litceysel.ru
добавить свой файл
1



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция юных техников

г. Копейск, 2010



Методическая разработка занятия
«Урал – наш общий дом»


Составила:
педагог дополнительного образования 1 категории Бадло Н.И


Методическая разработка занятия «Урал – наш общий дом»

Цель:

Познакомить детей с разнообразием этносов и национальностей, проживающих на Урале, и их культурным наследием.

Задачи:


  1. Познавательные: познакомить с культурой разных этносов и национальностей Урала.

  2. Развивающие: вызвать интерес у детей к изучению культурного наследия людей различных национальностей Урала.

  3. Воспитательные: воспитывать у детей чувство толерантности, уважения к людям других национальностей.

Тип занятия:

Комбинированное.

Наглядность и оборудование:

  1. электронная презентация занятия;

  2. карта Урала;

  3. открытки с изображение природы Урала;

  4. иллюстрации с изображением людей различных национальностей;
  5. книги писателей Южного Урала;


  6. цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, картон.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Объяснение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Обобщение и закрепление материала.

Ход занятия:

  1. Организация детей на работу

2. Сообщение темы и цели занятия

- Добрый день ребята!

Тема нашего занятия: «Урал – наш общий дом». Мы узнаем какие народы проживали на Урале, познакомимся с их культурным наследием.

- Ребята, а какие национальности вы знаете?

(ребята называют национальности).

- Представители каких национальностей есть у нас в группе?

(ребята называют свои национальности).

- У нас получилась многонациональная группа и нам, конечно, интересно узнать какие еще национальности проживали и проживают на Урале? Какие у них обычаи, нравы и культура?

В конце занятия мы с вами посадим национальное древо, на котором распустятся веточки с разноцветными листочками.

Эти веточки сделаете вы сами. Каждый листочек на вашей веточке будет соответствовать национальностям, которые есть у вас в семье, надеюсь, что вы узнали об этом дома у мам и пап.

3. Объяснение нового материала

Давным-давно, много миллионов лет назад на месте Урала плескалось море, росли огромные деревья, извергались вулканы.

Первобытные люди пришли на Урал 200-100 тыс. лет назад. Об их жизни мы узнаем, по наскальным рисункам в пещерах. Основным занятием их были охота и собирательство.

В V-IV тыс. до н.э. – на Урале жили андроновские племена. Жили они на всех реках и озерах по 40-50 человек в полуземлянках больших размеров. Занимались земледелием, охотой, рыболовством, обработкой бронзы. Женщины очень любили украшать себя бронзовыми кольцами, пряжками.


VII – VI вв. до н.э. на Урал пришли кочевники. Территория Урала становится местом кочевий различных племен – сарматы, аланы, гунны.

Основными их занятиями было военное дело и вооружение. Даже женщины участвовали в боевых действиях. Это «великое перенаселение народов» обогатило их знаниями и умениями в изготовлении оружия, одежды, украшений. Появились новые ремесла, стала развиваться торговля. Именно через Урал шли торговые пути с Азией и Китаем.

Вогулы. Земли Северного Урала населяли ханты и манси. Их основное занятие – охота и рыболовство. Всем необходимым для жизни вогулов обеспечивал лес. Кочевники – вогулы жили в переносных чумах, покрытых шкурами. Одежду они шили из оленьих шкур – совик или гусь (верхняя) - мехом вверх и малица-(мехом внутрь). К малице пришивался капюшон и варежки. Обувью служили унты. Женщины украшали себя бусами и кольцами, одежду – вышивкой. Мужчины занимались резьбой по кости. Современные жители Северного Урала бережно сохранили до нашего времени традиции своих предков в изготовлении одежды, песенном творчестве.

Башкиры – по южным отрогам Уральских гор, в степном Зауралье, лесостепном Приуралье селились племена башкир – башкорт.

В середине XVI в. Башкирия вошла добровольно в состав Российского государства. Долгие годы основным занятием башкир являлось кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, овец. Башкиры жили в юртах-кошах, а зимой – в деревянных хижинах. Постепенно башкиры оседали в своих кочевьях.

Одевались просто: рубаха, штаны, безрукавка - камзул, расклешенный кафтан – КЭЗЭКИ, бешмет.

На голове – тюбетейка. На ногах – кожаные сапоги, лапти. Женская одежда была более разнообразной.

Любимый напиток – кумыс. Основное кушанье – бешбармак, кулдама. Небольшая дудка - курай помогала башкирам коротать ночи во время кочевок. Любимый праздник башкир и татар – Сабантуй и в наши дни является одним из любимых праздников и собирает множество людей различных национальностей. Все с удовольствием участвуют в соревнованиях и играх башкир.


В XVI в. После покорения Казанского ханства и присоединения Башкирии к России на Урал хлынули русские.

Основным населением Урала стали крестьяне, которых свозили сюда со всех губерний России. Переселенцы основали деревни, села. Свезенные со всей России крестьяне привезли на Урал свои обычаи, традиции, свой говор.

Набожность и благочестие являлись отличительной чертой уральских деревень. Обязательным было соблюдение постов, различных христианских праздников.

Казачество – во времена освоения территорий Урала Российское правительство должно было решить проблему охраны края от набегов кочевников. Особую роль в этом сыграло казачество. Уральские казаки с конца XVIII в. принимали участие во всех войнах, которые вела Россия.

В фольклоре особенно подчеркивается роль казачества в обороне русских границ: исторические песни, баллады, песни протяжные и быстрые.

Воспитание детей было поручено матери. Грамоте учили, прежде всего, девочек. Они должны были уметь читать Псалтырь, чтобы, став взрослыми смогли замаливать грехи мужа и сыновей. Юноши в 17 лет присягали царю и Отечеству на Евангелии и Коране.

