litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3


Результаты успешного выполнения заданий представлены в таблице.

Таблица

Выполнение заданий учебных элементов модуля М 1 (в % от количества учащихся в классе).

УЭ 1

УЭ 2

УЭ 3


УЭ4

Задания

Задания

Задания





1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3




100

66,7

70,9

45,8

100

12,5

66,7

41,7

20,8

0

8,3

8,3

Работа с учебными элементами модуля на данном этапе урока позволила учащимся самостоятельно изучить новый материал и закрепить его при решении задач. Каждый ученик смог выбрать задание, являющееся интересным и выполнимым для него. При необходимости после выполнения заданий модуля первого уровня сложности ученикам можно предоставлять возможность выполнения заданий модулей более высоких уровней.




  1. Дифференцированный подход к обучению


Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Мною при использовании такой технологии был выявлен когнитивный стиль учащихся (способ воспринимать окружающий мир, создавать собственный «образ мира» на основе поступающей в мозг извне информации). Материал излагался с учетом когнитивного стиля учащихся, задания ученики выполняли также с учетом когнитивного стиля. В настоящее время все контрольные и самостоятельные работы по физике выполняются с учетом дифференцированного подхода: каждый выбирает задания по своим способностям. При таком подходе видно, кто из учеников переоценивает свои знания, кто объективен, кто недооценивает свои возможности, над чем ученику и учителю надо поработать.

  1. Здоровьесберегающие технологии


При проведении уроков физики невозможно обойтись без здоровьесберегающих технологий. В век информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии на организм. В процессе занятий обращаю внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья. При изучении ядерной физики, обращаю внимание ребят на последствия катастрофы в Чернобыле.

Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.


Приложение

Классификация педагогических технологий.

В педагогической науке существуют различные классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.


Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке и практике технологии и дал описание классификационных групп.


  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.

  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

  • По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.

  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).

  • По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые.

В.П. Беспалько предложена классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью.


Виды технологий по дидактическим системам:


- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);


- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);


- обучение с помощью учебной книги;


- компьютерное обучение;


- групповые способы обучения.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:



- технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;


- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;


- авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований.

По категории обучающихся наиболее важными являются:


- массовая (традиционная) технология, рассчитанная на среднего ученика;


- технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);


- технологии компенсирующего обучения (поддержки);


- технологии работы с отклоняющимися.


И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.


Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.


По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:


  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);




  • природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;




  • альтернативные: вальдорфская педагогика, технология свободного труда);




  • педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц.

Интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко:



  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:


- предметный план действий;


- внешнеречевой план действий;


- свернутый или сокращенный план действий, т.е. «про себя».


  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:


- единой основы;


- сквозных идей курса;


- межпредметных идей.


  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.




  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.




  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.




  • Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.




  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.




  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.



  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.





  • Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).




  • Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).


Краткий обзор современных педагогических технологий.


Существует множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.


1. Технология личностно-ориентированного образования.


Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования.


2. Игровые технологии.


Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.



Технология развивающих игр Б.П. Никитина интересна тем, что программа игровой деятельности состоит их набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика. Дети играют с мячом, веревками, резинками, камушками, орехами.


Задачи дают ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции. Так знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка. В развивающих играх в этом заключается их главная особенность – от простого к сложному. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем.


Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.


В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.


Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.


В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:


- имитационные – на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.


- операционные – они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.


- исполнение ролей – вырабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица.


- деловой театр – разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

- психодрама и социограмограмма – это «театр», но уже социально-психологический, в котором, отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.



3. Технология развивающего обучения.


В психолого-педагогической литературе последней четверти XX века описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения. Нередко какой-либо из этих принципов привлекал внимание того или иного педагогического коллектива, и в такой школе прилагалось немало усилий для его реализации.


Понятие «умственное развитие» используется очень широко. Все отечественные психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение.


С первых дней своей жизни ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать опытом, накопленным предшествующими поколениями, присваивает его. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребенка, формирование его человеческих способностей.


Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:


- проблемность обучения;


- оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;


- индивидуализация и дифференциация обучения;


- специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности;


- специальная организация мнемонической деятельности.

Учебная деятельность требует владения разными приемами создания образов, на разном материале. Приемы учебной работы могут иметь разную степень сложности. Овладение приемами учебной работы является основой, на которой у детей формируются учебные умения и навыки.


Существует система учебных приемов, способствующих развитию личности учащихся:


· перенос усвоенных приемов с обучающей задачей на новую;


· поиск новых приемов учебной работы;


· управление своей учебной деятельностью;


· приемы общения.

Технологии развивающего обучения должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики, и учитель всегда должен руководствоваться принципом: «главное – не навредить!


<< предыдущая страница