litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

ЖУРНАЛИСТИКА

для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению 031300 Журналистика

(магистерские программы: Деловая журналистика, Дизайн в СМИ,

История русской журналистики, Международная журналистика, Политическая журналистика , Связи с общественностью, Спортивная журналистика, Журналистика сферы досуга)



  1. Содержание основных тем вступительного испытания


1. Первая часть (письменная).

Теория и практика журналистики (общепрофессиональный раздел)

Происхождение и теоретические концепции журналистики. Модели (исторические типы) журналистики и журналистской деятельности. Духовно-идеологическая роль журналистики в обществе. Социально-регулирующая роль СМИ.

Понятие и формы проявления эффективности журналистики.

Аудитория СМИ: понятие и взаимоотношения с редакцией. Профессионально-этические принципы журналистской деятельности. Свобода печати и журналистская деятельность. Авторское право в журналистике. Система информационного права и СМИ.

Типология СМИ: тенденции развития. Структура, специфика каналов и их взаимодействие. Параметры социальной информации. Понятие массовой коммуникации. Информационная безопасность общества и личности.

Общение в журналистской деятельности. Социологическая культура журналиста. Творческий характер журналистского труда. Уровни творчества в журналистике.

Понятие факта в журналистике. Новость. Система журналистских жанров. Выразительные средства журналистского текста.

Структура редакции. Приемы и средства газетного оформления. Производство и выпуск издания, основные этапы. Особенности композиционного построения периодического издания. Виды иллюстраций в современной газете. Дизайн печатных СМИ.


Типологические особенности информационной и аналитической прессы. Познавательная деятельность журналиста и проблема доступа к информации. Профессиональные качества репортера. Воздействие журналистского текста на аудиторию. Функции публицистики.

Современные тенденции развития радио и тележурналистики. Общая характеристика российских телеканалов. Жанровые формы телевизионной и радиожурналистики.

Принципы и стандарты литературного редактирования. Речевая культура современной журналистики.

Российская журналистика XVIII–XIX века. История отечественной журналистики – XX век. Выдающиеся публицисты отечественной журналистики: история и современность.

Глобализация информационного пространства. Ведущие издания Западной Европы и США. Общее и национальное в мировой журналистике (регион по выбору). Основные источники международной информации. Функции и роль международной информации в жизни государства.


  1. Вторая часть (устная).

2.1.
Профиль «Деловая журналистика».

2.1.1. Деловая журналистика - основные понятия.

Понятие деловой журналистики как институционального образования: дефиниция, социально-профессиональный статус.

Деловая журналистика как специализированный раздел общей журналистики: особенности генезиса и развития.

Компоненты морально-правовой стратегии деловой журналистики, их роль в формировании редакционной политики.

Ориентиры в содержательно-тематическом и композиционно-графическом моделировании в средствах массовой информации делового направления.

Аналитическая составляющая в деловой журналистике как важнейший профессиональный приоритет. Критика как конструктивный аспект публикации в деловом средстве массовой информации.

Цели, задачи, функции деловой журналистики.

Журналист как субъект деятельности делового средства массовой информации, его квалификационные характеристики, профессиональный и общественный статус.


Методологические особенности работы над журналистским произведением для делового средства массовой информации, специфика текстопостроения, стилистические, жанровые характеристики.

Деловая журналистика, качественные и структурные особенности ее реципиентной среды.

Специфика реализации принципа релевантности и проявления обратной связи в деловом средстве массовой информации.

Социальная эффективность деятельности делового средства массовой информации и методы ее повышения.


2.1.2. Деловая журналистика - теоретический раздел.

Деловая журналистика в системе средств массовой информации, ее общественно-политическое и гуманитарное значение. Роль и значение деловой журналистики в оптимизации социальных отношений и регулирования контактов между обществом и властью. Качественные аспекты деловой периодической печати, ее ресурсы повышения эффективности освещения актуальных вопросов экономической, политической и социальной сферы.

Особенности современной общенациональной и региональной деловой журналистики. Деловая журналистика в системе глобализационных процессов.



    1. Профиль «Дизайн в СМИ».


2.2.1. Дизайн в СМИ - основные понятия.

