litceysel.ru
добавить свой файл
1
Администрация Металлургического района г. Челябинска


Управления образования

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 88


Утверждаю: Директор лицея № 88

­­

_________ И.В. Шлепенкова “____”____________ 200___ г.


Мысль и творчество


Возрастной диапазон ребят, занимающихся в кружке

Мысль и творчество” 12-16 лет


Руководитель: Яминева Мимдугуль Саяфовна


Челябинск 2006

Информационная карта программы


Тип программы: Автор – Е.А. Яганова, педагог МОУ “Центр дополнительного образования детей” г. Коркино


Образовательная область:


Направленность деятельности: культурологическая


Способ освоения содержания образования: творческий


Уровень освоения содержания образования: общекультурный


Уровень реализации программы: среднее общее


Форма реализации программы: групповая


Продолжительность реализации программы: одногодичная


Пояснительная записка


Слово “культура” происходит от слова “культ” – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет право считаться культурным человеком.

XVIII – начало XIX вв. По праву считается “золотым веком русской культуры”. Здесь берут свои истоки наши традиции, обряды, праздники, здесь наибольшего расцвета достигают российские искусства. Погружение в культурную среду эпохи позволяет лучше понимать произведения искусства, которые лежат в основе нашей литературы, философии, публицистики, политики, - Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чаадаева, Новикова…

Эта часть программы является культурной базой для второй части программы – литературоведческой. Вторая часть программы предлагает комплексный подход к изучению, пониманию и внедрению проблемы литературоведения. В каждом ребенке существует скрытый творческий потенциал, помочь раскрыться возможностям ребенка помогает многоступенчатый подход к заинтересованным его темам.


Главная цель: Создать культурную базу для полноценного развития творческой личности, воспитывать интерес личности к творчеству на основе изучения, анализа и творческого осмысления произведения мировой литературы.

Общие задачи:


  1. Повышать культурный уровень ребенка.

  2. Ориентировать модель поведений ребенка на лучшие образцы художественного искусства.

  3. Расширить кругозор детей.

  4. Воспитывать внимание и уважение к окружающему миру.

  5. Воспитывать интерес и любовь к литературе и культуре.

  6. Выявлять творческие способности детей и развивать их: развивать воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, интерес к самостоятельному творчеству.

Методы:

Беседы, лекции, диспуты, обсуждение, индивидуальное творчество, коллективное изучение и анализ, обобщение частного, коллективные игры, разработка сценариев, обыгрывание литературных произведений.


Тематический план



Содержание

Всего

Теория

Прак-тика

1 часть

36

26

10

1. Черты века.

11

9

2

2. Портреты времени.

5

4

1

3. Литературные портреты.


7

5

2

4. Живопись.

5

4

1

5. Музыка.

5

3

2

6. Быт и культура. Выход в современность.

3

1

2

2 часть

117

18

99

1. Понятие жанра.

8

3

5

2. Композиционный анализ.

9

3

6

3. Образ автора.

8

2

6

4. Образ героя.

12

4

8

5. Анализ художественного текста.

19

3

16

6. Творческая работа (сочинения, сценки, пантомимы)

61

3

58

Всего:


153

44

109



Содержание программы


I часть



  1. Черты века.

  1. Введение. Быт и культура.

  2. Люди и чины.

  3. Женский мир.

  4. Женское образование в XVIII- начала XIX вв.

  5. Бал.

  6. Сватовство. Брак. Развод.

  7. Русский дендизм.

  8. Карточная игра.

  9. Дуэль.

  10. Искусство жизни.

  11. Итог пути.

  1. Портреты времени.

  1. “Птенцы гнезда Петрова”.

  2. Век богатырей.

  3. Две женщины

  4. Люди 1812 года.

  5. Декабрист в повседневной жизни.

III.Литературные портреты.

  1. Друзья Пушкина. Окружение.

  2. Пушкин-лицеист.

  3. Любовь поэта.

  4. Дуэль и смерть.

  5. Лермонтов.

  6. Декабристы.

IV. Живопись. Портрет и портретист.

  1. Основные жанры направления живописи.

  2. Кипренский О.А.

  3. Боровиковский В.Л.

  4. Левицкий Д.Г.

V. Музыка.

1. Основные жанры, популярные в XVIII-XIX вв.

2. Романс. Автор и исполнитель.

3. Композитор.

VI. Быт и культура. Выход в современность.


II часть


  1. Понятие жанра.

Ключевые слова: Фэнтази. Понятие жанра: песня, сказка, легенда, сказание, загадка, рассказ. Художественные особенности. Герой. Образ художественный. Автор. Характер. Мотив. Сюжет.

