litceysel.ru
добавить свой файл
1

7 КЛАСС

«Особенности организации кишечнополостных»

Тема урока. Особенности организации кишечнополостных

Цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни, дать представление о рефлексе, раскрыть особенности размножения и развития гидры.

Задачи:

образовательные - показать место в эволюции развития, раскрыть особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных;

продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

воспитательные – охрана природы

развивающие - продолжать развитие умений учащихся: анализировать, выделять главное, использовать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, работать с учебником, систематизировать полученные знания, выполнять учебный рисунок.

Оборудование: таблицы с изображением строения пресноводной гидры, многообразие кишечнополостных, транспаранты внешнего и внутреннего строения гидры, карточки по теме «Тип Кишечнополостные», компьютер, проектор.

Методы обучения: проблемный. Мог ли Геракл сражаться с гидрой?

Личная значимость изучаемого для школьника: вероятность одного из подвигов Геракла (сражение с гидрой). Можно ли использовать знание мифов древней Греции при изучении зоологии?

Формы организации учебной деятельности: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя
: игра-опрос, создание проблемной ситуации, чтение фрагмента о сражении Геракла с гидрой, составление схемы классификации кишечнополостных, эвристическая беседа по ходу мысленного эксперимента.

Организация деятельности учащихся: участвуют в игре-опросе, обсуждают значимость изученного, анализируют информацию, читают текст, рассматривают рисунки в учебнике на с. 108 – 109, выполняют задания в тетрадях.


Основные понятия и термины урока
: кишечнополостные, двуслойные, лучевая симметрия, полип, эктодерма, энтодерма, базальная мембрана, пищеварительная полость, эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные, железистые, чувствительные, промежуточные, половые клетки.

Источники информации
:

Основные: учебник «Биология. Многообразие живых организмов» В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008, с. 108-109.

Дополнительные: Н.А. Кун. Мифы и легенды Древней Греции; В.Б. Сабунаев. Занимательная зоология; Молис С.А. «Книга для чтения по зоологии».

Мультимедийный диск. Электронный атлас для школьника. Зоология.7-8 классы. «Тема Кишечнополостные».

Методическая: Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО, 2007.

Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2001.

Домашнее задание
: Учебник с. 108-109. Подготовить сообщение о представителях типа. Творческое задание в буклете.


Ход урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами будем изучать особенности организации типа Кишечнополостные.

Свою работу мы построим следующим образом. Для того чтобы у нас перед глазами всегда была цель, мы будем передвигаться по такой шкале (показать шкалу). Она поможет нам не только усваивать понятия, овладевать теорией, но и способами её овладения, переработки, определенными умениями и навыками мыслительной деятельности. (Приложение № 1).

Кроме того, у вас лежит на столах буклеты. На определённом этапе работы я буду обращаться по мере необходимости к нему. (Приложение № 2).

Прежде чем приступить к изучению нового материала повторим, какие царства живой природы вы знаете, назовем основные признаки царства животных.


Учащиеся. Царство прокариот, грибов, вирусов, растений, животных. Основные признаки царства животных: гетеротрофное питание, в клетках животных отсутствует клеточная стенка, животные подвижны, обладают специальными органами движения, регуляцию обмена веществ в организме осуществляют системы органов, для животных характерна четкая симметрия тела.

Учитель. Хорошо.

Давайте проследим эволюционный путь развития типа Кишечнополостные, но для этого вспомним, что нам уже известно. Итак, обратимся к эволюционному древу. (Используем табл.)

Ребята – назовите существенные признаки типа простейшие (учащиеся называют).

Мы изучили, что тип простейшие – одноклеточные; микроскопические размеры; эукариотическая клетка; основные компоненты клетки ядро и цитоплазма, органоиды специального назначения; циста; основная форма размножения – бесполое (митотическое деление), но встречается и половой процесс; обитают в воде, почве, паразитизм; некоторые простейшие образуют колонии. Пищеварение внутриклеточное.

Смотрим дальше. Мы изучали губки - многоклеточный организм, тело напоминает мешок или бокал, пронизанный порами. На свободном конце находится выводное отверстие – устьице. Два слоя клеток эктодерма и энтодерма, между которым находится студенистое вещество мезоглея. Органы и ткани отсутствуют. Внутренний скелет. Пищеварение внутриклеточное.

Что общего?

Обратимся к шкале умений, навыков, успешности, эмоциональности. (Далее шкала).

Отметили признаки сходства. В чем различие?

Подняли шкалу выше.

На примере типа простейших вы узнали об одноклеточных животных микроскопических размеров, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Простейшие представляют собой ранний этап исторического развития животного мира. Узнали, что губки – наиболее примитивные многоклеточные беспозвоночные животные.

Ребята, предположите, что следующим этапом должно стать. (Что является предметом изучения сейчас?).


Приступаем к изучению нового материала.

Тема урока: Особенности организации кишечнополостных.

Изучение каждого типа (объекта) происходит по определенной схеме.

Обратитесь к шкалам. Посмотрите путь изучения на шкале.

Наша цель: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни, дать представление о рефлексе, раскрыть особенности размножения и развития гидры.

Ребята, откройте буклеты. Классификация кишечнополостных. Работа с таблицей.

Сегодня мы познакомимся с удивительным представителем кишечнополостных.

ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА О ПОДВИГЕ ГЕРАКЛА (борьба с гидрой).

Проблема! Мог ли Геракл сражаться с гидрой? (Приложение № 3).

Учащиеся. Нет. Размеры, выходила из воды…тело не покрыто чешуей…

С гидрой сражался Геракл. ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ГИДРА?

Впервые описал гидру Левенгук, род гидра ввел К. Линней. 250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюлье нашел однажды маленьких полипов, которых сначала принял за растения (на экране гидра). Как вы думаете почему? Поместив их в воду, он убедился, что перед ним животное. Как вы думаете на основании чего?

18 век можно считать веком гидры и электричества. В этот период работал Реомюр. Градусник, который мы ставим под мышку на его основе разработанный. Он предложил теорию регенерации, которую широко используют выращивая стволовые клетки. Изучение одного животного сыграло большую роль в развитии всей науки.

Учитель. К кишечнополостным относят более 9.000 видов. Это исключительно водные животные, преимущественно морские. Среди них встречаются как свободноживущие, так и прикрепленные ко дну или водным предметам. Посмотрите на экран- гидра представляет собой полип мешковидной вытянутой формы, длина до 1,5 см. к субстрату она прикрепляется подошвой, расположенной на заднем конце тела. На другом конце находится ротовое отверстие, окруженное щупальцами. Ребята, обратите внимание, что у гидры одно отверстие. Ребята, я прошу вас обвести гидру тыльной стороной карандаша, обведите все части тела: подошву, щупальца. Как вы думаете, она передвигается? (стр.109)


Ученики. Передвигается гидра, поочередно прикрепляясь к субстрату то подошвой, то ротовым концом тела.

По шкале продвигаемся и повторяем про себя, что вы узнали.

Учитель. Какую симметрию имеет лист, бабочка? Какая симметрия характерна для тела кишечнополостных? Обратитесь к учебнику на стр. 108.

Ученик. Мысленно можно провести только одну плоскость, делящую лист на две зеркально одинаковые половины, т.е. симметрично расположенные части листа – двусторонняя симметрия.

Через тело кишечнополостных можно провести несколько воображаемых плоскостей, каждая из которых делит животное на две зерк