litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

КНИГА 3


ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА




ОГЛАВЛЕНИЕ


ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА


Имидж политика

Имидж и харизма



Кураж и вдохновение

"Короля играет свита"

Политик и его Я-концепция

От кандидата к политической миссии

Стать лидером и остаться им




Формирование имиджа политика



Составляющие имиджа


Ядро имиджа: легенда, позиции, установки
Секреты создания политического имиджа
Методика изучения имиджа и его коррекция
Современный и несовременный имидж


Профессия – имиджмейкер

Литература




ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА


Избирательная кампания для политика является серьезной школой, в которой кандидат, начиная кампанию, заканчивает ее с готовностью к дальнейшей политической деятельности. Политический процесс в нашей стране находится в развитии. В политику приходят новые имена, новые люди, новые движения и партии. Умение учиться, обретать новые, необходимые для политического деятеля навыки, постоянная и кропотливая работа над повышением уровня политической культуры политика и его команды имеет огромное значение для всего общества, не только в нашей стране, но и во всем мире, в котором мы живем.

Политический имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, есть эмоционально окрашенный образ политического лидера. Формирование имиджа происходит как стихийно, т.е. неосознанно, так и сознательно, т.е. тщательно отслеживаются особенности восприятия политика, и продумывается новая стратегия и тактика формирования благоприятного образа.

В настоящее время политику, чтобы добиться успеха, необходимо окружение профессионалов-имиджмейкеров. Политик проиграет в двух случаях:


– при низком уровне профессионализма имиджмейкеров,

– при игнорировании обратной связи с избирателями,

– при несоответствии темпа реагирования на обратную связь.

При современной ситуации, когда политиков значительно больше, чем мест в исполнительной и законодательной власти, гораздо более жесткая конкуренция будет способствовать более высокой профессионализации как политиков, так и имиджмейкеров, а также всему составу команды лидера. Излишняя самоуверенность в политике неуместна.

Создание имиджа невозможно без средств массовой информации, которые представляют собой фокус общественного сознания. Когда политика "не показывают", "не печатают" и он нигде не выступает, – он только гражданин, имеющий некоторые политические убеждения. Даже если политик делает значительные дела, но о них не узнают вовремя и не радуются его успехам, не спрашивают его мнения по текущим вопросам жизни, он, если можно так выразиться, – "вне политики". Сфера массового сознания не воспринимает сделанного, а за время избирательной кампании можно и не успеть рассказать о своих славных подвигах.

Другая ситуация, которая работает по принципу "не быть, а казаться", возможна только в короткий срок избирательной гонки, дальше необходимо дорабатывать, "расплачиваться". Если этого не удастся сделать, к следующим выборам растает электорат.

Таким образом, наиболее эффективный путь создания имиджа политика – использование средств массовой коммуникации, высокий профессионализм имиджмейкеров и, разумеется, скорость реакции. Время неумолимо бежит вперед, и на смену нерешительности, приходит активность и действенность, а следовательно, результативность. А это значит нужно уступать свое место.

Необходимо помнить, что СМИ – это только средства, которые транслируют, усиливают имидж. Но они могут и уничтожить его, потому что имидж – это остаточное явление ("присутствие отсутствующего"). Но динамичным и совершенствующимся он становится, если политик и его команда работают над ним в опережающем режиме.


Ритм не исчезает, даже если сам лидер немного запаздывает, он сохраняется в его окружении, которое подтягивает лидера, если он того хочет. Пестроту такого понимания ритма демонстрирует В. Жириновский. Красный пиджак он меняет на милицейский китель, венчается, поет, выпускает свой диск, снимается в кино и пр. Он явно следует модели массовой культуры. Ритм задает динамику имиджа, из чего следует, что лидер – этот тот, кто может создать необходимую пульсацию своего имиджа, но эта пульсация должна носить естественный характер.

Для эффективной работы над имиджем необходимы специальные методики диагностики имиджа кандидата и экспертные оценки имиджа известных политиков. Данные, приведенные в книге, опираются на новейшие разработки психологов, социологов, имиджмейкеров. Игнорирующие науку скорее опоздают, чем придут первыми.


