litceysel.ru
добавить свой файл
1
Доклад



Формирование положительной мотивации школьников к изучению математики посредством решения задач практического содержания


Учитель математики высшей категории

Рузанова Е.В.


2011г



При решении проблемы повышения качества обучения и достижения уровня знаний, предусмотренных Государственным образовательным стандартом, особую значимость приобретает мотивация учения.


Формирование мотивации учения - это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их учеником и дальнейшего развития им своей мотивационной сферы.


По результатам наблюдений, анкетирования, мониторинга успеваемости, а также личных бесед можно сделать вывод об отсутствии какой-либо мотивации к учению у 50% учащихся: многие пришли в кадетскую школу не за науками, а получить азы военной профессии, другие - рабочей специальности. Они не собираются получать высшее образование, для подсчетов у них есть калькуляторы, видя что-нибудь посложнее теоремы Пифагора - их самосознание напрочь отключается и просто не хочет воспринимать данную информацию.


Чтобы обеспечить успешное обучение учащихся, необходимо достичь следующей цели: сформировать у детей внутреннюю мотивацию к изучению математики.

Для достижения этой цели мною поставлены задачи:

-сформировать у учащихся осознанность значимости овладения математическими знаниями,

- показать доступность получения ими этих знаний

- научить использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Мой педагогический стаж 17 лет. Кабинет математики аттестован, оснащен информационными стендами, таблицами, схемами, учебной и справочной литературой, раздаточным материалом в полном объеме. Имеется компьютер, к нему база цифровых образовательных ресурсов ( электронные тесты, презентации, дополнительная информация).Для выведения информации на большой экран использую мультимедийное оборудование (из кабинета ИКТ).


Рабочая программа учебного курса по математике разработана на основе : Примерной программы среднего (полного) общего образования(базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования первого поколения(2004год) и в соответствии с авторской программой Ш.А.Алимова и др (алгебра и начала анализа 10-11), А.В.Погорелова (геометрия 10-11)

Основные учебники : 1) Алгебра и начала математического анализа 10-11 Авторы: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др 2)А.В.Погорелов Геометрия.10-11 3)Сборники заданий для подготовки к ЕГЭ 2011, 2012,авторы Кочагин В.В.; Семенов А.Л., Ященко И.В.


В своей педагогической деятельности применяю элементы деятельностного, личностно-ориентированного , развивающего подхода в обучении , использую методы проектов( пока только для презентаций дополнительного материала), электронное тестирование в качестве итогового контроля.


Проанализировав содержание учебного материала 10-11 класса в соответствии с поставленной целью, я выделила для себя некоторые методические особенности его преподавания, которые обязательно стараюсь использовать на уроках:


- использование наглядности ( плакаты, схемы, таблицы, опорные конспекты, презентации, в геометрии - разборные конструкции по стереометрии, модели геометрических тел и фигур из картона, пластика, дерева, металла, многие из которых изготовлены самими учащимися)


- создание ситуации, заставляющей учащихся находить решения, доказывать правоту этого решения, следовательно развивать логику мышления и учиться оперировать математическими понятиями в ходе дискуссии, тем самым способствуя развитию таких компетенций, как: коммуникативная, информационная, исследовательская


- создание духа соревновательности , коллективизма на уроках групповой деятельности

-создание ситуации «успеха», позволяющей ученику проявить свои способности, после чего у него проявляется готовность к самообразованию


- учитывая различную подготовленность учащихся, многие из которых приехали из сельских районов и их базовый уровень знаний оставляет желать лучшего, широко использую элементы технологии дифференцированного индивидуализированного обучения


- использую систему опережающих домашних заданий

- составила подбор заданий, выявляющих математические закономерности (для актуализации творческой исследовательской мысли учащихся –пример по теме «Производные» я предлагаю учащимся увидеть закономерность нахождения производной степенной функции и они самостоятельно выводят формулу для упрощенного вычисления, которой в учебниках нет, причем она легко запоминается и в дальнейшем используется), заданий, позволяющих увидеть математику, как прикладную науку (связь с профессией, другими науками, повседневной жизнью

Один из примеров- геометрия 11 класс «Многогранники, тела вращения их объемы и площади поверхностей.»


Задачи:

1.Конструкторы боролись за уменьшение космического аппарата. Найдите вес проводки из алюминиевой и медной проволоки, если длина проводки 350 м , диаметр медной проволоки 2 мм, а алюминиевой 3 мм, плотность алюминия 2,6 г/см3, а меди 8,9 г/см3.

2. Вы работаете водителем самосвала и вам необходимо перевезти 25 тонн угля в кочегарку . Сколько рейсов необходимо сделать, если размеры кузова вашего автомобиля равны 2,35 х 0,75 х 3,7м, плотность угля 1,3 т/м3.


Кроме этого обязательно учитываю и факторы реализации

внутренней мотивации учащихся посредством решения практических задач:


1.Фактор новизны

Задачи практического характера создают обстановку новизны при обучении математике. Ребята ранее не задумывались об ее прикладном характере, то есть не связывали изучение этого предмета с другими предметами, позволяющими получать им профессию, с работой их родителей и их самих у себя дома, а также с дальнейшей производственной деятельностью. Но кто бы мог подумать, что знание геометрических формул нужно при измерении количества корма в стогу сена или при подсчете привезенного угля и других материалов без взвешивания их на весах.


Очень большую помощь получаю от мастеров производственного обучения, офицеров-воспитателей – они ставят перед курсантами задачи, которые решаются только с использованием математических формул и расчетов.


