litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Роль местной администрации в разработке и реализации

Местной Повестки дня 21


Местные органы власти - инициаторы процесса

Большинство глобальных проблем современного общества возникает на местном уровне и требует своего решения на этом уровне. Именно поэтому в документах Рио подчеркивается особая роль местных органов власти в процессе МПД-21.

Местные администрации должны играть ключевую роль в разработке МПД-21, поскольку они:


  • представляют интересы всех социальных групп, всех жителей города и подотчетны им;

  • играют важную роль в планировании и управлении развитием города;

  • непосредственно определяют социально-экономическую политику (уровень жизни, занятость, обеспечение населения продуктами, товарами и услугами и т.п.);

  • ответственны за экологическую политику и использование природно-ресурсного потенциала территории;

  • обеспечивают влияние на жителей через информацию, образование и т.д.;

  • организуют партнерство с другими организациями;

  • обеспечивают воплощение инициатив и ожиданий горожан в решения, стратегии, программы и планы действий.


Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации

(Закон Российской Федерации № 154-ФЗ)

Статья 6

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;


10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования:

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;





Что значит Местная повестка дня-21 для местных органов власти?

В условиях децентрализации экономической и политической систем в России внедрение МПД-21 становится важным этапом построения новой структуры взаимоотношений между федеральной властью, администрацией субъектов федерации и местными органами власти. Демократические основы функционирования модели МПД-21 позволяют совершенно по-новому строить отношения между администрациями городов и населением.


Конституция Российской Федерации

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.




МПД-21 дает возможность местным органам власти:


  • обеспечить большую экономическую независимость местных властей от Центра, что позволяет формировать политику с учетом местных интересов;

  • обеспечить сбалансированность решения социальных, экономических и экологических проблем;

  • обеспечить контроль за состоянием окружающей среды и использованием местных природных ресурсов;

  • обеспечить полную информированность населения о финансовой, организационной и управленческой деятельности местной власти;

  • усилить контроль со стороны общественности за работой выборной администрации через систему общественного обсуждения крупных проектов и в первую очередь ОВОС;
  • привлечь местные промышленные предприятия и представителей бизнеса к решению местных социально-экономических и экологических проблем;



МПД-21 является процессом развития местной политики в целях достижения устойчивого развития.

Она включает в себя:

  • регулирование и улучшение исполнительской деятельности местных властей в области охраны окружающей среды;

  • интегрирование целей устойчивого развития в политику и деятельность местных властей;

  • повышение информированности населения;

  • вовлечение широких масс населения в процессы принятия управленческих решений;

  • оценку, мониторинг и информирование о прогрессе в достижении устойчивого развития.


Местные власти во всем мире ответственны за Повестку-21, так как она дает им возможность развить более интегрированный подход к экологическим, экономическим и социальным задачам и работать в демократическом партнерстве с жителями городов. Таким образом, в долгосрочной перспективе такой подход является обоюдовыгодным, как на местном, так и на глобальном уровнях. В настоящее время в процесс МПД-21 включились более 2000 городских правительств в 64 странах мира, из них около 1000 – в Европе.


Задачи и действия городских администраций в процессе МПД-21

Наиболее четко задачи и необходимые шаги и действия администраций сформулированы в «Лиссабонском плане действий» (1996). Представители местных администраций Европейских городов достигли соглашения по следующим вопросам:


  • Местные власти должны стать основным действующим лицом при осуществлении процесса МПД-21. Чтобы начать процесс МПД-21, нужна политическая воля. Местные власти должны использовать свои права, чтобы обеспечить необходимый стартовый импульс.

  • Местные власти должны сконцентрировать усилия своего персонала на выполнении поставленных задач, обеспечить бюджетные средства, использовать экспертов и продемонстрировать свое лидерство, но не доминировать в этом процессе.
  • Процесс МПД-21 требует участия и обучения местных властей всех уровней. Сотрудничество законодательной и исполнительной ветвей власти, выборных официальных деятелей и чиновников всех отделов и всех уровней ответственности является обязательным условием эффективной реализации процесса. Поддержка со стороны муниципальных лидеров, а также подготовка выборных должностных лиц по вопросам устойчивого развития имеют первостепенное значение.