Теория: “Фэнтази” как жанр. Особенности построения. Знакомство с героем.


Особенности поэтического творчества. Жанр песни. Особенности жанра сказки. Место в системе жанровой организации “фэнтази”. Особенности жанров легенды и сказания. Мотивы. Сюжеты выпущенных легенд. Особенность фэнтази – слияние жанров. Образ автора. Его место в литературном произведении и произведениях искусства. Загадка, небылица, вопрос – особенности жанровой структуры. Сравнение как литературный прием.

Практика: Предполагает творческую работу по каждой теме.


II. Композиционный анализ.

Ключевые слова: Композиция. Композиционный анализ. Фрагмент. Художественные средства. Пространство. Фантастическое пространство. Герой – антагонист. Антитеза. Сравнение. Литературный прием. Гипербола. Олицетворение.

Теория: Композиционный анализ. Пространство и время. Особенности фантастического пространства. Изменчивость как развития (сюжета, героя, композиции). Антитеза. Герой – антагонист. Эссе как аналитический жанр.

Практика: Композиционный анализ фрагмента главы “Пауки и мухи”. Художественные средства языка. Анализ (главы “Радушный прием).” Пространство и время. Анализ главы “В бочках на волю”. Сюжетная линия. Появление нового героя. Творческая работа. Герой – антагонист. Введение нового героя в контекст повествования. Эссе как аналитический жанр.


  1. Образ автора.

Ключевые слова: Образ автора. Сценарий. Драма. Инсценировка. Ирония. Авторская оценка.

Теория: Образ автора как характерная черта жанрового анализа. Законы прозаической организации. Законы сценической постановки. Ирония как прием выражения авторской оценки.

Практика: Образ автора. Анализ фрагмента главы “На пороге”. Законы сценария. Фрагмент сценария. Введение игры. Редактирование сценария. Составление выступления.


IV. Образ героя.

Ключевые слова: Образ героя. Речь. Художественное время. Идея. Сквозные мотивы. Сравнительный анализ. Жанровые течения.


Теория: Образ героя как показатель жанровой структуры.

Практика: Речь героя как характеристика, как авторский прием. Художественные особенности речи героев. Сквозные мотивы. Неоднозначность оценок. Характеры в развитии.


V. Анализ художественно текста.

Ключевые слова: Метод, анализ, автор, герой, выразительные средства, композиция, структура. Жанры художественной литературы.

Теория: Начальные понятия о методе художественной литературы. Черты метода. Композиция. Жанры художественной литературы.

Практика: Анализ текста А. Грин “Алые паруса”. Композиция. Сравнение.


VI. Творческая работа.

Ключевые слова: Тема, идея, сюжет, композиция. Пантомима. Образ. Сценарии.

Теория: Понятие, тема, идея, сюжет, композиция. Законы построения сценария.

Практика: Развитие памяти, воображения, внимания. Анализ поэтических и прозаических текстов. Репетиция сцен.


Конечный результат:


  • Знать основные культурные черты XVIII века (бал, дуэль, карточная игра).

  • Представлять время и культурную среду, читая произведения XVIII-XIX веках, просматривая видео продукцию.

  • Знать основные имена XVIII., послужившая началом, истокам современного искусства.

  • Уметь доказательно представить свое мнение о костюмах, образовании, просвещении героев тех времен.

  • Знать основные правила анализа литературного произведения.

  • Знать основные литературоведческие понятия.

  • Уметь осмыслить художественное произведение как культурное явление.

  • Знать понятие жанра.

  • Знать принципы определения жанра.

  • Уметь определять жанр произведения.

  • Выделять в тексте соответствующие жанровые особенности.
  • Знать основные литературоведческие понятия.


  • Знать принципы анализа литературного произведения.

  • Уметь анализировать композицию произведения.

  • Уметь составлять свой текст заданного жанра.

  • Знать принципы анализа литературного текста.

  • Уметь анализировать самостоятельно.

  • Знать понятие образа автора.

  • Уметь находить в тексте черты образа автора.

  • Выявлять отношение автора к событиям.

  • Знать понятия: тема, идея, сюжет, композиция.

  • Знать законы построения сценария.

  • Уметь двигаться и передавать художественный образ.


Формы контроля: Наблюдение, самостоятельные работы, участие в коллективном анализе, самостоятельный анализ текста, самостоятельные творческие работы как в рамках заданных тем и жанров, так и произвольных, беседы, тестирование, пантомима, изображение сцен, чтение поэтических и прозаических текстов.


Литература


  1. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.

  2. Кто есть кто в мире. / Глав. Ред. Г.П. Шалаева. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

  3. Современная энциклопедия Аванта +. Мода ис тиль. / Глав. Ред. В.А. Володин. М.: Аванта +, 2002.

