litceysel.ru
добавить свой файл
1



МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ “ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ” В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

Исупова Е.Н.

Реальная гимназия, город Бийск

E-mail: brg@mail.biysk.secna.ru

Начиная изучение темы, я предлагаю учащимся определить, от какого слова образовалась слово “информатика”. Если дети затрудняются с ответом, то я спрашиваю у них: “А вы хотите это узнать?” (этот прием можно использовать в любых затруднительных ситуациях). Слово информатика произошло от слова информация. И далее мы переходим к изучению понятия “информация”.

Информацию не надо пытаться точно определять, но очень важно привести множество примеров. Я обращаюсь к субъектному опыту жизнедеятельности, приобретенному ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания ими мира людей и вещей и дети, чаще всего, отвечают, что информация – это то, что можно передать, рассказать другому человеку.

И дальше я обобщаю ответы.

Человек рождается на свет, ничего не зная о внешнем мире, Но проходит время, и мир становится все более узнаваемым, все более понятным. Человек ежеминутно получает информацию. Что же такое информация?

Информация



сообщения сведения новости знания

Ребенок видит, как улыбается его мать, как она держит ложку, и подражает ей. Слушая, он начинает говорить сам. Зачем ребенок тянет в рот погремушку? (учащиеся приводят свои варианты ответов). Он стремится обследовать объект с разных сторон: потрогать его, попробовать на вкус. Так он познает мир.

На уроке проводятся опыты по получению информации об объекте с помощью осязания, обоняния, вкуса (например, о книге, о яблоке…). После этого мы делаем вывод о том, как человек может получать информацию.


- С помощью органов чувств:

зрения (глаза) – видим;

слуха (уши) – слышим;

осязания (кожа) – ощущаем тепло, холод, твердое, мягкое,…

обоняния (носа) – ощущаем запахи;

вкуса (язык) – ощущаем вкус.

- Наблюдая и делая выводы (если ученик не пришел в школу, то , возможно, он заболел)

- Задавая вопросы (“Как тебя зовут?”…)

- Рассуждая и делая выводы (если это так, то …)

Переходя к вопросу об информационных процессах, я задаю учащимся вопрос: “Как вы считаете, что можно делать с информацией (сведениями, сообщениями, …)?


  1. Передавать и получать (обмениваться).

  2. Хранить (запоминать).

  3. Обрабатывать.

Передача, хранение, обработка – информационные процессы.

И далее, рассмотрев вопрос об основных формах представления информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), я предлагаю детям выполнить творческое задание. С помощью рисунка передать смысл какой-либо пословицы (например, “Один в поле не воин”). Предварительно мы обсуждаем значение пословиц.


Приём и передача информации.

Приступая к изучению информационных процессов, я, для актуализации знаний, использую следующее задание.

Перепутались составные части двух предложений (слова написаны на листах): “Информатика”, “Информация”, “это сведения”, “это наука”, “об окружающем мире”, “о способах работы с информацией”. Восстановите предложения.

Кто может повторить их по памяти? (это задание способствует развитию внимания, памяти).

Рассматривая процесс обмена информацией, мы обязательно выделяем, что существует источник (тот, кто передает) и приемник (тот, кто получает).


ПРИЕМНИК

ИСТОЧНИК

Условный сигнал

Далее можно предложить выделить источники и приемники информации в следующих примерах:


- вы читаете письма;

- звенит будильник;

- учитель пишет на доске;

- вы смотрите мультфильм.

Затем я предлагаю рассмотреть какой-нибудь предмет и прошу описать его. Дети дают описание предмета (например, тетради, учебника, карандаша,…) и мы обязательно говорим, что в данном случае источником является предмет, приемником – человек, а условный сигнал был зрительным.

Учитель. Попробуйте, не сходя с места, дотронуться до всех компьютеров в кабинете по очереди. Не сможем? Почему мы так уверены в этом?

Делается вывод о том, что зрение подсказывает нам, далеко предмет или близко, то есть, помогает определить расстояние, на котором предмет находится от нас и от других предметов.

Учитель. Назовите другие органы чувств, которые помогают человеку получать информацию. Какие органы чувств, на ваш взгляд, важнее?

Делается вывод о необходимости бережного отношения к своему здоровью, к различным органам чувств, и особенно к глазам (так как наибольшее количество информации человек получает с помощью зрения). Целесообразно после этого вспомнить комплекс упражнений для глаз, с которым мы детей знакомим на первых уроках.

