litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Управление образования администрации Чернушинского района

Центр физической культуры и здоровья


Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающего образования


Чернушка

2005

Воспитание здорового, физически развитого и жизнерадостного молодого поколения является неотьемлимой составной частью всей работы школы. Важная роль в формировании основ здорового образа жизни детей и подростков принадлежит классному руководителю.


В данный сборник включены программы, которые могут быть использованы классными руководителями с 1 по 11 классы, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, соц. педагогами и психологами.

СОДЕРЖАНИЕ


Вариативные программы формирования здорового образа жизни и профилактики социально значимых заболеваний (для учащихся 1―11 классов)

4

Программы «Лидер здоровья»

15

Программа «Диалог индивидуальностей»

22



ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ

формирования здорового образа жизни и

профилактики социально значимых заболеваний

(для учащихся 1-11 классов)

Разработаны

на районном методическом объединении валеологов и социальных педагогов.


Чернушка 2003

ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА

гигиенического обучения и воспитания младших школьников,

формирования норм и навыков

здорового образа жизни

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных. программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Данная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным ОСУЗ РУО за последние два года состояние здоровья поступающих в школу первоклассников ухудшается по различным показателям. Возросло количество учащихся с нарушением осанки на 2,7%, с нарушением зрения - на 1,9%, количество часто болеющих и хронически больных увеличилось на 2,4% и 0,8% соответственно.


Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни должны носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, направленным на: улучшение собственного физического и психического состояния;


  • отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

  • нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

  • сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.

Методические рекомендации

В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного и младшего школьного возраста. Используются другие специфические виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.


Данная программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено в количестве 9 часов в каждом классе, по 1 часу в месяц.

Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопленных знаний, умений и практического опыта. Данные занятия могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Вопросы-ответы», «Путешествие»), комплекс упражнений, прогулка и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз - дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Примеры оздоровительных минуток: потянуться 1 -2 раза;

сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть; изгнать плохие мысли и успокоить мозг;

сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции; помассировать пальцы; - сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.


Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания.

Для того, чтобы занятия нравились детям, обеспечьте успех первого занятия. Никаких нравоучений! Задавайте такие вопросы, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отмечайте их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру. На таких занятиях отметок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе. Дарите детям листики-карточки с добрыми словами.

Будьте доброжелательны.

Подтверждайте свои слова личным примером.

В конечном итоге занятия должны приносить детям чувство удовлетворенности, легкости и желание прийти на занятие снова.

п/п

Тема

Знания

Умения Навыки




1 класс

Общие понятия о здоровье и факторах на него влияющих. Общие представления о вредных привычках. О вреде курения. О роли и значении личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья, профилактике инфекционных заболеваний. О способах профилактики нарушений зрения и осанки.

Умение любить себя, людей, жизнь. Овладение приемами закаливания, точечного массажа. Умение укреплять позвоночник, снимать усталость. Умение соблюдать правила личной гигиены.


1

Знакомство с самим собой. Человек в мире людей. Понятие о личности.



2

Здоровый образ жизни.



3

Вредные привычки.



4

Вред курения.



5

Профилактика простудных заболеваний.



6

Я и мое настроение.



7

Гигиена зрения.



8

Забота о коже.



9

Осанка.








2 класс


Знание жизненных ценностей. Представление о строении и работе органов и систем организма человека. Здание о вреде курения. Закрепить знания о скелете. Понятие о значении пищи для развития человека и рациональном питании. О роли физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья.

Умение различать здоровых и нездоровых людей. Умение противостоять туберкулезу. Умение ухаживать за своей одеждой и правильно одеваться. Умение следить за своей осанкой и укреплять позвоночник средствами физкультуры. Умение справляться со скукой. Умение отказываться от действий, вредных для здоровья.

1

Цветик-семицветик. Разговор о жизненных ценностях.



2

Как мы устроены. Нам не страшен туберкулез.



3

Как Черные братья решили мир завоевать. (О вреде курения).



4

Главная одежда человека.



5

Физкульт-ура!



6

Прощай, тетушка скука!



7

Правильное питание.



8

Умей сказать «нет».



9

Праздник Здоровья.






3 класс

Углубление понятия о здоровье и факторах на него влияющих. Представление о режиме дня, правилах организации режима дня, правилах закаливания организмам, специфической гигиене, о вреде алкоголя. Знания основ правильного питания.


Умение соблюдать личную гигиену, режим дня. Овладение приемами профилактики простудных заболеваний. Умение оказать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах, ожогах. Умение соблюдать гигиенические требования при приеме пищи, подготовке домашних заданий, прогулках, подготовке ко сну и во время сна.

1

Я сам о себе и своем организме


2

Режим дня


3

Разрушительное действие алкоголя на организм ребенка.


4

Личная гигиена. Мы мальчики и девочки.



5

Как оградиться от болезней.


6

Как быть здоровым. (Профилактика нарушений осанки и зрения, о закаливании).


7

Ослепительная улыбка на всю жизнь (питание) .


8

Если случилась беда (первая медицинская помощь).


9

Праздник Здоровья.







