litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа


Утверждена педагогическим советом №____от__________

Руководитель МО гуманитарного цикла___________/Музыченко Г.С./


Одобрена методическим Советом, протокол №______от__________


Утверждена приказом №_________от_____________


Директор Николаевской школы: Балышкова Н.А. /__________/ М.П.


Рабочая

программа

по обществознанию


6-9 классы

(140 ч)

(базовый уровень)


составитель: Брит.Т.Н.


2011


Пояснительная записка

Статус документа

Программа по обществознанию предназначена для 6 - 9 классов основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану (140 часов), авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2010г) и реализует стандарты первого поколения

Структура документа

Рабочая программа включает Программа включает 6 разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; тематический план, перечень обязательных лабораторных, практических и контpoльных работ по годам обучения, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, УМК и список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по общест­вознанию представляет собой комплекс знаний, отражаю­щих основные объекты изучения: общество и его основ­ные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными со­держательными компонентами курса являются: социаль­ные навыки, умения, совокупность моральных норм и гу­манистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элемен­том содержания учебного предмета «Обществознание» яв­ляется опыт познавательной и практической деятельнос­ти, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной дея­тельности в учебном процессе и социальной практике.


Изучение обществознания (включая экономику и пра­во) в основной школе направлено на достижение следу­ющих целей:

развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11—15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического обра­за мышлений, способности к самоопределению и саморе­ализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;


  • освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля­ются


  • умение сознательно организовывать свою познава­тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнение познавательных и практических зада­ний, в том числе с использованием проектной деятельнос­ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас­считанных на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические зада­ния предполагают использование компьютерных техноло­гий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельнос­ти.

Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропе­девтический характер, связанный с проблемами социали­зации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.


Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого об­щественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми. Тема «Труд» включает необходимые азы экономичес­ких знаний в сочетании с показом общественного значе­ния труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нрав­ственным качествам человека, тесно связанным с важней­шими понятиями морали: добро как благо; доброта и бла­городство как качества человека; зло и способность чело­века противостоять ему.

Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает про­цесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последователь­ность изучения учебного материала определяется с уче­том возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, позна­вательных возможностей учащихся.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уро­ков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли соци­альных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрываю­щие вопросы о необходимости соблюдения закона, о пра­вах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о та­ких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уде­лено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в об­ществе — создание материальных благ для удовлетворе­ния потребностей людей. При изучении экономических явлений «акцент делается на раскрытии способов рацио­нального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.


Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Че­ловек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости со­циализации личности. Тема вводит ученика в круг проб­лем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема курса — «Сфера духовной культу­ры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность позна­комиться с функционированием в обществе системы об­разования, науки и религии.

Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об ос­новных экономических проявлениях (производство, об­мен, потребление) через раскрытие ключевых экономи­ческих понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнооб­разных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэко­номики — экономическим отношениям между отдельны­ми хозяйствующими субъектами (производители, потре­бители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в эко­номике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социо­логические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управле­ние» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.

Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, дру­гая— отраслям права. Особое внимание уделено элемен­там конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.


На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами (искусство, МХК. литература, география)

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: применение словесных методов в тесном сочетании с наглядными и практическими (проблемный, частично-поисковый, исследовательский, проектной деятельности). Использование активных форм обучения: урок-поиск, урок-диспут, урок-деловая игра, урок творческого обобщения. Средства обучения: учебник, дидактический и раздаточный материал(схемы, диаграммы, картины),ЦОР,ЭОР.

Технологии: интерактивные, личностно-ориентированные. Познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Настоящая рабочая программа предусматривает следующие формы и средства проверки и оценки результатов обучения: опрос индивидуальный и фронтальный, тестирование, решение познавательных задач, выполнение творческих заданий, письменные задания (эссе, составление таблиц, схем). На заключительных уроках с опорой на знания по ис­тории характеризуются социальные изменения и их фор­мы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова­ния или будущей профессиональной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образова­тельных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова­ния, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Распределение часов по классам и


А.п.







Р.п.

Всего




темам в авторской программе и в рабочей за счёт резервного времени







резерв




часов



















А.п.




Р.п.

6кл

Введение




7

1

35




35




Человек

7







9













Семья

4





5














Школа

4







4













Труд

4







4













Родина

5







7













Добродетели

4







4













Итоговое повторение










1








7кл

Введение




5




1

35




35




Человек и другие люди

5







7













Человек и закон

11







11













Человек и экономика

10







11













Человек и природа

4







4











Итоговое повторение










1










8кл

Введение и повторение




9




2

35




36 *




Личность и общество

3







6













Сфера духовной культуры

7







8













Экономика

12







12













Социальная сфера

4








7













Итоговое повторение










1










9кл

Введение




11

1

35




34*




Политика и социальное

8







10













управление

























Право

16





23






































*по количеству рабочих недель

Так как в авторской программе на изучение курса в 6 классе отводится 35 часов (28 учебных часов + 7 часов – резерв учебного времени) в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. Так как предмет новый, необходимо выделить час на введение в обществознание – вводный урок. Также к 7 часам изучения раздела «Человек» добавлено 2 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение раздела «Семья». На раздел «Родина» добавлено 2ч. 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.

Так как в авторской программе на изучение курса в 7 классе отводится 35 часов (30 учебных часов + 5 часов – резерв учебного времени) в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. Первый час из резерва необходим для повторения материала за курс 6 класса. Так к 5 часам изучения раздела «Человек и другие люди» добавлено 2 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение сложного по содержанию раздела «Человек и экономика». 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.


В авторской программе на изучение курса в 8 классе отводится 35 часов (26 учебных часов + 9 часов – резерв учебного времени) в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. 2 часа из резерва необходим для повторения материала за курс 6-7 классов. Так к 3 часам изучения раздела «Личность и общество» добавлено 3 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение раздела «Сфера духовной культуры», 3 часа - к разделу «Социальная сфера». Такое увеличение времени обусловлено актуальностью тем 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.

В 9 кл. на тему «Политика и социальное управление» выделено 2 часа из резервного времени ( для проведения повторителъно-обобщающего урока и выполнения контpoльного тестирования, для практической отработки темы «Политические партии и движения, их роль в общественной жизни» ). На тему «Право» отведено 7 часов для более глубокого изучения материала.


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс (35 ч)

Введение (1ч)



следующая страница >>