litceysel.ru
добавить свой файл
1 2









Содержание


1. Пояснительная записка

1.1 Обоснование актуальности курса.

1.2 Контингент и уровень подготовки школьников, посещающих

объединение.

1.3 Общие цели курса.

1.4 Задачи объединения

1.5 Особенности структуры и содержания программы объединения.

1.6 Формы проведения занятий объединения.

1.7 Требования к уровню подготовки учащихся, посещающих объединение.

1.8 Условия реализации программы.

1.9 Критерии оценивания результатов в обучение детей по программе

объединения.

2. Содержание программы.

2.1. Программа объединения

2.2. Учебно-тематическое планирование.

2.3. Перечень учебно-методического и дидактического сопровождения.


3. Перечень литературы для учащихся.


4. Перечень литературы для учителя.


1. Пояснительная записка.


    1. Обоснование актуальности программы объединения.


Программы дополнительно образования по физике играют важную роль в углубленном изучении физики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.

Необходимость данной программы продиктована тем, что требования к подготовке по физике выпускников основной и средней школы возросли, в то время как количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины, было сокращено от 4-5 часов в неделю до 2-3 часов.

Программа объединения «Раз задача, два задача» связана, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника и нацелена на помощь ребенку, заканчивающему основную школу, а также и для детей старшей ступени во первых - для развития их познавательного интереса к предмету, во вторых – для практического применения полученных знаний в практической и повседневной жизни (социализация), в третьих поможет выпускнику подготовится к сдаче ЕГЭ по физике на повышенном уровне.



1.2 Контингент и уровень подготовки школьников, посещающих объединение.

У учащихся 9 – х классов, пожелавших посещать объединение «Раз задача, два задача» уже сформированы некоторые компетенции:

предметно-информационная:

Знают/понимают


  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока.

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах. Сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца.



Коммуникативная:

Умеют:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение. Плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов.

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения. Электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света.


  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы.

  • Приводить примеры практического использования физических знаний механических, тепловых.

  • Решать простейшие задачи на применение изученных физических законов.

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники.

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.


Общекультурная:

По отношению к себе:

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития во внеучебной деятельности на этапе активного становления личности

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку

  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона.

По отношению к другим:
  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.


По отношению к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации

  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона

  • осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.


На объединение по физике пришли школьники, которые желают изучать физику на более углубленном уровне, проявляющие большое желание научится решать разнообразные физические задачи, что позволит с одной стороны их гармоничное развитие, а с другой, подготовить ребят к их будущей профессиональной деятельности.

Большинство детей посещающих кружок, проявляют хорошие математические способности. Поэтому свои занятия я разнообразить большим количеством отличающихся по форме и содержанию задач, используя в своей работе как

  • объяснительно – иллюстративный способ обучения, так и

  • деятельностный способ обучения, который протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней.

В процессе осуществления познавательной деятельности на занятии, стараюсь ориентировать детей на способы получения знаний, при этом предоставляю возможность выбора средств:

  • обсуждение вопросов в микрогруппе;

  • использование ресурсов Интернет

  • обращение к справочной литературе, словарям

  • обсуждение вопросов и способов решения задач дома с родителями

1.3. Разработка программы объединения преследовала реализацию следующих целей:


  • создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • развитие физических, интеллектуальных способностей детей, обобщенных умственных умений;

  • углубление полученных в основной школе знаний и умений;

  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.


1.4. Задачи, поставленные для реализации программы:

  • развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;

  • обучить школьников обобщенным методам решения графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;

  • способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

  • развивать навыки практического применения школьниками полученных знаний в практической и повседневной жизни



1.5 Особенности структуры и содержания программы объединения.


Программа объединения «Раз задача, два задача» общим объемом 102 часа (1 час в неделю) рассчитана на изучение в течение трех учебных лет и составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и согласована с требованиями государственного стандарта.

В течение первого года, изучение данной программы рассчитано на 34 ч, по 1 часу в неделю для школьников 9-х классов, и предполагает решение нестандартных задач по физике.



