litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8


ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Народы (этносы) тесно связаны с той местностью, на которой они прожива­ют Природные особенности, ландшафт оставляют неизгладимые следы не только в образе жизни, обычаях, обрядах, пище, но, зачастую, в чертах внеш­него облика самих людей. Причем прослеживается точная закономерность: чем больше тот или иной народ живет в соответствующем ландшафте, в своей, особенной местности, тем более он адаптируется к ней и тем более он приобре­тает особенных антропологических и этнографических черт.

Особенности материальной и духовной культуры народа начинали склады­ваться в глубокой древности и этот процесс продолжается в течение всего вре­мени существования этноса.

Многие народы расселялись, занимали новые территории, адаптировались к новым природным условиям. По-разному проходило освоение новых терри­торий. Основывались новые поселения, прокладывались торговые пути, стро­ились укрепленные пункты (крепости, монастыри, фактории).

Много интересного из прошлого местности и народа, ее населявшего, можно узнать, исследуя происхождение местных названий. Характер поверхности, за­нятой селением, а также его окрестностей: равнин, склонов гор, долин рек, боло­тистых мест, лесов, степи накладывают определенный отпечаток не только на быт и занятия населения, но и на происхождение топонимов. На топонимы вли­яли также верования этносов, обряды и обычаи. Поэтому, занимаясь топонимией, можно понять те или иные обычаи и обряды, ныне утраченные.

Древнейший период родного края

1. Выясните у местных жителей, не встречались ли по берегам рек, озер или болот археологические находки: кости животных далекого прошлого, ору­дия труда и другие предметы древнейших людей. Если да - укажите, в каких местах, произведите их обследование и описание. Сообщите о них в местный музей.

2. Узнайте, не случалось ли кому из жителей находить в ближайших горах, оврагах камни с отпечатками различных растений и животных. Кто находил, где и когда? Укажите точное место расположения находки, обследуйте и опи­шите его.


3. Выясните, не известны ли случаи, когда кто-либо из местных жителей выпахивал или выкапывал при постройках какие-либо старинные предметы из камня, металла, кости и др. Опишите внешний вид находки, укажите точ­но, где они были найдены и где хранятся в настоящее время.

4. Выясните, были ли найдены на территории селения или его окрестно­стей клады монет или других предметов. Где, кем и когда был найден клад, в чем он хранился, какого вида были монеты, другие предметы, куда они сданы на хранение?

5. Узнайте, существуют ли легенды о кладах, кладоискателях на территории данного поселения или в его окрестностях.

6. Определите, нет ли в селении или поблизости рвов древнего происхожде­ния, где они находятся, как они называются. Каковы их формы, размеры? Не случалось ли кому-нибудь находить в этих местах старинные предметы, где они теперь хранятся?

7. Выясните, встречаются ли курганы, где они расположены, какой фор­мы, высоты, их диаметр и размеры по окружности, нет ли на курганах следов распахивания и раскапывании, когда и кем они исследованы, раскопаны, что найдено и где хранятся находки.

8. Узнайте, какие причины содействовали развитию или упадку населен­ного пункта (развитие промышленности, проведение новых транспортных ма­гистралей, устройство административного центра, предприятия, колхоза, его перенесение в другое место и т. п.).

9. Соберите подъемный археологический и палеонтологический материал, найденный в результате разведок и обследований.

10. Начертите карту местности, на которую под руководством педагога на­несите все археологические и исторические памятники, места кладов, отдель­ных находок, курганы, памятные места, древние рвы, каналы, рудники, штольни.

11. Если возможно, начертите планы расположения на окружающей мест­ности всех имеющихся археологических и исторических памятников, сделай­те их фотографии, зарисовки.

12. Составьте подробные описания всех памятников села (города, поселе­ния, района).


13. Составьте таблицы древнейших памятников поселения.


Историческое прошлое родного края

1. Выясните, что знают люди старшего возраста о происхождении своей народности (народа). Не сохранилось ли письменных, документальных материа­лов или устных преданий по этому вопросу?

2. Являются ли жители данной местности коренными ее обитателями или переселенцами? Не помнят ли пожилые люди о народности, которая, может быть, предшествовала современному населению?

3. В каком году и кем было основано поселение? Укажите печатные, руко­писные и другие источники сведений о начальной истории поселения, если та­ковые имеются.

