому обучающемуся выдаю в дневнике программу производственной практики, где указываются виды работ, которые ученик должен отработать. Так же в дневнике фиксируется вводный инструктаж по охране труда и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. По окончании практики обучающийся отчитывается за отработанную практику, предоставляя характеристику, в которой указывается характер выполняемых работ, отношение к работе и дисциплина, характеристика заверяется печатью предприятия. Как правило, отзывы о практике на предприятиях обучающихся, положительные и нареканий со стороны администрации и руководства нет, более того на местах практики обучающиеся работают в течение второго и третьего курсов и даже остаются работать по окончании образовательного учреждения. Например, обучающийся 4 группы Валерий Бескровный проходил производственную практику на 3 курсе на Судостроительном заводе № 176 электросварщиком, зарекомендовал себя с положительной стороны и по настоящее время успешно трудится на данном предприятии. Так же заведены справки по отработанному времени, за каждый месяц, которые заверяются печатью предприятия, на основании которых обучающимся выплачивается денежное пищевое довольствие или выдается сухой паек, эти документы прикладываются к табелю посещаемости за месяц.

Дневники учета производственной практики являются отчетным документом и предоставляются в главную аттестационную комиссию на государственной (итоговой) аттестации.

Добиться взаимопонимания и должного контакта с каждым обучающимся – сложная задача, поэтому, чем чаще общаешься с группой, с каждым – тем лучше узнаешь их склонности, настроения и желания. Ребята очень чувствительны ко всему и, если видят, что мастер о них заботиться, они отвечают взаимностью. Часто посещаю общежитие, в вечернее время, в выходные, в домашних условиях они лучше идут на разговор и пользы в таких беседах больше. Посещаю ребят в больнице, особенно это важно тем, кто приехал учиться из области или сироты. Например, у Александра К. не сложились отношения с отчимом, постоянные скандалы в семье, отчим часто употреблял спиртное, подросток ушел из дома, не посещал училище, ночевал у знакомых. С большим трудом убедили Сашу, что надо учиться, поселили в общежитие. Проживал он в Затоне и ездить в училище надо было с пересадкой на двух автобусах. Саша окончил училище, отслужил в армии и, кода есть время, приезжает в гости. Такие примеры не единичны, многие выпускники посещают образовательное учреждение, встречаются с педагогами и благодарны им.


По окончании образовательного учреждения желающие продолжают свое образование в средних и высших образовательных учреждениях.

В училище сложился тесный контакт с Архангельским индустриально-педагогическим колледжем. Здесь ребята получают специальность «Мастер производственного обучения». Курирует вопрос профессиональной подготовки студентов Шергина Галина Петровна – замечательный специалист, человек строгий, но справедливый. Это образовательное учреждение закончили в разное время обучающиеся ПУ № 26 Плакидин Сергей, сестры Анастасия и Елена Понарины, в настоящее время обучаются в лицее Голян Сергей, Телицын Денис, Крапивин Виктор, Мартынов Дмитрий – будущие мастера производственного обучения очень нужны нашему образовательному учреждению, ведь в молодежи наше будущее.

При работе с ребятами нельзя оставлять без внимания ни одного проступка обучающихся, необходимо требовать выполнения указаний и правил поведения. Справедливая требовательность, не унижающая человеческого достоинства, никогда не вызывает чувства обиды. Как бы ни было трудно, как бы ученик не выводил меня из равновесия, стараюсь говорить с ним ровным голосом, не срываться – это действует сильнее. Провожу индивидуальные беседы, встречаюсь с родителями, пишу им письма, советуюсь в вопросах воспитания сына, благодарю их за помощь.

Кропотливая индивидуальная работа мастера приносит свои плоды, но стоит и другая задача – создать в группе коллектив из различных по характеру и склонностей обучающихся. Здесь помогают наблюдения, накопленные на этапах знакомства с группой. Здесь нельзя подходить с одной меркой к каждому, здесь нужен свой подход.

Значительно облегчает работу мастера выполнение поручений обучающимися, остается больше времени на другую работу, и ребята чувствуют значимость, они нужны коллективу, они авторитетны, с ними считаются.

