litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
План


  1. Общие вопросы техники безопасности и школьной санитарии

  2. Ожогоопасные опыты и работы

  3. Взрывоопасные опыты и работы

  4. Пожароопасные опыты и работы

  5. Опыты и работы с веществами, вред­ными для здоровья

  6. Меры по обеспечению электробезопас­ности

  7. Правила оказания первой помощи

  8. Литература

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ

Характеристика работ, выполняемых в химичес­ком кабинете. Основные работы, выполняемые в хими­ческом кабинете и непосредственно связанные с изуче­нием химии, могут быть классифицированы на следую­щие группы:

  1. демонстрационные опыты, проводимые учителем в процессе сообщения новых знаний;

  2. лабораторные (фронтальные) работы, выполняем не учащимися в порядке освоения новых знаний и навыков;

  3. практические работы, выполняемые учащимися фронтально для проверки усвоения ими пройденного материала;

  4. практические работы, выполняемые учащимися индивидуально на учительском столе при контрольном вызове к доске;

  5. практические работы, выполняемые учащимися индивидуально во время экзаменов;

  6. опыты и работы, выполняемые учащимися на за­нятиях кружка;

  7. опыты и работы, выполняемые отдельными уча­щимися в порядке помощи лаборанту и учителю при подготовке опытов;

  8. опыты, проводимые учителем в порядке пропа­ганды химических знаний на антирелигиозных вечерах и т. д.: а) в классе-лаборатории; б) в актовом зале школы; в) на предприятиях;

  9. работы, проводимые лаборантом, при подготовке опытов.

Большая часть опытов и работ связана с опасностью ожога, получения травмы, отравления или с возмож­ностью воспламенения горючих веществ, сопровожда­емого нередко взрывом. Выполнение этих работ требу­ет соблюдения осторожности, вдумчивого отношения к проделываемой работе, знания и принятия мер без­опасности.


Если демонстрационные опыты проводятся учителем, имеющим специальную подготовку, то лабораторные и практические работы выполняют учащиеся, не всегда представляющие опасность, угрожающую им при про­ведении опыта. Поэтому учитель и лаборант должны особенно следить за поведением каждого учащегося при выполнении практических работ.

Обязанности учителя химии (заведующего хими­ческим кабинетом). Учитель обязан следить и проверять комплектность и исправное состояние противопожарного оборудования, средств подачи первой помощи. Он должен системати­чески контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения не­счастных случаев.

Принимая на работу нового лаборанта, учитель дол­жен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедить­ся в умении его обращаться с противопожарными сред­ствами и электроприборами.

О всех недостатках в химическом кабинете, нару­шающих правила техники общей и пожарной безопас­ности, учитель обязан регулярно докладывать директо­ру школы и требовать их быстрого устранения.

Учитель должен проявлять осо­бое внимание и быть особо требовательным к уча­щимся во время выполнения лабораторных и практических работ.

По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли склян­ки с ядовитыми и особо опасными веществами (оксид ртути, щелочные металлы и т. д.), а также убедиться в том, что закрыт общий газовый кран и выключены все электронагревательные приборы.

Лабораторная спецодежда и индивидуальные средства защиты. Для безопасности работ по химии важную роль играют лабораторная спецодежда и осо­бенно индивидуальные средства защиты. Все работающие в химических лабораториях должны быть обеспечены халатами, пре­дохранительными перчатками и защитными очками или маской. Халаты для учителя химии и лаборанта шьют из легкой и прочной хлопчатобумажной ткани. Надежным средством защиты рук служат резино­вые перчатки хирургические, удобные для обычных хи­мических работ, и кислото-щелочестойкие (ТУМХП 1618-50), предназначенные для защиты рук при работе с кислотами и щелочами. В химическом кабинете следует иметь запас за­щитных очков (или масок), рассчитанный на макси­мальное число учащихся в классе.


Общие правила безопасности при демонстрацион­ных опытах. При подготовке опыта, опасного в ка­ком-либо отношении (возможность вспышки, загорания, взрыва), учитель должен хорошо продумать весь про­цесс проведения демонстрации и принять следующие меры:

1. Проверить исправность подготовленной лаборан­том аппаратуры и наличие реактивов.