  • Необходимо начать консультации между представителями различных социальных групп, чтобы достичь полного взаимопонимания и взаимодействия. Достижение консенсуса между всеми участниками процесса - не только требование Повестки дня –21: оно также придает этому долгосрочному плану действий необходимую жизненную силу.

  • Необходимо определить интересы всех участников процесса и поддерживать с ними диалог для того, чтобы построить доверие между участниками на принципах открытости и гласности.

  • Следует создавать ассоциации с соседними муниципалитетами, вовлекать правительственные или административные органы высших и низших уровней во все инициативы и программы.

  • Необходимо стремиться навести порядок в собственном доме, определить все возможности общества по прекращению или сокращению экспорта проблем. Общество не должно отодвигать свои проблемы на будущее или экспортировать их в соседние регионы.




  • Необходимо разработать программу действий по МПД-21 с четко определенными этапами, целями и задачами каждого этапа. Цели и задачи должны быть привлекательными и достижимыми: нереально высокие цели только демотивируют людей - и, кроме того, быть достаточно быстро достижимыми, чтобы заставить людей начать менять поведение сейчас, а не созерцать возможность его изменения в далеком будущем.

  • Необходимо систематически планировать действия и давать оценку результатам, исходя из критериев устойчивого развития, обеспечивая тем самым обратную связь с процессом.

  • В управлении следует стремиться использовать широкий набор методов и

инструментов управления экономикой, социальной сферой и состоянием окружающей среды.
  • Планирование устойчивого развития нуждается в интеграции экологических аспектов с социальными и экономическими, и соответственно межсекторального подхода к планированию и управлению, в том числе: схемы экологического управления и аудит, ОВОС и государственной экологической экспертизы при создании новых компаний и заводов.


  • Необходимо довести до сознания как граждан, так и политических деятелей и правительственных чиновников проблематики устойчивого развития и МПД-21

  • Повышение уровня образования и просвещение населения являются чрезвычайно важными для ясного понимания взаимосвязи социальных, экономических и экологических аспектов. Необходима профессиональная подготовка для того, чтобы чиновники могли знать о возможностях различных практических методов и механизмов управления.

  • Необходимо осуществлять меры, направленные на углубление понимания данных вопросов, формировать образовательные программы для обучения в детских садах, школах, университетах, учебных заведениях для взрослых.

Участие общественности в процессе Повестки дня -21


Почему важно участие общественности в процессе МПД-21?

Участие общественности является одним из основных инструментов реализации процесса Местной повестки дня - 21. В главе 28 Повестки дня - 21, принятой в Рио, говорится, что достижение целей устойчивого развития не может быть навязано посредством решения сверху. Именно участие общественности позволяет наглядно показать всем партнерам по процессу цели и задачи устойчивого развития, является ключевым элементом в любом процессе достижения консенсуса, обеспечивает чувство сопричастности граждан к реализации целей и задач Местной повестки- 21.

Цель МПД-21 – показать муниципалитетам, предпринимателям и жителям насущную необходимость согласованности их действий для достижения условий устойчивого развития и обеспечения будущих поколений, не имеющих в настоящее время права голоса, приемлемыми природными, социальными и экономическими условиями жизни.



Повестка дня на XXI век, глава 28

«Мы

«Мы будем основывать нашу деятельность


на сотрудничестве между всеми действующими

лицами. Мы будем обеспечивать доступ к

информации для всех граждан и заинтересованных

групп для того, чтобы они могли участвовать в

процессах принятия решений на местном уровне».




Кто может принять участие в процессе?