Имидж политика


Каждая эпоха привносит в жизнь свои слова, свои понятия, которые повторяют тысячи людей. Слово "ИМИДЖ" стало таким понятием, о котором говорят, спорят, повторяют. О нем ищут информацию, его примеряют на себя. А было время, когда В.М. Шепель, включивший впервые это понятие в учебный курс, должен был долго доказывать его право на существование.

Теперь В.М. Шепель – автор наиболее известных книг об имидже, создатель науки "имиджелогии", президент Ассоциации российских имиджмейкеров. Книгу "Имиджелогия", которая выдержала уже не одно издание, Виктор Максимович начинает такими словами: "Пока бьется сердце, надо использовать любой шанс, чтобы нравиться людям. Каждый живет признанием себя другими".

К политику эти слова относятся в наибольшей степени. Сумеет привлечь избирателей – будет политиком, не сумеет – люди быстро забудут о нем. Вот и трудятся политики, их команды, имиджмейкеры.

"Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не достичь радости человеческого внимания". Из этих высказываний В.М. Шепеля понятно, что имидж должен быть привлекательным и что его создание – есть искусство.


Некоторые политики говорят, что они не занимаются своим имиджем, и, вообще, им не до него. Но это все равно, что рано или поздно узнать о том, что мы говорим прозой. Если не заниматься имиджем, то, вряд ли, можно стать публичным политиком. Публичный политик должен не просто понравиться многим, он должен понравиться большинству.

Если политик хочет иметь имидж победителя, то он находит то, что ему необходимо. А это – знания об имидже, его основных составляющих, умение оживлять образ, если он тускнеет, чтобы снова убедиться и убедить других, в доверии, в том, что твоя личность притягательна, что ты нужен. И следовательно – за тебя голосуют.

Что же такое имидж? П.С. Гуревич, долгое время пристально наблюдавший за телеведущими, актерами, известными личностями, считает, что понятие "имидж" (синонимичное "персонификации"), включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально выработанные. Имидж связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества.

Имидж – это образ. В переводе на русский язык "образ" есть "присутствие отсутствующего". Это представление о человеке, которое остается в сознании людей, когда самого человека уже нет поблизости. Этот образ может быть феноменальным, потрясающим, а может быть и отрицательным или даже отвратительным. Вспоминая о человеке, люди испытывают приятные или неприятные эмоции. Хотя случается, что человек присутствовал, даже что-то говорил, но не оставил следа в памяти людей. Все его усилия были напрасными. Его нет.

В политике имидж определяет победу на выборах. В последнее время политические лидеры стали обращать внимание на формирование своего имиджа, но немногим удается сотворить его таким, чтобы он завоевал симпатии избирателей. Пока это еще стихийный процесс.

Раскрытие имиджа – процесс динамичный. Имидж формируется, меняется, совершенствуется, корректируется, чтобы "отвечать запросам общества". Имидж флуктуирует, имеет свою кульминацию.


Избирательная кампания – это период, при котором политик, наиболее тесно взаимодействующий с избирателями и своей командой, достигает наилучшей своей формы, обострения интуиции и побеждает. Из чего складывается имидж победителя и почему проигрывает другой?


Имидж и харизма.


Сто с лишним лет назад социолог Макс Вебер взялся разгадать одну из самых притягательных на свете тайн – секрет успеха великих людей. Вебер обнаружил, что при всем разнообразии их судеб, у них есть некий повторяющийся сценарий. Выглядит он примерно так: человечество пребывает в замешательстве или даже отчаянии, и тут является герой. Единственный, кто в трудную минуту не поддается пессимизму, он знает, что делать и куда идти, а его энтузиазм так велик, что передается окружающим.

Возможно, пытливые потомки отыщут у героя следы пороков и честолюбия и в конце концов окажется, что избранный им путь был не так уж хорош. Но это позже, для современников он все равно лучший из лучших. Пытаясь объяснить этот феномен, Вебер ввел в научный обиход понятие харизмы. Харизма – Божий дар, особые личностные качества, притягательные для окружающих, а потому, их обладатель наделен талантом лидерства. Харизма позволяет влиять на людей, убеждать их в своей правоте и вдохновлять на общее дело.