  4. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах XVIII – XIX в. Энциклопедия школьника. Серия “Детский плутарх”. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

  5. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России 18-19 вв. – М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование, 2003.

  6. Александров В.Н. История русского искусства: краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004.

  7. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995.

  8. А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь /Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 1999.

  9. Нечкина М.В. Декабристы. – М.: Наука, 1982.

  10. Русская женщина XVIII- го столетия. /Михневич В.О. – М.: Панорама, 1990.


  11. Русская басня XVIII-XX вв. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – (БОК).

  12. Русская литературная сказка XVIII-XX вв. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – ( БОК).

  13. Русская проза первой половины XIX в. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – ( БОК).

  14. Русская поэзия первой половины XIX в. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – ( БОК).

  15. Русская литература XVIII века. Сентиментализм. – М.: Дрофа: Вече, 2002. –

  16. ( БОК).

  17. Русская литература XVIII века. Классицизм. – М.: Дрофа: Вече, 2002. –

  18. ( БОК).

  19. Анализ художественного произведения: художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя /Е.И. Анненкова и др. – М.: Просвещение, 1987.

  20. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – (Библиотека словесника).

  21. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1985.

  22. Бокова В.М. Декабрист Сергей Григорьевич Волконский. – М.: Просвещение, 1993.

  23. Л.Я. Лозинская. Во главе двух академий. – М.: Наука, 1983. – (О замечательной русской женщине Екатерине Романовне Дашковой).

  24. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. – М.: Панорама, 1991.

  25. Гордин Я. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года. – Л.: Лениздат, 1989.

  26. Гордин Я. День 14 декабря. Рассказы. – Л.: Детская литература, 1973.

  27. М.Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. /Вступительная ст. И.Л. Андроникова. М.: Правда, 1988.

  28. Кулагина Г.А. 100 игр по истории. – М.: Просвещение, 1967.

  29. Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории. М.: Просвещение, 1995.

  30. Зажурило В.К. и др. “Люблю тебя, Петра творенье…”. Пушкинские места Ленинграда. – Л.: Лениздат, 1989.
  31. История отечества в литературе, XIXек. – М.: Просвещение, 1991.


  32. Щуркова Н. Собранье пестрых дел: Метод. Материал для работы с детьми.

4-е изд. – Смоленский обл. инст-т усовершенств. Учителей, 1998.

  1. Предметная неделя литературы в школе /Н.Д. Ильина. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  2. Харитонова О.Н. Интеллектуальные игры для учащихся. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

  3. Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. – М.: Детская литература, 1976.

  4. Комплекты открыток: “М.Ю. Лермонтов”, “Портреты декабристов”, “Русский военный мундир XVIII века”, “Восстание декабристов в произведениях искусства из собрания Эрмитажа” и др.

  5. Комплект журналов “Художественная галерея”.

  6. Комплект журналов “Школьная библиотека.

  7. Пушкинский трилистник /Сост. Л. Романова, В. Кальпиди. – Челябинск: Галерея, 1999.



Литература для детей


  1. Полная энциклопедия быта русского народа, составленная Иваном Панкеевым. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1998.

  2. Кто есть кто в мире. / Глав. Ред. Г.П. Шалаева. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

  3. Современная энциклопедия Аванта +. Мода ис тиль. / Глав. Ред. В.А. Володин. М.: Аванта +, 2002.

  4. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах XVIII – XIX в. Энциклопедия школьника. Серия “Детский плутарх”. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

  5. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России 18-19 вв. – М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование, 2003.

  6. Александров В.Н. История русского искусства: краткий справочник школьника. - Мн.: Харвест, 2004.

  7. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М.: Просвещение, 1995.

  8. А.С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь /Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 1999.

  9. Нечкина М.В. Декабристы. – М.: Наука, 1982.
  10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – (Библиотека словесника).


  11. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1985.

  12. Бокова В.М. Декабрист Сергей Григорьевич Волконский. – М.: Просвещение, 1993.

  13. Л.Я. Лозинская. Во главе двух академий. – М.: Наука, 1983. – (О замечательной русской женщине Екатерине Романовне Дашковой).

  14. Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. – М.: Панорама, 1991.

  15. Гордин Я. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года. – Л.: Лениздат, 1989.

  16. Гордин Я. День 14 декабря. Рассказы. – Л.: Детская литература, 1973.

  17. М.Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. /Вступительная ст. И.Л. Андроникова. М.: Правда, 1988.

  18. Толкин Дж. Р.Р. Хоббит. – М.: Детская литература, 1976.