litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Представление инновационного педагогического опыта учителя, победителя областного конкурса в рамках ПHПО


 

I. Общие сведения об учителе.

1.     Гончарова Наталья Геннадьевна

2.     Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (сокращенное наименование МОУ ЦЛПДО), 654034, Россия, Кемеровская Область, г. Новокузнецк, ул. Бугарева, 22 б, тел. 8(3843) 37-34-87ОУ

3.  Учитель французского языка

4.  Стаж работы 28 лет

5.  Тема педагогического опыта учителя: Использование информационных технологий на уроках французского языка.

6.  Ключевые слова (до трех - пяти ключевых слов) информационные технологии на уроках французского языка, тестирование, Power point, мультимедиа презентации к различным темам, насыщение уроков дополнительной информацией, наглядными материалами, иллюстрирование страноведческой тематикой, дозирование учебной информации в зависимости от уровня подготовленности учащихся, формирование заинтересованности и положительной мотивации подростков на изучение иностранного языка.

 

II. Сущностные характеристики опыта учителя

В условиях модернизации общего образования в России существенно меняется содержательная основа учебников, учебно-наглядного материала, вводятся в практику преподавания предметов принципиально новые носители информации. Все чаще используются мультимедийные носители. Это нацелено на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений, языковых и общекультурных навыков.

Вопросы использования при обучении подростков иностранным языкам компьютерной и видеотехники на уроках поднимались в советской дидактике еще в 80-е годы ХХ столетия. Это были практические разработки учителей школ крупнейших городов страны. Надо отметить, что эти разработки касались в основном технической стороны дела (Что включить? Как выйти в программу? Какие кнопки нажать? и т.д.). Множество статей в методическом журнале «Иностранные языки в школе» были посвящены практике использования лингафонного кабинета, кинопроектора, магнитофона.


Одной из самых доступных компьютерных программ является Power point, с помощью которой можно создавать разнообразные мультимедиа презентации к различным темам и сериям уроков французского языка, вносить коррективы в последовательность изложения и автоматизации учебного материала, насыщать уроки дополнительной информацией, наглядными материалами, иллюстрировать страноведческую тематику, дозировать учебную информацию в зависимости от уровня подготовленности учащихся, формировать заинтересованность и положительную мотивацию подростков на изучение иностранного языка.

Подобные мультимедийные презентации с использованием принципа наглядности, помогают учителю не только ознакомить учащихся с новым учебным материалом, но формируют навыки наблюдательности, развивают внимание, память, обеспечивая прочное усвоение обучающимися языкового и лексического материала, повышают интерес к учебному предмету. На таких уроках все учащиеся обычно заняты, каждый работает в своём, комфортном ему режиме. Это позволяет рационально организовать деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета (темы), разнообразить занятия. Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что с одной стороны активизирует внимание обучаемых и усиливает интерес к уроку, а с другой – облегчает их работу. Слайд-презентация по теме позволяет четче и интереснее изложить учебный материал, правильно представить и понять цель и ход работы ученика, предупредить ошибки, организовать закрепление материала и его контроль. Современный учитель, работающий с компьютером и использующий его не только как печатную машинку, должен знать программы, при помощи которых можно провести урок на современном уровне. Презентации, как учебно-наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока. Слайд-фильм позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепления, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие ошибки, ускорять процесс выполнения заданий, а также использовать презентации на различных этапах урока, например, французского языка. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что активизирует внимание обучаемых и усиливает интерес к уроку. Учащийся должен встречаться с информационными технологиями не только на уроках информатики, но и в других сферах учебной деятельности, только тогда у него будет интерес, мотивация, навык, грамотность в использовании «электронного помощника» не только как объекта изучения, но и как хорошего инструмента в жизни и деятельности человека. На уроках по различным школьным дисциплинам компьютер будет являться инструментальным средством для работы с учебной информацией, а так же применяться для текущего контроля знаний по предмету. Таким образом, использование компьютера на уроке позволяет учителю сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная мультимедиа презентация может использоваться многократно в различных вариациях — можно менять порядок подачи материала, его дозирование для классов разного уровня и т. д.). Кроме того, компьютер позволяет легко изменить план-конспект урока (добавить или усложнить материал, вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту, вопрос, тест, упражнение и т. д.). Он позволяет создать базу индивидуальных слайдов с заданиями, дифференцированных проверочных работ, тестов по различным темам, текстов, карт, аудио и видеозаписей (гимны, речи исторических деятелей, песни и т. д.). Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять на электронном носителе. Учитель имеет возможность творчески работать и составить медиатеку собственных мультимедиа продуктов (презентации, слайды и т. д.), которые послужат материалом для уроков и дальнейшей работы учителя в данной области. Работа обучающегося в слайд-презентации формирует у него яркие и объемные представления о стране изучаемого языка, позволяет ему двигаться по различным смысловым, ассоциативным лини­ям, следить за развитием событий в стране изучаемого языка, окунуться в их ход. Данный вид учебной деятельности на уроке повысит уровень учебной мотивации и поможет привлекать активных учеников к сбору материала для презентаций к последующим урокам. Обучающиеся, включившись в работу по предмету со слайд-презентациями, используют все три уровня восприятия информации: визуальный (видеоматериалы), аудиальный (аудиоматериалы), тактильный (письменный, работа с клавиатурой), что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал. Ученик отрабатывает на уроке французского языка навыки работы с компьютером индивидуально или в составе учебной группы. Учебная деятельность строится таким образом, что ученик овладевает не только знаниями по предмету, но и способами их приобретения. Именно этот вид активной и разнообразной деятельности служит повышению уровня познавательной мотивации — не быть пассивным объектом воздействия, а самому активно участвовать в процессе обучения. Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам  в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Уроки французского языка с использованием ИКТ кроме учебных целей по предмету имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:


  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных  практических целей

  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями  (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым элементам   мультимедийных средств в учебном процессе относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  2. интерактивные доски,

  3. электронные энциклопедии и справочники,

  4. тренажеры и программы тестирования,

  5. образовательные ресурсы Интернета,

  6. DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  7. видео и аудиотехника,

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам в различных классах.  Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.  Интересны различные  энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда творчески работающий учитель начинает создавать и использовать свои собственные учебно-наглядные материалы и дидактические пособия.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса иностранного языка, как учебного  предмета, можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёрные (упражнения), контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и уроки-презентации, разработанные  при помощи компьютерной программы Power Point.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Компьютерная слайд-презентация, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе слайд-презентации используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность  работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, текстов, вопросов по текстам, тестовых заданий, таблиц.
Урок  закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования   для глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого  презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.        После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника. Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. Автоматизация нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование словарей. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point


1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  в текстовой записи учащимся в удобной форме;
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов; 
3) уроки-наглядные пособия, помогающие пониманию, активизации изученного ранее материала и автоматизации нового с опорой на иллюстрации к текстам, сопровождающие упражнения, тесты;

Приступая к созданию презентации необходимо определить:


  • Какова цель, которую должна решить презентация?

  • Через какие задачи будет достигнута цель?

  • Какова аудитория (психолого-педагогическая характеристика контингента обучающихся)?

  • Каковы мотивы  аудитории (достаточен ли уровень мотивации и умений обучающихся)?

  • В каких технических условиях будет демонстрироваться слайд-презентация?

При использовании на уроке слайд-презентации, как учебно-наглядного пособия, мы должны учитывать следующие условия презентации:

1. Проецирование на большой экран (участники  следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут). Проецирование на большой экран подходит для  ознакомительных уроков французского языка, для фронтальной работы.
2. Демонстрация на компьютерах обучающихся (но управление презентацией осуществляется  только учителем). Демонстрация на компьютерах, управляемая учителем, подходит для текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.
3. Самостоятельная работа с готовой слайд-презентацией на компьютере в автоматическом или управляемом учащимся, а не учителем, режиме. Управляемая учеником, готовая презентация подходит для повторения (активизации) материала, самостоятельной автоматизации изучаемого в процессе чтения с извлечением информации, поискового чтения с использованием справочных материалов, словарей, в ходе выполнения упражнений, самотестирования.