В документах, принятых в Рио, отмечается, что в процесс разработки и реализации МП-21 необходимо вовлекать самые разнообразные группы, включая:


  • общественные организации;

  • научно-исследовательские организации;

  • политические группы;

  • работники органов управления;

  • молодежные организации

  • представителей бизнеса

  • школы, университеты;

  • профсоюзы;

  • этнические группы;

  • религиозные организации;

  • женские организации;

  • СМИ;

- другие группы и ассоциации

Вовлечение в этот процесс групп с различными точками зрения и интересами способствует достижению взаимопонимания в долгосрочной перспективе.

Местная повестка дня-21 является основой для разработки конкретного плана мероприятий по движению в направлении устойчивого развития. Но ни разработка этого плана, ни его реализация невозможны без деятельного участия населения. Взаимодействие граждан и общественных образований с органами власти имеет особое значение, поскольку оно может воспрепятствовать принятию социально и экологически необоснованных решений. Благодаря такому взаимодействию можно влиять на решения на стадии их принятия и избежать знакомого всем аргумента: «…потраченные миллионы на проект или строительство…»


Как можно принять участие в процессе МПД-21?

Существует большое разнообразие инструментов участия общественности в процессе разработки и реализации МПД-21. Их использование будет зависеть, главным образом, от конкретной ситуации в каждом районе, а также от наличия имеющихся ресурсов.


Граждане, стремящиеся принять участие в процессе МПД-21 могут:


  • Использовать имеющиеся возможности для участия в выработке и принятии законодательных и подзаконных актов, а также решений исполнительной власти, влияющих на состояние окружающей среды

  • Организовывать публичные слушания по обсуждению проблемы или готовящегося решения государственных органов

  • Обжаловать решения и требовать отмены в административном порядке решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции , эксплуатации объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и/или здоровье человека

  • Провести референдум, который продемонстрирует мнение населения по конкретному вопросу.

Граждане и общественные организации должны вести диалог по существующим проблемам с местными органами представительной и исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Действующее законодательство возлагает на данные органы конкретные функции по обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду и достойную жизнь.

Правовая основа участия населения в МПД-21

В действующем в Российской Федерации законодательстве для этого заложены потенциальные возможности.

В Конституции РФ записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); в Российской


Конституция Российской Федерации, Статья 42

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарущениями




Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41); каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Экологическое законодательство Российской Федерации еще более детально определяет право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Реализация права граждан в значительной степени зависит от степени информированности населения, что является важным инструментом взаимодействия граждан с представительными и исполнительными органами власти. Действующее в настоящее время законодательство подробно регламентирует права граждан и обязанности государства в этой области их взаимоотношений.

Право на информацию о состоянии окружающей среды гражданам не всегда удается реализовать в полном объеме в силу того, что у представителей власти не всегда хватает кадрового, материального и технического обеспечения, а также нет достаточного контроля и надзора за исполнением этих обязанностей, либо ответственность за эти нарушения должным образом не регламентирована.

Законодательство Российской Федерации предусматривает и иные права граждан на принятие решений, обеспечивающих устойчивое развитие. В первую очередь это:


  • участие в проведении государственной и общественной экологической экспертиз (Закон РФ «Об экологической экспертизе»);

  • участие в оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) (Положение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ 18 июля 1994 г);

  • контроль за ходом реализации проектов строительства, реконструкции объектов различных назначений,
  • использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ «О недрах»);


  • охрану здоровья (Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»),

  • использование животного мира (Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира»),

  • экологическую безопасность (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». Закон РФ «О безопасности» и некоторые другие.

Столкнувшись с той или иной проблемой, граждане или общественные объединения прежде всего должны обратиться к органам представительной или исполнительной власти.




Как организовать процесс участия общественности?

В любом обществе всегда существуют инициативные группы населения, которым небезразличны те или иные аспекты жизни общества. Как показывает опыт большинства Европейских стран, для активного участия населения в процессах МПД-21 наиболее целесообразно организовывать Координационный Совет, объединяющий все заинтересованные группы и выполняющий следующие основные функции:

  • организационное объединение целевых групп,

  • координация деятельности рабочих групп, обеспечение межсекто­рального взаимодействия,

  • обеспечение участия общественности в процессах подготовки и принятии решений.



следующая страница >>