4 класс

Знание функций органов тела, отличия здорового и нездорового человека, правил общежития, правил поведения за столом, способов ухода за своим телом, упражнений на снятие утомления, способов защиты от инфекций, упражнений, направленных на сохранение осанки.

Умения дружить, уважать других людей, ухаживать за своим телом, снимать утомление, правильно вести себя за столом, использовать упражнения для формирования правильной осанки. Знать и соблюдать правила личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний, ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, водные закаливающие процедуры.

1

Мое здоровье



2

Страна Здоровье и Нездоровье. Отличие здорового и больного человека.



3

Я и другие. (Дружба. Семья. Соблюдение правил общежития).



4

Гигиена тела. (Уход за телом).



5

Режим дня. (Профилактика утомления).



6

Профилактика инфекционных заболеваний. (Гигиенические навыки, ответственность за распространение инфекции, способы защиты от инфекций)



7

Питание и здоровье. (Соблюдение режима питания, правил поведения за столом).



8

Моя красивая осанка. (Упражнения, направленные на формирование осанки. Утренняя зарядка. Привлечение к занятиям спортом.)



9

ЗОЖ шагает вместе с нами. (Закрепление полученных знаний и умений).



ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА

формирования здорового образа жизни

и профилактики социально значимых заболеваний


(для учащихся 5-8 классов)

Цель и задачи программы:


Основная цель программы – гигиеническое обучение и воспитание школьников, формирование у них ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели программа предполагает решение следующих задач:


  1. Научить подростка познанию самого себя, т.е. пониманию глубинных мотивов своего поведения, осознанию своей ценности и индивидуальности, умению анализировать свои желания и поступки, самоуважению. (Научившись лучше понимать самого себя, учащемуся будет
    легче выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи).

  2. Помочь подростку в возможно более полном выявлении и развитии своих личностных качеств, личных возможностей.

  3. Обучить важнейшим социальным навыкам, способствующим успешной социальной адаптации: «навыкам жизни».

  4. Информировать учащихся о методах профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваниях.

  5. Сформировать правильные представления о здоровье и ЗОЖ, знания, умения и навыки здоровьесберегающего поведения. Научить выстраивать индивидуальную программу ЗОЖ.

  6. Сформировать умения, навыки использования методов самоконтроля своего здоровья, самокоррекции образа жизни, методов сохранения и укрепления здоровья.

ЗНАНИЯ

• Иметь представление о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека и их влиянии на здоровье человека, о правилах гигиенического поведения.
  • Иметь понятие о здоровье и факторах, его определяющих , особенностях формирования здоровья подростка. Иметь понятие о здоровом образе жизни и его компонентах, его влиянии на здоровье человека, о факторах риска для здоровья.


  • Знать о профилактике основных неинфекционных и инфекционных, социально значимых заболеваний, их причинах и механизмах распространения. Иметь понятие о заболеваниях,
    передающихся половым путем (ЗППП), ВИЧ-инфекции /СПИДе/, их профилактике. Знать о критериях индивидуального здоровья и способах их определения. Знать состояние своего физического развития, здоровья.

  • Иметь представление о психоактивных веществах и их влиянии на организм человека. Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье. Знать как курение, алкоголь, наркотики влияют на организм подростка. Знать о медицинских и социальных последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков. Знать правила поведения при осуществлении внешнего давления, правила эффективного межличностного общения,
    привила безопасного поведения.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  • Уметь оценивать и предвидеть влияние окружающей среды на состояние здоровья человека, владеть навыками личной и общественной гигиены, психогигиены.

  • Уметь подобрать гигиенические средства для ухода за телом.

  • Уметь составлять режим своего дня и следовать ему.

  • Уметь рационально организовывать свое питание в зависимости от вида деятельности, состояния своего здоровья. Избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья.

  • Уметь правильно организовывать зрительную работу, в том числе работу с компьютером, правильно организовывать свое рабочее место. Иметь навыки снятия утомления глаз и общего утомления.

  • Уметь давать гигиеническую оценку внешним условиям деятельности (освещению, микроклимату учебных помещений, учебному оборудованию).

  • Уметь самостоятельно регулировать воздушно-тепловой, световой режим в школе и дома.

  • Уметь соблюдать навыки организма уровень своего двигательного режима, систематически заниматься спортом, закаливаться.
  • Уметь осуществлять простейшие физиологические измерения (вес, рост, частоту пульса, температуру тела), иметь представление о собственной физиологической норме и уметь различать отклонения от нее. Иметь сформированные навыки поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в качестве больного и здорового. Иметь четкие представления о своем поведении при подозрении на инфекционное заболевание. Понимать природу переживаний в период кризиса взросления.


  • Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях. Понимать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Уметь эффективно бесконфликтно общаться со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации, аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями. Иметь самостоятельного решения.

  • Уметь найти выход в ситуации внешнего базовые навыки общения: уметь слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор. Иметь навык принятия разрушительного давления. Избегать рискованных для здоровья форм поведения. Занимать активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной фуппе. Иметь навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах, рекламы.

Занятия могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей, от условий проведения и времени. Данное планирование составлено в количестве 9 часов в каждом классе, по 1 часу в месяц.