4. Выясните, кто (имя, национальность, пол, возраст, социальное положе­ние) явился основателем селения, откуда пришел, как устраивался на новом месте, не приходилось ли выдерживать с кем-либо борьбы и какой. Запишите сохранившиеся среди населения предания о начальной истории поселения.

5. Поинтересуйтесь у людей старшего возраста, нет ли следов древних со­оружений, где они были, кому принадлежали, из какого они материала, их план и внешний вид, к какому времени и к какой народности сооружения от­носятся местным населением и учеными? Не сохранились ли старинные пред­меты домашнего обихода, принесенные первыми или последующими пересе­ленцами?

6. Всегда ли селение находилось на данном месте? Если оно переносилась, то выясните причину (наводнение, оползни, пожары, др.) и укажите старое место.

7. Укажите, какие происходили изменения в границах конкретно изучаемого поселения, и выясните причины.

8. Соберите сведения о времени и обстоятельствах сооружения старинных зданий, которые помогут проследить историю поселения.

9. Соберите рассказы о стихийных бедствиях (наводнениях, пожарах, не­урожаях, эпидемиях, др.), когда они были, какие причины и последствия ка­ждого из них.

10. Поинтересуйтесь, не существует ли печатной литературы по истории поселения (книг, брошюр, карт, статей), в каких сборниках, журналах, газе­тах можно прочитать об этом. Имеются ли эти материалы в какой-либо библиотеке или у кого из частных лиц? По возможности составьте библиографию ли­тературы по истории селения.


11. Выясните, какие местные события описаны и в какой литературе, как периодическая печать освещала историю, экономику, жизнь, быт и другие во­просы данного населенного пункта, всего края.

12. Узнайте, какие материалы по истории селения имеются в местных ар­хивах (областном, городском, районном), в текущем архиве местной админи­страции.

13. Нет ли в данной местности краеведов, собирающих материалы по исто­рии народности, населенного пункта, об отдельных событиях? Постарайтесь с ними встретиться.

14. Узнайте, нет ли в поселении или других местах лиц, хорошо знающих местный край, можно ли и как воспользоваться их услугами в деле ознакомле­ния с историей поселения и его окрестностями.

15. Имеются ли у частных лиц рукописи, архивные материалы и музейные коллекции по истории селения? Кому они принадлежат и как ими можно пользоваться?

16. Сделайте описание и по возможности - фотокопии личных архивов и коллекций. Сообщите о них в местный музей.

17. Узнайте, не сохранились ли на кладбище или в другом месте старинные памятники, кому и за что они поставлены, каково содержание надписей на них.

18. Сфотографируйте, зарисуйте все сохранившиеся памятники, раскрыва­ющие историческое прошлое селения.

19. Соберите рассказы об интересных людях прошлого: умельцах, худож­никах, писателях, учителях, врачах, священниках и др.

20. Составьте список имен и фамилий, которые чаще всего встречаются в поселении (у народности) и поинтересуйтесь их происхождением.

21. Поинтересуйтесь, какое прежде существовало административное деле­ние, какие были учреждения, кто их возглавлял.

22. Приготовьте графический материал: старинные карты местности, пла­ны селения в разные исторические периоды, на которых покажите основные территории строительства в населенном пункте.

23. Составьте историческую летопись населенного пункта.

24. Соберите фотографии, рисунки, иллюстрирующие историю населенно­го пункта.


25. Соберите вещественные памятники, принадлежавшие историческим деятелям, знатным людям данного селения.


География и топонимика селения

1. Кратко охарактеризуйте причины возникновения селения. Выясните, меняло ли название селение за период своего существования. Соберите имею­щиеся сведения о времени и причинах перемены названия селения и укажите источник сведений: от кого записаны, из какой книги, газеты выписано и т. д.

2. Поинтересуйтесь, как назывались раньше улицы, части изучаемого се­ления, а также разные урочища в его окрестностях; запишите происхождение этих названий и что они обозначают в настоящее время.

3. Познакомьтесь с планом населенного пункта. Если нет плана поселения, карты окружающей местности, то их желательно составить или обновить. На плане следует обозначить места расположения общественных здании, жилых домов, хозяйственных построек, водоемов и других объектов.