2.Личностная причинность


Внутренняя мотивация может быть сформирована у учащихся только в процессе их личностной деятельности, принуждением стойкого желания учиться сформировать нельзя. А для этого необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед учащимися, имели для них ясно понимаемый и лично значимый смысл.


3.Ситуация свободного выбора


К факторам, оказывающим обычно положительное воздействие на внутреннюю мотивацию учащихся, следует отнести ситуацию свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащимися, дает им возможность почувствовать свободу и самодетерминацию в учебе. Психологические исследования показывают, что предоставление учащимся возможности свободного выбора в процессе обучения (например, выбор задачи для домашней работы, самостоятельной, индивидуальной), не только стимулирует их внутреннюю мотивацию, но и существенно сказывается на улучшении качества обучения.


4.Ощущение учащимися собственной компетентности


Ребята испытывают ощущение личной компетентности, когда им приходится объяснять учителю, из каких геометрических тел состоят запчасти для автомобилей, составные части токарного и фрезерного станка и где применяются эти детали. Они с удовольствием делятся своими знаниями по избранной ими специальности, им лестно, что в некоторых вопросах они компетентнее учителя.


Поэтому многие задания из учебников я посчитала целесообразным переформулировать в конкретные практические задания. Комплект таких задач постоянно пополняется и обновляется своими силами и с помощью учащихся, участвующих в конкурсе на лучшую задачу (работа математического кружка «микроМЕГАС». Некоторые из них предложены в приложении.

Результативность работы по формированию мотивации к обучению проявляется в следующем:


-уроки проходят в живой, творческой, непринужденной атмосфере;

-те ребята, которые раньше относились равнодушно к предмету, стали активнее работать на уроке, не бояться решать трудные задачи, а если что-то не получается, обращаться за разъяснением;

-появляется больше желающих работать у доски и отвечать с места на тот или иной вопрос, возникающий в процессе решения задачи, не бояться ошибиться;

-учащиеся со слабой подготовкой, но с практической хозяйственной жилкой стараются показать свои знания, более активно работают на уроке;

-появляется вера в собственные силы, в результате на уроках, где изучается теоретический материал, они активнее работают. Появляется желание делать не то, что интересно, а и то, что нужно. А главное при полной успеваемости качество знаний улучшается.


Приложение №1


1.Сколько тонн бензина можно хранить в цистерне цилиндрической формы, если ее диаметр 5 м, высота 3 м. Плотность бензина 0,7 г/см3.


2.Рулон сена имеет форму цилиндра. Найти массу рулона, если его высота 1,5 м, диаметр основания 2,4 м. Плотность сена в рулонах 0,06 г/см3.


3.Найти вместимость тракторного прицепа высотой 1,5м, у которого дно прямоугольник, размеры которого 2,8х3,5 м.


4.Нужно построить дом размерами 9х10 м, высота дома до крыши 3 м. Сколько бруса нужно будет приобрести только на стены, если его толщина 0,18 м, длина – 6 м.


5.Вычислить полную поверхность клапана двигателя внутреннего сгорания, если высота его цилиндрической части – 30 мм, высота его клапана – 45 мм, диаметр цилиндрической части 10 мм, диаметр клапана – 30 мм.


6.Определить емкость масляного бачка насоса гидроусилителя автомобиля, если его диаметр -126 мм, высота – 140 м.

7.Вы работаете водителем самосвала и вам необходимо перевезти 25 тонн угля в кочегарку . Сколько рейсов необходимо сделать, если размеры кузова вашего автомобиля равны 2,35 х 0,75 х 3,7м, плотность угля 1,3 т/м3.



8.Волейбольный мяч согласно требованиям Международной федерации волейбола «…выполняется из мягкой одноцветной кожи, имеет окружность 64-65 см…». Найдите, сколько кожи пойдет на волейбольный мяч. Не забудьте небольшое количество кожи добавить на швы ( примерно 7% от площади поверхности волейбольного мяча. Больше нельзя, т.к.очень строго контролируется вес мяча- 270-280 г.).


9.Конструкторы боролись за уменьшение космического аппарата. Найдите вес проводки из алюминиевой и медной проволоки, если длина проводки 350 м , диаметр медной проволоки 2 мм, а алюминиевой 3 мм, плотность алюминия 2,6 г/см3, а меди 8,9 г/см3.


10. Изготавливается свинцовый трубопровод для перемещения жидких радиоактивных веществ. Необходимый расход обеспечивается трубой 24/6 ( внутренний радиус/толщина стенки трубы). Найдите массу свинца для изготовления пятидесятиметрового трубопровода( плотность свинца 11,4 г/см3).

11.Молоко дает 25% сливок, сливки дают 20% масла. Сколько масла получается из 240 кг молока?


12.Банк выплачивает своим вкладчикам по вкладам 120% годовых. Пенсионер положил в этот банк 850 тысяч рублей. Через восемь месяцев ему потребовались деньги, и он решил снять свой вклад. Какую сумму ему выдали в банке?


13.Определить угол поворота верхних салазок, если больший диаметр конуса D = 80 мм, меньший диаметр конуса d = 69 мм, а высота конуса ℓ = 80 мм


  1. Требуется установить бак для воды емкостью 10 кубометров на площадке размером

2,5×1,75 м, служащей для него дном. Сколько металла пойдет на изготовление бака?


15.Сколько бочек длиной 1,5м и диаметром 0,8м необходимо, чтобы разлить в них содержимое цистерны длиной 4,5м и диаметром 1,6м?


16.Что бы вы предпочли: съесть арбуз радиуса15 см вчетвером или арбуз радиуса20 см ввосьмером?

17.Сколько квадратных метров парусины требуется, чтобы изготовить конусообразную палатку высотой3,5 м и диаметром основания 4м?