litceysel.ru
добавить свой файл
1
Искусство плаката



История плаката — это история общемировой художественной традиции, поскольку искусство плаката — одно из древнейших в мире. Первопроходцами в этой области стали, как часто бывает, китайцы, традиции которых последовательно развивали европейские мастера. Искусство плаката возникло, конечно, не на пустом месте. К жанрам рекламы, предвосхитившим плакат, можно отнести настенную живопись и средневековую гравюру, вывески первых магазинов и театральные афиши, политические лубки и т.д.

В Европе первые печатные плакаты (точнее, то, что им предшествовало) начали появляться довольно давно, еще в XV веке.

Расцвет же плакатного искусства исследователи относят к середине XIX века. Это связано с тем, что в 1797 году баварец А. Зенерфельдер изобрел литографию, давшую жизнь многокрасочному плакату.

В плакатном буме второй половины XIX века соревновались по традиции две державы — Франция и Англия.

Настоящим основоположником плакатного искусства принято считать француза Ж. Шере, открывшего в 1866 году в Париже небольшую литографию. Он опубликовал свою первую цветную афишу в 1869 году, которая называлась «Бал Валентине». В этой работе Ж. Шере применил метод сочетания литографии с выпуклой типографской печатью. За свою творческую жизнь он создал около тысячи плакатов, лучшие из которых были представлены на выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.

Заметный след в истории плакатного искусства оставили выдающиеся европейские художники XIX и XX веков О. Бердслей, П. Боннар, В. де Вельде, Э. Грассе, Э. Дега, Ф. Леже, К. Мане, А. Матисс, А. Муха (Мюша), П. Пикассо, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек.

Перечисленные авторы, как известно, занимались не только плакатным искусством, зачастую работа в этом жанре была для них дополнительным видом заработка или способом продекларировать свои политические убеждения. Например, П. Пикассо делал не только афишы боев быков, различных выставок и т.д., но и писал политические плакаты, в которых выражал свои коммунистические взгляды.


Известны выдающиеся европейские профессионалы, работавшие исключительно в жанре плаката, — Б. Вильмо, Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Люпо, Р. Савиньяк.

Важнейшую роль плакатисты сыграли в рекламе кинематографа. Первоначально плакаты, рекламирующие фильмы, создавались способом перерисовки отдельных кадров; позже художники стали работать более глубоко, показывая главных героев, их суть, давая представление о сюжете и жанре картины. Киноплакат сохранил свое значение до настоящего времени, особенно в провинциальных городах, и по-прежнему является эффективным средством привлечения зрителей в кинотеатры.

Начиная с 20-30-х годов прошлого века в моду стали входить плакаты, пропагандирующие средства техники безопасности в строительстве и промышленности.

Плакат смело можно отнести к одним из сложнейших видов искусства. Прежде всего потому, что, художник, выполняя работу не для себя, а по заказу клиента (будь то государство или частный капитал), не свободен абсолютно. Однако надо заметить, что подлинно талантливые люди сумели себя ярко проявить и в столь сложных условиях. И если несколько отвлечься от темы данного исследования, то следует вспомнить, что именно по заказу были созданы лучшие образцы творчества художников эпохи Возрождения Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других.

Интересно, что в жанре плаката активно работали художники Возрождения. Флорентийские власти поручали, например, Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи изображать на стенах повешенных политических преступников, и прославленные живописцы выполняли свою работу. Богатые платили — великие работали.

В России печатные плакаты появились в начале XVIII века. Одна из немногих дошедших до нашего времени печатных афиш — «Объявление о чудном муже, его же иные вторым Сэмпсоном нарицают» — была отпечатана в Санкт-Петербурге в 1719 году.

В XIX веке стало весьма популярным размещение рекламных плакатов на круглых тумбах, установленных во многих российских городах.


В дореволюционной России плакат довольно редко носил ярко-политический, агитационный характер, рекламируя, как правило, деятельность различных фирм, благотворительных обществ и т.д. Как справедливо отмечает Н.И. Бабурина в книге «Русский плакат Первой мировой войны», художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия: кружечного сбора, вербного базара, лотереи, вечера, подписки.

