litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 10 11
Муниципальное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа № 5



Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы то, чему учат ученика, и чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях»

Л.Н. Толстой




Программа развития

муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5

г. Кандалакши, Мурманской области

на 2008 - 2010 учебные годы







г. Кандалакша


2008 г.


Содержание программы


Раздел I Паспорт программы развития школы


Раздел 2 Проблемно - ориентированный анализ результатов

образовательного процесса


Раздел
3 Концептуальное обоснование программы развития.

Цели и задачи, направления развития школы


Раздел 4 Основные мероприятия по реализации Программы развития


Раздел 5 Оценка эффективности реализации Программы развития


Раздел 6 Экспертиза по реализации направлений программы развития


Раздел I Паспорт программы развития школы.


1.1. Паспорт программы развития

Наименование Программы: «Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения , средней общеобразовательной школы № 5 г. Кандалакши, Мурманской области на 2008-2010 годы».


Назначение программы:

Настоящая Программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации на 2008-2010 годы.

Цель программы: Создание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования.

Задачи программы:

- обеспечение адаптации школы к изменениям, определенных в приоритетных направлениях развития и концепции модернизации российского образования;

- определение оптимального содержания образовательной программы;

- обеспечение всем гражданам независимо от места жительства общедоступного

качественного общего образования;

- создание безопасных и комфортных условий для достижения обучающимися уровней

элементарной, функциональной грамотности и общекультурной компетентности.

Дата принятия решения о разработке Программы:

Решение педагогического совета от 10 ноября 2007 года, протокол № 2.

Дата утверждения Программы:

Решение Совета ОУ от 26 марта 2008 года, протокол № 4

Нормативная база для разработки Программы развития школы:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Конвенция о правах ребенка;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная

постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2000 года;

Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Концепция о профильном обучении в старшей школе;

Приоритетный национальный проект «Образование»;

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;

Закон Мурманской области « Об образовании».


Программа включает системный анализ деятельности МОУ,СОШ №5 за 2004-2007 годы,

информационную справку о школе, концепцию развития школы, перспективную модель

работы школы к 2010 году, основные направления и мероприятия по реализации программы развития школы, ожидаемые результаты, экспертизу деятельности участников ОП.

Сроки реализации программы с января 2008 года по декабрь 2010 года.

Этапы реализации программ:

- ориентировочный этап (2008 год)

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее качественного

состояния в условиях модернизации образования на основе проблемно-ориентированного анализа результатов по организации образовательного процесса за период реализации программы развития школы на 2004-2007 годы.

- основной этап (2008-2009 годы)

Реализация целей и задач, выдвинутых Программой развития школы.

- обобщающий этап (2010 год).

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

Фиксация полученных результатов образовательной практики и их закрепление в локальных

нормативных актах школы.


Управление Программой:

Корректировка программы осуществляется Советом школы и педагогическим советом. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по УВР и ВР.

Участники реализации Программы развития школы:

учащиеся; педагогический коллектив; администрация школы;

родители (лица их заменяющие, законные представители);

представители общественных организаций,учреждений;

представитель учредителя образовательного учреждения.

Финансовое обеспечение Программы:

Выполнение Программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных образовательных услуг, добровольные пожертвования).


1.2. Основные принципы реализации программы развития школы:

Принцип гуманизации

Реальное соблюдение прав участников образовательного процесса ,закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка ,Уставом ОУ и другими нормативными документами.

Гуманизация – первое и основное направление в развитии школьного образования.. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ученика, для его самоопределения, учет психофизиологических особенностей на различных возрастных этапах жизни.

Гуманистический подход в процессе обучения и воспитания в школе осуществляется по взаимосвязанным направлениям:

-создание психологического и морального климата доверия между участниками образовательного процесса;

-обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно -воспитательного процесса;

-актуализация мотивационных ресурсов учения;

- помощь учителям и учащимся в личностном развитии.

Принцип сотрудничества

Построение взаимоотношений в школе на основе компетентности , авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей ,повышающих уровень самооценки учеников; на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.

