litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 8 9
ПАВЕЛ КОВАЛЕНКО



Коренной бийчанин. Краевед.

Основатель и заведующий

Краеведческим музеем средней

школы №4, г. Бийска.

Директор Музея истории Алтайской духовной миссии.


ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ФОТОДЕЛА В БИЙСКЕ

Фотография была изобретена в 1839 г. Луи Дагерром и Вильямом Талботом. Зародившаяся в Англии и Франции, фотография с первых дней своего существования стала известна и в России.

Не был исключением и уездный город Бийск Томской губернии.

Появление массовой фотографии в истории Бийска относится к началу 1880-х гг. Это связано с приездом в город путешествующих по стране фотографов, открытием первых фотостудий.

Во время генеральной проверки торговых и промышленных заведений в г. Бийске в 1897 г., проводимой Бийской Городской Управой, была учтена «Фотография в доме Дарьи Ивановны Елисеевой». Об этом имеется запись в специальном журнале, который хранится в Центре хранения архивного фонда Алтайского края в г. Барнауле. Среди 257 учтённых заведений в городе фотография записана под № 171. Заведение принадлежало маловышерскому мещанину Николаю Александровичу Ермолину. Из документа следует, что фотография находилась в деревянном помещении около дома, с одним наружным выходом. «Промысел производился» по выданному билету 2-ой гильдии от 9 января 1897 г. за № 373. Сумма годового оборота по заведению составляла 1000 рублей, а сумма полученной с заведения годовой чистой прибыли – 15 рублей. Низкий доход и жёсткая конкуренция, судя по всему, привёли к закрытию фотостудии уже в конце ХIХ в. До того, как избрать постоянное место жительство на Алтае, фотография Ермолина проездом из г. Санкт-Петербурга побывала в некоторых других городах. Удалось обнаружить фотографию, сделанную Ермолиным в бывшей столице Сибири – г. Тобольске.

Первым профессиональным фотографом города Бийска по праву следует считать Виктора Людвиговича Шаниора. В 1883 г. В.Л. Шаниор открыл в собственном доме по ул. Троицкой (ныне ул. Л. Толстого) одну из первых городских фотостудий.


26 мая 1897 г. фотопредприятие, как и предыдущее, было учтено во время генеральной проверки торговых и промышленных заведений в Бийске в 1897 г. В учётном журнале под № 183 значится «Фотография при доме Шаниор». Заведующим заведения являлся томский мещанин Виктор Людвигович Шаниор. В архивном документе сказано, что фотография находится в деревянном помещении с одним наружным выходом. Промысел производился по выданному билету 2-ой гильдии от 7 января 1897 г. за № 239. Сумма годового оборота по заведению составляла 400 рублей, а сумма полученной с заведения годовой чистой прибыли – 200 рублей.

Шаниор принимал заказы на всевозможные размеры фотографий. Фотостудия работала ежедневно с 7-и часов утра до 4-х вечера, а выдача фотографий производилась до 7-и ч. вечера. Виктор Людвигович сделал несколько десятков тысяч снимков жителей Бийска и Бийского уезда. По негативам Шаниора в начале ХХ в. выпускались почтовые открытки с видами г. Бийска. Фотография Шаниора считалась лучшей в дореволюционном Бийске. В 1909 г. «Фотография В.Л. Шаниора» была даже удостоена серебряной медали.

Фотографии Шаниора отличались высоким качеством исполнения и особым профессионализмом фотомастера. Многие семьи бийского купечества, чиновников, священнослужителей и интеллигенции предпочитали другим студиям фотоателье Шаниора. Об этом свидетельствуют коллекции сохранившихся фотопозитивов в музеях города и частных собраниях. Фотоаппарат Шаниора запечатлел чету почётных потомственных граждан, купцов 1-ой гильдии Морозовых Алексея Фёдоровича и Елену Григорьевну, епископов Бийских Макария (Павлова), Иннокентия (Соколова) и др.; виды дореволюционного Бийска, учащихся и учителей учебных заведений города…

С 1916 г. Шаниор ввёл нумерацию фотографий формата кабинет-портрет. Этикетка с порядковым номером прикреплялась во время фотосъёмки к элементам декорации (столикам и др. предметам).

Фотографии с оттисками его фамилии на паспарту хранятся в музеях, государственных и личных архивах Алтайского края, а также далеко за пределами Сибири.