В жанре плаката работали выдающиеся русские художники: А. Архипов, Л. Бакст, И. Билибин, А. и В. Васнецовы, М. Врубель, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, Л. Пастернак, Н. Ремизов, В. Серов, К. Сомов и другие. Многие из них известны и в жанре военного плаката своим талантом, авторской индивидуальностью.

Например, В. Васнецов в военных плакатах Первой мировой войны развивал идеи патриотизма, опираясь в свойственной ему манере на фольклорные образы; К. Коровин использовал в работах фигуру Дмитрия Донского, олицетворяющего величие и непобедимость русского народа.

Блистательным мастером русского плаката, особенно военного, являлся Л. Пастернак — знаменитый живописец, иллюстратор произведений Л. Толстого, отец поэта Б. Пастернака. Его работа «На помощь жертвам войны» (1914) стала новым словом в жанре. Там был показан реальный, уставший от войны человек, в котором нет показушной храбрости, но есть суровая, обнаженная правда жизни. Именно этот плакат оказался очень популярным в народе.

В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды. И многие выдающиеся художники (в широком смысле слова) отдали дань этому, бесспорно, прикладному виду искусства. Достаточно вспомнить, что в жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.

Немало было мастеров, занимавшихся исключительно рекламным плакатом. Следует упомянуть таких замечательных художников, как М. Буланов, А. Зеленский, Д. Тархов, Б. Такке, Д. Кравченко.


Искусству плаката учили в специализированных высших учебных заведениях — например, в Полиграфическом институте была кафедра плаката, где, в частности, преподавал знаменитый автор плакатов «Ты записался добровольцем?», «Помоги» Д. Моор. Секции плаката существовали в Государственной академии искусств, в МОССХе и т.д. И это, разумеется, давало свои положительные результаты.

Как не без оснований пишет А. Козлов во вступительной статье в книге, посвященной Д. Моору: «Советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства».

Многие из перечисленных мастеров подходили к плакату не только с точки зрения социального заказа, но именно с точки зрения искусства, зачастую авангардного. Скажем, известный новатор слова В. Маяковский нарушал и в плакатном искусстве привычные рамки, тем самым развивая скрытые возможности жанра. В. Маяковский — один из немногих — использовал в рекламных плакатах юмор и даже неологизмы.

Например:


Для салатов, соусов

и прочих ед

Лучше масла

не было и нет.


Широко известен слоган горлана-главаря — «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Поэт написал много и других слоганов для рекламных плакатов Моссельпрома, с которым активно сотрудничал. Например:


Печенье не черствеет!

Питательнее, выгоднее булки!

Продает Моссельпром,

отделения в любом переулке!


Плакат с использованием рифмованных слоганов прижился в нашей стране благодаря влиянию, пожалуй, именно В. Маяковского.

Надо отметить, что работа в жанре плаката была для В. Маяковского многоплановой. Например, в период Окон сатиры РОСТА (1919 — 1922) он не только писал стихи для плакатов, но и был организатором производства, художником. Напомним, что в юности Владимир Владимирович обучался в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества. И хотя был в свое время вместе с другим выдающимся живописцем и поэтом Д. Бурлюком исключен из него за публичные выступления, оставался блестящим рисовальщиком. Оценку художнического дара В. Маяковского дал еще в 1915 году И. Репин, просмотрев серию шаржей Маяковского, сделанных для «Кино-журнала». Илья Ефимович восхищался: «В каждом его (В. Маяковского. — Е.С.) рисунке, в каждом штрихе — доподлинный реализм. И как хлестко нарисовано, с каким темпераментом, с каким знанием анатомии. Он истинный физиономист. Нет, это не дилетант, это мастер».


Сам Маяковский относился к своей работе в жанре плаката, вообще в прикладных видах искусства, очень ответственно, придавал ей огромное значение. И, разумеется, не считал этот труд зазорным. Он писал в предисловии к каталогу выставки «Двадцать лет работы»: «Газета, плакат, лозунг, диспут, реклама, высокомерно отстраняемые чистыми лириками, эстетами, выставлены как важнейший род литературного оружия». А воевал Маяковский и за идеалы Революции, и, как бы сейчас сказали, за продвижение различных товаров на рынке.

Эффективно было сотрудничество В. Маяковского с А. Родченко, который вводил в рекламные плакаты свои фотографии, фотоколлажи. Эти титаны советского искусства создали в содружестве более 300 работ.