При изучении данной темы прослеживаются межпредметные связи с историей. Учащиеся всегда с интересом слушают материал о том, как раньше люди передавали информацию.

Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Люди с помощью дыма могли сообщить друг другу о многом. Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана – тамтама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т.д. Так сигнал, передаваемый по эстафете, быстро облетал всю страну.



Особый интерес вызывает рассказ о необходимости единых правил прочтения письменной информации. Как только возникло письменность, возник вопрос: а как читать? Если написавший письмо придавал письменным знакам одно значение, а читающий – другое, ничего хорошего не получалось.

Об этом забавно рассказал Киплинг в сказке “Как было написано первое письмо”. История, рассказанная писателем, произошла в племени первобытных людей в далекие “дописьменные” времена. В сказке говорится о маленькой девочке по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить карпов к обеду. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Но никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не было.

В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем; другое копье, которое нужно принести; самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.

Таффи думала, что на этих картинках все понятно. Однако Незнакомец “прочитал” эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи – вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”, - подумал он. (За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много.) “Я пойду и приведу ему на выручку его племя”, - решил Незнакомец.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама “прочла” его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось Незнакомцу от разъяренной женщины этого племени! А тот не мог ничего им объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо – это только полдела: нужно его еще уметь прочитать. В качестве творческого задания учащимся можно предложить “написать” с помощью рисунков такое письмо самим.


Делается вывод: для передачи информации очень важно договориться о том, как понимать те или иные сигналы (знаки).

И затем мы переходим к вопросу кодирования и декодирования информации.

Любая информация передается с помощью некоторого кода. Есть коды, к которым мы давно привыкли, которые хорошо изучили и легко понимаем. Существуют разговорные языки, язык мимики и жестов, язык музыки (ноты), язык математики (цифры и математические знаки).

Учащимся предлагается передать информацию различными способами, например:

А) Игра “Я тебя понимаю”.

Группа разбивается на пары. Партнер А задает вопросы партнеру В относительно его состояния, настроения. Необходимо добиться не менее трех положительных ответов, например:


  • Тебе грустно?

  • Нет.

  • Тебе весело?

  • Да.

  • Ты доволен, что мы играем?

  • Да.

  • Тебе нравится такая игра, когда тебя спрашивают?

  • Да.

Партнеры А и В меняются ролями.

Задание: обсудить процесс обмена информацией и коррекции информации (запрос-ответ).

Б) Игра “Крокодил”.

Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает предположения, его задача – отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.

Задание: обсудить разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.


В) Игра “Привет”.

Диалог компьютера и пользователя на примере работы с программой из пакета “Роботландия” “Привет”.

Задание: обсудить процесс обмена информацией между человеком и компьютером.


Г) Игра “Испорченный телефон”.

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, и она передается в каждом ряду:


а) шепотом на ушко (остальные не слышат);

б) жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);

в) знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).

Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.

Задание. Обсудить ситуацию потери, искажения информации.

Цель этих игр – сформировать представление об информации, ее формах, каналах получения информации человеком, развитие внимания, памяти, рефлексии, выработка навыков культурно-продуктивного общения.


Рассматривая вопросы кодирования и декодирования информации, я использую следующие задания.


  1. Расшифруйте фамилию русского мореплавателя, чьи корабли пересекли Тихий океан и открыли Аляску (данное задание носит еще и познавательный характер).



Н

6 + 12 – 8




И

13 – 5 + 9




Б

20 – 6 + 7






Р

7 + 6 + 9




Е

9 – 6 + 8




Г

13 + 7 + 3





21


11

22

17

10

23






















  1. Расшифруйте следующие сообщения и расскажите, как они были зашифрованы:

а) Ослышели уни шом, вбажели в думик и обили вулке.

б) Тутаску, пачема а вуш букие тольсие заты?

  1. Используя азбуку Морзе (раздаточный материал – таблицы), я предлагаю детям расшифровать и зашифровать различные сообщения.


Заканчивая изучение данной темы, мы обсуждаем современные способы передачи информации (телефон, телевидение, радио, компьютер, …).


Хранение информации.