Журналистика, ее роль в жизни общества. Эффективность прессы, Визуальная журналистика, как составляющая общего процесса. Печатные СМИ и их специфика в общей структуре средств массовой информации. Производство печатных СМИ; полиграфическая техника и ее возможности при производстве газет и журналов. Оформление периодики; дизайн и задачи стоящие перед газетными и журнальными оформителями. Основные этапы создания газеты (журнала): моделирование, создание композиционно-графической модели. Постоянные элементы газеты: шрифты, визуальные формы на газетной полосе, макетирование, верстка издания; компьютерная графика, техническое редактирование, восприятие печатной продукции. Фотожурналистика, ее возможности и задачи в общей системе журналистики, жанры фотожурналистики, изобразительно-выразительные средства фотографии.



2.2.2.Теоретическая
часть.

Программа вступительного экзамена нацелена на выявление знакомства будущих магистров с проблематикой процесса формирования внешнего облика печатных и электронных СМИ, понимания роли дизайна в жизни современного человека, и особенно в специфике передачи актуальной информации. Предполагается, что абитуриенты должны иметь навыки работы в компьютерной графике, практической работы со шрифтами, и определенные навыки в работе с изображением вообще и фотографией в особенности. Необходимо понимание задач, стоящих перед фотожурналистикой на современном этапе, осознание ее возможностей в процессе передачи журналистского контента. Предполагается знакомство с основами психологии восприятия журналистских материалов, всевозможных визуальных форм как к разновидности журналистского текста.

Форма и содержание печатного СМИ, соответствие контента его визуальному облику; номер издания как единица периодической структуры, номер как оригинальный выпуск; постоянные и меняющиеся элементы номера.

Шрифт как основной элемент передачи вербальной информации, разновидности шрифтов, их эволюция, возможности шрифтового оформления издания.

Понятие о стиле оформления. Тип издания и его внешний облик. Формирование внешнего облика издания. Роль художника-дизайнера в формировании структуры издания. Рубрика как основной элемент структуры печатного СМИ.

Изобразительные формы на газетной (журнальной полосе): фотографии, рисованные иллюстрации, инфографика. Функции изобразительных форм на полосе. Иллюстрация и самостоятельная фотопубликация. Рисованные иллюстрации и специфика их использования, их специфические особенности.

Тип издания и специфика его иллюстрирования. Художник - иллюстратор и художник – конструктор (дизайнер), особенности их функций в процессе создания печатного СМИ, задачи стоящие перед ними.

Изобразительные формы как разновидность журналистского текста. Понятие о креолизованном тексте, метатекст. Взаимовлияние WEB-дизайна и дизайна печатных СМИ. Линейная и структурированная система повествования.


Фотожурналистика как самобытная повествовательная форма. Сюжетно-серийный способ фотоповествования. Серийные жанры фотожурналистики: фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк. Бильдредактор и его роль в процессе создания произведения фотожурналистики. Фотография авторская и редакторская. Дизайнер и его роль в создании конечного облика произведения фотожурналистики на газетной (журнальной) полосе.


2.3. Профиль «История русской журналистики».


      1. История русской журналистики - основные понятия.

Историзм. Эволюционный и неэволюционный пути развития. Модели (исторические типы) журналистики и журналистской деятельности. Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Типология социальной коммуникации. Духовно-идеологическая роль журналистики. Общее и национально-особенное в журналистике.

Свобода слова и печати и цензурный режим общества. Информационная безопасность общества и личности. Понятие и формы проявления эффективности журналистики. Аудитория СМИ: понятие взаимоотношения редакции с аудиторией. Социально - регулирующая роль прессы. Профессионально-этические принципы журналистской деятельности.

Система СМИ и перспективы ее развития, структура, специфика каналов и их взаимодействие, интернет и электронная журналистика. Предмет, содержание, функции контента журналистики. Эволюция форм и дизайна журналистики. Информационные и аналитические жанры журналистики. Выразительные средства радио- и тележурналистики. Система жанров теле-радиожурналистики.

Социологическая культура журналиста. Общение в журналистской деятельности. Профессиональная этика журналиста. Авторское право в журналистике.


2.3.2. История русской журналистики – теоретический раздел.

История журналистики России в процессе ее эволюции как системы средств массовой информации (СМИ) и средств массового общения (СМО), типология русской журналистики, становление и профессионализация журналистики, взаимодействие и связь с властью и аудиторией.


Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики. Создание русской периодической печати в XVIII веке. Екатерина II и журналистика. Журнально-издательская деятельность Н. Новикова.