В 1925 году в Париже на Международной художественно-промышленной выставке цикл плакатов В. Маяковского и А. Родченко был удостоен серебряной медали.

В. Маяковский и А. Родченко работали для различных учреждений, не только для Моссельпрома, но и для ГУМа, Резинотреста, Чаеуправления. Кстати, В. Маяковский состоялся и как теоретик рекламы — смотрите, например, его статьи «Агитация и реклама», «Революционный плакат«.

Активно выступал поэт и за сохранение плакатов, да и вообще атрибутов времени. Он с неподдельной горечью писал о печальной судьбе архива РОСТА в статье «Собирайте историю»: «В Московской Центропечати все стены были заклеены плакатами. При первой реорганизации стены всю эту редкость просто и мило выкрасили.

Плакатный архив РОСТА был свален в комнату, по нему прошли армии три курьеров и курьерш, а клочки съели мыши.

А ведь по этим клочкам день за днем можно было в стишках и карикатурах проследить всю историю революции». И далее:

«Надо хранить каждый клочок.

Пока не все растеряно».

В статье «Революционный плакат» Маяковский развивает тему: «Наше дело — тщательно сохранить все материалы для итогов этой эпохи».

Как же эти слова актуальны и в наше время!


Известно мнение прославленного литературоведа и искусствоведа В. Шкловского, считавшего, что для В. Маяковского работа над плакатами была источником заработка. Конечно, это правда, и все-таки, уверен, неполная правда. Маяковский вкладывал в плакаты весь свой талант, всю свою душу. И в итоге выдающийся мастер сумел создать из агитки своеобразное новаторское искусство.

Если говорить в целом, то новаторов в советском плакатном искусстве оказалось все-таки немного. Оно не авангардно и развивалось строго в рамках социалистического реализма.

Плодотворно в жанре плаката работал творческий тандем Дени (Виктор Николаевич Денисов) — Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов).

Они начали сотрудничать еще в годы гражданской войны и работали вместе в течение всей их жизни.

Их совместный труд был организован по двум сценариям. Иногда инициативу в свои руки брал Дени, предлагал рисунок, а Демьян Бедный делал стихотворную подпись. Иногда Дени иллюстрировал злободневные, острые стихи пролетарского поэта. Кстати говоря, на плакатах он подписывался «Демьян Бедный — мужик вредный».

А. Луначарский писал о совместной работе Дени и Д. Бедного: «Тут есть много общего. И Дени и Демьян мастера. У Демьяна чистейший русский язык; у Дени чистейший классический штрих. Демьян правдив, поэтому его и понимают сотни тысяч рабочих и крестьян. И Дени реалист. Никаких в нем нет стилизаторских ломок вещей, никаких формальных подходов. Это действительно реалистическая карикатура».

Не буду комментировать мнение А. Луначарского относительно чистоты русского языка Д. Бедного, на этот счет существуют различные точки зрения. Но одно в этой цитате бесспорно — действительно, никаких формальных подходов у содружества Д. Бедный — Дени не существовало. Они, собственно, и не ставили перед собой таких задач. У них был свой взгляд на искусство, который Дени предельно четко сформулировал в своих до сих пор полностью неизданных дневниках «Мои мыслишки из записной книжки». Он писал в стихотворной форме:



Что есть плакат и какова природа плаката?

Говорю в качестве старого плакатиста-солдата.

Плакат не есть длинное чтиво;

Относись к зрителю бережно, учтиво.

Плакат должен быть ясен и прост —

Таков плаката пост.

Плакат есть стрела-молния

к сознанию зрителя,

будь зрителю вроде

молниеносного учителя.

Взглянул зритель

и мыслью объят, вот это и есть плакат!


В годы Великой Отечественной войны плакат сыграл свою положительную роль в борьбе против фашистских захватчиков. В этот период работали такие известные художники, как Б. Ефимов (которого Гитлер считал личным врагом), Л. Голованов, В. Иванов, А. Кокорекин, В. Корецкий, Кукрыниксы, И. Тоидзе, Д. Шмаринов и многие другие.

Плакаты в нашей стране в советское время развивались в различных направлениях. Если в первой половине прошлого века наиболее популярны были политические плакаты, то во второй широкое распространение получили не только политагитки, но и кинорекламные, театральные, выставочные, санитар-но-просветительские, производственные и т.п. плакаты.