Данная часть программы содержит материал по более углубленному изучению в школьной программе таких разделов, как кинематика, динамика и законы сохранения в механике, и представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по следующим направлениям: повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных, а также решение задач уровней В и С по материалам ЕГЭ, что позволит выпускникам увереннее чувствовать себя на экзамене и показать свои знания в наиболее полном объеме.

В ходе изучения данной части программы объединения особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать графические качественные и экспериментальные задачи, использовать на практике межпредметные связи.

На протяжении двух последующих лет изучения, программа предназначена для детей 10-11 классов и знакомит старшеклассников с методами решения задач по физике.


Данная часть программы объединения ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений, и делится на несколько разделов:


  1. Первый раздел знакомит детей с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. При этом особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговаривания вслух решения, анализу полученного ответа. Особое внимание следует уделить задачам, связанными с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При этом обращать внимание учащихся на задачи из истории физики, значение математики для решения задач.
  2. Во втором разделе, при решении задач по механике, молекулярной физике и электродинамике, главное внимание уделяется на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Развивается общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. При этом подбираются задачи технического содержания, занимательные и экспериментальные.


Программа объединения «Раз задача, два задача» составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности, школьников и ориентирована на развитие их логического мышления, умений и творческих способностей. Позволяет ребятам использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природоиспользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества

Данное объединение проводится для группы в количестве не более 15 человек.

1.6 Формы проведения занятий объединения.


При изучении программы используются следующие формы занятий:

  • рассказ учителя

  • беседа

  • выступление учеников

  • подробное объяснение решения задач

  • коллективная постановка экспериментальных задач

  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач


1.7. Результаты изучения программы

Детям необходимо:

Знать/понимать:

  • понимать сущность метода научного познания окружающего мира;

  • основные приемы решения задач

  • смысл физических законов: закона Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии;

  • примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы;

  • примеры опытов, позволяющих проверить законы и следствия, подтвердить теоретические представления о природе физических явлений: закон сохранения импульса;

Уметь:

  • используя теоретические модели, объяснять физические явления: независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;

  • указывать границы применимости научных моделей, закона сохранения импульса, закона сохранения механической энергии, механики Ньютона;
  • вычислять ускорение по заданным силам, действующим на тело, и его массе; скорости тел после неупругого соударения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел;


  • вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;

  • определять вид движения тела;

  • описывать преобразования энергии при свободном падении тел;

  • описывать движение тел с учетом трения;

  • уметь классифицировать задачу по трем- четырем основаниям;

  • составлять простейшие задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач разной степени сложности;

  • анализировать полученный в ходе решения задачи ответ;

  • уметь работать со справочной и научно- популярной литературой;

  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природоиспользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества;


1.8 Условия реализации программы.

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, пособиями для подготовки к ЕГЭ, электронными образовательными ресурсами, а также разнообразным дидактическим материалом Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан Пин 2.4.2.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует всем современным требованиям к оснащению образовательного процесса. (см. пункт 2.3)


1.9 Критерии оценивания результатов обучения школьников по программе объединения:


Решение задач на протяжении 1 года обучения по данной программе является решающим фактором оценки успешности деятельности учащихся. Поэтому в течение первого и второго полугодия полезно вести накопительную систему оценки их достижений. Ребенок, набравший самый высокий балл, удостаивается звания «Лучший на курсе». Работа детей оценивается в конце первого и второго полугодия с учетом накопленных баллов.

Альтернативной формой контроля усвоенных знаний и приобретенных умений в течении 2 и 3 года обучения по данной программе могут служить следующие виды работ:


  • создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление или процесс, положенным в основе решения той или иной задачи;

  • создание презентации, отражающей последовательность действий при решении задачи.

  • конкурс на составление лучшей задачи



2. Содержание программы.


    1. Программа объединения.


1 год работы физического объединения.

Раздел 1. Кинематика.(7 часов)

Материальная точка и способы описания ее движения в разных системах отсчета. Уравнение движения материальной точки на плоскости. Графическое представлении неравномерного движения с помощью различных кинематических характеристик. Средняя скорость движения. Кинематика движения точки по окружности.