Харизматичные люди – это не только знаменитости мирового масштаба. Такие люди есть всюду. Отличить их от всех прочих не составляет труда: мы всегда чувствуем исходящую от них силу. Мастера выдумки и экспромта, они генерируют новые и новые идеи, решения, достигают блестящих результатов, чаще всего неожиданных, и, кажется, не делать этого просто не могут.

Бывает, чуть оправившись от восхищения, мы вдруг сознаем, что сразившая нас наповал идея на самом деле не представляет собой ничего сверхоригинального или нового. Но это не мешает нам восхищаться дальше – харизматичные люди могут все что угодно преподнести с блеском.

Большинство харизматичных людей, живут в удивительной гармонии со своим телом. А в одежде они позволяют себе такое, на что не всегда решится даже обладатель идеальной фигуры. Если в их облике и есть какой-то беспорядок, то обязательно художественный.


Когда харизматичные личности начинают что-то рассказывать, все обращаются в слух. С удивительной легкостью и без тени кокетства они признают свои недостатки и промахи, в самой грустной истории находят повод для иронии, редко кого-то изобличают и куда чаще говорят спасибо – друзьям, коллегам, семье и нам, окружающим их людям. Они готовы прийти на помощь, их советы всегда в цене, а покровительство – это то, о чем можно только мечтать!

Считается, что среди великих мира сего всегда было много людей маленького роста. Но статистического подтверждения этой теории нет. Кроме того, Петр Великий имел рост 2004 см. Шарль де Голль, Джордж Буш, Билл Клинтон, Борис Ельцин – люди высокого роста.

Верхом наивности было бы думать, что секрет успеха Наполеона заключался в его низком росте, ведь, к примеру, имя самого маленького человека на Земле не известно никому, кроме любителей полистать на досуге "Книгу рекордов Гиннесса". Однако, глядя на прославленного французского коротышку, мы вопреки здравому смыслу невольно связываем его незавидную внешность и успехи в одно целое. Кажется, этот человек родился таким отнюдь не случайно, а его рост – знак судьбы, предначертавшей ему славное будущее.

Харизма заставляет почитателей жадно всматриваться в кумира, обращая внимание на всякие малозначительные детали и придавая им новый, символический смысл. Так на свет появляются "харизматические признаки" имиджа или легенда, являющаяся важнейшей составляющей имиджа: особенности внешности, события из прошлого, голос, интонация, манеры, происхождение и даже такие мелочи, как красивое кольцо или необычный маникюр.

Такие признаки ничего не говорят о деловых и моральных достоинствах личности, но в этом как раз и заключается секрет их магической силы. Недосказанность будоражит воображение, а дефицит информации восполняется произвольно.


Кураж и вдохновение

Почитатели харизматической личности наслаждаются тем, что называется словом кураж. Кураж – это сродни вдохновению. С кем такое случалось, знает, как сложно продлить жизнь рожденному в глубине его собственного "я" вдохновению. Оно редко выдерживает столкновения с реальностью, рассыпаясь в пух и прах. Предположим, на завтра назначен решающий разговор. Благоразумие и предусмотрительность требуют продумать до мелочей детали гардероба, контраргументы на возможные возражения собеседника, взвесить все "за" и "против" и, наконец, решить, как достойно выйти из игры в случае отказа. Проблема изящного захлопывания дверей оказывается, пожалуй, самой сложной. Она не дает хорошенько выспаться. А наутро уже подготовлен к неприятию себя и своих идей. Стоит ли потом удивляться неудаче?


В конечном счете, все наши трудности упираются в собственную неуверенность. Смешно рассчитывать, что в тебя кто-то поверит, если ты сам не испытываешь к себе таких чувств. Харизматичные люди лишены сомнений и душевных терзаний. Но если, в их случае, подобные моменты называются кризисом, то, гложущая неудовлетворенность становится, мотивом для совершенствования. Если же нет, то постоянство сомнений уничтожает вдохновение, кураж, харизму. Политик – не Гамлет. И личность с симптомом "ДА-НЕТ" выдавливается или выталкивается из политики, в лучшем случае, красиво уходит.