Изучение этой темы я начинаю с задания: “Приведите примеры, где может храниться информация?”. Опираясь на свой опыт, наблюдения, учащиеся дают ответы: “В голове, в компьютере, в записной книжке, …” Далее мы обобщаем все ответы, рассматривая способы хранения информации от первобытных людей до наших дней. Нужно подчеркнуть, что информация всегда хранится на информационных носителях и привести их примеры: книга, кинолента, грампластинка, дневник. Можно привести и, на первый взгляд, необычные примеры информационных носителей: дерево (если его спилить, то по кольцам можно узнать возраст, дождливый или засушливый был каждый год его жизни); дверной косяк с зарубками о жизни ребенка; хранение истории Земли в геологических отложениях.

Информация для работы компьютера хранится на дискетах и компакт-дисках (CD-ROM). Рассказ об этих информационных носителях всегда вызывает живой интерес и множество вопросов (считаю, важно обязательно продемонстрировать их).


При обсуждении данной темы, я предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

1) Как люди могут узнать о жизни наших предков, живших много лет назад?

2) Как хранится информация на фотопленке? В каком виде представлена эта информация?

3) Учитель записал на доске задание. Где и как хранится информация об условиях задачи в ходе работы?

4) В следующих примерах укажите информационные носители и вид представления информации:

- письмо от друга;

- пластинка со сказкой;

- газета;

- кинофильм;

- билет на самолет.

При изучении данной темы я рекомендую провести тест “Как лучше запоминается?”.

Я диктую 10 слов, их необходимо восстановить по памяти. Результаты сверяются и определяется количество верно запомненных слов.

Тест повторяется с другими словами, но учитель дает инструкцию – после каждого услышанного слова:

а) представить написание его золотыми буквами;

б) представить его вкус;

в) представить его цвет;

г) представить его запах;

д) представить его на ощупь.

Результаты сверяются, после чего определяется количество верно запомненных слов.

Задание: обсудить зависимость сохранения и воспроизведения информации человеком от количества каналов ее получения.


Иметь дело с хранением информации человеку приходится часто. Но информацию недостаточно просто сохранить. Надо сделать так, чтобы ее можно было легко найти. Поэтому очень важно затронуть вопрос об организации хранения информации.

В качестве домашнего задания можно предложить следующее.

1) Придумать способы, которыми можно упорядочить:

а) хранение книг в домашней библиотеке;

б) записи в блокноте о телефонах своих друзей.

2) Как найти нужное место в книге?

Обработка информации.


Обсуждение этой темы целесообразно начать с вопроса: “Как можно получить новую информацию?” – узнать из книг, газет, телевизионных передач, от друзей …

Но новую информацию можно получать и обрабатывая уже имеющуюся.

Чтобы прийти к этому выводу, мы решаем задачу с неполным условием, которая была предложена профессором Г. Дж. Айзенком (об этом тоже нужно сказать ученикам):

“Каждый день, когда карлик идет на работу, он спускается на первый этаж на лифте. Когда он возвращается с работы, он заходит в лифт, поднимается до седьмого этажа, а дальше идет к себе домой на шестнадцатый этаж пешком. Почему?” ( Ответ: он не достает до кнопки шестнадцатого этажа.)

Решение этой задачи ищется методом проб и ошибок, и фактически на ней проверяется способность человека нестандартно мыслить и находить нетривиальные решения.

Итак, для того, чтобы получать информацию, обрабатывая уже имеющуюся, надо уметь выделять исходные данные, взаимосвязь между предметами и их свойствами, делать выводы.

Нужно отметить, что информация, которую обрабатывают, называется исходной. После обработки исходной получается новая информация. Процесс обработки информации я представляю в виде схемы:


обработка

Исходная информация

Новая информация


Для усвоения процесса обработки информации, я предлагаю выполнить следующее задание.

Выделить исходную и новую информацию в примерах:

А) Ученик получает условие задачи (исходная информация), думает (обрабатывает) и сообщает ответ (новая информация).

Б) Повар пробует суп (вкус супа - исходная информация). Затем он думает (обрабатывает) и получает новую информацию - чего не достает в супе.

В) Служебная собака по запаху ищет человека. Здесь запах - исходная информация, а направление, куда пошел человек, - новая.

Для развития памяти, логического мышления на уроках по данной теме целесообразно, я считаю, выполнить следующие задания.