Раздел 2. Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач. ( 6 часов)

Прямолинейное движение по наклонной плоскости для одного тела и системы связанных тел, движение связанных тел по горизонтальной и в вертикальной плоскости. Движение в поле тяготения (вблизи поверхности Земли).

Раздел 3. Законы сохранения в механике (10 часов)

Работа силы. Мощность. Закон сохранения механической энергии Импульс или количество движения. Упругое и неупругое взаимодействие. Закон сохранения импульса и изменения кинетической энергии.

Раздел 4. Законы постоянного электрического тока (5 часов)

Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Смешанное соединение проводников. Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока.

Раздел 5. Оптика (5 часов)

Линзы. Виды линз. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения.


  1. и 3 год работы физического объединения.


10 класс

Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач (2 часа).


Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач. (2 часа).

Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Раздел 3. Кинематика(3 часа).

Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение. Характеристики равномерного и неравномерного прямолинейного движения. Равномерное движение по окружности.


Раздел 4. Динамика (6 часов).

Законы ньютона. Гравитационные силы. Вес тела. Движение тела под действием сил тяжести и упругости. Решение комплексных задач по механике.

Раздел 5. Законы сохранения в механике (4 часа).

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях. Закон сохранения полной механической энергии.


Раздел 6. Основы Молекулярно- кинетической теории (3 часа).

Основное уравнение МКТ идеального газа. Уравнение Менделеева – Клайперона. Газовые законы.


Раздел 7. Основы термодинамики(3 часа).

Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Характеристики тепловых двигателей.


Раздел 8. Электростатика (4 часа).

Закон Кулона. Расчет напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Расчет энергетических характеристик электростатического поля.


Раздел 9. Законы постоянного электрического тока (5 часов).

Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Закон электролиза.


11 класс.

Раздел 10. Физическая задача. Классификация задач (2 часа).

Составление6 физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач.



Раздел 11. Правила и приемы решения физических задач. (3 часа).

Типичные недостатки при решении и оформлении физической задачи. Различные приемы и способы решения.


Раздел 12. Магнитное поле. (6 часов).

Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.


Раздел 13. Механические колебания (3 часа).

Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника. Характеристики пружинного и математического маятников. Превращение энергии при гармонических колебаниях.


Раздел 14. Электромагнитные колебания.(3 часа).

Электромагнитные колебания. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.


Раздел 15. Механические волны.(2 часа).

Свойства волн. Звуковые волны.


Раздел 16. Световые волны.(6 часов).

Геометрическая оптика. Формула тонкой линзы. Интерференция волн. Дифракция механических и световых волн. Волновые свойства света.


Раздел 17. Излучение и спектры. (1 час).

Излучения и спектры.


Раздел 18. Световые кванты. (2 часа).

Законы фотоэффекта.


Раздел 19. Атомная физика. (2 часа).

Модели атомов. Постулаты Бора.


Раздел 20. Физика атомного ядра. Элементарные частицы (3 часа).

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.


Обобщающие занятие по методам и приемам решения физических задач.



    1. Учебно-тематическое планирование.


Учебно-тематический план.

№ уроков


Тема, раздел

Кол-во часов




Раздел 1. Кинематика

9 класс

7 часов

1

Уравнение траектории движения тела на плоскости

1

2,3

Равнопеременное движение и его графическое представление.

2

4,5

Расчет средней скорости движения

2

6,7

Равномерное движение по окружности

2




Раздел 2. Основы динамики. Применение законов динамики к решению задач.

6 часов

8,9

Динамика прямолинейного движения по горизонтали и вертикали

2

10

Динамика прямолинейного движения тела по наклонной плоскости

1

11

Динамика прямолинейного движения связанных тел по наклонной плоскости

1

12

Динамика прямолинейного движения связанных тел, перекинутых через блок

1

13


Движение в поле силы тяжести Земли

1




Раздел 3. Законы сохранения в механике.

10 часов

14

Работа силы. Мощность силы.