Спасает аудио или видеокассета. Услышав, а лучше, увидев себя со стороны, политик вместе с аналитиками сумеет объективно оценить достоинства и недостатки своего выступления. Хорошим подспорьем в этом деле будут учебники по ораторскому искусству. Многие приемы для достижения поставленной цели известны. Например, яркие образы звучат гораздо убедительнее путаной аргументации, начинать выступление можно с негатива. Но нужно помнить, что есть блестящие мастера разрушения, опровержения, критической ориентации. Однако, разрушив все то, что делается другими, они, как правило, ничего не могут построить. Необходимо уважать труд других людей, предшественников.

Политику гораздо труднее удержать свои позиции и быть избранным на другой срок, чем опровергателю того, что сделано предыдущими. Но умения четко проанализировать и выделить позитивное в том, что сделали другие, хватает не всем. В этом случае победа может обернуться поражением, только отсроченным.

На прилавках книжных магазинов появилась масса изданий о том, как влиять на людей и добиваться успеха. Советы, безусловно, хорошие, но не стоит их переоценивать. Лет десять назад очень популярными были труды Дейла Карнеги, но сегодня многие из его рекомендаций уже не срабатывают. Управлять людьми – а попросту говоря, манипулировать ими – нельзя до бесконечности. Абсолютной альтернативой самодрессировке была и остается искренность. Пусть ваши слова и действия не безупречны с точки зрения введенных психологами "правил", но, если они идут от чистого сердца, им сложно противостоять..


Нелегко представить себе прима-балерину в роли преуспевающего менеджера отдела продаж, а генерала армии – активистом религиозной секты. Каждому свое. Мы признаем это утверждение, когда речь идет о знаменитостях, но в отношении себя такие воззрения можно считать вредным идеализмом. Плыть по течению – это часто безволие, которое ведет в тупик.

Ошибкой было бы думать, что имидж – надежный ключ к успеху. Скорее, он – та самая "одежка", по которой обычно встречают. Судьба способна сыграть с человеком злую шутку, дав харизму и хороший имидж, но напрочь лишив способности к конструктивной деятельности. Такие люди обречены на вечную неудовлетворенность, ведь ни один из их проектов не доводится до конца. Поначалу все выглядит благополучно: появляется идея, вербуются сторонники, и начинается кипучая деятельность. Но через месяц-два становится ясно, что проект, в принципе, невыполним. Разобраться в этом сразу не удается почти никогда – слишком сильна вера, порожденная силой харизматического обаяния. Бредовые идеи привлекают массу сторонников именно своей бредовостью.

Еще хуже, когда харизма выступает рука об руку с честолюбием: власть одного при безответственности остальных страшно соблазнительна! В этом случае харизма может превратиться из божьего дара в дьявольское искушение. Как ни странно, попытка превысить власть нередко встречает у людей теплый прием.

Безответственность – штука не менее рискованная, чем власть. Она делает вполне приличных людей толпой, опасной для самой себя и для идущего впереди нее. Рано или поздно лидер не справляется с ней, и его просто-напросто отбрасывают. Или уничтожают. Но до этого он успевает наворотить столько, что оставшиеся еще долго расхлебывают последствия его деятельности.

Что и говорить, быть лидером приятно, но куда сложнее быть в ответе за себя, свои обещания и других людей. Не стоит забывать, что харизматический имидж – всего лишь инструмент и задача совсем не в том, чтобы в совершенстве им владеть. Гораздо важнее понять, зачем он вообще нужен.


Вот что пишет популяризатор исследования языка тела Дж. Фаст: "Харизмой обладал Джон Кеннеди. Вне зависимости от того, что он говорил, его манера и жестикуляция захватывали аудиторию. Хотя Роберт Кеннеди совсем не был высоким человеком, благодаря умелому управлению своей осанкой он создавал впечатление, что он очень высокого роста. Линдон Джонсон брал уроки у специалистов, пытаясь, освоив язык тела, улучшить свой образ. Аналогичные усилия предпринимал Ричард Никсон. Все они сознавали важность языка тела и пытались использовать его, чтобы воздействовать на аудиторию.

