litceysel.ru
добавить свой файл
1


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет –

Высшая школа экономики»

Кафедра прикладной политологии


Программа дисциплины


Политология через призму искусства


для направления 030200.62

«Политология»

подготовки бакалавра


Авторы: к.полит.н.. Касамара В.А,

преподаватель Сорокина А.А.



Рекомендована секцией УМС

«Политология»

Председатель

к.полит.н., доцент В.А. Касамара

__________________________

«____» ______________ 2010 г.


Одобрена на заседании кафедры

прикладной политологии

Зав. кафедрой д.полит.н., проф. М.Ю. Урнов.

__________________________

«____» ______________ 2010 г.


Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь д.и.н., проф. Орлов И.Б.

_________________________







Москва 2010

Пояснительная записка

Авторы программы:

к.полит.н. Касамара В.А.

преподаватель Сорокина А.А.

Дисциплина «Политология через призму» предназначена для студентов 2 курса бакалавриата факультета прикладной политологии по направлению «Политология».

В основу курса легла авторская методика преподавания политологии, которая придает особое значение обращению к искусству при изучении базовых тем политической науки. Театр, музыка, архитектура, литература как социальные институты, отвечают не только социальному, но и государственному заказу, то есть испытывают на себе прямое и опосредованное влияние проводимой в обществе культурной политики и могут служить индикатором общественных настроений, мнений и запросов. Таким образом, происходит постоянное взаимовлияние искусства и политики, искусство следует плечом к плечу с пропагандой, цензурой, политическими идеологиями.


Использование искусства в преподавании способствует более целостному восприятию окружающей политической действительности, развитию образного способа мышления, особенностью которого является одновременное схватывание всех возможных взаимосвязей между предметами и явлениями.

На лекциях и семинарах основное внимание уделяется рассмотрению политологических тем на базе художественных произведений и произведений искусства, помогающих студентам «вжиться» в теоретический материал, освоенный в ходе обучения на факультете прикладной политологии, освоить его на образно-эмоциональном уровне.

Цель курса

Цель данного курса – развитие у студентов навыков «политического искусствоведения», позволяющего познать различные аспекты политической жизни на более глубинном культурном уровне.

Задачи курса


  • познакомить студентов с нестандартным подходом к изучению политики;

  • продемонстрировать прозрачность границ между политическим и неполитическим;

  • научить «считывать» политические сообщения, которые скрыты в искусстве, анализировать вплетенные в произведения метафоры и символы, раскрывать их смысл, а также обобщать полученную информацию;

  • повысить общекультурный уровень студентов.

Тематический план учебной дисциплины


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия

Введение в «политологическое искусствоведение»

9

2

-

7



Политология через призму художественной литературы

12

4

-

8



Политология через призму живописи

14

4

2

8



Политология через призму архитектуры и скульптуры

14

4

2

8



Политология через призму театра

12

4

2

8



Политология через призму музыки

14

4

2


8



Политология через призму фотографии

9

2

-

7



Политология через призму кино

13

4

2

7



Политология через призму мультипликации

9

2

-

7

ИТОГО

108

30

10

68



Базовый учебник:

Ввиду того, что базовый учебник по курсу отсутствует, авторами программы готовится ридер. Большинство литературы по курсу есть в электронных ресурсах ГУ-ВШЭ. Недостающий материал размещается преподавателями в системе LMS.

Формы контроля:

  • Текущий контроль: осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым темам, а также включает в себя оценку за домашнее задание, выполняемое студентами в индивидуальном порядке.

  • Итоговый контроль – устный зачет.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:


  • работа на семинарах (50%)

  • домашнее задание (30%)

  • устный зачет (20%)

Тема 1.Введение в «политологическое искусствоведение»

Сложности профессии и основные навыки необходимые политологу для политического анализа. Искусство как источник политической информации. Два подхода к изучению взаимосвязи между искусством и политикой. Основные принципы «политического искусствоведения». Использование искусства в преподавании гуманитарных дисциплин: отечественный и зарубежный опыт.