2. Проверить противопожарные средства класса-ла­боратории. На учительский стол поставить небольшой песочный огнетушитель.

3. Проверить наличие и исправность специальных средств защиты (защитного экрана, очков, перчаток и т. д.).

4. Потребовать удаления с учительского стола всех предметов, не относящихся к данному опыту. Это пра­вило следует особо строго выполнять в отношении легковоспламеняемых, горючих и других опасных ве­ществ и объектов.

5. Если учитель проводит опыт впервые, то он обя­зательно должен предварительно проверить его в отсут­ствии учащихся с помощью лаборанта.

6. Перед демонстрацией электрифицированных мо­делей, макетов и т. п., питаемых током от осветитель­ной электросети, необходимо до урока проверить элект­роизоляцию проводов и всех деталей.

7. Следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором средств оказания первой помощи.

8. При проведении опыта, сопровождающегося гром­ким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т. д., учи­тель должен предупредить учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему.

9. Если передний ряд парт примыкает непосредст­венно к учительскому столу, то учащиеся с этих парт должны быть переведены на более удаленные парты.

10. При малых размерах класса-лаборатории опас­ные опыты следует проводить на отдельном столике, установленном в углу у внешней стены.

Организация лабораторных и практических работ. Оба вида работ проводятся учащимися фронтально, т.е. одновременно всем классом, что в значительной степени затрудняет контроль за выполнением правил техники безопасности. Лабораторные работы проделывав ют учащиеся в порядке получения новых знаний и освоения навыков. Они повторяют действия учителя, показывающего, как нужно правильно выполнять работу, Практические работы выполняют учащиеся после про­хождения соответствующего раздела курса. При этом учитель проверяет, насколько они усвоили раздел и овладели лабораторными навыками по химии.


Основные факторы, определяющие безопасность ла­бораторных и практических работ: а) хорошая подго­товка и правильная организация работ; б) дисциплини­рованность и соответственная подготовка (инструктаж) учащихся; в) строгий контроль и высокая требова­тельность со стороны учителя.

Для правильной организации лабораторных и прак­тических работ необходимо прежде всего рациональное размещение учащихся и прикрепление их к определен­ным рабочим местам и к набору основного лаборатор­ного оборудования. На каждом лабораторном столе должен быть эмалированный или написанный масля­ной краской номер, такие же номера меньших разме­ров наносят тонкой кистью на основные предметы обо­рудования, предназначенного для данного стола.

В это оборудование входит: газовая горелка или спиртовка; штатив с пробирками; штатив школьный (малый) с лапкой и кольцом; весы технические на 200 г (или аптекарские); разновес к весам: держатель для пробирок; набор индикаторов; набор металлов (Zn, Cu, Fe, AI), промывалка; ершик для мытья про­бирок; защитные очки (2 шт.); стеклянная палочка и трубочка; стеклянная пластинка или метлахская плит­ка; коническая колба на 600 мл для воды; кристалли­затор из толстого стекла (простоквашница) на 600 мл для отходов.

Весы с разновесами должны находиться в препа­раторской; штативы с пробирками, школьные штативы с лапками и кольцами, а также спиртовки, промывалки, конические колбы с водой, кристаллизаторы для отходов и защитные очки хранят в шкафу для прак­тических работ. Мелкие предметы и вспомогательные материалы для ученических опытов можно хранить в ящике лабораторного стола.

Все основные вещества, необходимые для проведе­ния фронтальных работ, как кислоты, растворы щело­чей и солей, органические жидкие вещества, должны быть заранее заготовлены на дистиллированной воде в комплектах по 20 склянок, по числу рабочих мест. Эти склянки помещают в низкобортных выдвижных ящиках, установленных в шкафу для фронтальных работ. Кон­центрированные кислоты лучше наливать в небольшие склянки и устанавливать в деревянные, покрытые асфальтовым лаком подставки с двадцатью гнездами. Каждая склянка с концентрированной кислотой долж­на иметь, помимо химической формулы, указание кон­центрации и порядковый номер. Склянки с кислотами, имеющими концентрацию 1:2 и 1:5, могут стоять в ящиках без гнезд, нужно только дно ящика покрыть два раза кислотоупорным лаком и положить на него полоски из обычного (оконного) стекла. Наборы кислот хранят в специальном ящике, установленном под вы­тяжным шкафом. Необходимо железные дверки шкафа закрывать ключом.