4. Опишите характер поверхности, занятой селением, а также его окрест­ностей (равнина, склоны гор, долина речки, дно оврага, болотистое место, ок­раина леса). Удобно ли расположено селение?

5. Укажите, на каком берегу реки, пруда, озера, канала, болот или других водоемов находится селение.

6. Сколько улиц, переулков в селении, прямые они или кривые и почему?

7. Определите расстояние до всех ближайших населенных пунктов, район­ного, областного центра. Укажите вид транспорта, на котором можно доехать до них.

8. Укажите, на каком расстоянии находятся железнодорожная станция, пристань, автобусная остановка, почтовое отделение, телеграфная, телефон­ная станция.

9. Укажите расстояние до ближайшего промышленного предприятия, больницы, крупных торговых центров.

10. Выясните, есть ли вблизи горы, холмы, их название, высота. Имеются ли долины, низменности, их размеры и названия?

11. Укажите названия ближайших рек, озер, прудов, болот; их размеры, глубина, виды рыб, животных, которые водятся в них.


12. Укажите, судоходна ли река, какие ходят суда. Производится ли по ре­ке сплав леса? Когда река замерзает, как широко разливается весной?

13. Укажите, нет ли на реках и других водоемах островов, как они называ­ются. Каковы они по своему характеру (лесистые, болотистые, песчаные, ка­менистые)? Как они используются населением?

14. Выясните, какая в местных водоемах вода по своему качеству и по внешним признакам (чистая, вкусная, мягкая, жесткая, пресная).

15. Укажите, есть ли поблизости теплые, целебные ключи и источники, их название.

16. Определите, какая почва в данном населенном пункте и его окрестно стях (песчаная, глинистая, суглинистая, чернозем и т. д.). Удобна ли она для обработки?

17. Выясните, какие полезные ископаемые разведаны или добываются, их мощность, народнохозяйственное значение.

18. Охарактеризуйте растительный мир окружающей местности: имеются ли леса, их размеры, порода деревьев и кустарников, какие имеются растения, травы, грибы, ягоды. Какие деревья сажают в садах, на улицах?

19. Перечислите диких зверей и птиц, которые водятся в ближайших лесах и на полях. Нет ли промысла на них?

20. Выясните, какие встречаются в данной местности пресмыкающиеся и земноводные, насекомые.

21. Укажите, каких домашних животных и птиц разводит население.

22. Кратко опишите климатические условия местности.

23. Сделайте топографическую съемку населенного пункта и его ближайших окрестностей, приобретите карту, выпущенную государственной службой.

24. Постарайтесь найти планы населенного пункта за различные годы, включая генеральный план застройки и перестройки поселения, а также пер­спективный план его развития.

25. Сделайте карту-макет поселения с показом всех административных, об­щественных культурно-просветительных, бытовых и хозяйственных зданий, а также, по возможности, жилых домов.

26. Для наглядности составьте таблицы, схемы, диаграммы, с помощью ко­торых покажите изменения в числе жителей, количестве дворов, площади на­селенного пункта.


27. Сделайте фотографии, рисунки общего вида селения, отдельных его ча­стей, природных объектов, ближайших окрестностей.

28. Найдите фотографии и рисунки селения и окрестностей прошлых лет.

29. Запишите воспоминания жителей о природных условиях района в про­шлом, о географическом положении населенного пункта.


История заселения территории

1. В беседах со старожилами поселения выясните, когда и кто из членов се­мьи (отец, мать, дед, прадед) приехали в населенный пункт или здесь жили по­стоянно. Если приехали, то откуда (губерния, область, город, район, деревня)?

2. Выясните причину переселения (самостоятельное переселение, по госу­дарственной линии, другие причины).

3. Узнайте количество членов семьи и возраст каждого из них в момент пе­реселения.

4. Выясните, какая была оказана материальная помощь семье (в момент переселения и по приезде на место), в каких размерах и на каких условиях.

5. Узнайте, за какую цену и какое было продано имущество перед переселением (изба, скот, орудия труда, домашние вещи). Какими средствами располагала семья в момент переселения, сколько было их израсходовано в период подготовки к нему и на какие нужды? Каковы были дорожные расходы семьи (стоимость продуктов питания, кормов для животных и другие). Какими средствами располагала семья в момент прибытия на место?