В 1974 году решением секретариата ЦК КПСС было создано специализированное издательство «Плакат», которое стало тиражировать не только идеологизированные работы, но и плакаты по другим темам. Издательство также прославилось тем, что регулярно устраивало Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.

Интересны архетипы советских плакатов, которые существенно отличаются от западных. Как замечает Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время как в образцах западной рекламы (тех же лет. — Е.С.) эта доля составляет 60%».

Если западные рекламисты в производстве плакатов опирались (и опираются) на мотивационную психологию потребителей, используя даже фрейдистские теории о затаенных биологических и сексуальных комплексах, то, конечно, говорить то же самое об авторах советских плакатов не приходится.


Это вовсе не значит, что советские плакаты маловыразительны. Такие шедевры, как «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор), «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе), «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Дойдем до Берлина» (Л. Голованов) по степени воздействия на зрителя сопоставимы с лучшими образцами высокого искусства.

Рекламные плакаты Госстраха создавались с момента основания компании в октябре 1921 года, а распространялись они, за исключением единичных случаев, бесплатно.

Самый распространенный формат плакатов Госстраха 60x90, следующие по распространенности размеры: 60x80, 60x84, 60x92.

Использовались, как правило, высокая печать или хромолитография, в более поздние годы — офсетная печать. Бумага газетная, офсетная 1, конвертная 1 и т.д.

Специальная серия плакатов размером 100x150 была выполнена в 1945 — 1946 годах масляными красками по заказу Ленинградского городского управления Госстраха.

Тиражи плакатов Госстраха были огромны и достигали десятков и сотен тысяч, миллионов экземпляров. Достаточно привести несколько примеров. Скажем, тираж плаката о страховании имущества 1953 года, изданный Управлением государственного страхования по РСФСР на Московской печатной фабрике Гознака, составил 700 тысяч экземпляров. А плакаты 1973 года, выпущенные издательством «Финансы» и посвященные страхованию средств транспорта и строений, достигали тиража в 1 миллион экземпляров. Такие примеры не единичны, хотя нужно признать, что были и небольшие тиражи 1, 2, 5, 10 тысяч.

Случались и работы, написанные художниками маслом, — штучный товар. Скажем, некоторые плакаты Ленинградского городского управления Госстраха, изготовленные в 1945 - 1946 годах нестандартным размером в 64 кв. метра в количестве 2, 10, 200 штук, размещались в наиболее людных местах города, нередко на стенах многоэтажных домов. Фактически эти плакаты стали ярчайшим образцом наружной рекламы.

Печатались плакаты Госстраха во многих городах СССР, в различных типографиях. Например, в таких, как «Гудок», «Втьна Украша», им. В.М. Молотова, им. Котлякова, «Советская Латвия», типография дорожного издательства «Турксиб», типография издательства газеты «На страже Родины», типография Объединенного издательства «Правда Востока» и во многих других. Самые большие тиражи печатались на фабрике Гознак.


Госстрах был одним из самых массовых заказчиков отечественной полиграфической промышленности.


Фактически существовала целая индустрия, в которой бок о бок трудились страховщики и художники, журналисты и редакторы, фотографы и полиграфисты.

Страховщики совместно с журналистами и редакторами готовили яркие, как правило, короткие, запоминающиеся тексты, художники и художественные редакторы их оформляли. Полиграфисты печатали миллионные тиражи.

Авторы плакатов Госстраха не стали всемирно известными живописцами, но они честно, качественно, а самое главное - доходчиво выполняли свою работу. Следует назвать таких художников, как Б. Березовский, Ф. Буданов, М. Буланов, В. Васильев, В. Викторов, С. Гинц, Н. Гаврилов, М. Геншафт, Г. Горде-ладзе, В. Жигарев, И. Зальцман, Г. Исакович, В. Климашкин, А. Клопов, Н. Клопов, Б. Комов, Б. Кри-менчугский, М. Мануйлов, И. Мицкевич, П. Павлов, А. Панфилов, Л. Панфилова, Л. Писаревский, Н. Попов, В. Сержантов, М. Соркин, Ю. Терпиловский, М. Ярошевский.

