litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

Пилотная программа по адаптации к изменению климата (ППАИК)– инвестиция в будущее Таджикистана



«Международное финансирование программ по борьбе с последствиями климатических изменений нуждается в того, оно должно быть прозрачным. В его результате люди, которые страдают от последствий климатических изменений, должны получить право голоса в принятии решений по этим вопросам».


СОДЕРЖАНИЕ

Словарь сокращений

1. Введение

2. Общие сведения о Таджикистане

3. Уязвимость к изменению климата

4. Реализация Пилотной программы по адаптации к изменению климата (ППАИК) в Таджикистане

5. Перспективы реализации Пилотной программы по адаптации к изменению климата (ППАИК)

6. Рекомендации по изысканию дополнительных путей финансирования, способов мониторинга и оценки ППАИК

Список литературы

Сноски


Приложения

Приложения доступны в электронном формате отчета на сайте:

www.oxfam.org.uk/what_we_do/where_we_work/tajikistan

Приложение 1 Документ программы ППАИК

Приложение 2 Миссия ППАИК октябрь 2009 года - Техническое задание

Приложение 3 Совместный доклад совещания ППАИК, октябрь 2009 г

Приложение 4 Совещания среднесрочных многосторонних банков, март 2010

Приложение 5 Фаза I ППАИК Предложение, июнь 2010 г

Приложение 6 Совещание ППАИК, октябрь 2010 года. Техническое задание

Приложение 7 Рабочий план СПАИК Таджикистан

Приложение 8 Стратегическая программа для адаптации к изменению климата, ноябрь 2010 г

Приложение 9 ППАИК полугодовой оперативный отчет, ноябрь 2010 г

Приложение 10 Заседания партнерских форумов КИФ, 2010 г


Приложение 11 Рекомендации местных НПО, октябрь 2010 г

Приложение 12 Анкета

Приложение 13 Список лиц, опрошенных в этом исследовании

Приложение 14 Стейкхолдеры, принявшие участие в консультациях во время сессии Международного банка развития (МБР)

Эта статья была написана сотрудниками Oxfam в Таджикистане на основе

Исследований, проведенных Светланой Джумаевой (Центр по изменению климата и уменьшению опасности стихийных бедствий, Таджикистан).

Словарь сокращений

АБР
(ADB) Азиатский Банк развития

СПИД (AIDS) Синдром приобретенного иммунодефицита

АН
(AoS) Академия Наук

ОО
(CBO) Общественная организация

АИК (CCA) Адаптация к изменению климата

ЦИКУОСБ (CCDR) Центр по изменению климата и уменьшению опасности

КИФ
(CIF) Климатический инвестиционный фонд

ОГО
(CSO) Организации гражданского общества

ДМР (DFID) Департамент международного развития (Великобритания)

ЕБРР (EBRD) Европейский банк реконструкции и развития

FAO Организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству

ВВП
(GDP) Валовой внутренний продукт

ПРТ
(GoT) Правительство Республики Таджикистан

ГАТС (GTZ) Германское Агентство по техническому сотрудничеству

МФК (IFC) Международная финансовая корпорация

МНО (INGO) Международная неправительственная организация

JICA Японское Агентство международного сотрудничества

JM Совместная миссия

МБР
(MDB) Международный банк развития

MSDSP Программа поддержки развития горных общин

НПАД (NAPA) Национальная программа адаптации действий


НПО (NGO) Неправительственная организация

ОБСЕ
(OSCE) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ППАИК (PPCR) Пилотная программа по адаптации к изменению климата

ДССБ (PRSP) Документ стратегии сокращения бедности

СКФ (SCF) Стратегический климатический фонд

SDC Швейцарское Агентство по развитию и сотрудничеству

СПАИК (SPCR) Стратегическая программа по адаптации к изменению климата

TJ Таджикистан

UK Великобритания

ПРООН (UNDP) Программа развития ООН

ЮНЕП (UNEP) Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

РКИК ООН (UNFCCC) Рамочная конвенция ООН по изменению климата

USD Доллар США

ВБ (WB) Всемирный банк

ВОЗ (WHO) Всемирная организация здравоохранения

Резюме

Таджикистан - страна со слаборазвитой промышленностью. Гидроэнергетика является в ней основным источником вырабатываемой энергии, что обуславливает низкий уровень выбросов углекислого газа в атмосферу. Самое большое количество бедных людей в Таджикистане проживает в сельской местности. Основную часть этой категории населения составляют женщины, поскольку большинство мужчин мигрируют в другие страны в поисках работы. Вследствие ограниченных земельных ресурсов, являющихся основным источником для получения средств к существованию, от последствий изменения климата в наибольшей степени страдает население горного Таджикистана.