6. Укажите время переселения (год, месяц, число), причину выбора време­ни переселения.

7. Выясните, каковы были взаимоотношения между переселенцами в пути следования, были ли примеры товарищеской взаимопомощи.

8. Укажите, какие вещи, орудия труда, животные были взяты с собой.

9. Узнайте, какие случились болезни в пути (кто болел, какой болезнью, причина заболевания).

10. Узнайте, на основании каких сведений семьей было предпринято пере­селение в избранное место.

11. Выясните, были ли предварительно снаряжены «ходоки» и на какие средства.


12. Узнайте, когда семья поселилась в данном населенном пункте.

13. Выясните, по какой причине семья меняла или собирается менять мес­тожительство.

14. Выясните, на каких условиях семья поселилась в этом селе.

15. Укажите, каково было экономическое положение семьи на новом месте вначале и теперь (размеры надела; наличие жилья, скота, заработка).

16. Выясните стоимость и время приобретения семьей дома, скота, орудий труда, мебели, крупных домашних вещей и т.п.

17. Выясните, какие были причины, побудившие некоторые семьи вер­нуться на старое местожительство.

18. Сравните на примере данного населенного пункта условия переселения до Октябрьской революции, в 20-е – 30-е годы XX в., в послевоенный период и в настоящее время (материальная помощь, виды транспорта, условия жизни в дороге и на месте, заработок, жилищные условия).

19. Сделайте карту, раскрывающую историю заселения населенного пунк­та в разные годы.

20. Составьте краткую летопись, показывающую хронологию заселения населенного пункта. Сделайте таблицу, наглядно показывающую в процентах основные причины переселения, количество переселенцев, национальный со­став населения и др.

21. Постарайтесь собрать фотоматериал на тему «Жизнь переселенцев до революции, в советский период и в наше время».

22. Выясните, происходило ли влияние переселенцев на топонимику края.


ИЗУЧЕНИЕ ЖИЛИЩА

Современное городское жилище полностью, а сельское - частично строятся по проектам профессионалов-архитекторов. Однако не более века назад кре­стьянское жилище, а в значительной части и городское индивидуальное (осо­бенно в малых и средних городах) строились по канонам народного зодчества с традиционным декором жилых и хозяйственных помещений. Поэтому сохра­нившиеся от той поры и функционирующие в наши дни индивидуальные жи­лища в большей части построены народными мастерами без участия професси­оналов-архитекторов и являются воплощением традиций народной архитекту­ры, народного искусства в области декора жилых и хозяйственных построек. Декор индивидуального жилища развивается в непосредственных взаимо­влияниях с декором профессионально спроектированных зданий, относящих­ся по времени их возведения к различным периодам истории народа и соответ­ственно к эпохам разных стилей в архитектуре.


На обширной территории расселения русских сохраняются памятники древней русской архитектуры (каменные и деревянные храмы XI-ХVII вв. и отдельные здания некультового назначения), сооружение которых относится к периоду нерасчлененности архитектуры на «ученое» - профессионально про­ектируемое строительство и народную архитектуру. Наряду с этими памятни­ками сохраняются профессионально спроектированные здания XVIII - начала XX в. (дворянские усадьбы, рассредоточенные в сельской местности, город­ские жилища социальной верхушки дореволюционного общества и здания об­щественного назначения). Рядом с сооружениями этих двух категорий в сель­ской местности и в городах сохраняется много традиционных индивидуаль­ных домов, построенных во второй половине ХIХ-начале XX в. Архитектур­ное наследие многих веков сосуществует в настоящее время со зданиями типо­вой городской застройки. Современное народное зодчество развивается во вза­имовлияниях с этим сложным архитектурным комплексом.

Пропорции народного жилища, число и размеры окон, высота кровли (для каждого из его видов) - все заложено в традициях народного зодчества, кото­рыми владеют и в рамках которых творчески варьируют свои сооружения плотники-умельцы. Например, любой из них всегда точно скажет, какой вы­соты должна быть крыша для дома определенных габаритов. Лишь одна высо­та крыши будет пригодной. Остальные будут нехороши: либо «сплюснуты», либо «торчком стоять». При расчете высоты крыши народные плотники нахо­дят золотую середину, создающую такой угол ската, при котором снег и дождь не задерживаются на крыше, однако без лишней ее высоты, утяжеляющей кровлю и усиливающей ее давление на сруб.