Профессиональным фотографом г. Бийска конца ХIХ начала ХХ вв. был И.А. Зилотин. Он содержал фотоателье по улице Успенской (ныне Советской) в двухэтажном деревянном здании под № 24 (снесено в начале 1990-х гг.). Фотоателье под названием «Художественная Центральная фотография И.А. Зилотина» пользовалась большой популярностью среди основной массы бийчан. Зилотин фотографировал жителей Бийска и Бийского уезда, гостей города. Им «выполнялись заказы: на большие размеры, служебные, юбилейные и ученические составные и виньеточные группы, увеличения от 4 до 25 рублей (за портрет натуральной величины)». Вначале ХХ в. Зилотин ввёл нумерацию фотографий форматом кабинет-портрет и салонного размера на твёрдом картонном паспарту. Порядковый номер наносился на готовый негатив и при печати просматривался на позитиве. Номер имелся более чем на десяти тысячах снимков. Зилотин предлагал услугу увеличения портретов до натуральной величины, практиковал изготовление фотографий в тоне сепии. Большое число фотографий с оттисками его фамилии на паспарту и обороте позитивов сегодня хранятся в музеях, государственных и семейных архивах жителей Алтайского края.

Особый интерес и много вопросов вызывает фотография, датированная 23 февраля 1916 г. выполненная в тоне сепии в мастерской И. Зилотина (принадлежность установлена по оформлению декорации). На лицевой стороне в нижнем правом углу проставлен № 1245 П. Портретная фотография молодого мужчины отпечатана на стандартной фотобумаге с почтовой сеткой на обороте для пересылки и памятную надпись выполненную тёмными чернилами: «От искр. Пред. Друга На Добрую память Дорогому другу Максиму Григорьевичу Бабанову». В нижнем левом углу оттиск синего цвета именного штампа с фамилией «Александр Алексеевич Осокин». Можно предполагать, что в мастерской Зилотина работал ещё один фотограф А.А. Осокин.

Известным фотографом города начала ХХ вв. был П.I. Афанасьев. Первоначально это была путешествующая фотография, которая избрала Бийск местом своей прописки. Афанасьев – автор нескольких десятков тысяч фотоснимков. Позитивы в основном наклеивались на паспарту, отличавшиеся изящным оформлением. «Фотография Афанасьева» была удостоена Высочайших благодарностей, о чём свидетельствуют надписи на обороте паспарту.


Мастерские Шаниора, Зилотина и Афанасьева использовали самые качественные фотоматериалы. Они заказывали картонные паспарту для мастерских известнейшим фотографическим фирмам Иосифа Покорного и И.К. Гек в Москве, I. Скамони в г. Санкт-Петербурге. Основную часть паспарту отличало высокохудожественное оформление. Они содержали всевозможные виньетки, логотипы фотографов и производителей паспарту, на обороте – медали с портретами изобретателей фотографии, иллюстрации с изображением музы фотографии с пальмовым венцом (у Афанасьева), фотоаппаратов, живописных картин природы (у Шаниора), надписи местонахождения фотоателье, награды фотостудий.

Закупались и типовые паспарту. При их использовании, фотографы Шаниор и Зилотин на обороте ставили именные шампы. Так на фотографиях Шаниора выявлены три разновидности оттисков штампов, у Зилотина – одна.

Эти мастерские отличали изысканные различные декорации, оригинальность фотокомпозиций.

Немалый вклад в увековечение и сохранение типов сотен бийчан сыграли путешествующие по стране фотографы-передвижники. Среди них был А.Б. Скварчинский. Фотографии Скворчинского хранятся в фондах краеведческого музея школы № 4 г. Бийска, в личных архивах бийских краеведов А.Г. Бошкова, И.Ф. Шевцовой...

Жителем г. Екатеринбурга, профессиональным художником-фотоколлекционером Шитовым Виталием Васильевичем в 1990-х гг. выявлены и приобретены у коллекционеров на Урале два фотопортрета фотографии Дюкова в Бийске. По подписям на обороте удалось датировать приезд фотографа в г. Бийск. Это 1890 год.

Основная часть дореволюционных фотографий выпускалась в формате кабинет-портрет, некоторые в формате «визит-портрет». Реже использовался крупный «салонный» размер и маленький узкий прямоугольный «американский» формат фотобумаги. Значительная часть фотографий наклеивалась на паспарту, некоторые из которых отличались высокохудожественным исполнением.