Активно работали в жанре плаката редакторы (они же журналисты) Ф. Артамонов, Д. Васьянов, Б. Гришняев, М. Каллей, А. Ладыгин, П. Павлов, А. Перемашвили, И. Попельнух, В. Сомин, М. Умнов и другие.

Из фотографов можно назвать В. Бабайлова, Ф. Бородина, Б. Гук-калова, Ю. Дворянинова, В. Киселева, Н. Кузьмину, Н. Мельниченко, В. Павлова, В. Житникова. Надо сказать, что фотографии в плакатах Госстраха использовались все-таки реже, чем рисунки или картины, а стихи и вовсе в единичным случаях.

Плакаты выпускались практически на всех языках народов Советского Союза.

Каждое управление Госстраха тиражировало, как правило, свои плакаты, отражающие национальный колорит той или иной республики, особенности того или иного города. Впрочем, иногда один и тот же изобразительный ряд можно было встретить на плакатах различных регионов.

Очень интересны армянские плакаты художника Б. Комова и редактора А. Ладыгина, казахские художников И. Мицкевича, И. Нестерова, украинские художников Ю. Терпиловского, М. Геншафта, Г. Исаковича, других республик. Своеобычны плакаты Советской Прибалтики.


Как это ни парадоксально, но прибалтийские плакаты были, на мой взгляд, наиболее верноподданническими, идеологизированными. «За советскую Латвию», «Слава Октябрю!», «Мысли Ленина вечно живы», «Родине», «Ленину песня наших сердец», «Слава Советской Армии». Таких и подобных агиток было выпущено великое множество.

Интереснее у плакатистов Советской Прибалтики получались работы, когда они брались за более конкретные, насущные темы.

В жанре плаката, посвященного страхованию, успешно работал выпускник Государственного художественного института Литовской ССР К. Швейкаускас, работы которого отличает яркая, запоминающаяся манера. «Имущество заботливого хозяина всегда застраховано» (1970), «В беде лучше тому, у кого машина застрахована» (1971), «Застрахуешь — потерь не будешь иметь" (1970).

Своеобразно работал в жанре страхового плаката и другой выпускник Государственного художественного института Литовской ССР Г. Кястутис. Известен его плакат «М-у-у, я почти застрахована» (1970), написанный гуашью.

Плакаты Госстраха по жанру были разными — текстовые и выполненные в смешанной технике (термин культуролога А. Очеретянского). Плакаты второй категории более выразительны, в них текст и рисунок (иногда и фотография) дополняют друг друга, но изобразительный ряд доминирует. Именно эти плакаты имеют, собственно говоря, отношение к искусству.

Плакатисты Госстраха никогда не использовали как художественный прием карикатуру, хотя она являлась одним из самых распространенных жанров в советском наглядном искусстве, т.е. в нашем случае агитация шла исключительно от позитива и чуралась негатива. Пропагандировался рачительный человек, застраховавший свою жизнь или имущество, средство транспорта или сельскохозяйственных животных. Граждане, не пользовавшиеся услугами Госстраха, в карикатурном виде не изображались.

Интересно отметить, что наиболее часто в плакатах Госстраха художники изображали людей, дома, средства транспорта, а из животных — коров. Это и понятно. Корова — кормилица, без которой на селе не прожить. И по частоте изображения на плакатах Госстраха корова — абсолютный лидер.


Обычно плакаты были посвящены какому-то одному виду страхования, но нередко издавались и комбинированные образцы, где, например, соседствует реклама страхования жизни и домашнего имущества, страхования детей и от несчастного случая, сельскохозяйственных культур и животных, и т.д.

В конце XX века, особенно в 90-е годы, плакаты резко видоизменяются, они становятся более функциональными, в большинстве из них появляется календарная сетка. Конечно, в данном случае налицо смешение жанров, но плакаты никогда не боялись эклектики и, может быть, в этом их особенная сила.

Поскольку история Российской государственной страховой компании неотделима от истории страны, художники-плакатисты и редакторы, сотрудничавшие с Госстрахом отразили и тяжелейшие испытания, которые выпали на долю народа, и радости, и свершения.

В связи с этим интересны архетипы в плакатах Госстраха.