Высокое крыльцо, светелка, навесы во дворе или крыша, укрывающая
двор, - все повышает комфортабельность традиционного жилища, все гармонично, пропорционально и все украшено. В народном жилище оптимально сочетание утилитарности с декоративным решением, так как это отшлифовано
вековым опытом.

Утилитарные соображения привели к созданию определенного облика жилища для каждого из регионов проживания русских на огромной территории различными климатическими условиями. Облик жилища, как и других элементов традиционной культуры, сложившийся в процессе длительной адаптации народа к природной среде, эстетически совершенен. В этом проявляется определенная закономерность: эстетические потребности, свойственные чело веку, удовлетворяются им путем создания микросреды обитания - жилища а законам красоты. Об этом нельзя забывать, говоря о единстве утилитарного декоративного начала, свойственном народному искусству и, в частности, на­родному зодчеству. Эстетическое, декоративное начало в традиционной к туре в своем роде тоже утилитарно, т. е. духовно утилитарно, ибо служит удовлетворению конкретных потребностей. В другой области духовной культуры, хотя и в ином плане, были утилитарны мифологические образы, запечатленные в искусстве и имевшие для людей, их создавших, магическое значение Они, по их представлениям, выполняли совершенно определенные функции хозяйственных занятиях, семейном и общественном быту. Поэтому, употребляя термины «утилитарно-декоративные» и «чисто декоративные» элементы декора жилища, мы не упускаем из виду условность понятия утилитарности.

Современное русское индивидуальное жилище в сельской местности, в малых, средних и некоторых крупных городах имеет традиционный декор независимо от того, из какого материала оно возведено, и от того, построено ли он
по канонам народного зодчества или по профессионально разработанным архитекторами типовым (или индивидуальным) проектам.

Внешний облик и благоустройство поселения

1. Укажите название селения. Если название нерусское, дайте перевод на русский язык. Сообщите общие сведения о селении, в котором проводятся исследования.

2. Назовите административные единицы, в которые входило селение преж­де и входит теперь (губерния - уезд - волость, область - район - сельский со­вет). Укажите название агрохозяйства, колхоза. Дайте краткую географиче­скую, экономическую и социальную характеристика селения.


3. Укажите этнический состав населения, степень подвижности или устойчивости населения.

4. Назовите тип поселения (выселок, починок, заимок, хутор, село, слобо­да, станица, деревня, посад, погост и т. д.). Укажите, как его называли и назы­вают местные жители и каким оно считалось и считается официально.

5. Опишите, как оформлен въезд в селение.

6. Велик ли населенный пункт (число дворов и жителей по последней переписи и результатам подворного обследования)?

7. Имеются ли старый и новый планы населенного пункта, кем они разрабатывались? Желательно снять копии.

8. Опишите современную планировку селения. Определите тип селения: уличный, линейный (одна улица и дома в два ряда), рядовые поселения (дома в один ряд и фасадом обращены к реке, озеру, дороге); поселение с кварталы кучевой, кольцевой, квартально-уличной планировкой.

9. Определите, как расположены улицы по отношению к сторонам света, господствующему ветру, по отношению к речке, озеру, дороге, другим водо­емам к железной, шоссейной, грунтовой дорогам. Сколько в селении улиц, гак они расположены относительно друг друга (лучеобразно, кругообразно, в беспорядке и др.)?

10. Перечислите названия улиц; объясните, почему они так называются. Кепи улицы не имеют названия, то пронумеруйте их условно и каждую в отдельности опишите. Укажите длину, ширину, количество домов, площадей, переулков. Определите, какой характер носит линия улицы (прямая, кривая, коленчатая). Укажите, какие на ней расположены общественные здания, мос­ты, пруды, другие водоемы.

11. Приблизительно определите общую площадь, занимаемую населенным пунктом (в гектарах, квадратных километрах).

12. Определите самую старую часть селения. Чем она отличается от осталь­ной части?

13. Определите, имеется ли в селении центр, чем он характеризуется (нали­чие магазинов, учреждений). Не переносился ли центр селения в другое место,


если да, то почему?

