litceysel.ru
добавить свой файл
1
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


УЧАЩИХСЯ МОУ КСОШ «ЭВРИКА»


I. Актуальность проблемы.

Наличие разноуровневых учебных программ, различных вариантов учебного плана различного уровня требований, предъявляемых учителями в зависимости от опыта, профессионально мастерства учителей актуализировали проблему объективного оценивания уровня образованное учащихся . Анализ состояния в системе оценивания выявил наличие и других причи вызывающих субъективизм к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся:

1. непонимание важности единого подхода в системе предъявляемых требований к учащемуся;

2. отсутствие четко разработанных критериев оценивания на "5", "4", "3", "2", "1" по отдельным учебным дисциплинам;

3. несогласованность требований на государственном уровне в системе оценивания (по математике -. дихотомический подход, в русском языке - пятибалльная система);

4. несформированность системы оценивания от текущего контроля до итоговой аттестации, < уровня понимания до системы знаний по учебной дисциплине;

5. однообразие в формах и методах оценивания (при текущем контроле - устный опрос;

завершении работы над темой - контрольная работа).

II
. Цели и задачи программы.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании", федеральными нормативными документам определяющими стандарты в системе образования, возникла необходимость в регламентащ деятельности МООУ №1 в системе оценивания качества знаний, умении и навыков учащихся. Регламентация, единый подход в предъявляемых требованиях и в системе оценивания позволяй решить следующие задачи:

1. Стимулировать учащихся в более высокому результату.

2. Объединить усилия педагогического коллектива в работе по повышению качества образования.

3. Повысить ответственность учителя за качество своего труда.

4. Препятствовать субъективизму в оценке знаний и умений учащихся.


5. Обеспечить более высокий уровень контроля администрации за графиком прохождения учебнь

программ.

Ш. Основные компоненты программы.

1. Нормативность: четко разработанные критерии оценивания уровня обученности учащихся.

2. Формы и методы оценивания.

3. Объекты оценивания: уровень знаний, понимания, сформированности практических умений навыков, ОУУН, учебно - логических умений, система знаний и т.д.

4. Периодичность оценивания.

5. Функции оценивания (контролирующая, информационная, диагностическая, мотивационная воспитательная).

6. Принципы оценивания: объективности, добровольности, ориентация на качественна

показатели.

Основой данной программы является критериальный (уровневый) подход в системе оценивани качества образовательной подготовки учащегося.

IV
. Критериальный подход.

Критериальный (уровневый) подход определяется следующими параметрами:

1. знанием психологических особенностей учащихся, объединенных в группы внутри класса классы разного уровня внутри школы.

2. шестью уровнями когнитивных способностей ребенка

восприятие и распознавание;

• запоминание;

• понимание;

• применение в стандартной ситуации по образцу;

• творческое применение;

• анализ и оценка;

3. ориентацией на содержательные критерии по каждой учебной дисциплине; 5. определением государственного стандарта как обязательного минимума 1, 2, 3, 4 уровней для общеобразовательных классов школы;


6. определением государственного стандарта как обязательного минимума 1, 2, 3, 4, 5 уровней для учащихся с высоким уровнем обучаемости и развития.

Критериальный (уровневый) подход позволяет через учебный план, тематическое планирование и тематический контроль реализовать государственный стандарт и обеспечивает учащимся возможности в самореализации, в достижении более высоких результатов.


V
. Основные принципы.

Основными принципами системы оценивания при критериальном (уровневом) подходе являются:

принцип объективности, что подразумевает четкий выбор объекта без включения субъективногс фактора;

принцип добровольности, что подразумевает выбор учеником уровня усвоения предъявляемого материала;

принцип здоровьясбережения. что подразумевает использование мативационно -стимулирующе? функций оценки и создание условий, исключающих перегрузки при проведении контроля и способствует сохранению психического и физического здоровья детей;

принцип поэтапности, что подразумевает в системе оценивания поэтапный переход от частного к общему, от текущего контроля к итоговому, от простого усвоения к творческому уровню.

VI
. Контроль и оценка.

Контроль - средство достижения организацией поставленных целей, характеризующееся определенным выбором средств и методов для проверки достигнутого результата. Оценка -определение и выражение, в условных знаках - баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой.

Контролю и оценки подлежат устные ответы, письменные работы учащихся, контрольные, практические, графические, а также труд в мастерских, на пришкольном участке, выполненные задания на уроках физической культуры, изобразительному искусству и музыке. При контроле и оценке учитываются:

• правильность, полнота и последовательность;

• точность, прочность и сознательность усвоения.

Система оценивания в МОУ КСОШ «Эврика» носит четырехуровневый характер по видам контроля и оценки качества знаний учащихся.

1 уровень - текущий (поурочный) контроль.

2 уровень - тематический контроль.

3 уровень - административный контроль.

4 уровень - государственный контроль.


VII
. Текущий (поурочный) контроль.

Текущий контроль выявляет степень овладения материалом в процессе его изучения, корректирует ошибки, пропуски, неточности усвоения. Начинается текущий контроль с предварительного контроля, который предусматривает выявление объема знаний учащихся перед началом изучения новой темы. Текущий контроль осуществляется учителем на каждом уроке прохождения темы, могут использоваться такие формы как самоконтроль и взаимоконтроль, при которых оценки могут быть выставлены в журнал и дневники учащихся. Затратное время на текущий контроль составляет от 5 до 40 минут, при этом используются такие виды как: фронтальный опрос; комбинированный опрос; работа по карточкам; работа у ^доски по индивидуальным заданиям; письменная мини - работа; самостоятельная работа; семинар.

Важной особенностью текущего контроля является обязательное оценивание каждого учащегося в течение прохождения темы.