В начале ХХ в. бийские фотографы всё больше используют нововведение – печатают фотографии на специальной фотобумаге, имеющей на оборотной стороне почтовую сетку. Такую фотографию с надписью на обороте «почтовая карточка» или «открытое письмо» можно было отправить по почте, предварительно наклеив почтовую марку в верхнем правом углу. Наличие специальной почтовой сетки позволяло в левой части писать послания, а в правой части – обозначать данные адресата.


Фотоаппаратами и фототехникой торговали в Бийске магазин товарищества братьев Невоструевых, который находился в первом этаже здания по ул. Успенской (ныне – ул. Советская, 6). Товарищество занималось также и выпуском в 1910-е гг. фотооткрыток с видами Бийска. Печать открыток осуществлялась акционерным обществом Гранберг в г. Стокгольме в Швеции.

Одни из перых фотографий Бийска (улицы, базар) были сняты Н. Ермолиным в 1890-х гг. По его фотографиям были отпечатаны первые открытки с видами города в 1900-1902 гг.

По фотографиям И.А. Зилотина, А.Б. Скварчинского, В.Л. Шаниора выпускались открытки в начале 1910-х гг. / Изд. Т : ва Бр. Невоструевых в Бийске. Акц. О:во Гранберг в г. Стокгольме/.

В семьях горожан альбомы семейных фотографий стали непременной принадлежностью быта. Фотография стала сопровождать людей в продолжение всей жизни. Снимки оставались знаками памяти о близких, друзьях, дорогих людях. Личный же фотоаппарат в дореволюционном Бийске был для значительной части бийчан и бийских семей предметом роскоши.

Одним из фотографов-любителей досоветского Бийска был П.Г. Васильев.

Васильев Пётр Григорьевич родился в 1875 г. Происходил из крестьян деревни Коновьёва Ковровского уезда Владимирской губернии.

С лета 1914 г. семья Васильевых переехала из г. Барнаула жить в Бийск. Васильев стал работать приказчиком бийского магазина товарищества Второва А.Ф. с сыновьями. С 1939 по 1949 гг. работал бухгалтером в лесосплавной конторе, которая находилась в заречной части Бийска. В 1949-1953 гг. – главный бухгалтер бийского базара. Затем уволился по собственному желанию. Умер в Бийске 21 января 1962 г. Похоронен на старом нагорном Вознесенском кладбище. Сегодня в семье потомков П.Г. Васильева хранится старинный фотоальбом, в котором на картонные страницы наклеено более 200-т фотографий 1914-1916 гг. Хорошего качества, фотографии отражают не только быт семьи, портреты родственников, загородные прогулки и пикники. С осени 1914 г. по 1916 г. Васильевым было сделано более 20 видовых фотоснимков Бийска: вид на городскую площадь с Троицким собором с реки Бии, надгробия купцов Морозовых и священнослужителей у алтарной части Троицкого собора, молебен перед отправкой на войну 1914 г., казармы Бийского полка, постройки архиерейского подворья, Тихвинский монастырский храм, пароход на бийской пристани, дача купца Хакина и озеро Мочищенское… Среди фотоснимков есть и фотография Васильева на фоне Троицкого собора Бийска. Фотографии Петра Григорьевича Васильева уникальны для сохранения и передачи самобытного колорита дореволюционного Бийска.


Уже вначале ХХ в. фотографии используются в административных отчётах, личных делах учителей и священнослужителей.

Она становится востребованной и популярной в Бийске.

Фотография сыграла важное значение в культурной жизни Бийска, позволила запечатлеть виды дореволюционного города, портреты бийчан, семьи старожилов, важные городские мероприятия – тем самым сохранить и донести до нашего времени истинную историю города.


ЮРИЙ ПРОКОФЬЕВ


Член литературного объединения «Парус».

Закончил пединститут,

работал на Бийской студии телевидения,

на радиостудии г.Кимры.

Ныне живёт в г. Кимры Тверской области.


ВОСПОМИНАНИЯ О ШУКШИНЕ

(из писем к Идалии Шевцовой)


В Бийске, когда я работал на ныне закрывшемся телевидении, видел Василия Макаровича во время съёмок небольшого, из трёх частей, фильма о Бийске, в котором рассказ о прошлом, настоящем и немного о будущем города вёлся через Шукшина и от имени Шукшина. Фильмик этот снимала литературно-драматическая редакция Бийской студии телевидения в бытность директора Ивана Гавриловича Меликова и редактора литературно-драматической редакции Михаила Фёдоровича Длуговского. Сценарий писал «пророк из другого отечества» – из Барнаула – Марк Иосифович Юдалевич.