  1. Билл пришел в банк раньше Роя, Пол - позже Роя, Джон - раньше Билла, Том - позже Пола. Кто пришел раньше всех? Кто - позже всех? В каком порядке приходили посетители? (Расставь под именами цифры)

    Том

    Джон

    Билл

    Пол

    Рой
















  2. Назови предметы, обладающие следующими свойствами или признаками

а) зеленые и мягкие - ___________________

б) гладкие и твердые - ___________________

в) широкие и удобные - ___________________

г) хрустящие и вкусные - ___________________

Это задание учит выделять в предметах разнообразные признаки, находить общие, его можно использовать и с диагностической целью.

  1. Логические концовки. Нужно правильно закончить предложение. Например: "Если Маша стоит левее Тани, то Таня стоит правее Маши".

Примеры предложений:

Если Саша одинакового роста с Петей, то Петя…

Если карандаш короче линейки, то линейка…

Если идет дождь, то дорога…

Если наступает Новый год, то…

Если дверь в комнату открыта, то…

Если тебе исполнилось 14 лет, то…

Если всегда учить уроки, то… и т.д.

Эти задания помогают строить правильные умозаключения, аргументировать свои выводы, выявлять причинно-следственные связи, развивают внимание.
  1. Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы (на уроке таблица заполняется реальными сведениями об учениках класса):


  1. Сколько человек живет на четвертом этаже?

  2. Кто живет на втором этаже?

  3. Кто живет на одном этаже с тобой?

  4. Кто живет выше Маркиной?

  5. Кто живет выше всех?

  6. Сколько человек живет ниже пятого этажа?

  7. Есть ли проживающие на одном этаже с Житниковой?

  8. Есть ли живущие на третьем этаже?

  9. Сколько человек родилось в феврале?

  10. Сколько человек родилось летом?

  11. Кто родился в октябре?

  12. Кто родился весной?

  13. Сколько человек родилось раньше10 февраля 1992 года?

  14. Кто родился после 1 августа 1992 года? Кто старше Дратинского? И т.д.

Это задание преследует множество учебных целей. Поиск ответов на вопросы заставляет школьника почувствовать обработку информации не как разовое действие, а как процесс. Возникает необходимость как-то упорядочить поиск, у школьника появляется потребность в алгоритмах, гарантирующих получение правильного ответа, и он самостоятельно открывает многие алгоритмы поиска информации.

Эта задача подводит к разговору о понятиях полноты и избыточности информации и является примером пропедевтики работы с базами данных.

Фамилия

Дата рождения

Этаж, на котором живет ученик

Большаков

Вершинин

Дратинский

Егорычева

Житникова

Зайченко

Колесникова

Коломиец

Кручинина

Маркина

Мельников

23.04.92

17.02.92

30.11.91

17.02.92

8.02.92

28.03.02

19.05.92

9.08.92

13.01.92

7.08.92

27.02.92


2

7

1

2

1

4

2

2

2

6

4


Заканчивать изучение темы "Информация. Информационные процессы" я рекомендую беседой о сравнении способов работы с информацией компьютера и человека. Можно задать такие вопросы.

Сравните, как происходит получение, обработка, хранение, передача информации компьютером и человеком.

В чем преимущества компьютера? (Скорость при обработке информации, надежность и долговременность хранения)

В чем преимущества человека? (Разнообразие способов получения информации, ее передачи)

Кем бы вы хотели быть: компьютером или человеком?

Дети делают вывод о том, что компьютер лишь инструмент в руках человека, рассуждают о свободе человека в передвижении, в принятии решений. Обсуждаются обширные возможности человека в восприятии внешнего мира, богатство человеческих чувств, недоступное машине.

Почему же люди, имея такие возможности, данные им природой, не всегда способны полноценно учиться, воспринимать информацию? От чего этого зависит?

Работа над этими вопросами способствует развитию рефлексии, самоанализу.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Григорьев С.Г., Лесневский А.С. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область “Информатика”. М., 1996.

  2. Первин Ю. А. Пособия по курсу “Информационная культура”. М.: Дрофа.

  3. Дубинина В.В. Уроки развития или пропедевтический курс информатики для малышей// Информатика. 1999. № 3.
  4. Новикова Н.Г. Учимся играючи// Компьютер в школе. 2000. № 5.


  5. Информатика в начальном образовании. 2000. № 1, 2.

  6. Просвиркин В.Н. Экспериментальная программа по “Азбуке информатики” для младших классов// Информатика и образование. 1997. № 6.

  7. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития// Информатика. 2000. № 31, 32.

  8. Бешенкова С.А., Даывыдов А.Л., Матвеев Н.В. Гуманитарная информатика в начальном обучении// Информатика. 1999. № 3.