Важным условием, способствующим безопасному проведению фронтальных работ, является заблаговре­менное и полное обеспечение рабочего места всем не­обходимым для проведения опытов. Это обязан делать лаборант. Поэтому желательно, чтобы для каждой практической и лабораторной работы учителем были за­готовлены карточки с наименованием ра­боты и списком выставляемого оборудования на каж­дый ученический стол: основное оборудование (весы, штатив и т. д.); химическая посуда; реактивы (для кис­лот указывается концентрация); вспомогательные лабо­раторные принадлежности (тигельные щипцы, зажимы, сетки и др.); вспомогательные материалы (лучинки, фильтры).

Наличие такой карточки поможет обеспечить рабо­ты всем необходимым и избавить от лишнего хождения лаборанта и учащихся.

Если вещества выставляют на столы в пробирках, то пробирки должны быть под соответствующим но­мером, а на классной доске следует написать химичес­кие формулы занумерованных веществ.

Нельзя использовать для ученических работ узкие и высокие штативы с двухэтажным расположением пробирок: такие штати­вы легко опрокинуть. Необходимо пользоваться низкими штативами на 12 гнезд.

Если для учени­ческих опытов требу­ются небольшие пор­ции (несколько ка­пель) крепких кислот, то лучше их раздавать по мере надобности с по­мощью склянки с пробкой и глазной пипеткой или специ­альной капельницы. В качестве капельницы можно ис­пользовать устойчивый флакон с небольшим отверстием, закрываемым винтовой пластмассовой крышкой с полиэ­тиленовой или резиновой прокладкой.

До начала работы учитель обязан напомнить уча­щимся о необходимости соблюдать осторожность и от­метить правила, относящиеся к предстоящей работе. Перед проведением опасных для глаз, и лица работ учитель должен распорядиться об одевании защитных очков (или масок). Необходимо, чтобы учитель понят­но объяснял, сколько следует брать того или иного ве­щества для проведения работы.

Наблюдая выполнение фронтальной работы и заме­чая нарушение правил безопасности учащимся, учи­тель должен немедленно остановить его и, указав на ошибку, показать, как нужно правильно работать. Если аналогичную ошибку допускают и другие учащиеся, то учителю следует приостановить на время работу на всех столах и показать всем правильный прием выполнения работы.


Во время лабораторных и практических работ уча­щимся строго запрещается:

1) переходить на другое рабочее место без разре­шения учителя;

2) перебрасывать друг другу какие-либо вещи (кни­ги и др.);

3) брать приборы и вещества с рабочих мест, не за­нятых учащимися;

4) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению;

5) зажигать горелки и спиртовки без надобности;

6) громко разговаривать и шуметь;

7) уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;

8) оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной.

По окончании опытов каждая пара учащихся долж­на привести свое рабочее место в порядок. При обна­ружении недостачи предмета оборудования или реак­тива лаборант должен тотчас доложить учителю.

Необходимо также следить, чтобы по окончании ра­бот в мусорный бачок (или ведро) не выбрасывали вещества, которые могут спустя некоторое время за­гораться.

Основные правила по технике безопасности. Со­гласно положению о химических кабинетах правила по технике безопасности должны быть вывешены в классе-лаборатории на видном месте. Основные правила по технике безопасности при работах в химическом каби­нете сводятся к следующему:


  1. Не производить фронтальных работ и отдельных опытов до ознакомления учащихся с «Правилами».

  2. При работе пользоваться только чистой, сухой и исправной (без трещин и повреждений) посудой.

  3. Ничего не пробовать на вкус; принимать пищу в химических лабораториях запрещено.

  4. Никаких веществ из кабинета никому не давать и не позволять самовольно брать их домой.

  5. Нюхать летучие вещества с осторожностью.

  6. Не наклоняться над сосудом, в который что-либо наливают, во избежание попадания брызг в глаза.
  7. Не наклоняться над фарфоровой выпарительной чашкой, в которой что-либо выпаривается, во избежа­ние ожога от брызг или раз­летающихся сухих частиц.