Вот, скажем, работа конца 40-х годов «Каждый может застраховать свою жизнь». На фоне шахты мы видим достаточно безликого человека фактически неопределенного пола, который не улыбается. В одной руке у него отбойный молоток, другой он указывает в коммунистическое далеко.

Или плакат того же периода «Гражданин! Застраховали ли Вы свое домашнее имущество?» Здесь у советского человека и вовсе каменное лицо.

Подобные архетипы в плакатах Госстраха весьма распространены в 30-40-50-е годы, что немудрено. Счастливой и веселой жизнь советских людей в те времена назвать было нельзя. Таким образом, художники-плакатисты оказались честны перед собой, не слишком приукрашивая действительность.

В 60-70-е годы архетипы в плакатах Госстраха решительно поменялись. Улучшились условия жизни, более раскрепощенным стал психологический климат в стране. И мы видим на плакатах, что люди стали улыбаться все чаще и чаще. Кстати, именно в эти годы на киностудиях Мосфильм и Ленфильм были выпущены рекламные госстраховские фильмы с участием любимых народом актеров комического жанра Юрия Белова, Михаила Пуговкина, Алексея Смирнова. А в 1966 году на экраны вышел замечательный фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», ставший фактически первым образцом скрытой кинорекламы. Вся страна была заинтригована судьбой агента Госстраха Юрия Деточкина, восстанавливавшего справедливость весьма необычным способом, фильм получил колоссальное зрительское признание. О серьезных вещах стало возможным говорить с улыбкой.


Поменялось отношение к жизни, изменилось искусство и, в частности, плакаты Госстраха.

Плакаты Госстраха, как мы уже отмечали, многожанровы и порою эклектичны, как, собственно, и цели, которые в прежнее время стояли перед государственным страхованием.

С одной стороны, плакаты Госстраха, как одного из немногих советских институтов с элементами рыночной экономики, информировали население о важности и необходимости страхования, которое было исключительно государственным, а следовательно — безальтернативным; с другой — плакаты Госстраха являлись составной частью огромной идеологической системы и, естественно, сугубо экономические категории в них нередко тесным образом переплетались с общественной жизнью страны, а иногда и с прямой коммунистической пропагандой.

Рассмотрим в качестве примера один из плакатов 1933 года, выпущенный КрымГосстрахом, который начинается со слов вполне профессиональных. «Руководители колхозов, предприятий, учреждений и организаций! Колхозники, рабочие и служащие! Оберегайте общественную собственность и личное имущество от стихийных бедствий. Заключайте в Госстрахе договора добровольного страхования. За справками обращайтесь в страховые инспекции и к страховым агентам».

А рядом — информация, напоминающая о руководящей роли партии. «Государственное страхование является могучим орудием укрепления колхозного производства и охраны общественной собственности (из решения ЦК ВКП(б) от 8 марта 1933 года)».

З.В. Лашкул в своей книге «Украинский советский плакат в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945)», анализируя плакаты И. Дайца (Алма-Ата), пишет: «Прост и вместе с тем оригинально решен выпущенный в Алма-Ате одновременно на русском и казахском языках плакат И. Дайца». «Трудящиеся! Организуйте в своем коллективе страхование жизни и домашнего имущества!» «Каждый рубль, внесенный в уплату платежей по добровольному страхованию, — это УДАР по ФАШИЗМУ», — говорит надпись на плакате, и мы видим, как из одной ассигнации выходит шеренга бойцов в полном обмундировании, а из серебряного рубля выходит рабочий с молотом и замахивается на упавшего и скорчившегося в ужасе фашиста. Четкость рисунка, а главное, художественная находка — превращение барельефной фигуры рабочего на рубле в действительный образ — делают плакат очень убедительным. Так плакат, как наиболее доходчивая форма политической агитации, помогал народу в наглядных художественных образах понять и усвоить смысл решений и призывов Коммунистической партии и Советского правительства».


И в данном случае налицо смешение категорий экономических и политических (гражданственных).