Я могу уточнить, но предположительно в 1969 году и, точно, – летом Шукшин был в Бийске. В студии для него сделали выгородку (телевизор, книжная полка, столик) и в этом интерьере снимали Шукшина, якобы в квартире. Съёмки вели режиссёр Федя Клиндухов и кинооператор Слава Ковердяев, оба работники Бийской студии. Кроме того, Шукшина снимали в квартале «АБ», где он по сценарию говорил, что здесь раньше сажали картошку, (в кабинете тогдашнего преда горисполкома Гаркавого с показом только что построенного моста) будущее города представляли рисунки, по-моему, Юрия Милейко, изображающие новый горком партии и другие запроектированные здания.


Очень хорошим был кадр: Василий Макарович умывается у колодца. Федя со Славой ездили с Василием Макаровичем и в Сростки и, по-моему, дальше по тракту, потому что по возвращении Слава показывал кадры (не вошедшие в фильм), где Василий Макарович катится по снегу «под гору в сугроб», естественно, без всяких санок (видимо, не растаявший летом снежник – прим. Ред.) Кадр уникальный, но кроме нас, его, наверное, никто не увидел. Когда Василий Макарович умер, Федя Клиндухов, работавший в то время на Ростов-Донской студии телевидения, прислал (или привёз в Москву) свой фильм о Бийске, и кусочки из него показывались по центральному телевидению, в частности, фрагмент, в котором Василий Макарович с двумя детьми Феди Клиндухова плывёт на лодке в район бывшей Би-Катунской крепости.

Всё время, пока шли съёмки в Бийске, я часто видел Василия Макаровича, стоял рядом с ним, смотрел на него, но разговаривать стеснялся. Он был в костюме, в серой толстой шерстяной рубашке с воротом (они носились без галстуков), и в точно такой, только красного цвета, рубашке он заявляется в «малину» в фильме «Калина красная». В кино он кажется невысоким, но он оказался выше меня. И, конечно, таким он был в искусстве, что может, и удерживало от разговоров с ним. Да, всё-таки это мог быть год 68-ой. Он (В.М.) приехал в Бийск вместе со сценаристом из Москвы и фотографом из Барнаула. Они называли себя его оруженосцами. Хотя нагружен кофрами и фотоаппаратом был один фотограф. Сценарист за время съёмок подготовил для Бийского телевидения свой рассказ о фильме, снятом по его сценарию «О чём молчала тайга». И этот фильм был показан в дополнение к его рассказу. Сценарист этот, по-моему Игнатий, появился в поле моего зрения лет пять назад в журнале «Наш современник» в рассказе о Василии Макаровиче и о том, как сценарий этого Игнатия нигде не принимали, и Шукшин, называя Игнатия «земелей», посоветовал включить в сценарий медведя и сделать его главным персонажем фильма.

Вот этот Игнатий стал главным источником моей информации о Шукшине, поскольку по своей работе я провел тогда с ним рядом около трёх дней, пока Василий Макарович незапланированно долго пробыл с нашей съёмочной группой у себя в деревне и где-то дальше по Чуйскому тракту. В рассказах Василий Макарович фигурировал и как Васька. «Васька орден потерял» – это о московской полулегенде об ордене, полученном им за «Живёт такой парень». «Васька всё наврал» – это из отзывов земляков о романе «Любавины», в котором вопреки желанию сростинцев, оказался и художественный вымысел (это из рассказов Клиндухова).


Наши работники студии фотографировались с Василием Макаровичем у входа в студию. Я в этом событии не участвовал.

В Москве, вскоре после смерти Василия Макаровича, был на его могиле на Новодевичьем кладбище. Был тогда ещё только портрет и на нём висели кисти ягод калины и рябины. Толпа шла, а несколько человек стояли в десятке метров от могилы у дерева, и один, похожий на цыгана, вроде бы полуплача, закрыв лицо ладонями, смотрел сквозь растопыренные пальцы на огромное количество людей неотрывно и не моргая. …Боюсь я, не забыли бы Василия Макаровича. «Другие юноши поют другие песни, они, пожалуй, будут интересней…». Это слова Сергея Есенина, очень оправдывающиеся сейчас.