ППАИК представляет собой инициативу, направляющую ресурсы на решение вопросов по снижению уязвимости к последствиям климатических изменений. Однако существует необходимость связать ППАИК с теми стратегиями развития, где инвестиции направляются на борьбу с бедностью с учетом гендерных особенностей. В результате реализации подобной стратегии поддержку получают самые социально-незащищенные группы населения, наиболее подверженные негативным последствиям изменения климата. Требуется расширить участие в выборе направлений инвестиций ППАИК, а также осуществлять наблюдение за ходом реализации программы, что не только повысит отчетность, но и обеспечит большую эффективность действий в пользу бедных.


Данный отчет содержит ряд рекомендаций для ППАИК и других инвестиций в решение проблем преодоления последствий климатических изменений:


  • Уделять внимание нуждам самых незащищенных перед негативными последствиями изменения климата групп населения;

  • Поддержать Правительство Таджикистана как главного участника в разработке проектов и выделении финансовых средств, направленных на выполнение задач, предусмотренных ППАИК;

  • Гарантировать более широкое привлечение общественных организаций и населения к планированию деятельности и распределению средств;

  • Обеспечить при финансировании вопросов преодоления негативных последствий климатических изменений гендерное равенство и участие женщин в этом процессе;

  • Расширить возможности сотрудников госучреждений и представителей гражданского общества при реализации программ, направленных на адаптацию к климатическим изменениям;

  • Обеспечить прозрачность и подотчетность процесса финансирования мер преодоления негативных последствий климатических изменений для населения страны;

  • Использовать существующие модели и опыт в решении вопросов преодоления негативных последствий климатических изменений на уровне как отдельных семей, так и населения в целом.

Введение

В настоящем докладе представлены результаты исследования, проведен­ного для анализа текущего процесса реализации ППАИК в Таджикистане, с предоставлением рекомендаций для улучшения распределения средств для адаптации к изменению климата в стране. Исследование основано на результатах опросов и обсуждений ряда заин­тересованных сторон по процессу ППАИК, включая представителей госучреждений, научных работников, представителей МБР и двусторонних организаций, гражданского общества и международных неправитель­ственных организаций.

Схема 1. Структура КИФ http://www.climateinvestmentfunds.org/cif/designprocess


Доклад подготовлен при содействии Оxfam International в рамках глобальной инициативы по наблюдению за ходом инвестиций, направленных на адаптацию к изменению климата в семи1 странах мира.

Пилотная программа по адаптации к изменению климата

Климатические инвестиционные фонды (КИФ) являются финансовыми инструментами для поддержки низкоуглеродного, устойчивого к изменениям климата развития, внедряющимися через международные банки развития (МБР) в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Администрация КИФ находится в головном офисе Всемирного банка в Вашингтоне, и средства поступают от ряда стран-доноров.

КИФ разделён на два фонда: Фонд чистых технологий (ФЧТ) и Стратегический клима­тический фонд (СКФ). СКФ финансирует три программы для экспериментального внедрения новых подходов к климатическим действиям: Пилотную программу по адаптации к изменению климата (ППАИК), Программу инвестиций в лесные ресурсы (ПИЛР)и Программу по расширению возобновляемых источников энергии в развивающихся странах.(ПРВИЭ)2.

Управленческая и организационная струк­тура двух целевых КИФ фондов: Фонда чистых технологий (ФЧТ) и Стратегического климатического фонда (СКФ), включает комитет Трастового фонда, Форум по парт­нерству, Комитет МБР, административную группу и члена правления. Ад­министративная группа, Комитет МБР и член правления являются общими для обоих целевых фондов. Каждый фонд имеет соб­ственный комитет Трастового фонда, и СКФ назначает подкомитеты, управляющие каждой из целевых программ. Каждый комитет Трастового фонда и подкомитет состоит из равного представительства стран-вкладчиков и стран-получателей. Список партнёров КИФ включает представителей международных банков развития, ООН и агентств ООН, Глобального экологического фонда (ГЭФ), подписавших РКИК ООН, Адаптационного фонда, двусторонних агентств по развитию, представителей неправительственных органи­заций, представителей коренных народов, частного сектора, и научно-технических экспертов3.