В состав Оренбургского казачества входила татарская диаспора казаков, которая верой и правдой служила России

Этнический состав населения России в конце XIX в. представлен в таблице на слайде.

Среди этнических групп населения Урала наиболее крупную по численности составляли башкиры.

В конце XIX в. На Урале в связи с быстрым ростом промышленности стали появляться иностранные специалисты: немцы, поляки, евреи. В Челябинске был построен Римско-католический костел в 1909-1914 г. (снесен в 1937 г.), синагога, мечеть.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) большое количество немцев с Поволжья прибыло на Урал (по переписи 1970 г. они стоят на 5 месте после русских, татар, башкир, украинцев).

На 1 января 2007 г. на Урале проживают 132 национальности и этнические группы, зарегистрировано 281 религиозная организация.


Для возрождения и развития национальных культур только в нашей области создано 18 национально-культурных центров, 44 различных национальных общества, открыты школы по изучению татарского и башкирского языка, факультативное углубленное изучение немецкого, армянского и др. языков.

В нашем родном городе тоже существуют Центр национальных культур и Центр немецкой культуры “Wermes hause” (Теплый дом).

Жизнь среди людей различных национальностей, обогащает всех взаимопроникновением разнообразных культур и обычаев.

Мы с удовольствием посещаем праздники: Сабантуй, немецкое Рождество, украинское Рождество с колядками. Мы все любим шашлык, лаваш, плов, блины, галушки, курник, лагман, бешбармак, кухэн, штрудели и другие национальные блюда. Хозяйки обмениваются рецептами национальных блюд. Мы все имеем возможность осваивать традиционные ремесла народов населяющих наш Урал.

Нам повезло, что мы живем в Краю с такими богатыми и разнообразными традициями и возможностями. Необходимо ценить это и с большим уважением относиться к людям всех национальностей.

4. Практическая работа

Маленький принц решил посмотреть много ли национальностей живет на нашей планете. Для этого он посадил на Земле много маленьких деревцев, но они без веточек и листочков. Он не знал люди, каких национальностей живут на Земле.

Наша задача – оживить одно из них – национальное деревце нашей группы, сделать так, чтобы на его веточках распустились листочки.

В начале нашего занятия мы вспомнили, представители каких национальностей есть в вашей семье.

Веточка – это семья, а листочки – это мама, папа, бабушки и дедушки. Цвет листочков будет зависеть от национальности ваших родных.

На одном листочке может быть много цветов, если ваши бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки были разных национальностей, В таком случае ваш листочек будет разноцветным, словно радуга на ясном небе.


Цвета национальностей:




Русские




Украинцы




Немцы




Армяне, грузины, азербайджанцы




Белорусы




Татары, башкиры




Другие национальности

У вас на столах для работы есть все необходимое: цветная бумага, ножницы, цветные карандаши. Мы рисуем веточку, а на ней листочки

- верхний листочек один – это ты, но не торопись его раскрасить;

- два листочка ниже мама и папа;

- с двух сторон от них ниже – бабушки и дедушки, прабабушки, прадедушки (с них и начинайте раскрашивать свои листочки).

Вот какая веточка получилась у меня:


А у вас получатся веточки с другими листочками.


Ребята выполняют практическое задание – делают свои веточки.


-
Мы сделали каждый свою семейную национальную веточку. Давайте ее вырежем и прикрепим к нашему древу. Какое красивое древо у нас получилось, оно расцвело всеми красками. Пусть такие семейные древа вырастут по всей Земле, тогда мы поймем, как разнообразен мир, как здорово, что все мы частички одного прекрасного целого. Будем беречь и уважать друг друга, даже если мы чем – то отличаемся.

5. Обобщение и закрепление материала

Так что же мы узнали?!

- Урал – многонационален;

- у каждой национальности – свои традиции, обычаи;

- чем больше мы будем знать о традициях и обычаях других национальностей, тем интереснее будет общение;

- каждая культура обогащает другую культуру;

- мы должны уважать людей других национальностей - мы все равны;

- терпимо относится к религиозным обычаям и традициям других национальностей;

- гордиться своей национальностью и знать свои корни.

НАМ ЕСТЬ ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ!!!

Все мы – дети нашей прекрасной голубой планеты Земля! И наш Урал – кусочек этой планеты. Посаженное сегодня национальное древо сплотит нас вместе, научит уважать, ценить и любить друг друга.

В конце занятия хочу прочитать вам стихотворение Людмилы Татьяничевой «Живу я в глубине России».

Живу я в глубине России

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки – сини,

Горы – сини,

И в синих отсветах металл

Милы и дороги до боли,

Да так что глаз не оторвать,

Мне брови лиственниц собольи

И сосен царственная стать.

Тайга, тайга…

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленея изумруда


Ни дерева, ни камня нет!

По красоте,

По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей,

Строже, может быть,

А может, здесь она моложе…

Свежей тут времени рубеж.

Но сердце русское –

Все то же.

И доброта,

И песни те ж!

И лица те же, что в Рязани,

И так же звучны имена.

Как солнце в драгоценной грани –

В Урале Русь отражена.

Наше занятие законченно. Спасибо всем за работу. До свидания!

Литература:


  1. История Урала XIXв – 1914год. Учебное пособие / Н.Н.Алеврас и др./ - Челябинск, «Южно – Урал. кн. изд-во», 2007-640 с.ил.

  2. Корецкая Т.Л. Земля Уральская Энциклопедия для детей.- Челябинск, ОАО «Южно – Урал. кн. изд-во», 2004-128 с.ил.