Задача создания ученического коллектива не разрешима без подбора хорошего, надежного ядра – актива группы. Этот момент один из самых ответственных. Правильно подобранный актив группы, при систематической работе с ним, может быть хорошим помощником мастеру. Актив контролирует выполнение плана культурно-массовой работы, помогает редколлегии, контролирует посещаемость, работает с неуспевающими, организует праздники, спортивные мероприятия.


С активом группы и классным руководителем обсуждаем планы работы на будущий месяц. Ребята сами предлагают, что можно добавить интересного, какое мероприятие их больше затрагивает, куда можно сходить на экскурсию или концерт. Так, мы посетили Музей тралового флота, Гостиные дворы, Краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, концерты в Ломоносовском ДК.

Каждый месяц учебный сектор подводит итоги успеваемости, оценки выставляем в экран успеваемости, который находится в кабинете, а также каждому выдается табель успеваемости за месяц на руки. В конце учебного полугодия составляются и выдаются табеля успеваемости для отчета родителям по приезду на каникулы.

Общественные поручения играю серьезную роль в воспитании обучающихся, желательно, чтобы охват этими поручениями был больше.

Выполнение поручений дисциплинирует молодежь, воспитывает в них ответственность, активность, но поручения лишь тогда дадут положительный эффект, когда мастер научит ребят их выполнять, и сам будет контролировать и помогать.

Известно, что огромное влияние на воспитание детей оказывает семья. К сожалению, главной формой связи с родителями остается у нас родительское собрание, с неизменной повесткой об успеваемости и дисциплине. В тоже время, во многих семьях, родители не знакомы с вопросом педагогики и методики воспитания. У многих ребят в семьях не благополучно. Поэтому связь с родителями, контроль за воспитанием подростков с их стороны – непростая проблема для мастера. Несмотря на трудности, я стараюсь чаще быть в контакте с родителями. Одни поддерживают отношения со мной письменно или по телефону, другие посещают училище, к некоторым приходится ехать самому. Иногда групповые родительские собрания проводим вместе с обучающимися. Вместе обсуждаем дела группы и поведение отдельных ребят. Обучающиеся сами могут слышать мнение мастера о себе в присутствии родителей, об их учебе и дисциплине. Такие собрания заставляют обучающихся лучше относиться к учебе, а некоторых родителей пересмотреть отношение к воспитанию и учебе своего сына.


Большинство обучающихся группы проживает в общежитии училища. Общежитие благоустроенное, квартирного типа, проживают в комнатах по два-три человека. Училищем созданы благоприятные условия для получения образования. Имеются в общежитии тренажерный зал, телевизионная комната, комнаты для самоподготовки, хотя в каждой комнате у ребят имеется телевизор и другая видеотехника. В общежитии работают три дневных воспитателя, а также воспитатели в ночное время. По вопросам проживания ребят в общежитии, часто обращаюсь к ним. Посещаю общежитие в вечернее время и выходные дни, генеральную уборку, общее собрание проживающих в общежитии, поэтому постоянно нахожусь в курсе всех событий, происходящих во внеучебное время. Приходится посещать общежитие до работы, чтобы проверить выход на занятие, а также посмотреть на порядок, оставленный за собой в комнатах.

Особенно способствует сплоченности коллектива общее дело. В училище есть хорошая традиция, которая зародилась за восемь лет до 50-летнего юбилея образовательного учреждения – разыскивать и приглашать на встречу выпускников. Возглавила эту работу заместитель директора по УПР Ковалева Нина Васильевна. В начале года каждой учебной группе выдается задание разыскать бывших учащихся родственной специальности.

Подход к этой работе в каждой группе разный: ездим по адресам, многие изменили свое местожительство, поменяли фамилии, ищем через знакомых или бывших педагогов, но самое приятное, когда ученики встречаются в родном училище. Это, конечно, бурные эмоции и слезы, радость встречи и воспоминания.

Перед училищем в память о выпускаемых группах, заложена березовая аллея, где выпускники вместе с педагогами, высаживают маленькие деревца в память о больших добрых делах и учебе. Через много лет, по окончании образовательного учреждения, выпускники приезжают в гости, встречаются со своими педагогами, пишут письма из армии и посылают свои фотографии, поздравляют с праздниками и справляются о здоровье, благодарят педагогический коллектив и обучающихся за участие в их судьбе, за радость встречи с юностью, за праздник, получившийся благодаря связи поколений.


Мастер производственного обучения

профессионального лицея № 26 С. А. Томилов