А Катунь? Я её видел и ближе к истоку, и зелёную, где-то в середине течения, и в Бийске у пионерлагеря. Был я как-то на Обском море, возле Академгородка, шёл по плотине ГЭС. Вода мутная, плавают корневища деревьев. Жаль будет, если Катунь постигнет такая участь. Вы, наверное, в Сростках были сто раз? А я видел их тоже много раз, но только с тракта.

Письмо датируется 20 апреля 1988 года.

А вот из письма от 03.06.1988 года:

В одном из произведений Фёдора Михайловича Достоевского нашёл и размышления о Руси-тройке Гоголя. Показалось мне, что эти размышления Достоевского читал Василий Макарович и после этого написал рассказ об отце школьника, который учит наизусть отрывок из поэмы Гоголя, и отец прозревает, что ведь Русь-то-тройка везёт подлеца Чичикова. Мысли Достоевского и Шукшина не совпадают полностью, но перекличка в них большая. Кстати, тема «Гоголь и Шукшин» обширная: Шукшин, будучи ребёнком, очень увлекался рассказами Гоголя и многое взял для себя. И рассказ «Верую» соприкасается с повестью Гоголя «Тарас Бульба». (именно с той частью, где идёт приём в Запорожскую сечь казаков - прим. И.Ш.)

В другом письме есть пояснение:

«О Василии Макаровиче, о времени его приезда в Бийск для участия в фильме о городе, я уточнил вот что. Это был 1967 год и совершенно точно – лето*.


__________________________

* - Теперь из фактического материала о пребывании В.М.Шукшина на Алтае установлена дата – апрель-май 1967 г.


ПЕРЕПИСКА


О ШУКШИНЕ

Из письма Людмилы Масловой (с. Верх-Обское)


Ида Фёдоровна, теперь о Шукшине. Во-первых, воспоминания детства. Моя мама, Евдокия Ивановна Замятина , родилась в с.Сростки (6.03.1928 – 28.01.1999), в девичестве Попова. Всегда гордилась, что она росла, дружила, была родственницей Василия Макаровича Шукшина. Часто рассказывала, как они работали вместе с Васей, шутили, играли, ходили на «тырла» (сейчас это называют танцы или дискотека). Тогда – гармошка да весёлая добрая молодёжь. Когда умерла моя бабушка, ей было 93 года, в полном сознании с хорошей памятью, (родилась в с. Сростки,1910-2003) Попова Ольга Григорьевна, то ей племянница Болотова Зоя сказала, что дед Шукшина и дед моей мамы, т.е. два брата Поповы, «пришли» в Россию из Болгарии. До смерти бабушки у меня с ней состоялся разговор. Она мне говорит: «Запомни, твой дед – Иван Васильевич Попов, прадед – Василий Абрамович Попов». Я ей говорю – бабушка, у нас что, есть евреи в родне. А она мне – да откуда я знаю. Тогда я заинтересовалась и спросила при случае у Болотовой Зои. Она-то и подтвердила, что они приехали из Болгарии. Вот и всё, что я знаю.


11.10.2006 г


ВАЛЕНТИН ЛОВИЦКИЙ


Родился в селе Ержово Рыбницкого района Молдавской СССР,

Закончил Днепродзержинский индустриальный техникум.

Член Союза писателей Приднестровья, руководитель Рыбницкого

Отделения.


***

Так у нас ведётся

Испокон веков.

Жажда у колодца,

Голод средь хлебов.

Атеисты молятся.

Язвенники пьют.

Любящие ссорятся…

Богатые – живут!


***

Кончил дело – гуляй смело!

Гулял смело – возбудили «Дело».



***

Какое редкое единство:

Куда ни глянь – сплошное свинство.


***

Ловлю косые ваши взгляды…

А наплевать! Вы тоже гады.


***

В квартиру лезут воры и бандиты?

Это синдром приобретённого дефицита.


***

Муха пауку сказала,

Когда в сеть его попала:

«Лезть не смей к почтенной даме!

Я знакома с комарами.

Ты, невежа и нахал,

«Цокотуху» не читал?»

В пауке кипела злость:

«Много умных развелось!»

Выпил кровь, сказал с отрыжкой:

«Мне чихать на ваши книжки!».


***

Вдали от шума городского

Я очаровываюсь снова.

Здесь изумительный пейзаж:

Мой «Мерседес», коттедж, гараж.