Принцип индивидуализации обучения

Всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе образовательной траектории каждого обучающегося, стимулирование и коррекция развития учащихся, повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

Принцип дифференциации

Выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств учащихся, формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана.



Принцип развивающего обучения

Отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей , использование прогрессивных педагогических технологий , с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.


Принцип целостности

Построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

Принцип системности

Предполагает преемственность знаний ,т.е. «родственные отношения» повторения и учения на всех ступенях обучения.

Принцип междисциплинарной интеграции

Выход на смежные дисциплины, координация курсов на основе этого принципа в виде двух уровней интеграции: интеграция внутри самого предмета и внешняя интеграция, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в другие курсы до создания междисциплинарных курсов.

Принцип вариативности

В системе обучения факультативные, элективные, специализированные курсы должны быть обеспечены через принцип вариативности программ и учебной литературы.


Раздел II. Проблемно - ориентированный анализ результатов

образовательного процесса.

Эффективное решение проблем современного образования на уровне образовательного учреждения возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую качественный

уровень образования.

МОУ, СОШ №5 является учебным заведением в системе непрерывного образования, ориентированным на обучение, развитие и воспитание детей, имеющих положительную мотивацию к учебному труду.


В условиях модернизации российского образования, предусматривающей значительные изменения в содержании и структуре образовательного процесса, программа развития становится необходимым условием для достижения нового качества образования, предусмотренного основными нормативно-правовыми документами об образовании.

Программа развития МОУ, СОШ № 5 на 2004-2007 учебные годы была принята педагогическим советом 09 ноября 2004 года. В результате проблемно-ориентированного анализа деятельности педагогического коллектива можно говорить о достаточном уровне достижения поставленных целей и задач за годы реализации предыдущей программы развития. Результатами работы участников образовательного процесса стали обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования:


  • школа обеспечивает бесплатное начальное, основное и среднее общее образование в пределах образовательного стандарта, нет отсева обучающихся, нет не получивших основного общего образования, среднего полного общего образования;

  • школа предоставляет возможности для обучения всем желающим, независимо от национальности, от места жительства, уровня доходов семьи;

  • школа дает базовое образование в соответствии с установленными государственными стандартами, гарантирует его психологическую и физическую безопасность, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь семье;

  • в школе развиваются такие позитивные тенденции, как освоение вариативных образовательных программ, обновление содержания образования, поиск новых подходов к осуществлению преемственности реализуемых программ на всех ступенях обучения.
  • педагоги активно осваивают и применяют современные педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, уровневой дифференциации, укрупнения дидактических единиц, метод проектов, технологии развивающего обучения, педагогику сотрудничества, КСО, проблемного обучения и другие.


  • 2.1 Основные параметры образовательного учреждения.


Общие сведения о школе и контингенте учащихся.

Средняя школа № 5 была открыта в 1950 году по адресу: ул. Кандалакшское шоссе, дом 19.

В 1995 году переехала в школу-новостройку, сменив юридический и фактический адрес:

улица 2-я Парковая дом 11, в типовое здание, проектная мощность которого 754 чел. Расположение здания школы в микрорайоне крайне неудобно: большая удаленность от центральной трассы , отсутствие автобусного маршрута, до ближайшей автобусной остановки – 600-700 метров.

Сохранена и развивается сеть классов для детей с разными возможностями, что позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного общего образования.

В связи с уменьшением количественного состава детей и установление норматива по комплектованию классов ( не менее 25 учеников) в настоящее время в школе скомплектовано 17 классов-комплектов и в них обучается 375 учащихся:


I ступень – 6 классов 136 человек

II ступень – 9 классов 191 человек

III ступень – 2 класса 44 человека

В 2005 году школа прошла аттестацию и получила свидетельство о государственной аккредитации, подтвердив статус общеобразовательного учреждения.

В 2006 году получила лицензию на осуществление образовательной деятельности и организацию дополнительного образования (по подготовке учащихся выпускных классов к поступлению в вузы и подготовке будущих первоклассников к школе).

Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона расположения школы. Из детских садов № 62, 24 поступают учиться более 90 % первоклассников. Наблюдается тенденция поступления в 1 класс детей, проживающих в домах с улиц, удаленных от школы. Собеседование (по желанию родителей) проводится психологом и учителем начальных классов с целью правильного планирования индивидуальной образовательной траектории в обучении (в выборе формы получение образования). Для повышения уровня развития будущих первоклассников предлагается развивающая программа предшкольной подготовки « Школа будущего первоклассника», обучение ведет учитель, осуществлявший набор в первый класс. В работе с родителями, для повышения информирования по вопросам подготовки детей к школе проводятся дни открытых дверей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, экскурсии по школе, через работу с ДОУ. Учитель знакомится с контингентом детей - будущими первоклассниками.


Дети , проживающие в центральной части города, в основном ученики 10-11классов.

Большинство детей проживает в квартирах со всеми удобствами в 5-ти и 9-тиэтажных домах, относятся к семьям со средним и низким достатком.

В микрорайоне находятся библиотека №2, музей 19-й армии (МОУ, СОШ № 9) , Дворец спорта, ДК « Металлург», ЦРБ, Клуб «Северянка». Школой используются все возможности по оказанию дополнительных образовательных услуг указанных учреждений и организаций для интеллектуального развития детей и подростков, организации спортивной, творческой, досуговой деятельности школьников и их родителей.

Динамика комплектования первых классов-комплектов ( по годам в сравнении)


Учебный год

2002 - 2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Количество классов

2

1


1


1


2


1

Количество учеников

36

26

30

31

45

30

Динамика комплектования классов-комплектов

(по ступеням, по школе, по годам в сравнении)




СТУПЕНЬ

2002 - 2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

20062007

2007-2008

I СТУПЕНЬ

I1 СТУПЕНЬ

III СТУПЕНЬ

8

12

6

6

13

4

6

10

4

6

9

3

6

9

3

6

9

2

ПО ШКОЛЕ

26

23

20

18

18

17

ГПД

7

7

7

4

4

4



Количественный состав классов-комплектов

(по ступеням, по школе, по годам в сравнении)

Ступень


2002-2003

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

1 ступень

II ступень

III ступень

117

271/7

128

146

245

113

139

216

106

124

192

103

136

203

71

136

191

44

По школе

574

510

467

426

410

371

ГПД

175

175

175

100

100

100


Движение учащихся (в сравнении по годам)


Причины

выбытия

1-4

классы

5-9

классы

10-11

классы

всего

Учебный год


В другие ОУ

5

5

4 / 2

14

2006-2007




9

7

2

18

2005-2006




14

11/10

3

27

2004-2005


Динамика численности обучающихся на дому.






2002-2003г.

2003-2004г.

2004-2005г.

2005-2006г.

2006 -2007г.

2007-2008

  1. Всего

детей-инвалидов

15

15

11

8

8

4

2. Домашнее обучение


8/8

7/7

7/4

4/4

4/4

4/3


Динамика численности детей, обучающихся по индивидуальным программам





2002-2003г.

2003-2004г.

2004-2005г.

2005-2006г.

2006-2007г.

2007-2

008

1. Классы компенсирующего обучения

-

-

-



1 12



1 5



1 12

2. Классы выравнивания (кол-во классов, детей)

1 7

1 6

1 6



1 6



1 5



-
Рынок образовательных услуг создается двумя общеобразовательными учреждениями микрорайона Нивы -3, идет своеобразная «борьба школ за учеников», конкуренция обострилась в связи с демографической ситуацией (уменьшилось количество детей, миграция населения). Основная причина перехода учащихся в другие школы – перемена места жительства

2.2. Конкурентные преимущества МОУ, СОШ №5:

- высокий уровень квалификации педагогических кадров;

- открытость школы;

- благоприятные ресурсные условия для организации ОП;


- участие членов педагогического коллектива в инновационной деятельности;

- сохранение и укрепление традиций школы;

- профильное обучение и предпрофильная подготовка ;

- положительная динамика поступления выпускников в 10 класс, вузы;

- позитивные результаты качества образования;

- ответственность многих педагогов за результат своего труда;

- широкое и успешное представление школьников на предметных олимпиадах, конкурсах,

соревнованиях;

- создана определенная система поддержки учащихся, имеющих затруднения в учебе;

- отработана система дополнительного образования обучающихся;

- специализация школы направлена на преподавание ряда предметов, учителя;

- благоприятный микроклимат в коллективе, комфортные условия для учебы и отдыха;

- систематическое повышение квалификации педагогов, участие в конкурсах профессионального

мастерства;

- привлечение педработников другими ОУ к преподаванию учебных дисциплин;

- система физкультурно – оздоровительной и профилактической работы;

- организация научно – исследовательской деятельности учащихся;

- традиции школы.