Имидж лидера – это имидж ПОБЕДИТЕЛЯ. Второй составляющей является символизация лидера как ОТЦА НАЦИИ, т. е. определенный патриархальный символ. ОТЕЦ имеет право и наказать. Но главное его право – защита и забота о своих "детях".

Так, Клинтон проводил массу встреч в местах, символизирующих открытость – ресторанах быстрой еды, различных ток-шоу. И именно поэтому параметру ему удалось победить Дж. Буша. У лидера есть свои сильные стороны. Имиджевые статьи о Лужкове содержат такие фразы, уводящие от слов к делу: "Юрий Лужков – в привычной кепке, сапогах, куртке. Из под расстегнутого ворота рубашки сверкает тонкая цепочка. Его никто не рассматривает. Кинозвезду рассматривают, шумно знаменитого политикана рассматривают. Всех, от кого ничего путного не ждут, рассматривают. А Лужкова слушают. С ним разговаривают. От него ждут дела" ("Известия", 1996, 6 июня).

Политик многократно усиливает себя, если работает в первоклассными профессионалами. Поэтому не случайно выражение "Короля играет свита".

И здесь самое время перейти к теме и поговорить о команде.


"Короля играет свита"

Всем нам известна поговорка – "Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты". К сожалению, бывает так, что неумение разбираться в людях приводит к тому, что политик окружает себя не специалистами, а "прилипалами", т.е. людьми, которые не способны быть звездами. Причем, осознавая свою слабость, они активно препятствуют контактам политика с профессионалами.


Политик с таким окружением становится чрезмерно занятым и недоступным. И в этом случае у него становится все меньше шансов удержаться на плаву.

Если окружение политика стремится к совершенствованию, впитывает все самое лучшее, передовое, учится, то они становятся звездами. Одно из важнейших качеств политика – делать звезд из простых людей, которых он вдохновляет. Но и окружение также должно вдохновлять политика. Если этого нет, то далее все происходит по такому сценарию: окружение льстит политику, говорит, что он самый, самый, отсекая его от специалистов, которые могут сказать и нелицеприятную правду, которые принимают активное участие в дискуссиях, не боясь высказывать свое мнение. Отсутствие достоверной обратной связи и возможности выработки адекватного решения создает условия для поражения.

Критерий качества окружения – это умение заменить политика на встречах, переговорах, умение достигать отличных результатов без политика, но действуя от его имени. Случается, что окружение действует уже от своего имени, чем ставят как себя, так и политика в неловкое положение. Далее все зависит от качества результата, его нужности избирателям.

Люди тянутся к успешному политику. К нему идут на переговоры, предлагают свои услуги, рассказывают о возможностях и перспективах сотрудничества. Политику нужны все, однако он как режиссер должен точно распределить роли, наметить способы сотрудничества или воздержаться от него, четко распределить свое время.

Если политик слабее команды, которая создает ему имидж и определяет победу, то такой политик, недооценивая команду, становится "ПОТЕРПЕВШИМ ПОБЕДУ" и этой победы надолго не хватит.

Процесс взаимодействия лидеров и последователей динамичен и практически бесконечен. Лидер постоянно должен завоевывать свою лидерскую позицию. Последователи корректируют свое отношение к лидеру или выбирают новых лидеров. Лидер, пытающийся завоевать и сохранить своих последователей и официальный пост, обречен на непрекращающуюся работу по утверждению своей власти. Чтобы добиться успеха, он может опереться на разнообразный арсенал средств, выбрать различные методы и стратегии влияния.


Существует много принципов подбора команды: личная преданность или дееспособность, "на безрыбье и щука паровоз" или "человек, с которым можно идти в разведку" и т.д. В свое время наиболее успешно с подбором команды справился великий президент США Франклин Рузвельт. Его команда не покидала его на протяжении всего времени президентского правления, несмотря на то, что их приглашали на значительно большие оклады.