***


«Ин вино веритас»,

Но в спирте больше

В пять-шесть раз.


***

Заимел сто рублей –

И пришли сто друзей!


***

От жизни брал он всё сполна …

Но попадалась дрянь одна!


***

И ты – Брут…

И я – Брут,

И он – Брут.

И все – врут!


***

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей…

Любовных баловень утех –

Ведь я их ненавижу всех!


***

Кулик своё болото славил

И утонул в нём летом этим…

Но он потомство нам оставил!

Теперь болото славят дети.


***

Вы такого не видали!

Смех стоит среди хапуг:

В магазине обсчитали

Доктора физмат наук.


***

Я мышь высокого полёта –

Живу в обшивке самолёта.


***


ИДАЛИЯ ШЕВЦОВА (УРСАТИЙ)

Родилась в с.Завьялово Алтайского края.


Закончила Ленинградское МУ №14, университет

марксизма-ленинизма, Бийский пединститут.

Автор книг поэзии и прозы. Член Союза писателей России,

СП Приднестровья и МСПС.


НА БИЙСКОМ КАТКЕ


…И обгоняя время на коньках,

гоню себя по кольцам круга,

рябит в глазах стремительно округа

и - мимо ветер, снег, людей река.

Пока.

-Пока, - машу я женщине стоящей

и ждущей внучку на «фигурках»,

которая фигуркою парящей

скользит,

«воображает» в новой куртке.

И снега пудра

На курточке оранжевой блестит.

И льстит кокетке взгляд мальчишки-друга…

Рябит в глазах стремительно округа,

Осколочек от солнышка летит!

То мимо девочка оранжево рябит.

И без обид –

Вдруг спотыкается:

на льду песчинки.

И каруселью вновь по часовой

Она за другом – лёгкие свечинки –

Я обхожу их, ребятня - за мной!

Рябит в глазах стремительно округа:

Гоню, гоню себя по кольцам круга

Земного бытия –

Ты где-то,

Где-то я…


***


Мы из воды. Старо, как мир.

Вода врачует, - не вампир.

Интуитивно нас корчует,

Нас охраняет, горе чует.

Пульсируя, слагает мысль,

Но коль встречается с землёй,

В ней растворяется , и быстро –

Исчезает, как человек…

Но в океаны протекая,

Подтачивает даже камни!

Они и составляют вечность:

Вода и человек,

И Человечность!


***


Я помню Красные пруды,

Люблю и Павловска озёра:

От лодок - лёгкие круги,

И - глаз твоих златые зёрна!


***

Есть и у света тень –


Тьма.

Ночь и день – тема.

Всего остального - нет.

Есть тьма и свет,

И человека ветвь!

Остального ничего нет.


***


Крещенье, решенье,

Прощенье.


ЖЕНЩИНА


А женщина – иная форма жизни,

Отличная настолько от мужской,

Что этого не знала я до тризны –

Вот почему в семье гулял раскол:

Я постоянно чем-то недовольна,

Он регулярно убегал куда-то,

Его влекла таинственная воля,

А я его ждала наивно, свято…

Чего я дождалась?

Свет одиночества

По дому бродит –

Кошкою мурлычет.

А муж, безликое высочество,

По гнёздышкам другим всё хнычет.


***


Постряпаю блиночки

Для сыночки и дочки –

От солнышка кружочки

Им силы придадут:

От запаха уют,

И сердце распахнут,

И душу приоткроют,

И за столом вкруг роем

На сладкие блиночки,

На пышные и белые,

Политые сметаною

Сынок и дочка ели бы

Со сношенькою Танею,-

Что пчёлы на цветочки,

На пышные кружочки,

На сладкие блиночки!


***


Ласточка носится с криком…

Н.Рубцов


Птичка летает в мороз:

Некуда бедненькой сесть,

Нечего кузеньке съесть

У белых сугробов-роз.


Вот вам и птичья доля:

Рядом тепло и люди –

Зёрна засыпаны в поле,

И птицы по городу блудят, -

Блюдо земли пустое,

Как сердце людское…


***


После ягоды личико белое,

Словно после молока.

После яблочка спелого

С бабою – морока.


***


Земля круглая: от чего бежали –

К тому и прижали.


***


Робеспьеры и Гавроши

Постоянно в калоше,

А на коне и при деле –

Макиавелли.


ВАЛЬС


следующая страница >>