litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 6 7

1. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.
2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности психологического развития.

Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, "не берут" из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.

В организационной модели сопровождения в качестве "базисных элементов" выделяются: социально-психологический статус – характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной и развивающей работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод "сборки" целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.

Данная модель достаточно универсальна и может быть использована на любом этапе школьного обучения. Именно от нее мы отталкивались, когда предлагали алгоритм (процессуальные шаги) и схематично описывали содержание программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе в 1-ой части методического пособия "Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации".
Однако следует заметить, что содержание и последовательность действий педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении адаптации детей к школе существенно зависят от той конкретной школьной среды, в которой осуществляется обучение и развитие личности ребенка. Обычная массовая школа – одни возможности, одни ориентиры в работе. Маленькая, уютная школа – другие. Большое значение имеют образовательные технологии, используемые в школе, общие педагогические принципы, применяемые учителями. Вариативность программ сопровождения задают и характеристики социума, в частности, условия семейного воспитания, установки и ценностные ориентации родителей. Наконец, концептуальная база и профессиональные возможности самого педагога-психолога – еще одно основание для вариативности программ сопровождения.
В то же время закономерности возрастного развития детей в этот период задают и некие общие ориентиры психолого-педагогического сопровождения.
Эти ориентиры удобно представить в таблице.

Первоклассники

Возраст

6-7 лет

Особенности возрастного периода

Возрастной перелом (кризис)

Социально-педагоги-ческая ситуация

Меняющаяся

Основные задачи развития


Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития

Перспективные задачи развития

Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического понятийного мышления, освоение культурного опыта в разных сферах человеческой деятельности (например, экологической, художественно-эстетической, трудовой и т.д.)
Формирование чувства полноценности-умелости, прежде всего в предметной деятельности и общении со значимыми взрослыми
Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды

Проблемы, связанные с возможными отклонениями

Возможные нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий




Проблемы, связанные с возможным регрессом

Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения).
Снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов. Школьная дезадаптация

 

Основные направления деятельности педагога-психолога

Профилактика отклонений

Работа с ребенком

Диагностика эмоционального состояния первоклассников (вообще – всех параметров социально-педагогического статуса).

Групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества.
Формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в предметной деятельности, в особенности учебной.
Формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения.


Работа с социально-педагогической ситуацией

Помощь учителю в создании условий обучения, соответствующих интеллектуальным и эмоционально-волевым возможностям детей. Ориентация на создание ситуации успеха в предметной и учебной деятельности. Ориентация учебного процесса не на передачу знаний, а на закрепление навыков, необходимых для успешного учения.
Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастных особенностей их детей, развитие установок на гуманистическое педагогическое взаимодействие

Коррекция случаев регресса

Работа с ребенком

Преимущественно – работа, предполагающая возврат к игре и проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных проблем

Работа с социально-педагогической ситуацией

Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы.
Семейное консультирование.
В отдельных случаях – обсуждение вопроса о целесообразности обучения ребенка в текущем учебном году




Развитие возрастных возможностей

Работа с ребенком

Групповые (преимущественно) формы работы по развитию творческих способностей ребенка, образного и логического мышления, воображения. Формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии


Работа с социально-педагогической ситуацией

Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей, развитию логического и образного мышления
Использование личностно-развивающих технологий, групповых форм учебной деятельности



2. Психологическое сопровождение младшего школьника в условиях введения ФГОС нового поколения

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополуч-ности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Целью психологического сопровождения младшего школьника в условиях введения ФГОС является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни­ков к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благо­приятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школь­ному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

I. Организация режима школьной жизни первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды. - .

III. Организация оздоровительно-профилактической работы.

IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.

V. Организация внеучебной жизни первоклассников.

VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

I
. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равно­мерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Учебный год разбит на 6 периодов обучения («четвертей»). Первое полугодие разделено на 3 периода по 5 недель каждый. Между I и II «четвертями» и между II и III - недельные каникулы. Второе полугодие также разбито на 3 периода обуче­ния, но уже продолжительностью для первых классов по б учебных недель. Ново­годние каникулы для 1-х классов - 2 недели. В марте проводятся дополнительные каникулы.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об об­щеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».

1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,
а со второй четверти - 4 урока по 35 минут.

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического
оптимума умственной и физической работоспособности).

5.  35-минутный урок в течение всего учебного года.

6.  Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го
урока.

7.  Ежедневный спортивный час в ГПД.

II
. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с наруше­ниями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организо­вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возмож­ности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

•     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами
(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, невроло­гом);

•     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью
выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболе­ваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

•     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).