Целью ППАИК является оказание помо­щи странам в переходе на путь развития, включающий меры адаптации к изменению климата в соответствии с государственной целью снижения уровня бедности и обеспечения устойчивого развития.

Для участия в ППАИК были приглашены девять стран и два региона: Бангладеш, Боливия, Камбоджа, Мозамбик, Непал, Нигер, Таджикистан, Замбия и Йемен, а также Тихоокеанский и Карибский регионы. Критериями для участия в программе явились: уровень незащищенности от последствий климатических катастроф и рисков, вызываемых ими, готовность страны работать в направлении плана развития, включающего меры адаптации к изменениям климата, а также природные катаклизмы, характерные для той или иной местности. По состоянию на октябрь 2010 года общий объем выделенных средств (денежные средства, находящиеся в доверительном фонде) для ППАИК составил 340 млн. долларов, от объявленных взносов в 972 млн. долларов. Из этой общей суммы 614 миллионов долларов США составляют грантовые ресурсы и 358 млн. (обещанные Великобританией) должны быть использованы в качестве льготного финансирования4. Данные средства выделены правительствами Великобритании, США, Японии, Норвегии, Германии, Дании, Канады и Австралии.


Финансирование ППАИК осуществляется в два этапа. Первая краткосрочная фаза сроком в 12-18 месяцев, предназначенная для подготовки программ по адаптации к изменению климата, и вторая фаза, предусматривающая реализацию программ в течение 3-5 лет (см. приложение 1).


При образовании инвестиционных фондов по борьбе с негативными последствиями изменения климата (КИФ) в 2008 году была сделана оговорка о том, что данные фонды будут закрыты как только новая финансовая система станет работать эффективно, в соответствии с Рамочной конвенции Организации Объединенных наций об изменении климата (РКИК ООН).

На недавней шестнадцатой конференции сторон в Канкуне было принято решение об учреждении Зелёного климатического фонда, который будет управляться Советом, в состав которого войдут представители как развитых, так и развивающихся стран.


Оxfam убеждён, что данное решение должно ввести в действие вышеупомянутую оговорку и начать переход от ППАИК на финансирование через новый Климатический фонд.


Общие сведения о Таджикистане

Таджикистан - горная страна, которая является самой бедной в Центральной Азии. Трудный переходный период после провозглашения независимости (1991г.), гражданская война (1992-1997гг.) и повторяющиеся стихийные бедствия привели к широкому распространению бедности, особенно среди сельского населения.

В стране высочайший уровень бедности: ежегодный доход на душу населения составляет 550 долларов (Всемирный банк, метод Атласа, 20095). По оценкам экспертов, 53% жителей из семимиллионного населения страны живут за чертой бедности, а 17% испытывают крайнюю бедность. Около 71% бедного населения и 76% крайне бедного населения проживают в сельской местности6.

Несмотря на то, что Таджикистан - одна из стран, причиняющих наименьший ущерб окружающей среде выбросами парниковых газов,7 которые вызывают изменение климата, он в наибольшей степени страдает от негативных последствий климатических изменений. Бедность в сельских местностях усугубляется под воздействием экстремальных погодных условий и природных стихий8.

Правительство Таджикистана признает факт изменения климата и степень влияния его последствий и предпринимает важные шаги для преодоления проблем, связанных с изменением климата. Таджикистан рати­фицировал Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Киотский протокол. Таджикистан также разработал Первое национальное сообщение (2003) и Второе национальное сообщение для РКИК ООН (2008), где были изложены основные направления по снижения уязвимости, и Государственную программу по смягчения последствий изменения климата (2003)9, где были изложены специально разработанные приоритетные направления деятельности с целью оперативного реагирования в адаптации к изменению климата.


Уязвимость к изменению климата

Женщины являются опорой общества. Помимо того, что они - основные кормильцы в семье, женщины воспитывают детей, заботятся о больных и пожилых людях. Именно поэтому женщины входят в социально-незащищенную социальную группу населения, на которую негативные изменения климата влияют наиболее разрушительно. Женщины регулярно выращивают урожаи, собирают воду и топливо. И результаты именно их труда больше всего зависят от последствий климатических изменений.

В Таджикистане бедность среди женщин очень ярко выражена. Весомой причиной является высокий уровень трудовой миграции мужчин в другие регионы бывшего Советского Союза, в результате чего ведение домашнего хозяйства ложится на плечи женщин. Бедность среди женщин также усугубляется изменением отношения к правам женщин в обществе, что выражается в степени доступности для них образования, оплачиваемой работы и получении права голоса.