Русская журналистика первой половины XIX века: процессы, направления и ведущие издания. А. С. Пушкин и журналистика. Журнал «Современник» и его роль в общественно-политической жизни России. Журнал «Отечественные записки» и его роль в общественно-политической жизни России.

Русская журналистика второй половины XIX века. Тенденции и важнейшие издания. Становление русской газеты как типа издания (XIX в.). А.С. Суворин и журналистика. М.Н. Катков и журналистика. Русская журналистика начала XX в. (1900-1914 гг.).

Становление русской зарубежной журналистики XIX век.

Становление системы и типологии советской журналистики (1921-1927 гг.). Журналистика периода становления административно-командной системы и культа личности (1928-1940-е гг.). Советская журналистика и публицистика в годы Великой Отечественной войны.

Отечественная журналистика во второй половине XX века.

Типология СМИ: тенденции развития. Основные этапы эволюции отечественной теле-радиожурналистики. Цензурный режим в условиях Советского государства.

Журналистика русского зарубежья 1920-1940 гг. Становление системы средств массовой информации. Традиции русской публицистики. Тенденции развития русской журналистки нач. XXI в.


2.4. Профиль «Международная журналистика».

2.4.1. Международная журналистика - основные понятия.

Международная журналистика как часть международных отношений. Структура и аппарат внешнеполитической пропаганды. Современное состояние информационных отношений в мире. Теория и практика международной журналистики: мировые тенденции и национальные особенности. Международные политические институты и современный информационный дискурс. Практическая журналистика за рубежом.


Мировые тенденции и национальные особенности развития журналистики. Жанровое многообразие и национальные особенности. Сопутствующая информация. Читательский адресат зарубежной газетной прессы. Издания «общего интереса» и их особенности. Бульварно-развлекательные издания. Реклама и информация в современных зарубежных СМИ. Основные направления практической журналистики за рубежом. Особенности работы аккредитованных журналистов. Журналистика расследований и исследований

Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ. Правовые системы и особенности управления информационными потоками.

Информационное общество: политические и социокультурные аспекты коммуникационного процесса. Информационно-коммуникационные технологии и демократический опыт.


2.4.2. Международная журналистика – теоретический раздел.

Разнообразие подходов к содержанию и сути международной журналистики. Необходимость формирования устойчивого положительного имиджа страны в зарубежной аудитории.

Информация и международная безопасность. Политическая журналистика и ее аспекты в освещении зарубежных СМИ. Правовые и геополитические аспекты деятельности средств массовой информации. Современное иновещание. Всемирное телевидение.

Национальные особенности современной политической журналистики. Журналистика национальных диаспор. Глобализация и ее социальные последствия.


2.5. Профиль «Политическая журналистика».


2.5.1. Политическая журналистика - основные понятия.

Политическая журналистика, политический процесс, политические коммуникации, политическая реальность, массовая информация, политическая информация, политическая аналитика в СМИ, произведение политической журналистики, технология пропагандистского воздействия на аудиторию, политический комментатор, обозреватель, парламентский корреспондент, политическая культура журналиста, общественное мнение, политическое сознание, социальная роль, социальная функция, политический институт, социально-политический анализ, средство массовой информации, теория журналистики, политология журналистики, эффективность прессы.



2.5.2. Политическая журналистика - теоретический раздел.

Политическое значение прессы и социальной эффективности ее деятельности. Политическая проблематика в журналистике, формы выражения политических интересов в СМИ, природа и методы воздействия власти, политической и финансовой элиты на СМИ, политическая журналистика и органы власти, политическая культура общества и журналиста, политический плюрализм, политическая активность и политическая позиция журналиста.

Политическая журналистика как средство выражения политических интересов в социально стратифицированном обществе, как средство выражения и формирования общественного мнения. Политический анализ в журналистике, традиции политического анализа журналистики. Глобализация политической информации и культурная идентичность народов мира, «массовая культура» и политическая журналистика. Политический процесс и политические коммуникации, религиозный фактор в политической журналистике.

Жанровое своеобразие политической журналистики, экстремальные формы политического процесса в журналистике. Социальный статус журналиста, социальные роли и социальные функции прессы. Журналистика, средства массовой информации, средства массовой коммуникации как элементы политической системы общества.

Социальные теории журналистики в системе научного знания о прессе, назначение и методика социальных исследований журналистики. Понятия аудитории и эффективности политических выступлений прессы, общественное мнение и практика политической журналистики.