2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в

т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

•     витаминизация;

•     профилактика простудных заболеваний;

•     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навы­ков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

•     соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

•     коррегирующие занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двига­тельного аппарата и зрения (программа «Как помочь ребенку с ослаблен­ным здоровьем преодолеть школьные трудности»).

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•     ежедневная физзарядка до занятий;

•     согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 мину­ты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата;

•     согласно требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 п. 2.9.4., в середине учебного
дня (после двух уроков) для первоклассников проводится динамическая
пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

•     подвижные игры на переменах;

• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
внеклассные спортивные мероприятия;

• школьные спортивные кружки.

4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

•     назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в
школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

•     создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы,
диетсестра, учитель, ответственный за организацию питания;

•     выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразова­тельных учреждениях;


•     соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным фи­зиологическим потребностям детей (учет необходимой потребно­сти в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании при­мерно 480 ккал);

сбалансированность рациона питания детей по содержанию бел­ков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотно­шении 1:1:4;

восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования доста­точного ассортимента продуктов и различных способов кулинар­ной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

•     создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не­
обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вил­ки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;

•     организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечают­ся самими учащимися в Экране, где оценивается поведение в столовой и
чистота стола после завтрака;

•     практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

•     ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про­
верки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие доку­
ментов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются
мнениями учащихся).


  1. Организация психологической помощи первоклассникам.

  2. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведе­ния детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в кол­лективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжела­тельной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль обще­ния учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.


Не только первоклассники, но и все учащиеся нашей школы занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротиза-ции, позволяет избежать стрессовых ситуаций.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (20 часов) позволяет развес­ти во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем перво­классникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементар­ного экспериментирования.

Педагогами школы используются следующие программы:

1.  Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». - М., 1992.

2.  Кушнир Н.Я., Мажимук Н.М. «Введение в школьную жизнь». - Минск, 1995.

3.  Гин СИ., Прокопенко И.Е. «Первые дни в школе». - М., 2002.

2. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на пер­вом этапе обучения.


Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпада­ет с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отноше­ния, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисповой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формиро­ванием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специ­альное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогиче­скому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за пар­ты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов дея­тельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первокласс­ников используются разнообразные дидактические материалы (строительные набо­ры, конструкторы и пр.).

Один урок математики каждую неделю в адаптационный период рекоменду­ется проводить на воздухе.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпа­дает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредст­венное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувст­венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффек­тивность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музы­кального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, та­нец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная дея­тельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.


Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

•     пластическое интонирование;

•     музыкально-ритмические движения;

•     свободное дирижирование;

•     игра на элементарных музыкальных инструментах;

•     разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увле­кательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности уча­щихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые меся­цы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям при­надлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учите­ля на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые фор­мы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: про­гулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетиче­ского любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школь­ного музея - народного декоративно-прикладного искусства); игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него вопло­титься, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, раз­витие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование пер­воначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.


Организация уроков физической культуры в течение первых двух меся­цев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений де­тей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения ви­деть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа -художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает обра­зов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно

сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напо­минающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготов­ленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изо­бразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.); экскурсии в Школу искусств пос. Че-ремухово; работа на пришкольном участке (при наличии инвентаря соответствующе­го возрасту ребенка); посадка зеленых насаждений в «Аллее первоклассника» и т.д.

3. Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следую­щих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).


Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязан­ных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактиче­ских игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об органи­зации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

4. Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в со­ответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырех­летней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направ­лена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

5. Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав­ственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:


•     задания разной степени трудности;

•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не­
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди­няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

•     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их ин­формированности.

V, ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с ин­тересами и желаниями детей и их родителей.

1.  Организация групп продленного дня.

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования со­ответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям
первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экс­курсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

V1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Работа методических объединений периода детства по обеспечению пре­емственности в развитии детей.

1.  Малые педсоветы педагогов, работающих в 1-х классах.

2.  Взаимодействие с родителями первоклассников:

• изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями на­кануне учебного года; 

•     ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из

школы; оборудование «Уголка для родителей» в школе; коллективные и

индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;

•     совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни
первоклассников в школе.

4. Психолого-педагогический консилиум - это одно из направлений работы психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума вхо­дит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК вырабатываются рекомендации от­дельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей.

VII. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адап­тация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых пери­од начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осу­ществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориенти­ром служит карта-характеристика, в которой заложены 4 уровня готовности к обу­чению по следующим параметрам:



<< предыдущая страница   следующая страница >>