Ограниченные возможности для заработка в сельских районах Таджикистана заставляют мужчин мигрировать. Оставшиеся во главе семьи женщины, занимаясь исключительно домашним хозяйством, становятся зависимыми от денежных переводов, присылаемых родствен­никами-мужчинами. Такая финансовая под­держка зачастую ненадежна и может полностью иссякнуть. Женщины обеспечивают семью, надеясь только на продукцию, полученную от своих мелких хозяйств на приусадебных участках.

Семьи в сельских районах Таджикистана часто многодетные, что еще больше обостряет проблему бедности и увеличивает нагрузку на женщин. Женская часть населения, в отличие от мужской, имеет тенденцию прекращать образование преждевременно. Таким образом снижается уровень образования и квалификации, а, следовательно, ограничиваются возможности трудоустройства с получением достойной заработной платы.

При традиционных для Таджикистана социальных отношениях между мужчиной и женщиной для женщины считается естественным быть финансово зависимой от мужа и ограничивать женскую деятельность, занимаясь исклю­чительно домашними делами и семьёй.





Таджикистан - горная страна, площадь пахотных земель в которой составляет всего около семи процентов. Однако, около двух третей населения зависят от сельского хозяйства как источника средств к существованию. В основном, это производство продуктов питания для собственного потребления, а в некоторой степени - для продажи на рынках10.

В постановлении Правительства Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Государственную программу основных направлений государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы» говорится: «текущее положение женщин в Таджикистане содержит ограничения в различных сфе­рах социально-экономической жизни, по сравнению с мужчинами, в том числе, трудовые возможности, имущественные и земельные права, и т.д11». Хотя в последние годы правительство уделяет внимание проблеме равного доступа к ресурсам для мужчин и женщин, гендерные стереотипы по-прежнему негативно влияют на самореализацию женщин и их усилия по преодолению гендерного неравенства.

Женщины часто борются за право быть услышанными в дебатах по вопросам изменения климата. Женщина, как основа семьи и общества, обладает бесценными знаниями, которые могли бы помочь в создании и реализации инновационных направлений адаптации к климатическим изменениям, хотя их мнение и опыт не берутся во внимание.

Дальнейшее развитие сельскохозяйствен­ного сектора сдерживается низким стимулом производителя, деформированными рынка­ми, экологическими угрозами, а иногда препятствующей правовой и налоговой средой.

Население Таджикистана справляется со сложностями и может выгодно использовать преимущества хороших погодных усло­вий, как показал урожай сезона 2009 года. Согласно информации, полученной от FAO, такому успеху способствовали своевременное выпадение и достаточное количество осадков, посев качественных сортов семян и широкое использование удобрений. Однако, проблемы, возникающие под воздействием изменения климата, снижают способность сопротивляться им, и ситуация может усугубиться при дальнейшем повышении температуры.


Согласно последнему отчету Всемирного банка12, Таджикистан является одной из наиболее уязвимых стран в регионе и имеет наименьший потенциал к адаптации. Под адаптационным потенциалом подразумевается способность системы приспосабливаться к климатическим изменениям, с их разнообразием и катаклизмами,, для того, чтобы минимализировать вероятный ущерб, либо справиться с последствиями13.


Процесс ППАИК в Таджикистане

Таджикистан был номинирован экспертной группой ППАИК на участие в Пилотной программе по адаптации к изменению климата (ППАИК) в январе 2009 года, и на основании этого приглашения Правительство Республики Таджикистан под­твердило свою заинтересованность и готовность в участии в ППАИК в мае 2009 года14.

Главой ППАИК в правительстве является заместитель премьер-министра, а координатором ППАИК стал Заместитель начальника департамента по охране окружающей среды и чрезвычайных ситуаций при Аппарате Президента. Осуществление технической поддержки осу­ществляется Государственной гидрометеорологической организацией, Комитетом по охране окружающей среды, Министерством энергетики и промышленности, Министерством сельского хозяйства и Министерством мелиорации и водных ресурсов. Правительственные перестановки в апреле 2010 года и назначение нового ответственного на должность в августе 2010 года временно приостановили роль координационного центра ППАИК в этом временном промежутке.

Основные вехи в процессе реализации ППАИК в Таджикистане



следующая страница >>