14. Опишите наиболее красивые старинные и современные постройки (вре­мя постройки, материал, назначение, использование, архитектурные особен­ности и т. д.).

15. Выясните, какие имеются памятники. Когда и кем воздвигнуты и в честь кого или какого события? Из какого материала построены и в каком со­стоянии они находятся?

16. Укажите, какие имеются общественные сооружения в поселении в на­стоящее время и какие были прежде (школы, церкви, часовни, лавки, магази­ны, пожарные каланчи, волостные избы и т. п.).

17. Составьте таблицу с указанием, сколько на жилых зданиях селения же­лезных, черепичных, шиферных, пластиковых, тесовых, дранчатых, соломен­ных, других крыш, и сделайте выводы. Является ли данный материал тради­ционным или используется исходя из климатических условий или благодаря его доступности?

18. Аналогичную таблицу составьте и в отношении всех хозяйственных по­строек. Имеются ли промысловые и ремесленные постройки в поселении, ка­кие были прежде (мельницы, кузницы, гончарные мастерские, кожевенные мастерские и т. п.)?

19. Имеются ли в селении тротуары, какие, когда они появились, их состо­яние, перспективы строительства?

20. Укажите, каково состояние дорог. Как благоустроена проезжая части улиц? Каково состояние мостов?

21. Освещаются ли улицы, все ли они освещены, с какого времени существует освещение, его стоимость? Откуда поступает электроэнергия?

22. Выясните, какие деревья, кем и когда высажены на улицах селения? Каковы породы деревьев, их возраст, состояние. Не проводятся ли воскресники или другие волонтерские акции по благоустройству: посадка деревьев, цветов, уборка улиц. Кто ухаживает за деревьями, цветниками? Есть ли у населения частные сады, палисадники, их размеры, породы деревьев, кустарников, наличие цветов (каких)? Созданы ли общественные сады, парки, скверы, стадионы, когда и кем они созданы, их состояние, благоустройство. Как население ими пользуется?


23. Узнайте, каково водоснабжение в селении. Опишите колодцы, их типы (с воротом, с журавлем, артезианский), материал, из которого они построены (дерево, цемент)? Берется ли вода для питья из реки, других водоемов? Имеются ли искусственные пруды, их назначение (противопожарное, декоративное, для водоплавающей птицы)? Выявите, каково санитарное состояние колодцев и других водоемов. Как осуществляется надзор за ними? Наличие водопрово­да, когда вступил в строй, сколько километров? Наличие колонок, сколько их? Каковы перспективы развития водопровода?

24. Укажите, имеются ли канализация, паровое отопление, газ. Какие пер­спективы развития?

25. Узнайте, есть ли в селении дома со всеми коммунальными удобствами, сколько их, когда их начали строить, каковы перспективы их строительства.

26. Созданы ли для населения места отдыха и прогулок, как они охраня­ются, благоустраиваются и активно ли используются жителями?

27. Узнайте, имеется ли план благоустройства населенного пункта и как он выполняется. Что нужно сделать, чтобы благоустроить селение? Ваши поже­лания в этом отношении.

28. На основании данных подворного обследования и переписи населения попытайтесь определить число жителей в селении, общую жилую площадь и сколько в среднем квадратных метров приходится на одного жителя.

29. Узнайте, имело ли место укрупнение населенного пункта, какие дерев­ни и куда переселялись, с какими слились, когда и почему. Как влияет разбро­санность населенных пунктов на развитие хозяйства, культурную жизнь тру­жеников, их быт?

30. Поинтересуйтесь, как организована противопожарная охрана в селении: наличие противопожарного инвентаря (перечислить - какой), вышек, машин, пожарной дружины. Распределены ли обязанности среди населения по охране от пожара, какая проводится работа с населением, кто ответственный?

Традиционный жилой дом

1. Соберите материал о жилых и хозяйственных постройках (амбар, хлев, ри­га и т. п.), сооруженных в разные периоды: до Октябрьской революции, до Вели­кой Отечественной войны, во второй половине XX века и в настоящее время.


2. Сколько было домов в селении до Октябрьской революции 1917 года, до Ве­ликой Отечественной войны и сколько из них сохранилось до настоящего времени?

3. Были ли курные избы в селении, когда, кому они принадлежали? Опи­шите и зарисуйте этот тип жилья.