Спрос на обучение в МОУ, СОШ № 5 сохраняется.

2.3. Изменения в области содержания и структуры общего образования.

С 1 сентября 2006-2007 учебного года началась работа по этапному введению федерального и регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего полного общего образования (1, 5, 10 классы).

Учащиеся 2-4 классов изучают иностранный язык, информатику как самостоятельные предметы в начальной школе. Завершен переход на обязательное изучение базового курса информатики с 5 класса. На 3 ступени обучения введены часы русского языка в объеме 2 часов.

В отдельных классах на основе РБУП увеличено количество часов на преподавание физической культуры Элементы безопасности жизнедеятельности изучаются в 1-4 классах в рамках учебного плана предмета «Окружающий мир», в 5-11 классе на базовом уровне.


Осуществляется надомное обучение детей – инвалидов, как по общей, так и индивидуальной программам.

Накоплен опыт работы профильного обучения в 10-11 классах по физико-математическому, социально-экономическому, естественно-научному направлениям

2.4. Организация образовательного процесса.


Учебные занятия организованы в одну смену. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя в 3-11 классах, пятидневная рабочая неделя - в 1-2 классах.

Учебный план создан на основе Федерального и регионального базисных учебных планов.

Спецификой учебного плана школы является то, что в нем за счет вариативной части, школьного компонента увеличено количество учебных часов, отводимых на учебные дисциплины в профильных классах на III ступени обучения, введены спецкурсы по образовательной отрасли «Филология», «Математика», сквозные курсы «Информатика», «Раннее изучение иностранного языка»

со 2-го по 11 классы.

Часы школьного компонента использованы для усиления содержания предметов базового компонента за счет увеличения часов на изучение спецкурсов по профилям обучения и групповых консультаций. В 9-11 классах есть необходимость использовать модульную и блочную организацию образовательного процесса, что позволит учащимся этих классов заниматься в течение дня по 3-4 учебным дисциплинам вместо 5-6 и это даст возможность более глубокого погружения в предмет при сокращении времени, затрачиваемого на его изучение в школе и подготовку домашних заданий.

В учебных планах профильных классов предусмотрено изучение двух предметов на профильном уровне. Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки предполагало решение проблемы формирования профильного класса. В условиях одной школы класс в соответствии с нормативом наполняемости создать очень сложно в связи с уменьшением численности учащихся, стоит проблема форм организации профильного обучения, для чего необходимо разрабатывать проблему организации профильного обучения в форме индивидуальных учебных планов, сетевой модели или в виде потоков. На данном этапе формы организации учебного процесса в профильных классах не приближены к ВУЗовским. Педагогами недостаточно используются лекционные, семинарские, проблемно-диалогические, самостоятельные методы обучения и методы научного исследования.


Предпрофильная подготовка обучающихся в 8-9 классах основана на выборе элективных курсов, которые носят только предметно-ориентированный характер и направлены на расширение временных рамок на отработку отдельных тем и разделов базовых общеобразовательных программ. В перечень курсов по выбору необходимо ввести межпредметные курсы, способствующие внутрипрофильной специализации. На занятиях предпрофильной подготовки необходимо шире использовать проектно-исследовательские методы, выполнение учащимися творческих работ.

В области содержания и структуры общего образования необходимо продолжить работу:

- по повышению доступности и качества общего образования;

- по развитию системы предпрофильной подготовки в 8-9 классах основной школы и профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- по апробации новой формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

9-х классов в форме ЕМЭ ; в 11 классе – в штатном режиме ЕГЭ.

- по развитию форм взаимодействия с родительской общественностью по созданию условий получения обязательного полного общего среднего образования.