Занятия требуют творческого подхода. Предпочтительно использовать активные формы проведения занятий: диспуты, ток-шоу, брейн-ринги, деловые и ролевые игры, оздоровительные минутки, спортивные мероприятия и др. Никаких нравоучений! Подростки сами должны искать истину, а педагог только направляет их и ненавязчиво передает дополнительную информацию. Занятия для подростков отличаются практической направленностью (как можно больше двигательных мероприятий).


Тематическое планирование


5 класс

  1. Здоровье. Компоненты здоровья.

  2. Причины нарушения здоровья. Профилактика заболеваний.

  3. Что такое зависимость?

  4. Лекарство: друг или враг?

  5. Спорт и здоровье (День здоровья).

  6. Я знаю, что такое реклама.
  7. Витамины и здоровье.


  8. Отдых и сон - необходимые условия сохранения здоровья.

  9. Обобщающее занятие (игровое мероприятие).


6 класс

  1. Мое физическое Я.

  2. Профилактика туберкулеза.

  3. Профилактика табакокурения (выступление агитбригады).

  4. Профилактика гриппа.

  5. Как сказать «Нет» и не потерять друзей. Отказ от нежелательных предложений. (ЗиПоПо).

  6. Взаимоотношение с родителями и взрослыми (спортивное мероприятие).

  7. Отрицательные эмоции. Учись управлять собой. Как справиться с гневом.

  8. Профилактика алкоголизма. Причины употребления и неупотребления алкоголя (активные формы).

  9. Спортивное мероприятие (на стадионе).


7 класс

  1. Физическая культура и закаливание - основа сохранения и укрепления здоровья.

  2. Инфекционные заболевания.

  3. Я умею выбирать: курить или не курить, пить или не пить.

  4. Десять заповедей о СПИДе.

  5. Гигиена учебного труда.

  6. Личная гигиена (мы мальчики и девочки).

  7. Нравственность и здоровье.

  8. Красивая осанка - крепкое здоровье (практическое занятие).

  9. Общественная гигиена и охрана окружающей среды.


8 класс

  1. Здоровье и его составляющие. Психическое здоровье.

  2. Навыки эффективного общения.

  3. Что такое химическая зависимость?

  4. Жизнь стоит того, чтобы жить (пути профилактики СПИДа).

  5. Быть здоровым - это здорово (День здоровья).

  6. Возрастные особенности зрения. Забота о глазах.

  7. Хочу быть уверенным.

  8. Культура и здоровье. Информация и здоровье.

ВАРИАТИВНАЯ ПРОГРАММА

формирования здорового образа жизни


и профилактики социально значимых заболеваний

(для учащихся 9-11 классов)


Цель и задачи программы:


формирование у учащихся ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Данное планирование составлено в количестве 9 часов (1 час в месяц).


Тематическое планирование


9 класс


  1. Что такое здоровье? (Физиологические и психические процессы в различные периоды взросления и полового созревания. Самопознание через ощущение, чувство и образ. Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладания со стрессом. Взаимосвязь психологического и физиологического здоровья.)

  2. Я и другие. (Положение личности в группе. Критика и ее виды. Конфликты с родителями, друзьями, учителями, способы их разрешения. Отношения между девушками и юношами. Групповое давление. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья.)

  3. Репродуктивное здоровье школьников. (Причины ухудшения репродуктивного здоровья: курение, наркотики, ранние половые связи. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ.)

  4. Духовно-нравственное здоровье человека и его взаимосвязь с другими компонентами здоровья.

  5. Инфекционные заболевания. (Индивидуальные и возрастные особенности кожи и ее придатков. Микрофлора кожных покровов. Болезни, связанные с нарушением правил гигиены. Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек.)

  6. Месячник здоровья. ( Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.)

  1. Питание и здоровье.
  1. Способы создания мощной нервной системы. (Как сказать «нет», подготовка к экзаменам.)


  1. Обобщающее занятие.


10 класс

  1. ЗОЖ и здоровье.

  2. Игра «Что я знаю о туберкулезе».

  3. Диспут «Нужны ли нам сигареты».

  4. Как защитить себя от ВИЧ-инфекции.

  5. Нравственность и здоровье.

  6. Профессиональное самоопределение как фактор социального здоровья.

  7. Моя счастливая семья.

  8. Алкоголь и личность.

  9. Общественная гигиена. Охрана окружающей среды.


11 класс

  1. Формирование и развитие Я-концепции. Раздумье о здоровье. (Почему мы болеем и как с этим бороться.)

  2. Диспут «Болезни поведения».

  3. Ток-шоу «Я умею выбирать».

  4. Тренинг коммуникативных навыков.

  5. Профессиональное самоопределение как фактор социального здоровья.

  6. Диспут «Прекрасная и опасная Венера».

  7. Моя счастливая семья.

  8. Валеологический самоанализ. (Методы самоконтроля, самопознания.)

  9. Психогигиена (профилактика стрессов, конфликтов, подготовка к экзаменам.)

Чернушинский Центр детского творчества


Утверждено

на методическом совете

____________________

____________________



следующая страница >>