Или — плакат 1945 года, с помощью которого рекламируется сельскохозяйственное страхование. «Для того, чтобы оградить себя от убытков при стихийных бедствиях, необходимо каждому колхозу застраховать свое имущество в сверхокладном порядке». Это, как сказали бы сейчас, страхование юридических лиц. Рядом идет борьба за индивидуального клиента. Госстрах обязуется уплатить КОЗЛОВОЙ Анне Васильевне страховую сумму 20 000 рублей в случае смерти КОЗЛОВА Василия Николаевича, если смерть наступит до 25 мая 1963 года. При постоянной, полной или частичной утрате трудоспособности от несчастного случая страховую сумму или соответствующую ее часть Госстрах уплатит самому застрахованному.

А выше идеологический текст — «ХХХУIII-й год Великой Октябрьской Социалистической Революции в СССР».

Или плакат 1950 года. «Государственное страхование — важное народнохозяйственное дело». (Опыт работы Екимовичского района Смоленской области по государственному страхованию.) Здесь не обошлось без цитаты самого отца народов. «Социалистическое соревнование говорит: одни работают плохо, другие хорошо, третьи лучше. Догоняй лучших, добейся общего подъема». И.В. Сталин».

Советское время, в которое создавались плакаты Госстраха, было предельно идеологизировано, и, разумеется, они являлись мощнейшим средством пропагандистской работы. Чтобы в полной мере осознать это, достаточно вспомнить, что вскоре после войны, в 1948 году, ЦК ВКП(б) принял решение о «Недостатках и мерах улучшения издания политических плакатов», в котором отмечалось большое политическое и художественное значение плакатного искусства и одновременно были указаны серьезные недостатки, которыми изобиловали плакаты, были намечены конкретные пути их преодоления. Какие же ставились задачи? Естественно, в первую очередь, углубление идейно-политического содержания. Кроме того, партия требовала повышения художественного и полиграфического уровня плакатов и т.д.


В предисловии к каталогу «Выставка советского плаката», выпущенному в 1950 году, известнейший теоретик советского изобразительного искусства Елена Поволоцкая писала: «Отличительные черты советского плаката — его глубокая партийная идейность и народность. Агитационная его сущность не выносит отставания от жизни, настоятельно требует, чтобы в основе каждого плаката лежала самая передовая политическая идея, выразительно и просто воплощенная в живой, реалистический художественный образ. Только при этом непременном и обязательном условии плакат будет активен и действен и достойно ответит своей основной задаче — успешно служить великому делу коммунистического воспитания нашего народа.

То, что в плакатах Госстраха были идеологические лозунги, неудивительно — это обусловлено временем. Удивительно другое — они встречались крайне редко. В большинстве плакатов Госстраха нет и намека на руководящую и организующую роль партии. В основном они выполняли в насквозь идеологизированные советские годы свою прямую функцию — информировали население о государственном страховании и рекламировали различные страховые продукты, то есть фактически выполняли роль рыночного инструмента. Даже в суровые годы военного лихолетья госстраховцы тиражировали свою рекламную продукцию, посвященную непосредственно страховым продуктам. В этом отношении показателен комбинированный плакат 1944 года, выпущенный Управлением Госстраха Грозненской области и посвященный страхованию домашнего имущества от огня и страхованию жизни. «Для того, чтобы оградить себя от убытков при стихийных бедствиях, необходимо каждому колхозу застраховать свое имущество в сверхокладном порядке. За справками обращайтесь в страховые инспекции при райфинотделах».

Далее по тексту идет агитация за страхование жизни уже известными вам, уважаемые читатели, словами. «Госстрах обязуется уплатить КОЗЛОВОЙ Анне Васильевне страховую сумму 20 000 рублей в случае смерти застрахованного КОЗЛОВА Василия Николаевича, если она наступит до 25 мая 1963 года.


При постоянной полной или частичной утрате трудоспособности от несчастного случая страховую сумму или соответствующую часть ее Госстрах уплатит самому застрахованному, гор. Москва. 25 мая 1943 г.»

И подобных плакатов, выпущенных во время Великой Отечественной войны, было немало.

Плакаты Госстраха создавались, как мы уже отмечали, в насквозь идеологизированное, а порою и в тяжелейшее военное время. Но при этом всегда выполняли роль рыночного инструмента. А в некоторых случаях стали фактом искусства. В этом (хотя и не только в этом) их уникальность.


Е. Степанов,

главный редактор газеты «Госстрах»,

аспирант факультета журналистики

МГУ им. М.В. Ломоносова


Статья была опубликована в журнале «Страховое ревю»

№3 (107) 2003.