Форма и содержание слайд-презентации

При составлении слайд-презентаций мы распределяем информацию по содержанию материала и видам работы с ним по кадрам. Материал четко и наглядно   иллюстрирован и структурирован. Анимация применяется  для последовательного выхода названия текста, заданий, иллюстраций и  не должна  отвлекать  обучающегося от содержания. При работе с компьютером ребенок может четко видеть текст, несущий в себе обучающие функции. Требования к «навигации» по кадрам  должны быть понятны ученику. Учитель уже  только сопровождает презентацию, оказывает консультативную помощь, прежде всего технического характера. Рисунки, фотографии,  оформление слайда должны соответствовать  тексту и  последовательности  кадров. Слайд-презентации должны иметь строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала.


  • Анимация должна быть строго дозирована и разумна по смыслу материала.

  • Информация  на экране не должна напрягать зрение: четко разграничены предложения, минимум вводных слов, крупный текст.

  • Презентация должна быть четко рассчитана по времени, не быть слишком объемной, кадры для  текста должны демонстрироваться (по времени) в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и уровнем знаний, умений и навыков владения французским языком каждого обучающегося.

  • Информация на слайдах может либо пояснять  содержимое кадра, либо расширять его.

  • Презентации для самостоятельного изучения и  работы лучше настраивать по щелчку мыши, чтобы не подгонять зрителя.

Презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, формируют навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока. Слайд-фильм позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепления, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие ошибки, ускорять процесс выполнения заданий, а также использовать презентации на различных этапах урока. Использование программы Power Point при подготовке к урокам французского языка нашло свое выражение в составленном на основе материалов учебников, путеводителей, Интернета сборнике дидактических и учебно-наглядных пособий по французскому языку. Учебно-наглядное пособие составлено в качестве дополнительного материала при обучении французскому языку в 6 классе («Синяя птица», учебник 6 класса). В пособии представлены презентации по следующей тематике и содержанию:


“Paris”, “Normandie”, “la Suisse” etc.

В данном учебно-наглядном пособии представлена следующая структура заданий по темам:

1 уровень (Работа проводится с опорой на прочитанный текст):

1. Прочтите текст и найдите в словаре пронумерованные слова (Lisez ces textes et trouvez les mots numerotes dans le vocabulaire);

2. Прочтите текст и выполните задания к нему (Lisez ces textes et faites les devoirs, Repondez aux questions suivantes);

3. Прочтите тексты и выполните тест (Lisez ces textes et faites le teste!). 4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)

2 уровень (Работа проводится без опоры на прочитанный текст, но у обучающегося есть возможность в случае необходимости вернуться к предыдущему слайду):

1. Прочтите текст и найдите в словаре пронумерованные слова (Lisez ces textes et trouvez les mots numerotes dans le vocabulaire);

2. Ответьте на вопросы по тексту, приведенному на предыдущем слайде (Repondez aux questions sur le contenu de ce texte a la page suivante);

3. Прочтите тексты и выполните тесты к ним, приведенные на следующем слайде (Lisez ces textes et faites le teste a la page suivante!);

4. Проверьте правильность ваших ответов (Verifiez vos reponses!)

Среди заданий 2 уровня представлены, например, следующие:

1. Traduisez ces textes en russe! (Переведите текст на русский язык);

2. Regardez la carte des hotels parisiens de 5 etoiles et faites le devoir! (Посмотрите на карту Парижских отелей и выполните задания);

3. Decrivez en francais ce que ces deux hotels proposent aux visiteurs. (Опишите по-французски все то, что предлагают туристам эти два отеля. Монологическая речь.).

Каждая линейка слайдов по теме представляет собой несколько вариантов однотипных по структуре, но различных по содержанию заданий, что дает обучающемуся возможность работать строго индивидуально, получив свое собственное задание. Каждый вариант 1 уровня состоит из 4-5 слайдов, тогда как вариант 2 уровня может содержать до 8 слайдов.