1

15,16,17

Закон сохранения механической энергии

3

18,19,20

Импульс тела Закон сохранения импульса

3

21,22,23

Закон изменения кинетической энергии системы тел

3




Раздел 4. Законы постоянного электрического тока

5 часов

24

Закон Ома для участка цепи.

1

25

Виды соединения проводников

1

26

Смешанное соединение проводников

1

27

Закон Джоуля-Ленца.

1

28

Работа и мощность электрического тока

1


Раздел 5. Оптика

5 часов

29,30

Линзы. Виды линз. Построение изображения в линзах

2

31,32

Формула тонкой линзы.

2

33

Расчет параметров линзы и изображения

1




Обобщающие занятие.

1













10 класс








Раздел 1. Физическая задача. Классификация задач

2 часа

1

Физическая теория и решение задач

1

2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения, Примеры задач всех видов.

1




Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач.

2 часа

3

Этапы решения физической задачи

1


4

Различные приемы и способы решения

1




Раздел 3. Кинематика

3 часа

5

Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение.

1

6

Характеристики равномерного и равноускоренного прямолинейного движения.

1

7

Равномерное движение по окружности

1




Раздел 4. Динамика

6 часов

8

Законы Ньютона

1

9

Гравитационные силы

1

10

Вес тела

1

11

Движение тела под действием сил тяжести и упругости

1

12,13

Решение комплексных задач по динамике

2




Раздел 5. Законы сохранения в механике

4 часа

14


Закон сохранения импульса

1

15

Реактивное движение

1

16

Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях

1

17

Закон сохранения полной механической энергии

1




Раздел 6. Основы Молекулярно- кинетической теории

3 часа

18

Основное уравнение МКТ идеального газа

1

19

Уравнение Менделеева- Клайперона

1

20

Газовые законы

1




Раздел 7. Основы термодинамики

3 часа

21

Уравнение теплового баланса

1

22

Первый закон термодинамики

1

23

Характеристики тепловых двигателей

1



Раздел 8. Электростатика


4 часа

24

Закон Кулона

1

25

Расчет напряженности электрического поля

1

26

Принцип суперпозиции полей

1

27,28

Расчет энергетических характеристик электростатического поля

2




Раздел 9. Законы постоянного электрического тока

5 часов

29

Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи

1

30,31

Расчет электрических цепей

2

32,33

Закон Ома для полной цепи

2

34

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

1




11 класс







Раздел 10. Физическая задача. Классификация задач

2 часа

1

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач


1

2

Способы и техника составления задач.

1




Раздел 11. Правила и приемы решения физических задач.

3 часа

3

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи

1

4,5

Различные приемы и способы решения

2




Раздел 12. Магнитное поле

6 часов

6

Правило буравчика

1

7

Сила Ампера

1

8

Сила Лоренца

1

9

Применение правила ленца

1

10

Закон электромагнитной индукции

1

11

Явление самоиндукции. Индуктивность

1



Раздел 13. Механические колебания


3 часа

12

Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника.

1

13

Характеристики математического и пружинного маятников

1

14

Превращение энергии при гармонических колебаниях

1




Раздел 14. Электромагнитные колебания

3 часа

15

Электромагнитные колебания

1

16,17

Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока

2




Раздел 15. Механические волны

2 часа

18

Свойства волн

1

19

Звуковые волны

1




Раздел 16. Световые волны

6 часов

20,21

Геометрическая оптика

2

22

Формула тонкой линзы

1


23

Интерференция волн

1

24

Дифракция механических и световых волн

1

25

Волновые свойства света

1




Раздел 17. Излучение и спектры.

1 час

26

Излучения и спектры

1




Раздел 18. Световые кванты

2 часа

27,28

Законы фотоэффекта

2




Раздел 19. Атомная физика.

2 часа

29

Модели атомов

1

30

Постулаты Бора

2




Раздел 20. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

3 часа

31

Энергия связи атомных ядер

1

32

Ядерные реакции


1

33

Энергетический выход ядерных реакции

1

34

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

1



следующая страница >>