  8. Особенно важно пре­дохранять глаза, так как по­вреждение их даже малыми каплями вредных веществ может вызвать потерю зре­ния.

  9. Пробирку с нагревае­мой жидкостью держать от­верстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость вследствие перегревания иногда «выплески­вается» из пробирки.

  10. При нагревании растворов веществ в пробирках их следует заполнять не более чем на 1/3.

  11. Твердые вещества нагре­вать только в сухих пробирках.

  12. При нагревании стеклян­ной посуды не прикасаться ею к фитилю спиртовой лампы, так как фитиль холодный и посуда может лопнуть.

  13. Нельзя нагревать пламе­нем толстостенную стеклянную посуду (банки, склянки, цилинд­ры), измерительную посуду и фарфоровые ступки.

  14. Зажигать спиртовку толь­ко с помощью спички. Нельзя за­жигать ее, поднося к другой горя­щей спиртовке пролитый спирт может воспламениться.

    1. Тушить спиртовку только с помощью колпачка.

  15. Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании нахо­дящейся в ней жидкости. Взбалты­вать следует, держа пробирку, ста­кан или колбу за верхнюю часть и слегка покачивая.

  16. Наблюдая реакцию, держите пробирку в некото­ром отдалении от глаза.

Хозяйственные мероприятия по удалению и обез­вреживанию отходов. Для сбора мусора, битой посуды и отходов химических веществ в классе-лаборатории следует иметь три сосуда:

1) эмалированное или керамическое ведро с крыш­кой для химических отходов;

2) обычную металлическую мусорницу со вставным ведром и педальным рычагом для подъема крышки — для бумажных отходов и мелкого мусора; на мусорнице или над ней должна быть надпись: «Битое стекло не бросать!»;

3) железное ведро или металлическую коробку без крышки с надписью: « Для битого стекла!».

Нельзя для сбора му­сора использовать кар­тонную тару или фанерные ящики, так как это опас­но в пожарном отноше­нии.


Обычные отходы хи­мического кабинета (сла­бые растворы кислот и т.д.) рекомендуется нейтрализовать и после разбавления водой выли­вать в канализацию. Не­растворимые осадки и ядовитые вещества следу­ет выбрасывать в специ­альную выгребную яму с крышкой, устроенную в удаленном углу школьного двора. Горючие отходы надо сжигать во дворе школы.

Остатки щелочных металлов рекомендуется сжигать или обезвреживать этиловым спиртом. Получающийся в результате реакции алкоголят разбавляют водой и выливают в канализацию. Ни в коем случае нельзя остатки щелочных металлов выбрасывать в канали­зацию!

Нельзя сливать в ведро для отходов несовместимые вещества, Если после выливания раствора перманганата калия будут вылиты остатки загрязненной серной кислоты, то в ведре возможна бурная реакция, сопро­вождаемая взрывом. При наличии в ведре перманганата калия и хлороводородной кислоты будет выделять­ся хлор.

Классификация опасных опытов и работ. Для удобства рассмотрения все опасные работы в школь­ном химическом кабинете можно разделить на следую­щие группы:

1) ожогоопасные, связанные с возможностью полу­чить химический, термический или комбинированный ожог разной степени;

2) взрывоопасные, способные вызвать взрыв, трав­мирование присутствующих людей и воспламенение горючих веществ, предметов;

3) пожароопасные, вызывающие непредвиденную вспышку легковоспламеняющихся веществ и необхо­димость использования противопожарных средств;

4) опыты и работы, связанные с получением или ис­пользованием вредных газов и веществ, отравляющих воздух или вызывающих отравление при случайном по­падании в желудок;

5) работы, связанные с возможностью пореза рук осколками стекла или режущим инструментом;

6) работы и опыты, связанные с использованием электрического тока и опасностью получения электри­ческого удара (электротравмы).

Согласно законам о труде полученные на работе ожоги, поражения глаз, нарушения нормаль­ных дыхательных функций, порезы, ушибы и пораже­ния электрическим током относятся к производствен­ному травматизму.



следующая страница >>