4. Имеются ли дома «на две избы», соединенные общими сенями, когда их начали строить, сколько таких домов? Есть ли двухэтажные (трехэтажные и
т.п.) дома, их количество, кому принадлежали раньше?
5. Какие типы жилых домов, когда были построены, кому они принадлежали? Опишите самый распространенный тип жилого дома до революции, до Великой Отечественной войны, конца XX века.

6. Зарисуйте, сфотографируйте все разновидности домов. Сфотографируй­те фасады так, чтобы было видно, где и в каком порядке размещены на домах украшения.

7. Опишите зарисуйте и сфотографируйте самый старый дом в селении. Узнайте, в каком году был построен, кто его строил, кому принадлежал? Кто в

нем теперь живет?

8. Запишите старинные названия жилого комплекса (как назывались столбы ворот конструкции, поддерживающие крышу, отопительная система и т. п.), жи­лища' хозяйственных построек, отдельных помещений (например, подполья).

9. Опишите материал и технику устройства дома: фундамента, стен, кры­ши, пола, потолка и др.

10. Определите число комнат, их назначение и чем каждая из них отлича­ется. Каково в них число окон, их размеры, на какую сторону они выходят и

почему?

11. Опишите, какие части дома снаружи или изнутри окрашены или побе­лены (крыша, стены, пол, потолок, крыльцо), цвет, качество краски и назна­чение окраски.

12. Определите, чем отапливается дом: русская печь, плита, очаг, газовый котел, центральное отопление - и чем отапливался раньше. Определите мате­риал и особенности различных типов печей. Сделайте фотографию или рису­нок традиционного отопления.

13. Определите, как устроена вентиляция в доме зимой и летом (дымоход­ная труба, форточка, открывающиеся окна).


14. Опишите и сфотографируйте украшения дома: роспись стен, резные де­тали у печки, на потолке и т. п., элементы убранства дома, изготовленные не фабричным способом: вышитые полотенца, пологи, занавеси, ковры, скатер­ти, салфетки, покрывала, статуэтки или игрушки на комоде, фотографии на стенах и т. п.

15. Соберите материал о старинной мебели, изготовлявшейся не фабрич­ным способом (кроватях, шкафах, сундуках, ларях, лавках, колыбелях, стульях, полках для посуды); сфотографируйте или зарисуйте все предметы старинной меблировки и укажите, когда и где они изготовлены или куплены.

16. Желательно снять план дома, хотя бы схематичный, указав его основ­ные размеры: длину, ширину, высоту (если дом двухэтажный, то делается план каждого этажа). Укажите на плане, где расположена мебель; кто из чле­нов семьи где спит.

17. Составьте опись фотографий. В описи укажите полное географическое название места, где сделан снимок (область, район, село), напишите фамилию хозяина дома, дату (или период) строительства дома, дату фотографирования и название экспедиции, собиравшей материал. На обратной стороне каждой фотографии поставьте номер, соответствующий номеру в описи, и кроме номера обязательно напишите, где и когда сфотографировано и что именно.

18. Соберите старинную мебель и утварь и расположите их в одной из комнат школьного музея как часть традиционного народного жилища в том же порядке, как были расположены утварь и мебель в старинном жилище.

19. Укажите, можно ли было в селении по внешнему виду отличить дом семьи с большим достатком от дома семьи с малым достатком.

Современный жилой дом

1. Выясните сколько жилых домов в селении. Отдельно кирпичных, деревянных, крупноблочных, сборно-разборных домов заводского изготовления. На основании собранных материалов составьте таблицу.

2. Сделайте планы современных типичных добротных (кирпичных, деревянных, бетонных) и ветхих домов (деревянных, полуземлянок).


3. Узнайте, имеются ли двухэтажные дома и другие разновидности жилых домов и сколько их?

4. Проведите подворное обследование 10 жилых домов и выполните следующие задания.

5. Определите количество членов семьи в каждом из них и жилую площадь в квадратных метрах.

6. Узнайте, когда и кем строился каждый дом, кому принадлежал раньше,

7. Опишите материал и технику устройства домов: фундамента, стен, крыши, пола, потолка и др.

8. Определите число комнат, их назначение и чем каждая из них отличаете,

9. Определите число окон, их размеры и на какую сторону они выходят и почему.