Рекомендуемая литература

  • Negash Girma “Art Invoked: A Mode of Understanding and Shaping the Political” //International Political Science Review / Revue internationale de science politique, Vol. 25, No. 2 (Apr., 2004), pp. 185-201 Published by: Sage Publications, Ltd. Stable. http://82.179.249.32:2056/stable/pdfplus/1601676.pdf?acceptTC=true

  • From Art to Politics: How Artistic Creations Shape Political Conceptions, by Murray Edetman Chicago: University of Chicago Press, 1995. pp. 1-34. (pdf версия высылается преподавателем перед занятием)

  • Горностаева М.В. Искусство как социологическое явление// Социология культуры. 2004. С. 84-89. http://www.ecsocman.edu.ru/data/342/786/1219/012.GORNOSTAEVA.pdf
  • Шукшина Л.В. Влияние искусства на возникновение социальных иллюзий [Текст] /Людмила Викторовна Шукшина// Регионология. – 2008. - №3. - с. 34- 39. http://regionsar.ru/node/151?page=0,0


Дополнительная литература

Тема № 2. Политология через призму художественной литературы

Литература как отражение социального устройства общества. Антиутопии и политические режимы ХХ века. Психологический климат общества через призму художественных произведений. Сценарии развития России в современных антиутопиях.

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

Тема № 3. Политология через призму живописи

Живопись, время и общественные отношения. Заказчики и исполнители. Живопись как отражение политического режима. Влияние идеологии на живопись и презентация базовых идеологических ценностей в мировых шедеврах. Образ «власти» в картинах разных эпох.

Рекомендуемая литература

89103473473

Дополнительная литература
  • Бореев Ю.Б. Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд / Юрий Бореев. – М.: АСТ: Олимп, 2008.


  • Москва – Берлин/Berlin – Moskau, 1900-1950: изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино. М.: 1996.

Тема № 4. Политология через призму архитектуры и скульптуры

Архитектура как «застывшая политика». Заказчики и исполнители. Архитектура и скульптура как отражение особенностей политического режима и ценностных ориентаций властной элиты. Роль архитектуры и скульптуры в формировании образа страны и политического режима в сознании «рядовых граждан». Связь между особенностями стиля архитектуры и скульптуры и особенностями системы политической идентичности данного общества (интенсивность переживания идентичности, объекты политической идентичности, их пространственно-временная локализация и пр.). Идеологическая составляющая в архитектуре и скульптуре.

Рекомендуемая литература

  • Архитектура и скульптура как факторы политической идентичности / Лаборатория политических исследований ГУ-ВШЭ; под ред. В. Касамара, М. Урнова. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. http://www.hse.ru/data/2010/10/25/1222758980/open_forum.pdf

  • Паперный В. Культура Два – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 2-е изд., испр., доп. – 408с. (pdf версия высылается преподавателем перед занятием)

  • Делитц Х. Архитектура в социальном измерении // Социологические исследования. 2008.  № 10. С. 113-121. http://www.urban-club.ru/?p=78

Дополнительная литература
  • Документальный фильм. Советская империя. Гостиница «Москва»: [Электронный документ](http://video.mail.ru/mail/dfs2176/1/263.html). Проверено 31.05.2009.


  • Рахматуллин Р. Две Москвы, или Метафизика столицы/ Рустам Рахматуллин. – М.: АСТ: Олимп,2009.

Тема № 5. Политология через призму театра

Театр – символический разговор о политике. Политическое высказывание современного российского театра. Case study. Политический театр: опыт Германии (Франции). Сартр, Брехт, Вилар: три взаимосвязи театра и политики. Российский театр: путь от необходимой политизированности к крайней аполитичности? Внеэстетическое существование театра: опыт России 20-30-х годов. Кризис современного российского театра: кризис системы или искусства? Государство, театр, аудитория: пути взаимодействия и взаимовлияния. Сценарии развития сценического искусства в России.

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

  • Давыдова М. Конец театральной эпохи – М.: ОГИ, 2005.