Учителю использование Power point и компьютера на уроке позволяет: 1)сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная мультимедиа презентация может использоваться многократно в различных вариациях — можно менять порядок подачи материала, его дозирование для классов разного уровня и т. д.). Кроме того, компьютер позволяет легко изменить план-конспект урока (добавить или усложнить материал, вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту и т. д.)

2) создать базу индивидуальных карточек с заданиями, дифференцированных проверочных работ, тестов по различным темам, текстов исторических документов, карт, аудио и видеозаписей (гимны, речи исторических деятелей, песни и т. д.). Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять в безбумажном варианте.

3) составить медиатеку собственных мультимедиа продуктов (презентации, видеозаписи, слайды и т. д.), которые послужат материалом для уроков и дальнейшей работы учителя в данной области.

4) формировать у учащихся яркие и объемные представления о прошлом, со­здавать иллюзию присутствия, когда ученик путешествует с каким-либо героем в географическом пространстве и во вре­мени по стране изучаемого языка; двигаться по различным смысловым, ассоциативным лини­ям, следить за развитием событий, вмешиваться в их ход и решать проблемы.

5) получать много разнообразной новой информации при поиске необходимых учебных материалов, освоить приёмы поиска информации и работы в сети Интернет.

6) привлекать активных учеников к сбору материала для презентации к уроку, повысить мотивацию к учению у учащихся.

Учащиеся могут 1) включиться в работу на трёх уровнях восприятия информации:- визуальный (видеоматериалы), - аудиальный (аудиоматериалы), -тактильный (письменный), что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал. Например, ученику предоставляется возможность встретиться с исто­рическими личностями, познакомиться с искусством,  хозяйством, бытом, нра­вами французов и др.


2) научиться работать с компьютером в составе учебной группы (кто-то найдет материал в Интернете, кто-то обработает его и составит презентацию, кто-то подскажет, как лучше оформить слайды и т. д.) и выступать на уроке с защитой результатов своей работы; 3) включиться в процесс исследования определенной проблемы по страноведению (при поиске информации для создания презентации). Обучающиеся могут учиться выстраивать свой путь работы, находить и оформлять результаты своей работы, выступать перед аудиторией с докладом, отстаивать своё мнение — это и есть учебная деятельность, когда ученик овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения и демонстрации.

4) повысить познавательную мотивацию — не быть пассивным объектом воздействия, а самому активно участвовать в процессе обучения.

В современной школе учителю и обучающимся можно использовать массу источников информации при подготовке слайд-презентаций по различной тематике и учебным предметам:

1) различные электронные энциклопедии:

— Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия;

— Большая политическая энциклопедия;

2) энциклопедии, словари, другую справочную литературу с иллюстративным материалом;

3) мультимедиа учебники:

4) программы-тестеры:

5) сеть Интернет;

6) мультимедиа презентации, которые может создавать сам учитель в программе Power Point, исходя из задач и хода урока, уровня подготовленности учеников. Для создания такой презентации учитель отбирает необходимую информацию (иллюстрации, текст, аудио и видеоматериалы и т. д.), дозирует и структурирует её в определённой логической последовательности.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что в настоящее время существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам в различных классах. Использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.  Интересны различные  энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в  таких  учебниках можно найти то, что действительно нужно  в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Творчески работающий учитель создает свои учебно-наглядные и дидактические материалы, как презентации в программе Power point для использования при различных видах языковой деятельности на уроках французского языка.


Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование материалов учебника. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.

Программа разработки презентаций  Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого.


Используемая литература:


1.Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании. Сайт http://pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html.

2. Сливкина И. А. Использование информационных технологий при подготовке презентаций. http://bank.orenipk.ru/Text/prezent/moduli/lekzij2.html

3. www.chine-informations.com/actualite/vente-re...

4. jr.skynetblogs.be/archive-month/2007-03

5. Quimper.maville.com

6.www.lefigaro.fr/medias

7. http://www.louvre.fr/

8. http://www.mavicanet.ru/lite/eng/20293.html

9. Fran Cité, №3, mars 2001, №5, mai 2003



следующая страница >>