10. Опишите, какие части дома снаружи или изнутри окрашены (крыша, стены, пол, потолок, крыльцо), цвет, качество краски и назначение окраски.

11. Определите, чем отапливается дом: русская печь, плита, очаг, местное газон вое, центральное отопление и т. д. Определите материал и особенности различны: типов печей. Составьте планы устройства печей или других отопительных систем.

12. Определите, как устроена вентиляция в домах зимой и летом (дымоход ная труба, форточка, открывающиеся окна).

13. Опишите и сфотографируйте украшения дома: роспись стен, резные де тали у печки, на потолке и т. п., элементы убранства дома, изготовленные н! фабричным способом: вышитые полотенца, пологи, занавеси, ковры, скатерти, салфетки, покрывала, статуэтки или игрушки на комоде, фотографии н: стенах и т. п.

14. Перечислите всю мебель, которая имеется в домах (табуретки, стулья, столы, шкафы, буфеты, серванты, зеркала, кровати, диваны и др.). Есть ли само дельная мебель (какая, кто ее делал)? Есть ли купленная мебель (полированная, из ДСП, пластиковая, другая)? Опишите интерьер кухни и каждой из комнат.

15. Перечислите предметы постели взрослых и детей. Имеются ли как» различия, в чем и почему? Отметьте, имеют ли кровати подзоры (кружевные или вышитые полосы материи, натянутые между ножками кровати внизу и закрывающие пространство под кроватью). Как уложены подушки («углом», «на ребре» или «плашмя»), чем покрыты подушки и кровать, из какого материала сделаны наволочки (цветной ситец или белый материал), есть ли на них 1шивки (ручной или машинной работы)?


16. Выясните, что стелют на пол при входе в жилой дом, в комнатах (поло­вики, дорожки, ковры).

17. Узнайте, какие в доме имеются светильники (лампа под потолком, на­стольная, бра).

18. Узнайте, имеются ли цветы, какие и сколько. Кто за ними ухаживает?

19. Выясните, нуждается ли население в мебели и какой. Как его нужды удовлетворяет местная торговля или сельские умельцы?

20. Перечислите и опишите утварь и посуду, праздничную и повседневную.

21. Выясните, есть ли стиральная машина, радиоприемник, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, другие электробытовые приборы. Когда все это появилось?

22. Опишите орудия труда, которыми пользуются во время приготовления пищи, кем и как они изготовляются, из какого материала.

23. Выясните, содержатся ли в доме, когда и какие виды непродуктивных животных (кошки, собаки) и продуктивных (куры, овцы и др.) и почему.

24. Выясните, имеются ли в доме подсобные помещения (кладовые, чуланы и др.). Как их используют?

25. Выясните, есть ли жилая летняя часть дома. Где она расположена (в ви­де пристройки или отдельное здание)? Выясните, имеется ли летняя кухня, ее устройство, где она расположена.

26. Опишите санитарное состояние жилого дома: сколько раз в неделю, ме­сяц (зимой и летом) как и чем моют, метут, обтирают и др.

27. Запишите местные названия всех частей дома и находящихся в нем предметов (мебель, украшения, ковры, постель и др.).

28. Выясните, какова стоимость различных материалов и общая стоимость всех расходов на сооружение дома, сколько требуется средств на его ежегодный ремонт.

29. Покажите те изменения, которые произошли в способах строительства, размерах, планировке жилых домов, в материалах, внутреннем устройстве квартир, предметах быта в XX веке. Сравните дореволюционный, довоенный, периоды конца 40-х-60-х годов, 70-80-х годов и современный.


30. Выясните обеспеченность населения жилой площадью. Какова средняя жилая площадь на одного жителя селения, количество семей, не имеющих от­дельного дома или квартиры?

31. Какое распространение получили квартирные дома, сколько их построено, перспектива их строительства, чем они отличаются от других сельских домов?

32. Сфотографируйте, зарисуйте все типы, разновидности жилых домов, их внутреннее убранство и предметы быта.

33. Соберите образцы современных строительных материалов.

34. Сделайте фотографии, отражающие отдельные моменты ухода за жилищем (Уборка, ремонт, покраска и т.п.).

35. Сделайте фотографии строящихся жилых и хозяйственных построек.



следующая страница >>