  • Лотман Ю.М. Язык театра // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб., 2000.

  • Театр как социологический феномен / отв. ред. Н. А. Хренов. — СПб.: Алетейя, 2009. — 520с.

Тема № 6. Политология через призму музыки

Роль музыки в воспитании патриотизма, формировании идентичности. Образ страны и образ врага в советских песнях 1930-40-х годов. Проблематика авторской песни в период «оттепели» и «застоя». Рок-музыка и эпоха «перестройки». Есть ли в современной России политическая песня?


Рекомендуемая литература


Дополнительная литература

  • Kater and Albrecht Riethmulier. Music and Nazism; Art under Tyranny, 1933-1945. Edited by Michael H. Laaber: Laaber-Verlag, 2003.328 p. (pdf версия высылается преподавателем перед занятием)

  • Клюев А. С. Функции музыки/ Credo new, (2008) http://credonew.ru/content/view/697/33/

Тема № 7. Политология через призму фотографии

Фотография как «классовое оружие». Роль фотографии в формировании «культа личности». Психологическая атмосфера общества через призму фотографического искусства. Образ России в современных фотографиях.

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

  • Кинг Д. Пропавшие комиссары. Фальсификация фотографий и произведений искусства в сталинскую эпоху. – М.: Контакт-культура, 2005.

  • Визуальная антропология: настройка оптики / Под редакцией Е. Ярской-Смирновой, П. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

  • Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009.

Тема № 8. Политология через призму кино

Кинематограф как агент политической социализации. Роль кино в воспитании патриотичности. Исполнители и заказчики. Характерные черты тоталитарного режима через призму советских фильмов. Феномен «полочных» фильмов. Политическое сообщение в современных российских массовых фильмах.


Рекомендуемая литература


Дополнительная литература

http://theoryandpractice.ru/videos/48-vladimir-papernyy-amerikanskoe-i-sovetskoe-kino-1930kh-1940kh-godov

Тема № 9. Политология через призму мультипликации

Мультфильмы как агенты политической социализации. Понятие «власть», «идеология», «политический режим» через мультипликацию. Образ «простого человека» и образ «врага» в советской мультипликации. Политическая ирония в современных американских мультфильмах. Политические режим России и современные отечественные мультфильмы.

Рекомендуемая литература



Индивидуальное домашнее задание:

Студенты готовят проект исследовательской работы на одну из следующих тем и представляют его в виде презентации Power Point (20-25 слайдов):


  1. Политология через призму художественной литературы

  2. Политология через призму живописи

  3. Политология через призму архитектуры и скульптуры

  4. Политология через призму театра

  5. Политология через призму музыки

  6. Политология через призму фотографии

  7. Политология через призму кино

  8. Политология через призму мультипликации

Критерии оценки домашнего задания:

    • Логичность изложения: четко сформулирована основная цель, выделены задачи, выводы соответствуют цели

    • Фактологическая грамотность: правильно употребляются политологические термины, нет ошибок в фактах, исторических событиях и т.д.

    • Уровень эрудиции: студент приводит многочисленные примеры, опирается на конкретные факты, умело обращается с разнообразными источниками

    • Творческий подход: общее оформление презентации, нестандартный подход к презентации результатов

Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины:


Для проверки усвоения качества изучения дисциплины на устном зачете студентам предлагается продемонстрировать приобретенные навыки политологического анализа произведений искусства.

Примерные темы для анализа:


  1. Политические идеологии через призму искусства.

  2. Политическая легитимность через призму искусства.

  3. Политические режимы через призму искусства.

  4. Политическая власть через призму искусства.

  5. Гражданское общество через призму искусства.

  6. Политическая культура через призму искусства.

  7. Патриотизм и идентичность через призму искусства.

  8. Политическая мобильность через призму искусства.

  9. Политическая элита через призму искусства.

  10. Общественное мнение через призму искусства.



Авторы программы __________________________/ В.А.Касамара/


__________________________/ А.А. Сорокина /