litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОКРУГ

ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Декан ФППК ПГПУ Директор МАОУ СОШ№3

Красноборова Н.А. Голдобин С.Ф.


________________ _________________


Модульная программа курса:

«Создание интеллектуального насыщенного пространства школы»


Пермь

2011


Пояснительная записка


В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Развитие интеллектуального потенциала ребенка во многом зависит от школы. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности» и, следовательно, требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Программа курса «Создание интеллектуального насыщенного пространства школы» рассматривает создание организационных психолого-педагогических условий для выявления и поддержки одаренных детей, а также их сопровождения в течение всего времени обучения.

Основное содержание программы модуля позволяет раскрыть содержание работы с одарёнными детьми с разных сторон: создание школьной ассоциации как способа поднятия статуса одаренных детей, системы внутришкольных интеллектуальных мероприятий, работа с родителями по вопросам воспитания одаренных детей.

В содержании программы особое внимание уделяется выявлению одаренности учащихся в практико-ориентированной деятельности и их психолого-педагогическому сопровождению.


Завершается данный курс итоговой контрольной работой, которая помогает систематизировать знания слушателей и способствует осмыслению педагогами своего опыта работы с одарёнными учащимися по их адаптации и развитию коммуникативных способностей.


Учебно–тематический план курса


№ п.п

Разделы программы

Количество часов

Форма работы

1.

Создание школьной ассоциации всех участников образовательного процесса как условие для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

3

Лекция.

Практическое занятие.

2.

Система внутришкольных интеллектуальных мероприятий. Коллективные интеллектуальные дела учащихся и творческие проекты учащихся.

3

Семинар

3.

Система работы с родителями по вопросам воспитания одаренных детей.

3

Лекция. Практическое занятие

4.

Выявление одаренности учащихся в практико-ориентированной деятельности. Система работы психолога и классного руководителя с одаренными детьми.

3

Семинар

5.

Итоговый контроль

3

Тестовый контроль. Творческая работа.




Итого: 15 часов









Краткое содержание разделов программы курса


  1. Создание школьной ассоциации всех участников образовательного процесса как условие для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Традиционные и инновационные формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Повышение статуса одаренного ребенка: социальное партнерство, функционирование общественной интеллектуальной организации (положение, атрибутика, поддержка интеллектуального движения, связь с районными и краевыми организациями, использование Интернет-сети).


  1. Система внутришкольных интеллектуальных мероприятий. Коллективные интеллектуальные дела учащихся и творческие проекты учащихся.

Нестандартные формы работы с интеллектуально одарёнными детьми. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через создание система дополнительного образования. КИДы. Технология проектирования. Виды проектов. Виды интеллектуальных игр и их особенности.


  1. Система работы с родителями по вопросам воспитания одаренных детей.

Семья одаренного ребенка. Диагностика и самодиагностика творческой личности. Роль родителей в формировании и развитии творческой одаренности детей. Рекомендации родителям.


4. Выявление одаренности учащихся в практико-ориентированной деятельности. Система работы психолога и классного руководителя с одаренными детьми.

Понятие «одаренные дети» и «детская одаренность». Виды одаренности. Проблемы одаренных детей. Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися. Условия успешной работы с одаренными детьми. Направления работы школьного психолога с одаренными детьми: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, развитие, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Методика «интеллектуальный портрет». Требования к учителю: система взглядов и убеждений



Список литературы


  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

  3. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир. 2000.

  4. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 1995.

  5. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с84.

  6. Одарённость: рабочая концепция. Москва, 1996.

  7. Программа развития интеллектуальных способностей учащихся. Волгоград, 2011

  8. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей./ Практика административной работы в школе, 2011 №6, с. 45-50.

  9. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. Екатеринбург, 2004.

  10. Учебное проектирование./ Справочник заместителя директора школы, 2010 №3, с.49-60.