В школе создана система работы по раннему выявлению и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии и оказанию психолого-медико-педагогической помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в состоянии здоровья.

В школе сохраняется трехступенчатая структура:

I ступень – начальная школа, 1-4 классы;

II ступень – основная школа, 5-9 классы;

III ступень – средняя школа, 10-11 классы.

На каждой ступени обучения формируются группы для факультативных занятий и для занятий в кружках с учетом разнообразия выбора, интереса, на основе опорных знаний, мотивов обучения, ориентации на достижение «успеха», доступного ребенку уровня сложности материала и темпа его усвоения.

В образовательной деятельности реализуются программы:


  • начального общего образования (1-4 класс);

  • основного общего образования (5-9 класс);

  • среднего полного общего образования (10-11 класс);

  • дополнительного образования:

  • предшкольная подготовка по программе « Школа будущего первоклассника);

  • подготовка к поступлению в вуз .

  • По решению педагогического совета введены переводные экзамены в 8, 10 классах.

Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию, творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности: физкультурно-спортивной, исследовательской, художественно-эстетической и др.

2.5.Социальная среда – как один из ресурсов, определяющих потребности детей и родителей в получении образования.

Воздействие на качество образовательного процесса школы оказывают социальные и экологические особенности микрорайона школы.

Социальные: школа находится в рабочем микрорайоне города, основной контингент обучающихся – это дети рабочих и служащих.

Недостаточно высокий социальный статус семей и наличие в школе детей, испытывающих затруднения в обучении, детей из неблагополучных семей требуют от педагогического коллектива высокого профессионального мастерства.

С целью выполнения социального заказа на образование и в соответствии с годовым планом работы, проводится обследование обучающихся и состояние социумов классов и школы.

Анализ социального пространства школы выявил следующее:

в микрорайоне имеются организации сферы обслуживания, учреждения культуры (Дом культуры «Металлург», музыкальная школа № 2), наличие большого количества магазинов, предприятий (АТК- 1443, КАЗ, ГЭС).

Социальный состав жителей разнороден, что ведет за собой большой разброс в образовательных уровнях и потребностях, дополнительных услугах.


Социальная карта школы представлена следующим образом:

- рабочие – 51 % родителей;

- ИТР и служащие – 29 % родителей;

Образование:

- Высшее, незаконченное высшее – 20 %,

- Среднее специальное – 53 %.

Обучающиеся проживают в полных семьях – 237 ч. 63,2 %,

В неполных семьях – 36,8 %,

Опекаемые дети – 4 ч. 1 %,

Дети-инвалиды – 6ч. 1,6 %,

Дети из многодетных семей – 17ч 4,5 %,

Дети из малообеспеченных семей -104ч. 27,7%,

Дети из неблагополучных семей – 6,1 %.

Дети «группы-риска» - 50ч. 13%

Основная задача в реализации системы воспитательной работы:

создание условий для развития личности человека, его интеллекта, воли, мотивов, способностей, склонностей, творчества


2.6. Текущее ресурсное обеспечение школы.

Кадровые ресурсы

Школа укомплектована кадрами полностью, для организации профильного обучения в 10-11 классах привлекаются к педагогической деятельности по совместительству специалисты ЦРБ

В настоящее время в школе работает 34 педагога по штатному расписанию.

Имеют квалификационные категории:

высшую – 6 человек, 15 %;, первую – 29 человек, 72,5 % , вторую – 3 человека, 7,5 %.

Награждены отраслевыми наградами – 17 человек.

Заслуженный учитель РФ2 человека;


  • Отличник народного просвещения – 12 человек;

  • Почетный работник общего среднего образования – 3 человека.

Получили Почетные грамоты:

  • Губернатора Мурманской области – 2 человек;

  • Почетная грамота областной Думы - 2 человека;

  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ- 3 человека;
  • Почетная грамота Администрации МО – 14 человек;

  • Почетная грамота управления образования – 11 человек.

В коллективе работает 12 человек, имеющих звание «Ветеран труда».

Награжден медалью «80 лет Госкомспорту» - 1 человек.


следующая страница >>