Наилучший способ добиваться победы – окружать себя "звездами". Но для этого нужна смелость, уверенность в себе и уважение к компетентности. Умение привлекать к себе людей – самое большое достоинство политического лидера. Политик, имеющий высокие интеллектуальные возможности, прекрасно понимает, что для взвешенного решения необходима опора на коллективный разум. В настоящее время существуют многие способы "мозгового штурма" с помощью которых можно искать, находить и формулировать необходимые решения. Кроме этого, от команды требуется достойно представлять политика на самых разных уровнях. Это должны быть достойные представители, причем часто не только равные, но и превосходящие.

С одной командой политик выигрывает, с другой – выигрыш практически не возможен. Перефразируя это, можно сказать и так: с одним лидером команда выигрывает, а с другим она обречена на поражение.

И еще очень важный вопрос, который состоит в том, кого политик выбирает своим противником или, например, оппонентом. Вспомните знаменитый дуэт Б. Немцова и В. Жириновского. Губернатор не только политик, он хозяйственник, он ближе к конкретным проблемам людей, он занят – у него такой имидж, и если он находит время на такую телевизионную встречу, он уже снижает свой имидж, а может случиться и более неприятный вариант – стакан сока в лицо. Это и произошло. Б.Е. Немцов – губернатор, а это на равных с Ю.М. Лужковым, Э.Э. Росселем, А. Тулеевым и др., а это куда более солидные люди, чем "молодые реформаторы". У них другой имидж, усложненный и наполненный миссией губернаторской деятельности. Еще несколько лет, и то, что Немцов Б.Е. был губернатором, останется в далеком прошлом. Молодые реформаторы имеют имидж "бабочек-однодневок", от которых кроме резких и болезненных поворотов ничего ждать не приходится. Это опасная черта. Но нужно понимать, что и это все временно, и все можно изменить, поменять, усилить, выделить. Но вот вопрос, – как? Для этого и необходимо изучение законов имиджа.


Стоит воспользоваться мудрым советом Бальтасара Грасиана, мудрость которого позволила бы ему и в наши дни стать мудрейшим советником политика любого ранга: "Не связываться с тем, кому нечего терять. Поединок будет неравным. Соперник в бой ринется без оглядки, ибо перед этим все утратил, даже стыд, со всеми покончил, терять ему нечего, и потому нападает с дерзостью отчаяния. Не подвергай столь грозной опасности добрую славу, которой цены нет: годами ты ее завоевывал, а потеряешь в единый миг, лишишься из-за лишнего слова. Одно оскорбление – и от всего твоего труда одна труха. Человек порядочный в драку не спешит – ему есть что терять. Дорожа честью, оценивает противника, в спор вступает осмотрительно и действует медлительно, дабы благоразумие имело время ретироваться, доброе имя укрыть. Победа не даст тебе столько благ, сколько накличешь бед, ввязавшись в драку". Лучше все продумать.

Как не вспомнить здесь затянувшуюся паузу Е.М. Примакова. Держи паузу столько, сколько сможешь! До этого времени все внимание на твоей стороне.

Имидж отражает социальные ожидания определенных групп. Таков имидж Г.А. Зюганова, В.В. Жириновского, Г.А. Явлинского и др. Увеличат ли КПРФ, ЛДПР, ЯБЛОКО свой электорат или нет, во многом зависит от ориентации на личности политических лидеров, удерживающих длительное время свои позиции на политическом олимпе.

Хотя все знают, что даже и проигравший Явлинский все равно останется уважаемым политиком Григорием Алексеевичем Явлинским, так же и Степашин, Зюганов, Жириновский, потому что их имидж уже прочно входит в политическое сознание современников. Но в процессе избирательной кампании имидж может измениться, потому что избирательная кампания – это период наибольшей политической активности, а значит идейного и практического роста. Кто это сделает успешнее, тот и выиграет.


Политик и его Я-концепция


Человек рожден для великих дел,

когда у него хватает сил победить себя самого.


следующая страница >>